КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование в Новой эре
Интервью журналиста Джорджа Катлина с Бенджамином Кремом
Тема нашей беседы - образование в Новой эре, поэтому наверное, лучше всего начать с некоторых разъяснений, что вы подразумеваете под образованием. Что этот термин означает для вас? Для меня образование - это любая деятельность, которая оснащает мужчину, женщину или ребёнка для самого полного выражения их возможностей. Приходя в воплощение с конкретной стадией развития, принесённой из предыдущей жизни, мы имеем определённые возможности в смысле самовыражения души, интеллекта, физических данных, с которыми мы пришли в эту жизнь. Образование есть подготовка мужчины, женщины или ребёнка в физическом, эмоциональном, умственном и духовном плане, чтобы они проявили свои возможности в каждой конкретной жизни. Итак, вы толкуете образование, как весьма широкое понятие. Вы бы сказали, что родители являются учителями? В том смысле, что каждый ребёнок от начала подражает своим родителям, то действительно, каждый родитель учит ребёнка хорошему или дурному. Если родители ведут себя деспотично, одними запретами, то это плохое образование. Если родители окружают ребёнка любовью и терпением, и стремятся расширить возможности его самовыражения в любой конкретной области, то это станет существенной частью образования ребёнка. Но большинство из нас переносит на своих детей то, что мы получили от своих родителей. Если в нашем воспитании "полно прорех", то именно такое воспитание мы переносим и на своих детей. Большинство из нас получает, а затем передаёт своим детям значительное количество вредного "мусора". Я называю это не образованием, а обусловленностью.
За порогом дома и официальной школы вы могли бы представить себе место, наподобие рабочего места, как потенциал для образования? /241/ Даже очень. Я представляю себе образование будущего в более тесных отношениях между обстановкой в классе, рабочим местом и обществом в целом. И я бы позаботился включить в образование привлечение детей подросткового возраста к зрелой общественной деятельности, чтобы они с самого начала видели себя частью общества, шире, чем семья или школа. Не для того чтобы вытеснить школу, а для расширения того, что школа может привнести в жизнь.
Учитывая ваше упоминание о будущем, и общественном потенциале, проявляющемся в сознании ребенка, может быть своевременным окажется вопрос о том, что такое Новая эра? Вы не могли бы объяснить это? Новая эра - результат периодической активности великих космических энергий конкретного рода, которые воздействуют на жизнь нашей Солнечной системы. По мере движения Солнечной системы в космосе, она входит в тесные энергетические взаимоотношения с каждым созвездием зодиака по очереди. Эти созвездия воплощают в себе мощные космические энергии, наделённые конкретными качествами, которые господствуют в жизни каждой эры до самого конца (округлённо, в течение 2150 лет каждой эры). Мы выходим из под влияния созвездия Рыб и входим в новую эру, в которой энергии созвездия Водолея будут влиять на нас, создавая новую культуру и цивилизацию, по мере того, как мы будем реагировать на эти энергии. Эти энергии воплощают в себе определённые великие идеи, которые становятся нашими идеалами. По мере того, как мы воплощаем в жизнь эти идеалы, растёт наша культура и цивилизация. В конкретный момент заканчивается одна эра и начинается новая эра? Одна заканчивается, а другая начинается, но не в конкретный момент. Существует переходная стадия около 200-300 лет. Например, энергии созвездия Рыб начали отступать, по мере того, как наше Солнце стало выходить из сферы их влияния, начиная с 1675 г. Каждый день, начиная с 1675 г., растёт сила энергий созвездия Водолея. Так будет продолжаться, пока энергии Водолея не достигнут зенита и затем начнут постепенно уменьшаться, по мере того, как Солнце будет выходить из-под их влияния и всё больше подвергаться влиянию созвездия Козерога. Это займёт приблизительно 2350 лет. /242/
По поводу перспектив разрешения проблем образования, по мере того, как мы входим в эру Водолея, я интересуюсь, не могли бы вы сказать что-нибудь о состоянии человеческого сознания на заре эры Рыб 2000 лет назад? Оно было тёмным. Мы видим тому явный пример. Великий человек, одно из величайших существ, которое оказало милость своим посещением Землю, именем Иисус, жил, работал и осуществил трёхгодичную миссию в маленькой стране под названием Палестина. Это поразительно, что человека, служившего примером совершенно небывалой Любви, приговорили к мучительной смерти через распятие. Это произошло потому, что не было никакого образования. Народ был невежественным. Очень мало людей (в данном случае священники) умели читать и может быть писать. Они были учителями, раввинами, управлявшими остальным народом. То же самое относилось и ко всему миру. Несколько человек умеют читать, а остальные абсолютно необразованны. Они были земледельцами, пастухами, рыбаками, ремесленниками и так далее, совершенно неграмотными. Такие отношения тянулись с древнейших времён. В эпоху цивилизации Атлантида, которая, говорят, закончилась 95000 лет назад, было небольшое количество людей, священников и царей, которые умели читать, были образованными. Остальной народ просто повиновался, делал то, что ему велели. Мастер Джуал Кхул, писавший через Алису Бейли, сообщил, что учёный средних веков имел кругозор современного 14-летнего ребёнка. В каждой эре, в каждом столетии были выдающиеся люди. Например среди древних греков: Аристотель, Пифагор, Платон, Сократ, Евклид, и другие выдающиеся умы, которые дали нам первые ростки современной науки и философии. Но они были исключениями. Мы не должны забывать, что "Слава древней Греции" опиралась на рабский труд. /243/
В нашем восприятии истории, конечно, господствуют выдающиеся люди, но в эпоху Иисуса, что собой представлял средний человек, мужчины и женщины с улицы, что они были способны делать и о чём думать? Вы можете как-то описать их сознание? Они были не способны мыслить. Их, конечно, можно было возбудить и заставить действовать в конкретном направлении. Но это была чисто эмоциональная реакция возбуждения. Это ни в коей мере не было самостоятельным мышлением. В противном случае, например, Иисус не был бы убит. Священники подстрекали народные массы к тому, чтобы избавиться от Иисуса.
Вы бы сказали, что теперь мы способны мыслить? Мы начинаем мыслить.
Это результат воздействия энергий эры Рыб? Энергии эры Рыб выявили человеческую личность. Это большой шаг вперёд в эволюции человеческой расы. Мы вышли из стада. На самом деле мы были разумными животными в человеческом стаде. Говоря в целом, люди сегодня стали личностями в полном смысле этого слова, и этим весьма отличаются от того, какими они были 2000 лет назад. Это результат воздействия энергии из созвездия Рыб. Плюс к тому, качество идеализма, энтузиазма в стремлении за мечтой, столь распространённые сегодня, способствовали росту идеологий и религий. Сегодня многие люди готовы умереть за свою веру. Такое было немыслимо 2000 лет назад. Столь изумительное, самоотверженное отношение к жизни, мечтательное и фундаментально духовное.
Если мы будем обращаться с ними правильно, тогда мы действительно осуществим прогресс. Каждая энергия даёт человечеству способность раскрыть следующий аспект нашего потенциала, божественной сущности. Каждый из нас по отдельности может, конечно, соскользнуть назад, но человечество в целом каждую эру обогащается, по восходящей спирали, повышением достоинств его сознания. Люди реагируют не в одинаковой мере, потому что мы находимся не на одинаковом уровне эволюции. В зависимости от того, на какой мы стадии эволюции, так мы и будем реагировать на эти энергии, а они с каждой эрой увеличивают нашу способность полнее проявлять свой потенциал. /244/
Здесь есть какой-то выбор? Мы извлекли максимум из возможностей эры Рыб? Ход событий мог быть иным? Мы сделали всё что могли, чтобы получить максимум от энергии Рыб? Сомневаюсь. Сепаратизм, который тоже стал результатом энергии Рыб, задержал развитие человечества и создал много отрицательной кармы, личной и всего человечества. Мы затормозили себя ужасно. Сепаратизм является громадным препятствием на пути эволюции. Не существует ни- какой разобщённости, это ересь из ересей. Мы души в воплощении; нет такого явления, как отдельная душа. Поистине новый подход к народному образованию фундаментально нуждается в понимании души, как жизненного факта.
Учитывая, что постижение души должно стать целью всей эволюции, какой конкретно аспект выдвинет эра Водолея? Какие энергии несёт Водолей? Прежде всего энергию синтеза, что бы вы ни взяли в жизни, включая образование. Синтез относится к взаимоотношениям: например, взаимоотношения идей. С помощью философского исследования, вы можете расширять осознание до тех пор, пока то, что кажется далёким друг от друга, можно будет рассматривать, как близкое. Не только благодаря дополнению друг друга, но и благодаря взаимному просвещению. Именно эта способность к синтезу неизбежно расширит сознание человечества и сделает возможными правильные отношения между людьми. Эти энергии Водолея, с их синтезирующей способностью, будут расширять индивидуалистическое сознание, пока в него не войдёт единое человечество. Так, чтобы мы смогли остаться полностью индивидуальными, уникальными, и в тоже самое время, как составная часть того великого коллектива, который мы называем человечеством. /245/
В абстрактном смысле это звучит, как громадный шаг вперёд в человеческом сознании. Как вы себе представляете это в более конкретных понятиях, в смысле учреждений и форм повседневной жизни? Это трудно, потому что формы ещё не образовались. Экспериментирование продолжается по всему миру, в одних странах больше, в других - меньше. Они проводятся ради растущего коллективного сознания. Люди будут всё больше и больше считать себя частью коллектива. В педагогических учреждениях, в бизнесе, во всех сторонах жизни вы обнаружите процесс формирования коллективов. Люди, которые хотят, например, чтобы их голос стал слышным в политической области, формируют или объединяются в партии. Партия - это всего лишь большой коллектив. Такой коллектив способен обнародовать свою объединённую программу, идеологию, веру, свои надежды, намерения и стремления - более мощным способом, чем это смог бы сделать отдельный человек. Это способ, которым мир становится более объединённым, так как мы замечаем, что хотя люди индивидуальны, они нуждаются в одних и тех же вещах. Каждому нужен достаток в пище, защите, жилище, одежде, здравоохранении и образовании. Эти требования, которые являются общими для каждого мужчины, женщины и ребёнка на нашей планете, будут всё больше и больше становиться общепринятой нормой. Когда их станут рассматривать, как обязательные требования для всех, мы увидим, что глобальное сознание станет фактом. К сожалению, до сегодняшнего дня образование в большинстве стран носило националистический характер. Народу преподавали историю его страны, зачастую в весьма необъективной форме: всё, что делало их государство было хорошо, а всё, что делали другие государства, было плохо. Это создавало у растущего ребёнка искажённое и злобное мировоззрение. Я бы сказал, что народное образование прежде всего должно объяснять ребёнку, что он является членом всемирной семьи. Синтезирующие энергии Водолея следует использовать для создания такого глобального мировоззрения. Детям следует показать, что мы живём не одни в большой или маленькой стране, а во всём мире, вместе с 5,7 миллиардами людей. Ребёнка прежде всего следует научить, что таково его главное положение в жизни на планете Земля: что он один из коллектива, один из семьи. Как семья делится между собой богатствами, поступающими в домашнее хозяйство, точно также и человеческая семья должна делиться богатствами, которые даны Божественным Провидением для этой цели. /246/
Мне трудно заметить, чтобы в этом направлении двигалась сознательность, люди и педагогика. Несмотря на всемирную необходимость, создаётся впечатление, что люди становятся ещё эгоистичнее. Сегодня мы наблюдаем, вероятно, самое большое проявление жадности, какое только можем себе представить, хотя если сравнить с тем, что известно об атлантах, то мы ещё не видели настоящей жадности. У них была громаднейшая за всю историю жадность: богачи, купавшиеся в молоке; цари, хранившие тонны золота, и даже владевшие целыми замками, сделанными из золота. А все остальные вели почти животный образ жизни: они думали, как животные (если это можно назвать мышлением), они вели себя, как скоты, и подчинялись, как домашняя скотина. Те, кто стоял над ними, цари и начальники, способные мыслить, полностью господствовали над всей жизнью. По отношению к подавляющему большинству людей жизнь была зверской. Сегодня во всём мире растёт богатство и жадность, по мере того, как механизм выколачивания сверхприбылей становится всё более изощрённым. Ныне способы добывания денег настолько изощрённы, что люди тратят всю свою жизнь только на погоню за богатством. Но несмотря на это, всё больше и больше людей понимают нужды единого человечества. Они понимают, что миллионы людей умирают с голоду, и неисчислимые миллионы других живут в нищете, деградации, дистрофии и острой нужде. Эта пропасть, противоречие между богатыми и бедными - настоящая проблема. Так не может продолжаться вечно. Растёт осознание, что такое положение вещей следует изменить. Сама быстрота, с которой растёт жадность благодаря рыночным отношениям и конкуренции, толкает нас на край пропасти. Это внезапно столкнёт нас лицом к лицу с действительностью. Есть много признаков предстоящего развала нашей экономической системы, краха фондовых бирж во всём мире. Когда это произойдёт, придётся преобразовать нынешнюю экономическую систему, и вероятно, навсегда. /247/
