Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марва Коллинз




Каждый ли может добиться успеха?

 

Вернемся к первому вопросу: все ли люди с правильной установкой способны на вели-кие свершения? Можно ли отправиться в худшую среднюю школу своего региона и научить тамошних школьников высшей математике? Если да, тогда будет совершенно ясно, что с пра-вильной установкой и правильным преподаванием люди способны на большее, чем принято ожидать.

 

Гарфилдская средняя школа была одним из худших учебных заведений Лос-Андже-леса. Сказать, что ее ученики в ней не интересовались учебой, а учителя не питали иллю-

 

зий, что могут что-либо изменить, – это значит ничего не сказать. Но Хайме Эскаланте83, прославившийся после выхода в свет фильма «Выстоять и сделать»25, недолго думая взял да и научил ее подопечных – детей из беднейшего латиноамериканского квартала города – математике на уровне вуза. Со свойственной ему установкой на рост он задался вопросом: «Как я смогу это сделать?», а не «Смогу ли я это сделать?», а также «Как они лучше всего будут усваивать материал?», а не «Смогут ли они вообще усвоить такой материал?»

 

Причем Эскаланте не просто преподавал школьникам высшую математику, а смог, вместе со своим коллегой Бенджамином Хименесом, вывести своих учеников на первые места в общенациональном тесте по математике. В 1987 году Гарфилдская средняя оказа-лась на четвертом месте в стране по количеству учеников, сдавших тест по программе углуб-ленного изучения математики. Впереди нее оказались только три другие муниципальные школы, причем среди них были средняя школа им. Стайвесанта и средняя школа естествен-ных наук Бронкса – элитные нью-йоркские школы с математическим уклоном.

 

Более того: большинство учеников школы в Гарфилде получили настолько высокие оценки за этот тест, что завоевали право на поступление в колледж. Всего несколько сотен американских школьников мексиканского происхождения в том году сдали тест на таком высоком уровне. Это означает, что мы, недооценивая способность учеников к развитию, теряем огромный интеллектуальный потенциал.

 

 

Когда дети начинают отставать – скажем, остаются на второй год, – им, как правило, дают упрощенный донельзя материал, исходя из предположения, что они «не потянут» ничего более сложного. Подобное предположение – порождение установки на данность: эти ученики тупые, а потому им необходимо до бесконечности вбивать в головы одни и те же простейшие мысли. Результат, конечно, весьма гнетущий. Школьники повторяют всю учеб-

 

ную программу за этот класс «от и до», так и не усвоив ничего сверх того, что они уже

 

и так знали.

А вот Марва Коллинз26 набрала учеников из трущоб Чикаго, которые завалили учебу

в муниципальной школе, и стала относиться к ним как к гениям84. Многие из них уже носили ярлыки вроде «необучаемый», «умственно отсталый» или «психически неуравнове-шенный». И буквально все они пребывали в глубокой апатии. Никакой искры в глазах, ника-кой надежды на лице.

 

Занятия с второклассниками муниципальной школы она начала с уроков чтения самых элементарных текстов. К июню они дошли до середины материала по чтению для пятого

25 Фильм получил ряд премий (в том числе «Оскар» и «Золотой глобус») и шел также по российскому телевидению.

Прим. пер.

26Возможно, Марва Коллинз знакома российскому зрителю по фильму «История Марвы Коллинз». Прим. пер.



**********

 

 

класса, попутно изучая Аристотеля, Эзопа, Толстого, Шекспира, Эдгара По, Роберта Фроста и Эмили Дикинсон.

 

Позже, когда Марва Коллинз открыла собственную школу, к ней заглянул обозреватель газеты Chicago Sun-Times Зэй Смит. Он увидел, как четырехлетние малыши пишут предло-жения типа «Зайти к лечащему врачу» и «Эзоп сочинял басни» и ведут беседы о дифтонгах и диакритических знаках27. Затем Смит зашел к второклассникам и послушал, как те читают наизусть произведения Шекспира, Лонгфелло и Киплинга. Незадолго до этого он посетил среднюю школу в богатом пригороде Чикаго, ученики которой никогда не слышали о Шекс-пире. «Вот так новость! – воскликнул один из учеников Коллинз. – Вы хотите сказать, что

 

эти дети из дорогих школ не знают, что Шекспир родился в 1564 году и умер в 1616-м?»85 За время летних каникул ученики Коллинз прочитывали огромный объем литературы.

Один из них, например, мальчик, в возрасте шести лет поступивший в эту школу с диагнозом «умственно отсталый», четыре года спустя за одно только лето прочел 23 книги, среди кото-рых были и такие увесистые тома, как «Повесть о двух городах» и «Джейн Эйр». Причем читали дети въедливо и вдумчиво. Когда трех– и четырехлетки читали про Дедала и Икара, один четырехлетний малыш воскликнул: «Миссис Коллинз, а ведь если мы не будем учиться

 

и работать изо всех сил, мы никогда не сможем полететь, как Икар»86. А разгоряченные дис-куссии о «Макбете» вообще были делом обычным.

 

Альфред Бине был убежден, что добиться качественного изменения интеллекта чело-века возможно. Несомненно, так оно и есть. И не важно, как будет проводиться оценка интел-лектуального багажа этих детей – по объему их знаний или по результатам стандартизиро-ванного теста. Очевидно одно: их умы претерпели коренные изменения.

 

Видный исследователь методов обучения Бенджамин Блум детально изучил87 исто-рию успеха 120 человек, достигших выдающихся результатов. Среди них были концертиру-ющие пианисты, скульпторы, олимпийские чемпионы, теннисисты мирового уровня, мате-матики и ученые-неврологи. Большинство из них в детстве ничем особенным не выделялись и не демонстрировали никаких признаков наличия особого таланта – но только до того момента, пока не начали всерьез заниматься и тренироваться. Даже в раннем юношеском возрасте по их способностям на тот момент нельзя было предсказать, каких успехов они добьются в будущем. Только благодаря их сильной мотивации и стараниям и, конечно, все-общей поддержке они смогли достичь таких высот.

 

И вот к какому заключению пришел Блум: «После сорока лет упорных исследований методов обучения как в Соединенных Штатах, так и за рубежом мой главный вывод таков: то, что способен усвоить один человек, может усвоить почти каждый, если обеспечить ему

необходимые предварительные и текущие условия для обучения»88. В это число он не вклю-чает от 2 до 3 процентов детей, имеющих серьезные нарушения интеллекта, а также «верх-ние» 1–2 процента малышей, находящихся на другом «полюсе», таких как Майкл. Блум берет в расчет всех остальных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.