Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация и личность 11 страница




Предисловие 19

ясняется и тем, что большинство глав -- это переработанные лекции.

Эта книга, как и предыдущая, полна утверждений, основанных на "пилотажных' исследованиях, отрывочных сведениях, личных наблюдениях, теоретической дедукции и чистой интуиции. Они, в общих чертах, сформулированы, так что есть возможность доказывать их истинность или ошибочность. То есть они являются гипотезами, значит дают пищу для дискуссии, а не для безоговорочной веры. Кроме того, они весьма актуальны, стало быть, их истинность или ошибочность имеют большое значение для других областей психологии. Это действительно важные вопросы. Они должны стать поводом для исследования, и я надеюсь, что так оно и будет. Поэтому я отношу эту книгу к области науки или научного предвидения и не считаю ее проповедью, литературным произведением или образчиком личной философии.

Несколько слов о современных интеллектуальных тенденциях в психологии могут помочь поточнее определить место этой книги. Самыми общими концепциями человеческой природы, наиболее влиятельными в психологии, вплоть до недавнего времени оставались теория Фрейда и экспериментально-бихевиористская теория. Все остальные теории были значительно уже, и их приверженцы образовали множество сект. Однако в течение последних нескольких лет взгляды этих различных групп стали стремительно сливаться в третью общую концепцию человеческой природы, а сами эти группы -- в единое движение, которое можно назвать "третьей силой". Это течение включает в себя последователей Адлера, Рэнка и Юнга, а также нео-фрейдистов (или нео-адлерианцев) и постфрейдистов (как психологов-психоаналитиков, так и писателей -- вроде Маркузе, Вилиса, Мармора, Шаша, Брауна, Линда и Шахтеля, которые приняли эстафету от психоаналитиков-талмудистов). Вдобавок, все время растет влияние Курта Голдстайна и его "организмической психологии". То же самое можно сказать о гештальт-терапии, гештальт-психологии и левинианстве, об общесемантическом подходе и о психологии личности (Г.Олпорт,

20 Абрахам Маслоу. Психология Бытия

Г.Мэрфи, Дж. Морено, ХАМюррей). Новым и сильным течением является экзистенциальная психология и психиатрия. Десятки других крупных ученых можно отнести к таким направлениям, как "психология самости", феноменологическая психология, психология развития, школа Роджерса, гуманистическая психология и так далее, и тому подобное. Полный список составить просто невозможно. Проще всего разделить их на пять групп, каждая из которых сосредоточена вокруг одного из пяти (относительно новых) журналов, наиболее охотно публикующих труды представителей определенной группы. Вот названия этих журналов: Journal of Individual Psychology, American Journal of Psychoanalysis, Journal of [Existential Psychiatry, Review of Existential Psychology and Psychiatry и самый новый из них -Journal of Humanistic Psychology. Могу также добавить журнал Manas, рассчитанный на мыслящих людей, которые не являются специалистами в данной области. Приведенная в конце этой книги библиография является хотя и не полным, но подробным списком работ представителей этой группы. Данная книга тоже принадлежит к этому течению мысли.

Не стану повторять слова признательности, высказанные в предисловии к моей книге Motivation and Personality. Хочу лишь добавить следующее.

Мне очень повезло с моими коллегами по факультету; это -- Евгения Ханфманн, Ричард Гельд, Ричард Джонс, Джеймс Кли, Рикардо Моран, Ульрих Нейссер, Гарри Рэнд и Уолтер Томан, которые все помогали мне в написании этой книги, а также были ее рецензентами и оппонентами. Я хотел бы выразить свою любовь и уважение к ним и поблагодарить их за помощь.

Я имел честь в течение десяти лет дискутировать с моим блестяще образованным и скептически настроенным коллегой, доктором Фрэнком Мануэлем с исторического факультета Университета Брандейс. Наша дружба не только принесла мне немало радостей, но и многому меня научила.

Такие же отношения связывали меня с другим моим другом и коллегой, доктором Гарри Рэндом, практикующим психоаналитиком. В течение десяти лет мы вместе пытались постичь глу

Предисловие 21

бинные смыслы теорий Фрейда, и в результате нашего сотрудничества уже родилась одна книга (103). Ни доктор Мануэль, ни доктор Рэнд не согласны с общим направлением моих мыслей, и то же самое можно сказать об Уолтере Томасе, психоаналитике, с которым у нас было немало споров. Вероятно, именно эти споры помогли мне отточить мои формулировки.

Доктор Рикардо Моран и я сотрудничали в проведении семинаров и экспериментов, а также в написании научных работ. Это помогло мне держаться в русле экспериментальной психологии. Написанием глав 3 и 6 данной книги я весьма обязан помощи доктора Джеймса Кли.

Чрезвычайно познавательными были все острые, но дружелюбные споры на коллоквиуме выпускников нашего факультета психологии, которые у меня были с этими и другими моими коллегами, а также выпускниками. Кроме того, я очень много почерпнул из ежедневных официальных и неофициальных контактов с сотрудниками моего факультета в Университете Брандейс, которые представляют собой такую группу образованных, тонких и умеющих спорить интеллектуалов, которая составит честь любому учебному заведению.

Немало я узнал и от своих коллег в рамках Симпозиума по нравственным ценностям, организованного Массачусетским технологическим институтом (102), в особенности от Фрэнка Бовдича, Роберта Гартмана, Георгия Кепеса, Дороти Ли и Вальтера Вайскопфа. Адриан ван Каам, Ролло Мэй и Джеймс Кли ввели меня в литературу экзистенциализма. Френсис Вильсон Шварц (179, 180) преподал мне первый урок по обучению творчеству, раскрыв его значение для психологии развития. Олдос Хаксли (68а) был одним из первых, кто убедил меня серьезно отнестись к психологии религии и мистицизма. Феликс Дойч провел меня за кулисы психоанализа, организовав несколько практических занятий. Мой интеллектуальный долг перед Куртом Голдстайном настолько велик, что эту книгу я посвящаю ему.

Большая часть этой книги написана во время моего академического отпуска, которым я обязан просвещенной администрации моего Университета. Я также благодарен Фонду Эллы Лаймана Кэбота за субсидию, которая на время написания этой книги освободила меня от мыслей о деньгах. Очень трудно заниматься напряженной теоретической работой за обычные отпускные.

22 Абрахам Маслоу. Психология Бытия

Мисс Верна Коллет напечатала большую часть этой книги. Я хочу поблагодарить ее за необычайную старательность, терпение и тяжкий труд. Выражаю ей свою глубочайшую признательность. Я также благодарен за секретарские услуги Гвен Вотели, Лоррейн Кауфман и Сэнди Мазер.

Глава 1 -- это переработанная часть лекции, прочитанной мною в Нью-Йорке, 18 октября, 1954 г. Полностью текст был опубликован в Selfиздании Кларка Мустакаса (Harper & Bros., 1956) -- и включен в эту книгу с разрешения издателя. Позднее он был перепечатан еще раз (см.: J.Coleman, F.Libaw, W.Martinson, Success in College, Scott, Foresman, 1961).

Глава 2 -- это переработанный вариант доклада, прочитанного на Симпозиуме по экзистенциальной психологии, состоявшемся в 1959 г., во время Съезда Американской ассоциации психологов. Впервые он был опубликован в издании Existentialist Inquiries (1960, 1, 1-5) и в данную книгу включен с разрешения издателя. Его перепечатывали в изданиях Existential Psychology (Rolo May (ed.), Random House, 1961) и Religious Inquiry (1960, No. 28,4-7).

Глава 3 -- это сокращенный вариант лекции, прочитанной на организованном университетом штата Небраска Симпозиуме по мотивации (.13 января, 1955 г.) и опубликованной в материалах симпозиума Nebraska Symposium on Motivation (M.R.Jones (ed.), University of Nebraska Press, 1955). В данную книгу он включен с разрешения издателя. Он также был перепечатан в издании General Semantics Bulletin (1956, No. 18, 19, 39-42) и в книге: J.Coleman, Personality Dynamics and Effective Behavior (Scott, Foresman, 1960).

Глава 4 первоначально представляла собой лекцию, прочитанную на организованной школой Меррила-Пальмера Конференции по развитию (10 мая, 1956 г.). Она была опубликована в ежеквартальнике Merril-PalmerQuarteriy^QX, 3, 36-47) и включена в данную книгу с разрешения издателя.

Глава 5 -- это переработанная вторая часть лекции, прочитанной в Университете Тафта и полностью опубликованной в Journal of General Psychology в 1963 г. В эту книгу она включена с разрешения издателя. В первой части лекции были суммиро

Предисловие 23

ваны все доказательства существования инстинктивной потребности в знаниях.

Глава 6 -- это переработанный вариант президентского обращения к Отделу психологии личности и общества Американской ассоциации психологов, произнесенного 1 сентября, 1956 г. Он был опубликован в Journal of Genetic Psychology (1959, 94, 43-66) и включен в эту книгу с разрешения издателя. Он перепечатывался также в издании international Journal of Parapsychology (1960,2,23-54).

Глава 7 -- это переработанный вариант лекции, впервые прочитанной на посвященной памяти Карен Хорни встрече "Отчуждение и идентичность", организованной Ассоциацией за развитие психоанализа 5 октября, 1960 г. в Нью-Йорке. Лекция была опубликована в American Journal of Psychoanalysis (1961, 21, 254). В эту книгу она включена с разрешения издателя.

Глава 8 впервые была опубликована в подготовленном Куртом Голдстайном выпуске издания Journal of Individual Psychology (1959, 15, 24-32) и включена в эту книгу с разрешения издателя.

Глава 9 -- это переработанный вариант доклада, впервые опубликованного в издании Perspectives in Psychological Theory (В. Kaplan and S. Wapner (eds.), International Universities Press, 1960) -- сборнике эссе, посвященном Хайнцу Вернеру. Он включен в эту книгу в разрешения издателя.

Глава 10 -- это переработанный вариант лекции, прочитанной 28 февраля, 1959 г., в Университете штата Мичиган. Она была одной из лекций цикла о творчестве. Этот цикл был опубликован в издании Creativity and Its Cultivation (H.H.Anderson (ed.), Harper and Bros., 1959). Лекция включена в эту книгу с разрешения издателя. Она перепечатывалась также в изданиях Bectro-Mechanical Design (1959, Jan. and Aug. numbers) и Genera/ Semantics Bulletin (1959-61, No. 23, 24, 45-50).

Глава 11 -- это переработанная и расширенная лекция, прочитанная на Конференции по новым знаниям в области общечеловеческих ценностей, 4 октября, 1957 г., организованной Массачусетским технологическим институтом. Опубликована в издании New Knowledge in Human Values (A.H.Maslow (ed.), Harper & Bros., 1958) и включена в эту книгу с согласия издателя.

24 Абрахам Маслоу. Психология Бытия

Глава 12 -- это переработанный и расширенный вариант лекции, прочитанной на Симпозиуме по нравственным ценностям, организованном Академией психоанализа 10 декабря I960 г. в Нью-Йорке. ^

Глава 13 представляла собой лекцию, прочитанную на Сим- ч позиуме по прикладным исследованиям в области положительного душевного здоровья, организованном Восточной ассоциацией психологов 15 апреля 1960 г. Опубликована в Journal of Humanistic Psychology (1961, 1, 1-7) и включена в эту книгу с согласия издателя.

Глава 14 -- это переработанный и расширенный вариант статьи, написанной для издания ASCD: Perceiving, Behaving, Becoming: A New Focus for Education (A. Combs (ed.), 1962 Yearbook of the Association for Supervision and Curriculum Development, NEA, Washington, D. C. Ch. 4, p. 34-39). Перепечатывается с разрешения издателя. Отчасти изложенные в ней предложения представляют собой резюме этой и следующей моих книг (97). Отчасти же они также являются программной экстраполяцией в будущее.

Часть III РАЗВИТИЕ И ПОЗНАНИЕ

6. ПОЗНАНИЕ БЫТИЯ НА ПИКЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Выводы, представленные в этой и в следующей главе изложены в первом приближении, как своего рода импрессионистская, идеальная "композитная фотография" или компиляция моих личных бесед с примерно 80 респондентами и письменных ответов 190 студентов колледжа на следующим образом заданную тему:

"Я бы хотел, чтобы вы подумали о самом чудесном переживании или переживаниях в вашей жизни; самые счастливые моменты, моменты экстаза, моменты восторга, причиной которых послужили, скажем, влюбленность, услышанная музыка, неожиданно "потрясшая" вас книга или картина, великие мгновения творчества. Прежде всего, перечислите их. А затем попытайтесь рассказать мне, что вы чувствуете в эти "пиковые" моменты, чем ваши чувства отличаются от всего, что вы испытываете в другие моменты, в какой мере вы становитесь другим человеком. (Некоторым респондентам я задавал вопрос, в какой мере другим представляется им окружающий мир.)"

Ни один из опрашиваемых не описал полного синдрома. Я соединил все неполные ответы, чтобы получить "идеальный" композитный синдром. Кроме того, примерно пятьдесят человек, прочитав мои предыдущие публикации, по собственной инициативе написали мне письма, в которых рассказывали о своем опыте пиковых переживаний. И наконец, я использовал огромное количество литературы, посвященной мистицизму, религии, искусству, творчеству, любви и т. д.

Самореализующиеся люди (те из них, кто достиг высокого уровня развития, зрелости, здоровья) могут столь многому научить нас, что иногда они кажутся какой-то другой породой человеческих существ. Но ввиду того, что

Развитие и познание 103

изучение высших взлетов человеческой природы и пределов человеческих возможностей и устремлений является совершенно новым делом, оно представляет собой сложную и трудоемкую задачу. В моем случае оно сопровождалось постоянным разрушением излюбленных аксиом, постоянным преодолением мнимых парадоксов и противоречий, решением загадок и время от времени опровержением давно устоявшихся, не вызывавших сомнения и, казалось бы, неопровержимых законов психологии. Зачастую и вовсе обнаруживалось, что речь идет не о законах, а всего лишь о правилах пребывания в состоянии вялой и хронической психопатологии и страха, недоразвитость и незрелости, которых мы не замечаем, потому что большинство окружающих нас людей поражены той же самой болезнью.

В подавляющем большинстве случаев, что вполне типично для истории научного теоретизирования, проникновение в неведомое поначалу принимает формы ощущения разочарования по поводу сложности того, что так долго не поддавалось научному решению. Например, одна из первых проблем, с которыми я столкнулся в ходе изучения самореализации людей, заключалась в смутном понимании того, что их мотивация в определенной и значительной степени отличается от всего, что мне было известно. Поначалу я определил их жизнь, как экспрессивную, а не приспособленческую, но такое определение было далеко не полным. Тогда я указал, что их жизнь была, скорее, не мотивированной или метамотивированной (выходящей за пределы простых желаний), чем мотивированной, но эта формулировка настолько зависит от того, какой именно теории мотивации вы придерживаетесь, что от нее больше вреда, чем пользы. В главе 3 я противопоставил мотивацию развития мотивации ликвидации дефицита, что вносит определенную ясность, но не является окончательным определением, потому что в нем не проводится четкая граница между Бытием и Становлением. В данной главе я предложу новый путь (к психологии Бытия), который будет включать в себя обобщение уже сделанных трех попыток каким-то образом выразить словами отмеченные

104 Абрахам Маслоу. Психология Бытия

различия в мотивации и познавательной активности между полноценно развитым человеком и подавляющим большинством остальных людей.

Этот анализ состояний Бытия (непостоянных, метамотивированных, лишенных примитивных желаний, неэгоцентричных, нецеленаправленных, не предполагающих ни одобрения, ни конечного состояния, ни достижения совершенства или цели) сначала основывался на результатах изучения любовных отношений самореализующего человека в сопоставлении с остальными людьми, а потом на результатах глубокого изучения теологической, эстетической и философской литературы. Прежде всего, было необходимо разграничить два типа любви (обусловленную дефицитом -- Д-любовь -- и бытийно обусловленную -- Блюбовь), о которых шла речь в главе 3.