Нынешнюю часть вашей жизни вы потратили на то, чтобы подчеркнуть: скоро, и может быть быстро, после конкретной экономической реорганизации, завершится материализация Духовной Иерархии и Мастеры Мудрости появятся перед общественностью, возглавляемые Христом. Как это повлияет на народное образование? Основная цель образования в моём понимании - оснастить людей так, чтобы они смогли продемонстрировать свой божественный потенциал, как воплощённые души. Обнародование деятельности Мастеров Мудрости окажет громадное физическое, эмоциональное, умственное и психологическое воздействие на человечество. Мы придём к пониманию, что душа действительно существует. Они, Мастеры Мудрости, составляют Царство Душ. Такие люди, как Иисус, будут общаться с народом ежедневно. Он вполне живой, можете мне поверить, и последние семь лет находится в Риме. Наставник всех Мастеров Мудрости, Господь Майтрейя, живёт в Лондоне (хотя перемещается по всему миру по своей воле), уже с 1977 г. Если это факты, то факт существования Иерархии также продемонстрирует факт существования души. Люди будут говорить: "Это был святой Иоанн Возлюбленный", и "Это был святой Пётр". А сейчас они - Мастер Кут Хуми и Мастер Мория. Станет ясно, что реинкарнация - факт нашей жизни. Это преобразит человеческие представления о цели нашего пребывания на Земле. Мы наконец-то найдём ответы на вековые вопросы: "Зачем мы здесь? Кто мы? В чём смысл жизни? Куда мы уходим?" Станет ясно, что мы здесь ради определённой цели: эволюции души в воплощении, осуществляем процесс развития. Каждая душа приходит в воплощение с конкретным набором целей. Образование каждого человека призвано облегчить осуществления жизненной цели души. Это означает, что педагоги, преподаватели, как в школе, так и за её пределами, должны знать стадию эволюции конкретного ребёнка. Они должны знать на чём сосредоточено сознание, чему уделяется самое большое внимание, так называемую поляризацию сознания ребёнка. Она в физическом слое? (Не думаю, что сегодня хоть одно человеческое существо поляризовано в физическом слое.) У него эмоциональная, умственная или духовная поляризация? /248/ У огромного большинства людей будет установлено, что их поляризация, место их сознания - слой эмоций. Поскольку это так, стадией образования для этих людей будет подъём их сознания в слой конкретного ума. Для тех, кто уже умственно поляризован, целью образования станет подъём сознания с умственного на духовный уровень так, чтобы они стали духовно поляризованными. Как педагоги сумеют определить всё это? Такому умению можно научить? Когда Мастеры Мудрости будут открыто работать в нашем мире, Они подготовят к этому своих учеников. Сегодня у нас есть школьные педагоги. Школьный педагог подготовлен к тому, чтобы учить детей читать, писать, решать арифметические задачки и так далее. Это весьма ограниченный диапазон мыслей, которые педагог должен вызвать у ученика. В большинстве случаев не происходит даже этого. Педагог приказывает ребёнку выучить наизусть ограниченный набор представлений, признать их и твёрдо придерживаться. На мой взгляд, это вообще не просвещение. Просвещение должно пробуждать потенциал, будь то эмоциональный, умственный или духовный, каждого отдельного ребёнка. Педагогов необходимо вооружить новой психологией, которая есть психология души. Они должны знать стадию эволюции данного ребёнка. Они должны знать местоположение его сознания, где ребёнок поляризован. И они должны знать управляющие энергии, лучевое строение характера данного ребёнка. Каждым человеком на всех его уровнях (души, личности, ума, эмоций, физического тела) управляют конкретные лучи, потоки энергии, которых всего семь. У вас может быть один из этих лучей или несколько. Луч личности, умственный, эмоциональный и физический могут быть разными в разных воплощениях, в то время как луч души остаётся одним и тем же в течение всего мирового периода, который является необозримо долгим. Когда известно, какие у ребёнка лучи, тогда ясно, какие у него способности, что для него будет путём наибольшего, а что - наименьшего сопротивления. Это поможет педагогу так учить ребёнка, чтобы наилучшим образом выявить его таланты, то ли направив его по линии наименьшего сопротивления, когда это правильно, либо рекомендовав ему путь наибольшего сопротивления, чтобы выработать волевой характер в процессе преодоления трудностей. /249/
Одно дело абстрактное понимание лучей, и совсем другое - умение определить их у человека. Такое умение появится у педагогов в результате специального обучения? Да. Люди будут проходить специальное обучение. Распознавать лучи не так уж трудно. Если вы по-настоящему изучите психологические особенности лучей, и сделаете это умственной привычкой (наблюдая за человеком, определять черты его характера в лучевых понятиях), то для интеллигентного человека это окажется сравнительно нетрудным, если он заинтересован достаточно точно определять лучевое строение человека. Это выведет образование за пределы классной комнаты. Когда мы думаем от педагогах, мы обычно думаем об одном учителе в классе. Я не вижу причин, почему бы не обогатить образование. И вместо одного наставника пригласить целый ряд наставников из рядов тех, кто не являются профессиональными педагогами. Это могут быть художники, учёные, эзотерики, полицейские, врачи - которые могли бы поделиться с детьми своим жизненным опытом, поскольку именно в нём нуждаются учащиеся. Они не нуждаются в зубрёжке конкретного предмета, как к этому принуждают сегодня школьников. Хотя конкретные знания тоже нужны, конечно. Но вы можете расширить сознание ребёнка. Большинство детей подрастая, замечают, что самое лучшее образование они получили благодаря вдохновляющему примеру родителей, дядюшек, педагогов, друзей - людей, которые вызывали у них чувство восхищения. Если общество отнесётся к образованию по-настоящему серьёзно, а это, я уверен, рано или поздно произойдёт, то можно установить специальные дни для встреч с философами, учёными и так далее, которые посвятят день, неделю или больше тому, чтобы придя в институт или в школу, поделиться плодами опыта своей работы. Таким образом дары выдающихся, на редкость талантливых людей можно отдать на службу подрастающему поколению. /250/
Ранее вы упоминали "путь наименьшего и наибольшего сопротивления". Вы не могли бы рассказать об этом подробнее? Что такое путь наименьшего сопротивления, и почему не следует всегда по нему идти, куда бы он ни вёл? Иногда лучше делать то, что для нас самое трудное. Это вырабатывает способность к самодисциплине, которая нам крайне необходима. Я говорю не о навязанной извне дисциплине, а о самодисциплине, которая возможно является самым важным из того, что мы можем делать, если делаем правильно. Одно лишь принуждение себя без понимания, как поступают многие аскеты, особенно религиозные аскеты, истязающие сами себя - не даст ничего, кроме твёрдого характера и враждебности к миру и жизни. Если ваша линия наименьшего сопротивления - быть довольно ленивым, легкомысленно относиться к жизни, не браться за очень трудные задачи - это вполне может оказаться препятствием для прогресса, с точки зрения души. Очень может быть, что вам необходимо взяться за такие вещи, которые вам не нравится делать, взяться за трудные дела. Если вы сможете дисциплинировать себя таким путём, то затем сможете дисциплинировать себя на высоких путях, там, где это действительно важно. Думаю, образование относится ещё и к этому: развитие силы воли человека в управлении своей жизнью, и своим потенциалом, подаренным лучами. Человек с 3-м лучом ума имеет очень активный ум, творческий, живой, полный идей. Однако такой ум может быть чрезмерно активным и корыстным, не стремится побыть в покое, посмотреть внутрь себя и найти смысл жизни. Есть другие лучи, например 6-й, который идеалистичен и жаждет более высокого видения и более высокой внутренней жизни. Но люди с преобладанием 6-го луча зачастую могут быть очень непрактичными во внешнем физическом мире. То же самое верно для 2-го луча, который может быть очень интуитивным. Он находит, что путь к душе очень лёгок, для него это линия наименьшего сопротивления. Но путь наружу, в отношения с внешним физическим миром и всеми его требованиями, есть зачастую нечто весьма трудное для личности 2-го луча. Если вы способны подчинить себя дисциплине и применять свои качества разумно (что сделать нелегко), то можете укрепить свои слабые стороны, а сильные стороны изменить так (хотя они будут по-прежнему доминировать), чтобы они не подавляли остальные ваши аспекты. Вы усиливаете слабые стороны в начале немного, небольшой дисциплиной, пока не выработаете большую силу воли. Это обучение (самообучение) правильному обращению со своим лучевым строением, которое на самом деле есть правильное обращение с жизнью. /251/
С тем, о чём вы сейчас говорили неотъемлемо связана проблема, по существу распадающаяся на две части. Первая - обращение с жизнью во внешнем мире и умение справляться с внешними задачами, а вторая - погружение внутрь себя, сближение с душой. Таков крест материи. Вплоть до определённой стадии эволюции вы либо один, либо другой, в каждой конкретной жизни: либо интроверт, либо экстраверт. Это путь ученичества, на котором вы учитесь обращаться с теми энергиями, которые по очереди то притягивают вас внутрь к жизни души, то наружу, к жизни личности. Буквально вся жизнь может быть обращена внутрь, к душе; или наоборот, наружу, во внешний мир. В обоих крайних случаях человек может ощущать внутреннюю неудовлетворённость, потому что понимает свою односторонность, но ничего не может с этим поделать. Когда достигается некоторое равновесие между внутренним и внешним, и когда человек добивается единства физического, эмоционального и умственного облачения, тогда он становится посвящённым. Признак посвящённого состоит в том, что он (она) может погружаться внутрь себя, по собственной воле становиться интровертом, но также по собственной воле выходить наружу и легко действовать во внешнем мире.
