Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные отношения




GEMEINSCHAFTSGEFUHL36

Это слово, изобретенное Альфредом Адлером (2), каз мне единственноподходящим для описания тех чувств, которые испытывают самоактуализированныелюди к человечеству в целом. Самоактуализированного человека отличаетглубочайшее чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь клюдям, хотя эти самые люди, как я уже отмечал, могут и раздражать его, ивызывать его гнев. Можно сказать, что самоактуализированный человек ощущаетсебя членом большой семьи, воспринимает людей как своих братьев. Именнопотому, что он любит их, их недостатки и глупость огорчают его, а порой дажевыводит из себя. Но он прощает им их слабости, потому что других братьев унего нет. Это чувство идентификации с человечеством не выражается явно, осязаемо,порой его можно "проморгать". Но самоактуализированного человека нельзямерить одной меркой с обычными людьми, ѕ в своих мыслях, побуждениях,эмоциях, поведении он коренным образом отличается от них. Я уже говорил, чтопорой он чувствует себя чужестранцем, пришельцем, странником в окружении"нормальных" людей. Мало кто способен понять его, хотя он, как правило, необделен любовью и уважением. Несмотря на внешнюю холодность, несмотря наотчужденность, он глубоко переживает за окружающих его людей, их слабости ипороки печалят его, а иногда даже повергают в отчаяние. Он остро чувствуетсвою принадлежность к человеческому роду, свое родство с людьми, с этимислабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать, а вместоэтого он относится к ним снисходительно, осознавая, что они просто не умеютделать того, что умеет он, не умеют понять тех вещей, которые понятны ему,не умеют увидеть истину, которая так очевидна для него. Такое отношение клюдям Альфред Адлер называл братским.Если в самых общих чертах обрисовать отношения самоактуализированногочеловека с близкими ему людьми, то можно сказать, что они гораздо глубже,чем отношения обычного взрослого человека. Самоактуализированный человексклонен полностью забыть о себе, о своих нуждах, он сливается с близким емучеловеком, растворяется в нем, становится его частью. Его интимные отношенияявляют собой пример абсолютной, предельной идентификации. Однако, одним изнепременных условий таких отношений является соответствие партнера. По моимнаблюдениям, сблизиться с самоактуализированным человеком могут толькоздоровые люди, люди, приблизившиеся к самоактуализации. Если же мы вспомним,что таких людей относительно немного, то, пожалуй, стоит сделать вывод оразборчивости самоактуализированного человека в его взаимоотношениях слюдьми. Одним из следствий этой его разборчивости или избирательностистановится тот факт, что у самоактуализированного человека, как правило,немного друзей. Круг его общения достаточно узок ѕ пожалуй, хватит пальцеводной руки, чтобы пересчитать тех людей, которых он действительно любит, скоторыми поддерживает по-настоящему дружеские отношения. Отчасти это можнообъяснить высокой его требовательностью к качеству этих отношений, любовь идружбу самоактуализированный человек понимает как отношения, требующие отчеловека огромной самоотдачи и огромных затрат времени. Один из моихиспытуемых высказался по этому поводу так: "Мне не нужно много друзей. Уменя просто не хватит времени на них! Настоящая дружба требует времени".Примерно то же самое мне приходилось слышать и от других моих испытуемых.Единственным исключением была одна дама. Эта дама была настолько общительна,настолько мила и приветлива, так живо интересовалась жизнью своихмногочисленных знакомых, родственников и друзей, так хорошо умела строитьсвои отношения с ними, что у меня сложилось впечатление, что именно в этомона видит свое главное жизненное предназначение. Эта женщина не работала, и,может быть, именно этим можно объяснить ее пристрастие. Избирательность вобщении, свойственная самоактуализированным людям, не вступает впротиворечие с присущим им чувством общности (Gemeinschansgefuhl), с ихчеловеколюбием, добротой, благожелательностью. Они добры или, по крайнеймере,терпимы по отношению ко всем людям, причем особую любовь они питают кдетям. Они по-настоящему человеколюбивы и сострадательны. Во взаимоотношениях самоактуализированного человека с близкими емулюдьми нет места слащавости, сюсюканью и "телячьим" нежностям. Он может бытьжестким и даже резким по отношению к своим близким, если они заслуживаюттого; особенное неприятие вызывают у него напыщенность, самодовольство,претенциозность. Но в повседневном общении самоактуализированные люди, дажеимея дело с неприятными им людьми, не считают нужным демонстрировать своюнеблагосклонность. Один из моих испытуемых сказал по этому поводу примерноследующее: "В конце концов, человек несовершенен. Но ведь он может достичьсовершенства. Он делает глупости, а потом мучается и страдает, не понимая,почему его добрые намерения завели его не туда. Он расплачивается за своюглупость своим собственным несчастьем. Его можно только пожалеть". Однако если самоактуализированный человек иногда бывает враждебным инетерпимым, то его враждебность всегда обоснована и всегда служит благуближнего. Вслед за Фроммом мы можем сказать, что эта враждебность имеетреактивный, или ситуационный характер, что в ней нет ничего личностного. Пожалуй, стоит упомянуть здесь и о том, что каждый из тех людей, скоторыми я общался, имеет своих поклонников, почитателей и обожателей. Егоотношения с ними можно охарактеризовать как односторонние. Поклонники требуют от него гораздо больше, чем он готов им дать. Ихлюбовь и обожание отличаются особой настоятельностью, почитатели слишком ужназойливы, и потому эти отношения часто тяготят самоактуализированногочеловека. Способ его взаимодействия с армией поклонников примерно таков: онлюбезен и благожелателен с ними, но стремится как можно скорее и повозможности изящно отделаться от них.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.