В состоянии Б-любви (обращенной к Бытию другого индивида или объекта) я обнаружил особый вид познания, к которому мои познания в психологии меня не подготовили, но подробные описания которого я нашел у авторов, пишущих на эстетические, религиозные и философские темы. Этот тип познания я назову Познанием Бытия, или, для краткости, Б-поэнанием. Оно противоположно познанию, обусловленному потребностью в ликвидации дефицита, которое я назову Д-познанием. Индивид, пребывающий в состоянии Б-любви, способен видеть в объекте своей любви такую реальность, какую другие люди не замечают, то есть его восприятие может быть более острым и глубоким.

Эта глава является попыткой обобщить некоторые из основных познавательных моментов в переживании Блюбви, в родительском чувстве, в мистическом переживании, в восприятии природы и в эстетическом восприятии, в состоянии творчества, в терапевтическом или интеллектуальном инсайте, в ощущении оргазма, в определенных формах спортивных достижений и т. д. Эти и другие моменты высшего счастья и свершения я назову пиковыми переживаниями.

Стало быть, эта глава посвящена тому, что может дать "положительная философия", или "ортофилософия" буду

Развитие и познание 105

щего, не только "нормально больным" людям, но и полноценно функционирующим и подлинно здоровым. Она не противопоставляется психологии, понимаемой как "психопатология среднего человека"; она поднимается над этим уровнем и, теоретически, может включить все ее открытия в более полную структуру, в которой есть место и для больных, и для здоровых, и для дефицита, и для становления, и для бытия. Я называю ее психологией Бытия, потому что ее занимает цель, а не средства, то есть предельные основания переживания, ценностей, познания, люди как цель. До сих пор современная психология по большей части изучала "не-обладание", а не обладание, желание, а не свершение, разочарование, а не удовлетворение, поиск удовольствия, а не само удовольствие, стремление попасть куда-либо, а не пребывание там. Подобный подход проистекает из всеобщего априорного, хотя и ошибочного убеждения, что всякое поведение индивида мотивированно. (См.: 97, гл. 15.)

Познание Бытия в опыте пиковых переживаний

Сейчас я в сжатой форме перечислю характерные черты познания, имеющего место во время обобщенного пикового переживания, используя термин "познание" в предельно широком смысле.

1. При Б-познании индивид имеет тенденцию воспринимать ощущение или объект как целое, как завершенную вещь, в отрыве от ее связей, возможной ее полезности, целесообразности и назначения. Ощущение (объект) воспринимается так, словно оно одно во вселенной, словно из него одного всецело состоит Бытие, оно воспринимается как синоним вселенной.

Это противоположно Д-познанию, которое охватывает большую часть познавательного опыта человека. Эти ощущения частичны и неполны в том смысле, о каком речь пойдет ниже.

Здесь мы невольно вспоминаем абсолютный идеализм XIX века, когда вся вселенная представлялась единым ме

106 Абрахам Маслоу. Психология Бытия

ханизмом. Поскольку для ограниченного человеческого существа невозможно объять это единство -- ни в восприятии, ни в постижении, то все реальное человеческое познание считалось необходимой частью Бытия, но ни в коем случае не всем Бытием.

2. Там, где имеет место Б-познание, все внимание познающего сосредоточено исключительно на воспринимаемом объекте. Это может быть названо "абсолютным вниманием". (См. также: Шахтель, (147).) То, о чем я пытаюсь рассказать здесь, очень напоминает завороженность или полную поглощенность. Объект при этом становится всем и его основания в результате исчезают или, по крайней мере, не воспринимаются как нечто важное. Объект словно изолируется от всего остального, воспринимающий его индивид забывает о существовании окружающего мира, и объект, на какое-то мгновение, становится равнозначен всему Бытию.

Поскольку Бытие воспринимается в его целостности, то вступают в действие те законы, которые действовали бы, если бы было возможно объять всю вселенную.