Похоже, нынешнее образование по большей части привязано к отношениям с внешним миром. Мы в основном обучаем навыкам, разработанным для того, чтобы легче приспособиться к обществу. А как насчёт будущих усовершенствований системы образования, для развития внутренней жизни? Сегодня большая часть образования - это учёба для того, чтобы получить работу. Люди просто приспосабливаются к жизни в коммерческом мире под кнутом конкуренции. Это изменится. Конкуренция должна уступить место сотрудничеству. Конкуренция, которая основана на жадности и страхе, прежде всего удерживает человечество от самого важного проявления своего единства, мешает ощущению единого коллектива. Это следует изменить. Когда это будет сделано, Мастеры Мудрости продемонстрируют факт существования души. Люди поймут, что они души и обратятся к своим душам. Затем народное просвещение для жизни души, и психология души, будет всё больше и больше становиться привычным явлением в системе общественного образования. /252/ Я не хочу сказать, что у нас будет только религиозное образование. Я вообще не говорю о религии. Религиозный путь, как отмечают Мастеры Мудрости, это всего лишь один из многих путей для проявления нашей внутренней божественности: Бог живёт не в религии, хотя религия может вам помочь понять божественность. В любой сфере жизни: в политике, экономике, религии, искусстве, культуре, науке, образовании - можно жить так, чтобы нечто, именуемое Богом, познать и выразить. Божественность становится ежесекундным переживанием. Такова она и есть. Бог - это не старец с бородой, сидящий на небе и надзирающий за вами, чтобы вы не крали, не лгали и не мошенничали. Он внутри вас, ваше внутреннее переживание божественного, которое постепенно отвращает вас от лжи, воровства и тому подобного. Не потому что кот-то указывает вам, что это плохо, а потому что вы интуитивно знаете, что так неправильно жить с вашими коллегами - людьми. Всё что причиняет вред или боль другому человеку, инстинктивно, интуитивно ощущается, как неправильное. Изменения в поведении происходят в результате самонаблюдения и самопринуждения. Пороки отпадают от вас по мере того, как вы всё больше осознаёте и всё больше наполняетесь достоинствами души. Такое будет происходить во всё большем и большем масштабе, поскольку человечество перестанет конкурировать и научится сотрудничать: в семье, в коллективе, в стране и в международном масштабе.
В отношении способности сотрудничать, ощутить душу и её ценность, Учитель Мира, Господь Майтрейя, говорил, что без чувства собственного достоинства ничего не выйдет. Таков первый шаг в нужном направлении? Именно об этом должны думать родители и школьные педагоги? /253/ Именно так. Одно из печальных явлений, связанных с нынешней педагогикой, - это то, как детей унижают, говорят им, что они испорченные и непослушные. Это подавление ребёнка, продолжающееся всё время, не имеет ни какого отношения к непослушанию. Ребёнок не имеет никакой концепции послушания. У ребёнка есть только желания, инстинкты, поиск приключений. Если бы им всё это позволяли, никогда не говоря, что они испорченные и непослушные, дети росли бы без подавления и унижения. Они бы чувствовали, что их любят, что родители по-настоящему заботятся о них, готовы терпеливо их выслушивать, говорить с ними, и так далее. Это обеспечило бы уверенность в себе, которое выражается в способности наилучшим образом воспользоваться любой возможностью, предоставленной жизнью. То, что задерживает развитие большинства людей - это нехватка уверенности в себе. Это чаще всего результат постоянного ворчания родителей, унижающих ребёнка: "Ты ещё маленький!", или "Откуда ты знаешь?" Буквально всё, что ребёнок говорит, высмеивается или принижается. Я не имею в виду, что так во всех семьях, но во многих. Даже в среде более-менее образованных, интеллектуальных людей вы обнаружите подобное унижение и высмеивание своих детей. Детей никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя высмеивать. Таким способом родители стараются, всего лишь обеспечить себе удобство: ограничить ребёнка и сделать его легко управляемым. Взрослые люди настолько перегружены и устали, их нервная система настолько взвинчена, что они неспособны вынести просьб и даже присутствия собственных детей. Это трагедия родителей, детей и общества в целом. Чувство собственного достоинства - основная потребность каждого человеческого существа. Отсутствие его толкает людей на преступления, наркоманию, насилие и даже самоубийство. Всё это - прямой результат неспособности многих родителей проявить чувство любви и понимания, результат неспособности обращаться с детьми с тёплой, терпеливой готовностью помочь, выслушать и прикоснуться к ребёнку, дав ему совершенно необходимую уверенность в себе.
