КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль архетипов в процессе индивидуации
Юнг возражал против взгляда на личность как всецело определяемую опытом, обучением и воздействием социальной среды. Каждый индивид появляется на свет с "целостным личностным эскизом, представленным в виде возможности с самого рождения". "Окружающая среда вовсе не дарует личности возможности ею стать, но лишь выявляет то, что уже в ней заложено". Внутренним центром и целью индивидуации (становления личности) выступает самость (das Selbst), архетип целостности. Самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека, как сознательных, так и бессознательных. Сочетание сознательного и бессознательного подчинено следующим структурным отношениям: 1. Бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием. Сознание и бессознательное не обязательно противоположны, но взаимно дополняют друг друга до целого — самости. 2. Сответственно, самость стоит выше, чем сознательное Я. Она охватывает не только сознательную часть психики, но и бессознательное, и в этом непреодолимая трудность ее постижения. "Мы без труда можем видеть себя в качестве персоны. Но ясно осознать, что мы — это самость, превыше нашего воображения, ибо тогда часть должна была бы понять целое". 3. Сознательное Я способно расширяться, интегрируя бессознательные процессы. И это совершенно необходимо, ведь они содержат в себе компенсирующие элементы, единственно способные обеспечить саморегулирование психики в ее целом. Чем больше — путем самопознания и соответствующего ему поведения — мы осознаем себя, тем скорее Наше "Я" не является подлинным центром психики, его считает таковым только современный человек, сознание которого оторвалось от бессознательного. Необходима "амплификация", расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Этот процесс психического развития, ведущий и к исчезновению невротических симптомов, Юнг называл "индивидуацией". Первый архетип, с которым сталкивается всякий человек в процессе индивидуации, — Тень. Этот "сегмент психики" — еще не архетип коллективного бессознательного в подлинном смысле слова. Тень — это вся совокупность вытесненных нашей психикой представлений о нас самих, персонификация личного бессознательного. Люди, как правило, склонны думать о себе лучше, чем они есть на самом деле, мы не желаем видеть свои отрицательные черты, зато охотно проецируем их на других. Тень автономна, это наш темный двойник, и чем больше его подавление, чем идеальнее хочет выглядеть человек в собственных глазах, тем большую Тень он отбрасывает. Если Тень наш — двойник, то следующий архетип всегда персонифицируется лицом противоположного пола. Это близнецы Анима и Анимус: женское начало — в мужчине и мужское — в женщине. Мы от рождения предрасположены к встрече с лицом другого пола, в коллективном бессознательном содержится пра-форма, которая наполняется конкретными чертами с первых дней жизни. Анима, обитающая в бессознательном мужчины, — чувственно капризное, сентиментальное, коварное и демоническое существо. Она представляет собой источник иррациональных чувствований у мужчины. Анимус, напротив, источник рациональных мнений, не подвергаемых сомнению принципов, решительных суждений ("так положено", "так принято" и т.п.), то есть предрассудков, принимаемых женщиной за непреходящие истины. В процессе индивидуации Анима и Анимус постепенно одухотворяются, совершается переход к "архетипу смысла", к самости — подлинному центру психики, в отличие от лежащего на поверхности сознательного "Я". Происходит возврат к персонификациям с чертами собственного пола, если вообще сохраняются антропоморфные характеристики. Возможны сновидения с образами мага или жреца у мужчины, вечной матери — у женщины, но ничуть не реже архетип представляют в виде вещего животного, драгоценного камня, меча, кольца и т.д. Совместно с Кереньи, Юнг анализирует образы "божественного младенца", "мудрого старца", символизирующие вечно возрождающийся дух, исцеление, единство противоположностей. Часто этот архетип предстает как священный круг ("мандала"). Юнг обращается к символике религий самых разных народов. Речь идет о той реальности, которая наделяет жизнь смыслом, об имманентном божестве — говорить о нем адекватным образом можно только на языке религиозной символики. Самопознание человека и его исцеление от душевной болезни представляют собой две стороны одного и того же процесса индивидуации. Движение от "Я" к самости невозможно без универсальных символов. В иные эпохи психотерапия не была нужна именно потому, что содержания бессознательного представали как символы трансцендентного мира, лежащего за пределами нашей души. Психология и психотерапия нужны современному человеку, утратившему символический универсум. То, что мы сегодня обнаруживаем в глубинах собственной души, представало в традиционных обществах как прекрасный, упорядоченный божественный космос. Идеальное соединение сознания и коллективного бессознательного совершается через символ. Символы и ритуалы суть "плотины и стены, воздвигнутые против опасностей бессознательного", они позволяют ассимилировать колоссальную психическую энергию архетипов. Стоит догматам затвердеть в оторванности от опыта, как появляется опасность прорыва вод бессознательного, они поднимаются все выше, грозят захлестнуть сознание. Потеряв веру, европейское человечество лишилось "защитных стен". Цивилизация, растерявшая своих богов и опустошившая свои мифологические символы по мнению Юнга, обречена, ведь миф придает существованию осмысленный характер Вопросы и задания: 1. Какие мотивы явились решающими в обращении Юнга к коллективному, а не личному бессознательному? 2. Как понять слова Юнга: "Мир висит на тонкой нити, и эта нить — психика человека"?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |