Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая психотерапия и группы личностного роста




АУТОТЕРАПИЯ И КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Одним из косвенных следствий представленной выше теории должно статьпереосмысление наших представлений о самолечении, или об аутотерапии.Аутотерапия таит в себе огромные возможности, но в то же самое времясодержит и ряд существенных ограничении, еще не вполне осознанных нами. Есликаждый человек поймет, чего ему не хватает, каковы его фундаментальныежелания, если он научится распознавать симптомы, указывающие нанеудовлетворенность его желаний, он получит возможность сознательноговосполнения этой неудовлетворенности. Можно смело заявить, что очень многиеразновидности умеренной психопатологии, столь распространенной в нашемобществе, должны отступить перед ауто-терапией. Те самые безопасность,любовь, чувство принадлежности, уважение, которые дает нам общение с людьми,могут стать панацеей в случае ситуационных психологических расстройств, ониспособны сгладить некоторые. пусть даже не очень серьезные,характерологические нарушения. Стоит только человеку осознать, сколь важноезначение имеет для его психологического здоровья удовлетворение потребностейв любви, уважении, самоуважении и т.п., и его стремление к их удовлетворениюприобретет сознательный характер. Ясно, что сознательный поиск эффективнеебессознательных попыток восполнения дефицита. Однако, показывая людям широкие возможности аутотерапии, давая имнадежду на легкое и быстрое исцеление от многих психологических недугов, мыобязаны сказать и о естественных ограничениях аутотерапии. Далеко зашедшиехарактерологические нарушения и экзистенциальные неврозы невозможно победитьс помощью одной только гратификацион-ной терапии или аутотерапии, этирасстройства остаются под неоспоримой юрисдикцией профессиональнойпсихотерапии. В тяжелых случаях не удастся обойтись без использованияспециальной техники, инсайта ѕ техники, достойной замены которой в настоящеевремя не существует и которая доступна только профессионалам. В случаесерьезного психологического недуга бессмысленно рассчитывать на помощьдоброго соседа или мудрой бабушки ѕ они утешат его, дадут здравый совет, ноне избавят от недуга. В этом и состоит существеннейшее ограничениеаутотерапии.79Новая концепция психотерапии придает особое значение групповой терапииво всех ее разновидностях. Мы неоднократно подчеркивали межличностныйхарактер феномена психотерапии и личностного роста, а потому теперь обязаныаприорно признать, что психотерапевту следует стремиться к тому, чтобырасширить пространство психотерапевтических отношений, охватываяблаготворным влиянием психотерапии как можно более широкий круг людей. Еслимы говорим о том, что традиционная психотерапия ѕ это модель идеальныхотношений между двумя людьми, то групповую психотерапию в таком случае можносчесть моделью идеального общества, состоящего из десяти человек. Основаниемдля возникновения и побудительной причиной для первоначального развитиягрупповой психотерапии были чисто экономические соображения, такие какэкономия средств и времени, вовлечение в психотерапевтические отношенияширокого круга пациентов и т.п. Но имеющиеся сегодня в нашем распоряженииэмпирические данные показывают, что групповая терапия способна сделать то,что не под силу индивидуальной психотерапии. Мы уже знаем, что в группепациент гораздо быстрее освобождается от чувства собственной уникальности,вины, греховности и изоляции, он отказывается от них, глядя на других людей,таких же, как он, сделанных из того же теста, подверженных тем же желаниям ивлечениям, терзаемых теми же конфликтами и разочарованиями. Именно этоосознание смягчает психопатогенный эффект скрытых влечений и внутреннихконфликтов. Есть еще одно соображение, заставляющее нас продолжать поиск именно вэтом направлении. В процессе индивидуальной психотерапии пациент обретаетспособность устанавливать хорошие человеческие отношения с одним человеком ѕс терапевтом, и терапевту остается только надеяться, что пациент сумеетреализовать обретенную способность и в отношениях с другими людьми. Чащевсего надежды терапевта сбываются, но, к сожалению, не всегда. При групповойпсихотерапии пациент не только обретает навык хороших межличностныхотношений, но и тренирует этот навык в процессе общения с целой группойлюдей под наблюдением психотерапевта. Эффективность групповойпсихотерапевтической работы пусть и не ошеломляет, но все-таки вселяет в насоптимизм. Этот оптимизм, подкрепленный теоретическими соображениями, заставляетнас всемерно стимулировать, поощрять и развивать это новое направлениепсихотерапии. Групповая психотерапия не только пополняет арсеналпсихотерапевтических средств, она дает новый толчок развитию общейпсихологии и социальной теории. Все сказанное выше относится и к группам встреч, и к группам тренингасенситивности, и ко всем прочим разновидностям психотерапевтических групп,вроде "групп личностного роста" или "семинаров по эмоциональному развитию".Несмотря на различия в процедуре терапевтического воздействия все эти группыпреследуют одни и те же конечные цели, цели, к которым устремлена итрадиционная психотерапия. Я имею в виду самоактуализацию человека, его"дочеловечивание", реализацию человеком присущих ему общевидовых ииндивидуальных возможностей. Группа под руководством знающего и умелого специалиста может творитьнастоящие чудеса. Но сегодня мы можем с полной уверенностью заявить, чтоесли группу, тренинг или семинар ведет некомпетентный человек, то он можетоказаться бесполезным, если не вредным. Это заявление достаточно банально ѕто же самое можно сказать о хирургии и о любой другой сфере профессиональнойдеятельности. К сожалению, пока мы не можем вооружить обычного человека,потенциального клиента психотерапевтической группы инструкцией или памяткой,которая помогала бы ему отличить компетентного терапевта (хирурга, дантиста,наставника, учителя) от некомпетентного.

ГЛАВА 16

ПОНЯТИЕ НОРМЫ. ЗДОРОВЬЕ И ЦЕННОСТИ Понятие "нормальный" до такой степени емкое, что впору счесть егосовершенно бессмысленным. Мне кажется, настало время определиться с тем, чтоже все-таки подразумевает психология и психиатрия, говоря о "норме", и найтидля этого более подходящие термины. В этой главе я попытаюсь предпринятьпопытку такого рода. Нам известны статистические, культурно-релятивистские имедико-биологические определения нормы, однако такого рода определенияследует отнести к разряду формальных, чисто корпоративных определений, неприменимых в повседневной жизни. Однако сегодня вопрос о норме имеет нетолько профессиональное звучание. Сегодня это не только и не столькопрофессиональный вопрос, сколько проблема общечеловеческого размаха. Каждыйиз нас задавался вопросом о норме, каждый спрашивал себя и других: "Чтосчитать нормальным?", и каждый раз имел в виду нечто вполне определенное.Для большинства людей это ценностный вопрос, вопрос о том, что такое хорошои что такое плохо, что должно беспокоить человека, чего он должен стыдитьсяи чем он может гордиться. Даже профессионалы, находясь за стенами своегокабинета, мыслят именно в этих, общечеловеческих категориях. О тех понятиях,что вынесены в заголовок данной главы, я хочу порассуждать как спрофессиональной, так и с общечеловеческой точки зрения. Мне кажется, чтоочень многие специалисты поступают именно так, хотя не все готовы признатьсяв этом открыто. Мы слишком озабочены поиском формального определения нормы,слишком много спорим о том, что следует считать нормальным, а что ѕненормальным, и при этом забываем, что в сознании большинства людей понятиенормы уже имеет вполне конкретное содержание. В своей психотерапевтическойпрактике я, например, всегда пытаюсь соразмерить понятие нормы с масштабом иособенностями конкретного клиента, всегда стараюсь отрешиться отузкопрофессионального взгляда на проблему. Если мать спрашивает меня,нормален ли ее ребенок, я понимаю, что на самом деле ее интересует, следуетли ей беспокоиться, нужно ли ей пытаться изменить поведение ребенка илиоставить все как есть. Точно так же я интерпретирую вопросы студентов онормальности или ненормальности тех или иных форм сексуального поведения ѕкак правило, я отвечаю: "Здесь есть о чем беспокоиться" или: "Небеспокойтесь об этом". Я думаю, нарастающий интерес психоаналитиков, психиатров и психологов кданной проблеме вызван постепенным осознанием того факта, что вопрос о нормеявляется важнейшим ценностным вопросом. Так, например, Эрих Фромм считаетнормальным то, что идет на благо человеку, что делает его лучше. Эта жемысль все чаще звучит в работах других авторов. В такого рода размышленияхмне видится начало новой психологии, психологии ценностей, науки, которая небудет исполнять роль прислужницы в университетских курсах философии ипсихиатрии, но станет практическим руководством в обыденной жизни каждогочеловека. По большому счету, сегодня психология призвана сделать то, что затысячи лет так и не удалось сделать официальной религии. Психология творитновую концепцию, которая будет рассматривать человека в его взаимосвязи ссобственной человеческой природой, с другими людьми, с обществом и средой;психология должна предложить людям новую, человеческую систему отсчета,приняв которую люди поймут, что должно вызывать у них стыд и вину, а чегостыдиться не стоит. Другими словами, сегодня мы приступаем к созданию новойгуманистической этики. Мне хотелось бы, чтобы все, что будет сказано мнойниже, было воспринято как развитие этой основной мысли.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.