Похоже, сейчас большинство школьных педагогов тратят до 50% своего времени и энергии на восстановление порядка и дисциплины, пытаясь удержать детей хоть в каких-то рамках. Вы хотите сказать, что если бы родители хорошо с ними обращались, одаривая их любовью, то не возникло бы такой проблемы? /254/ Совершенно верно. В статье для журнала Share International мой Учитель писал, что это вообще проблема не дисциплины. Это вопрос свободы. Задача состоит в том, чтобы понять законность потребности ребёнка в самовыражении. Ребёнок любого уровня приходит в воплощение со своим набором целей. Главная цель - учиться жить в любви и гармонии со всеми людьми, с которыми ему придётся вступать в отношения. Фактическая возможность для этого сегодня редко встречается. Вы - редкое исключение, если родились в полной семье, имели возможность получить образование и оказались в обществе, где всё, что было необходимо для осуществления жизненных целей вашей души, оказалось вам доступно. Нам необходимо признать, что все молодые люди уникальны. Они - дети Бога, развивающиеся к проявлению той божественности и сыновства. Так ли уж много людей воспринимают индивидуальность ребёнка в таком духе? Многие родители любят своих детей, но вы можете любить ребёнка и не уважать его. Заявить, что вы в самом деле уважаете его уникальность и законность всех его особенностей - думаю, это было бы громко сказано. Немногие педагоги и родители отвечают на эту потребность ребёнка. Мы учредили "Год ребёнка", но это всего лишь игра в уважение к ребёнку. Однако сам факт, что у нас есть "Год ребёнка", даже если это всего лишь лозунг, означает, что мы начинаем понимать законные права ребёнка и необходимость их уважать. Ребёнок любой стадии эволюции приходит в воплощение со всеми своими прошлыми достижениями. Сегодня есть одиннадцатилетний ребёнок, который пишет живописные картины с мастерством Пикассо, Матисса или Шагала - необычайно одарённый ребёнок. Она румынка, живёт в Америке, и уже имеет потрясающий успех. Этому ребёнку позволили заниматься живописью. Она - гений. Ей позволили стать гением. И она им стала. Вместо того, чтобы играть со сверстниками, она пишет эти великолепные огромные холсты, выражая на них самые захватывающие и прекрасные идеи. Детям должно быть предоставлено всё, что им необходимо для содействия их талантам. Это имеет отношение к уважению души ребёнка. Если вы уважаете душу каждого ребёнка, и понимаете, что она скрывается в каждом ребёнке, дайте им возможность проявить свою душу, и тогда они одарят нас чудесами творчества. /255/ Вы представляете себе специализированные школы для специального развития? Я предвижу особое образование для особо одарённых детей - не обязательно специализированные школы. Это может осуществляться в той же самой школе. Но там должны быть различные факультеты, которые применят, усилят и разовьют таланты особо одарённых детей. В противном случае, род человеческий пострадает. Сегодня, если вы особо одарённый ребёнок, обычно рано или поздно ваши таланты себя проявят, независимо от обстоятельств. Но в этом процессе может быть потеряно огромное количество времени. Некоторые демонстрируют только небольшую часть своего потенциала, потому что его задатки не были замечены, когда человек больше всего нуждался в поддержке. Это подразумевает всё более и более высокий уровень подготовки преподавателей. Качество образования непосредственно зависит от качества преподавателей. Обучение преподавателей, я бы сказал, - это важнейший первый шаг к удовлетворению новых потребностей народного образования.
