Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные участки коры мозга и их функции




Методы нейропсихологии как науки

Соотношение биологического и социального в развитии человеческого мозга

Существует 2 точки зрения: биологическая (мозг и психика имеет врожденную основу), социальная (роль социального фактора).

Биологическая точка зрения: главным фактором является биологические врожденные факторы. Мозг – это один из органов человеческого тела.

Исследование близнецовым методом (мышление)

100% общие гены 50% общ.гены 0%общ.гены

Одинаковая соц.среда Общ.гены, один соц.среда Двуяйц.близн., один.среда Сводные братья
Соц.среда разная Общ.гены, разнсоц.среда Двуяйц.близ. разн.соц.среда Два ровесника из разных мест

 

Полученные данные (по Спирмену):

100% общие гены 50% общ.гены 0%общ.гены

Одинаковая соц.среда +0,84 (очень большое сходство) +0,45 +0,20
Соц.среда разная + 0,71 + 0,35 От -0,08 до +0,11

 

Генетический набор детерминирует развитие интеллекта (исходя из однояйцовых близнецов). С двуяйцовыми близнецами наблюдается тоже самое.

Мозг человека, его физиологические процессы они определяются двумя факторами и социальными (мало) и биологическими (велико).

Социальный фактор: общение и культура строят мозг.

Соотношение биологических и социальных факторов влияния:

Разведем просто социальное влияние и глубинное влияние.

Лекция 5 03.10.2011

1. Раздражение отдельных участков мозга и фиксация наступивших при этом изменений психики и поведения

2. Включение человека в выполнение различных задач и активизация его психики и поведения.

3. Удаление отдельных участков мозга и фиксация того, что происходит с психикой и поведением этого человека

4. Наблюдается человек с заведомо с психическими отклонениями, с большими странностями в психике и поведении, а потом эти особенности психики соотносятся со структурами его мозга, которые детально изучаем при вскрытие.

Лекция 6 10.10.2011

извилины коры большого мозга увеличивают ее поверхность без увеличения объема полушарий, что, согласитесь, актуально в ограниченном пространстве нашего черепа. Кроме того, самые крупные борозды еще и «делят» каждое полушарие нашего мозга на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Но, кроме такого вот географического, а точнее топографического деления, кору головного мозга принято еще разграничивать и по функциональному признаку.

Сейчас поясню: каждая из наших сенсорных систем, например, зрительная, слуховая, осязательная, отправляет свою информацию в определенные участки коры. Так же свой участок коры выделен для контроля движения частей тела - т.е. моторных реакций. Остальная же часть коры, не являющаяся ни сенсорной, ни моторной, выделена нам матушкой природой под ассоциативные зоны, которые отвечают за память, мышление, речь, и занимают, кстати, большую часть мозговой коры.

Вот и получается, что по своим функциям участки коры делятся на сенсорные, моторные (двигательные) и ассоциативные зоны.

 


Конечно же, сенсорные и моторные зоны располагаются на обоих полушариях, но есть и такие функции, которые представлены только на одной, как правило, левой стороне мозга. К ним относятся зона Брока и зона Вернике, участвующие в порождении и понимании речи, а так же угловая извилина, соотносящая зрительную и слуховую формы слова.

Еще не задались вопросом, почему я написал «как правило, на левом полушарии»? А все дело то в том, что у правшей речевые центры действительно расположены в левом полушарии, а вот у левшей - в правом.

Но, есть и другое разделение коры головного мозга - так называемая карта полей Бродмана. В 1903 годугерманский анатом, физиолог, психолог и психиатр К. Бродман опубликовал описание пятидесяти двух цитоархитектонических полей, которые представляют собой участки коры головного мозга, различные по своему клеточному строению. Каждое такое поле отличается по величине, форме, расположению нервных клеток и нервных волокон и, конечно же, различные поля связаны с различными функциями головного мозга. На основании описания этих полей и была составлена карта полей Бродмана.

Все участки делят на две группы:

· Затылочные, височные, теменные и двигательные

· Лобные, теменно-височно-затылочные

Первая группа – меньше по размеру

Вторая группа – больше

В первой группе есть первичные зоны и вторичные. Первичные меньше.

Функции участков:

1. Затылочная выполняет функцию зрения.

2. Височная кора отвечает за слух.

3. Теменная доля отвечает за осязание и мышечное чувство

4. Двигательная кора – построение и реализация движений.

Во всех этих четырех функциях можно выделить два уровня: простой и сложный, который координирует и объединяет простые. Первичная доля за простое, а вторичная за сложное.

1.1. Зрительные ощущения

1.2. Восприятие целостного объекта

2.1. отдельные элементарные раздражения

2.2. восприятие любых сложных звуков

3.1. ощущение простые

3.2. сложные

4.1.одна мышца, одномоментное, однократно

4.2. несколько мышц, развернуто во времени

Во второй группе участки не делятся на первичные и вторичные. Лобную и ТВЗ назвали третичными зонами. Выполняют гораздо более сложные функции связанные с мышлением, воображением, волей, личностью и т.д. Кора мозга выполняет когнитивные функции, кроме лобной и двигательной. Лобная – воля, эмоции, установки, внимание, саморегуляцию.

 

Лекция 7 17.10.2011




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.