Этот тип восприятия резко контрастирует с восприятием нормальным. В последнем случае объект воспринимается вместе со всем, что имеет к нему отношение. Он "встроен" в отношения со всем остальным миром, он воспринимается как часть мира. Сохраняется нормальное отношение объект -основания, то есть внимание, хотя и по-разному, уделяется и тому, и другому. Далее, при обычном познании объект воспринимается не столько сам по себе, сколько как представитель определенного класса, как частный пример какой-то общей категории. Такой тип восприятия я назвал "рубрикацией" (см.: 97 гл. 14) и снова укажу, что он представляет собой не столько полное восприятие всех аспектов воспринимаемого объекта или лица, сколько своего рода таксономию, классифицирование, "раскладывание по полочкам".

Кроме того, восприятие включает в себя помещение объекта в континуум в гораздо большей степени, чем мы это себе представляем. Оно включает в себя некое автоматическое сравнение или оценку. Оно подразумевает не

Развитие и познание 107

что "более высокое", "меньшее" или "большее", "лучшее" или "худшее" и т. д.

Б-познание может быть названо не-сопоставительным или не-оценивающим познанием. Я понимаю это в том смысле, в каком Дороти Ли (88) писала об отличии восприятия некоторых примитивных народов от нашего восприятия.

Индивида можно воспринимать самого по себе, вне всего остального. Его можно воспринимать как уникальное существо, единственного представителя своего класса. Это то, что мы называем восприятием индивида как уникума, то, чего, естественно, хотят достичь все клиницисты. Но это очень трудная задача, гораздо более трудная, чем мы готовы признать. Тем не менее это возможно, хотя только как преходящее состояние, и это действительно происходит, причем во время пиковых переживаний. Здоровая мать, с любовью воспринимая своего младенца, близка к этому восприятию уникальности индивида. Ее ребенок для нее не такой, как все остальные люди в этом мире. Он -- само чудо и совершенство (по крайней мере в той мере, в какой она способна отказаться от нормативов Гезелля и сравнений с соседскими детьми).

Кроме того, конкретное и целостное восприятие объекта подразумевает, что он воспринимается с любовью. С другой стороны, любовь к объекту подразумевает сосредоточенность внимания, постоянное изучение, которое так необходимо для восприятия всех аспектов объекта. Внимание к мельчайшим деталям, с каким мать вновь и вновь смотрит на своего младенца, с каким смотрят друг на друга влюбленные или же знаток живописи рассматривает приобретенную им картину, обязательно приведет к более полному восприятию, чем обычная поверхностная систематизация, которую неправомерно назвали восприятием. От такого поглощенного, завороженного, всецело задействующего наше внимание познания мы вправе ожидать богатства деталей и всестороннего понимания объекта. Противоположностью этому является продукт поверхностного наблюдения, который составляет только "скелет" ощущения, когда избирательно воспринимаются

108 Абрахам Маслоу. Психология Бытия

только отдельные аспекты объекта по принципу их "значимости" и "незначимости". (Разве у картины, у ребенка или у возлюбленного может быть что-то "незначимое"?)

3. Хотя всякое человеческое восприятие является, отчасти, продуктом человеческого бытия и, в определенной мере, творением человека, мы, тем не менее, можем провести определенную черту между восприятием внешних объектов как значимых для человека и восприятием их как незначимых. Самореализующийся человек больше другого способен воспринимать мир безотносительно к себе и ко всем человеческим существам вообще. То же можно сказать и о среднем человеке в моменты его высочайшего взлета, то есть во время его пиковых переживаний. Тогда он более склонен смотреть на природу так, будто она существует сама по себе и ради себя самой, а не воспринимать ее как игровую площадку, построенную исключительно для человека. Ему легче удержаться от проецирования на нее человеческих интересов. Короче говоря, он может увидеть ее в ее собственном Бытии ("безграничности"), а не как нечто, подлежащее использованию, чего следует бояться или реагировать каким-нибудь человеческим способом.

Например, возьмем микроскоп, в котором на предметном стекле мы можем увидеть как мир красоты, так и мир опасности и патологии. Пораженный раком участок ткани, на который мы глядим в микрос^п, может восприниматься как красивая, сложная и внушающая благоговение организация, если только мы забудем, что это -- рак. Москит -- чудесный объект, если воспринимать его самого по себе. Вирусы под электронным микроскопом просто завораживают (или, по крайней мере, могут завораживать, если мы сможем забыть об опасности, которую они представляют для человека).