Существуют некоторые публикации, в частности мастера Д.К., о возможности большего сосредоточения школ на проблеме достижения контакта между умом и душой. Вы предвидите, что такое может произойти? Да, совершенно верно. Конечно же, вам необходима тренировка интуиции. Вам следует наращивать и развивать абстрактный интеллект, конкретный ум и мозг. И научиться призывать на помощь интуицию. Существуют всё более и более высокие ступени эволюции. Чем более развит человек, тем большую роль для него играет интуиция. Мост к ней, антахкарана, который строится медитацией и служением, со временем станет общеизвестным и войдёт в учебные планы. Вы должны строить этот мост. Поэтому медитация на определённой ступени системы общественного образования должна будет войти в качестве способа, в основном, строительства моста к душе. /256/
Интересно, что вы упоминаете медитацию и служение. Многие школы уже ввели элементы служения в свои программы. Многие колледжи (вузы) сделали их обязательным квалификационным требованием. Приятно слышать, что такое уже происходит. Да. Чем больше ребёнок связан с обществом в ранние годы, тем больше служение будет становиться привычным и естественным явлением.
В том же роде, вы полагаете, что медитацию будут преподавать в школах и вузах? Да. Её нельзя навязывать в раннем возрасте. Я не верю, что маленькие дети будут медитировать, но подготовка к медитации полезна. Мы обсуждали проблему дисциплины. Если бы стало обычаем, чтобы дети начинали учебный день спокойно посидев пять минут, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, всего лишь спокойно подумав о себе и может быть о том, что им предстоит сделать в этот день - от одного лишь спокойного, глубокого дыхания могла бы образоваться совершенно другая атмосфера в школе.
А затем, для детей старшего школьного возраста - более подробное обучение технике медитации? Конечно, обучение начальной медитации, или лёгкой медитации, главное в которой - концентрация, сосредоточенность мыслей. Вам следует учиться концентрации, чтобы использовать ум, медитировать и строить мост к душе. Пора заниматься этим. Я не собираюсь точно указывать, с какого возраста, потому что дети чрезвычайно различаются по своим стадиям эволюции. Те, кто более развит, могут начинать в более раннем возрасте, чем те, кто менее развит.
Я прошу вас обратиться ещё к одной теме: телевидение и его влияние на детей. Я бы сказал, что телевидение оказывает одно из величайших отрицательных влияний на детей. В этом вина не детей, а телевидения. Я обнаружил, что медитирующие в Америке, например, обладают очень слабой концентрацией. Протяжённость их внимания крайне ограничена. Я связываю это в основном с дроблением внимания ещё в раннем возрасте, которое вызывает коммерческое телевидение. /257/ Это довольно удобно, в середине телевизионной программы, во время рекламы, пойти выпить чашечку кофе, или чего-нибудь ещё, но это отрывает внимание. Ваш интерес удерживается до определённого момента, и вдруг наступает перерыв, который может продлиться дольше, чем предыдущий эпизод программы, которую вы смотрели. Это ужасно для концентрации. Это вредно для взрослых, и очень вредно для детей. Детские телепередачи в этом отношении не лучше. Они имеют свой набор навязчивой рекламы, предлагающей им упросить своих родителей купить то, это и вон то. Таково общественное явление. Оно имеет отношение к конкуренции, жадности, неправильной экономической системе в нашем мире, которая изменится, когда сотрудничество и щедрость заменят нынешнюю экономическую систему. Детей следует учить концентрации. Такая способность не всегда имеется от природы. В некоторых случаях бывает: более передовые обычно умеют концентрироваться. И тем не менее есть много одарённых детей, которые вообще не умеют концентрироваться.
Вы представляете себе, что телевидение, в конечном итоге, будет играть положительною роль? Да, действительно. Телевидение станет великим учителем человечества, но оно должно будет решительно измениться по своей сути и содержанию. Можете себе представить телевизионные экраны в каждом доме, которые будут преподавать детям историю в её подлинном смысле: глобальную историю, не националистическую, шовинистскую историю, а историю всего человечества на протяжении тысячелетий. И дети будут ощущать свою связь с историей. Мастеры Мудрости могут спроецировать на телевизионные экраны изображения очень и очень далёкого прошлого, эпохи Атлантиды, а также далёкого будущего, которое может осуществиться. Будут замечательные программы для детей, созданные Мастерами Мудрости. Телевидение станет главным инструментом, с помощью которого Майтрейя и Мастеры Мудрости будут обучать человечество. (Это интервью состоялось в ноябре 1996 г., и было опубликовано в журнале Share International.) /258/
ГЛАВА 3
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |