Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа. Личность и самосознание

Личность и самосознание

 

Выполнила: Бондарчук В.А Группы:ЗФ-210/099-4-1 Проверила: Кондратьева О.А, К.ПСХ.Н, доцент кафедры Т и ПП

 

Челябинск

2014г.

Содержание

Введение………….

1. Концепция «Я» в развитии личности ………………..

2. Понятие, структура и формы самосознания личности………….

3. Рефлексия как критическое переосмысление собственной личности….

Заключение………….

 

 

1. Концепция «Я» в развитии личности

Для того чтобы перейти к рассмотрению концепции «Я» в развитии личности, необходимо обозначить, что же из себя представляет сама личность.

В моём понимании личность – это индивид содержащий в себе духовные, моральные, нравственные, психологические, эстетические и социо-культурные качества. Однако личность нельзя свести только к этим качествам, пусть даже они являются едиными в своем восприятии. Дело в том, что личное — это то, что принадлежит человеку, что является его собственностью. В каком то смысле можно согласиться с мнением У. Джемса, который считает, что трудно провести черту между тем, что «человек называет самим собой, и своим».

Исходя из этого, личность так же составляет и сумму всего того, что человек «может назвать своим»: не только его физические и душевные качества, но также его вещи, его дом, родных, детей, предков, друзей, его репутацию и труды.

Термин "Я-концепция" с английского дословно переводится как «концепция себя» и в этом смысле достаточно устойчиво сохраняется по сей день, но стоит отметить, что данный термин в русскоязычной психологической литературе появился сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя» или «самосознание».

Так же существует еще одна составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам личностью, она называется самооценкой или принятием себя.

Примером этому может служить высказывание или мысль: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многое другое.

«Я»-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности, её можно рассматривать как установку человека по отношению к себе и как всякая установка, она включает в себя:

- убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая);

- эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);

- выражение перечисленного выше в поведении (поведенческая составляющая).

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я»-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

- Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

- Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

- Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к «Я»-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

- Образ «Я» – представление индивида о самом себе.

- Самооценка – это аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

- Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

В большинстве качеств, которые мы приписываем своей личности, присутствует оценочный момент, в некоторых явно, в некоторых скрыто. Критериями оценок обычно являются современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стандарты, стереотипы восприятия, моральные принципы, правила поведения, усвоенные им в течение жизни. Оценочный смысл отражает субъективно предполагаемую человеком реакцию на него окружающих.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Позитивная самооценка проявляется как позитивное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или негативная самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности. Самооценка всегда носит субъективный характер, вне зависимости от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида или существующие социо-культурные стандарты.

Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию.

На самооценку также влияет сопоставление образов «реального Я» и «идеального Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений. «Идеальное Я» – это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.

Главным результирующим свойством личности как таковым духовным стержнем, выступает мировоззрение, оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл моей жизни, мое предназначение? Живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение — это как бы мост, связывающий личность и весь мир который ее окружает.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что
личность — это мера цельности человека: без внутренней цельности нет личности. Под личностью имеется в виду начало, объединяющее в единое целое и биологическое, социальное, и психологическое в человеке. Личность как бы делает устойчивым все море бушующих в человеке социальных и биологических сил.

Необходимыми условиями становления личности являются телесная оформленность, самосознание и социальный образ жизни, главное проявление ставшей личности — наличие у человека мировоззрения.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее - есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь вызывает необходимость развития способности самооценкой, связанной с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков уникальный «узор» личности, присущая только ей специфика.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность и ещё раз Личность, дамы и господа! | Духовная жизнь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.