Поскольку человеческие интересы остаются за пределами бытийного познания, то оно дает нам возможность более правильно понять природу объекта самого по себе. 4. Мои исследования наводят меня на мысль (хотя я еще не до конца в ней уверен) о еще одном отличии Бпознания от обыденного познания, а именно -- всякая

Развитие и познание 109

повторная активизация функции Б-познания обогащает восприятие. Повторяющееся, завораживающее переживание присутствия любимого лица или картины, которая вызывает у нас восхищение, заставляет нас любить их еще больше и позволяет нам замечать все новые и новые их грани. Это мы можем назвать внутренним богатством.

Но это так явно контрастирует с более привычными нам последствиями повторяющегося ощущения, например, со скукой, привыканием, ослаблением внимания и т.п. К своему удовлетворению я обнаружил (хотя и не попытался доказать это), что постоянное общение с хорошей живописью, приводит к тому, что для людей восприимчивых и с обостренными чувствами хорошие картины обнаруживают все большую красоту, в то время как постоянное восприятие плохой живописи делает картины еще менее красивыми. То же самое можно сказать о хороших людях и плохих, например, жестоких. Если мы часто общаемся с хорошим человеком, то он начинает нам казаться еще лучше. Частые встречи с плохим человеком только усугубляют отрицательное мнение о нем.

При обыденном восприятии, когда первое впечатление зачастую является простой классификацией объекта по принципу "полезен -- бесполезен", "опасен -- безопасен", в результате частых встреч с объектом он начинает казаться все более пустым. Свою задачу нормальное восприятие, которое чаще всего основывается на тревоге или ощущении наличия дефицита, выполняет с первого раза. Потом потребность в восприятии исчезает, и поскольку объект или личность уже занесены в соответствующую графу, они просто не воспринимаются. При частом восприятии проступает или ничтожество объекта, или его величие. Более того, частое общение обнаруживает не только недостатки объекта, но и недостатки воспринимающего.

Одним из основных механизмов, с помощью которых любовь создает более глубокое восприятие глубинных качеств объекта, чем не-любовь, состоит в том, что любовь включает в себя завороженность объектом любви, стало быть, она включает в себя постоянное, внимательное и

110 Абрахам Маслоу. Психология Бытия

испытующее обозрение объекта, "любование". Возлюбленные могут открыть друг в друге потенциальные возможности, которые незаметны другим людям. Мы привычно говорим, что "любовь слепа", но сейчас мы должны допустить как возможность, что при определенных обстоятельствах любовь бывает более "зрячей", чем не-любовь. Под этим, разумеется, понимается возможность каким-то образом заметить еще не проявившиеся качества. Это не столь уж сложная проблема для исследователя, как это может показаться на первый взгляд. Тест Роршаха в руках эксперта тоже представляет собой выявление еще не реализованных способностей. В принципе, эта гипотеза вполне поддается проверке.

5. Американская или, если взять шире, западная психология, с моей точки зрения, эгоцентрично предполагает, что человеческие потребности, страхи и интересы всегда должны быть детерминантами восприятия. "Новый взгляд" на восприятие зиждется на предположении, что познание обязательно должно быть мотивированным. Это также отвечает классической точке зрения сторонников фрейда (137). Из этого следует допущение, что познание есть вспомогательный механизм приспособления и что оно до определенной степени должно быть эгоцентричным. Такая точка зрения предполагает, что на мир следует смотреть только с точки зрения интересов воспринимающего и что ощущения должны быть организованы вокруг эго как центрального и определяющего ядра. Я должен добавить, что в американской психологии такая точка зрения существует уже давно. Так называемая "функциональная психология", отмеченная сильным влиянием широко распространенной версии дарвинизма, также имеет тенденцию рассматривать все способности с точки зрения их полезности в "борьбе за выживание".

Я, кроме того, считаю эту точку зрения этноцентричной, и не только потому, что она явно представляет собой бессознательное выражение западного мироощущения, но и потому, что она предполагает упрямое пренебрежение к трудам философов, теологов и психологов Востока, особенно китайцев, японцев и индусов, не говоря уже о




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.