Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминалистическая характеристика транспортных преступлений




МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

 

Проблема обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта для Российской Федерации весьма актуальна. Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажирооборота, плохое состояние дорог и эксплуатационных характеристик транспорта, несовершенство автомобильной техники, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и целый ряд других факторов зачастую приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах и, как следствие, к нарушению лицами, управляющими транспортными средствами, правил безопасности движения. Практика показывает, что последние годы характеризуются тенденцией роста дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это нарушение нормальной работы транспорта в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам, повлекшее за собой наступление различных вредных последствий. В зависимости от этих последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и административные правонарушения на транспорте.

Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта привело по неосторожности к причинению потерпевшему тяжкого и средней тяжести вреда здоровью или крупного ущерба либо к смерти человека, двух или более людей, оно признается преступлением и квалифицируется по ст. 264 УК РФ. Эта статья содержит перечень транспортных средств: автомототранспорт, городской электротранспорт, трактора, иные самоходные машины. При наступлении других, кроме указанных, вредных последствий ДТП квалифицируется как административно-правовые правонарушения по ряду статей главы Х Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода; 2) столкновение транспортных средств; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие; 5) выпадение пассажиров из транспортного средства. В зависимости от причины ДТП можно подразделить на происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспорта и дорог, и т.д.), и те, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.), а также по случайному стечению обстоятельств.

В подавляющем большинстве ДТП – результат нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также вследствие грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.

Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего состоят в превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности дороги, необходимости уклониться от столкновения или наезда); в несоблюдении очередности проезда перекрестков; в нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, а также требований дорожной разметки; в несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда и т.д.

Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов выражаются в неожиданном появлении из-за препятствия (из-за стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); во внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; в непредсказуемом поведении (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выходе на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную и т.д.

Пешеходы, которые допустили нарушение ПДД, приведшее к гибели людей или к иным тяжким последствиям, несут уголовную ответственность по ст. 268 УК РФ. По этой же статье к ответственности привлекаются велосипедисты и пассажиры за нарушения ПДД в случае наступления указанных тяжких последствий.

Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных автотранспортных или городских электротранспортных средств, тракторов, иной самоходной техники (с дефектами тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за их техническое состояние или эксплуатацию, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных в ст. 211 УК РФ, квалифицируется по ст. 266 УК РФ.

Выяснение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия во многом зависит от знания его механизма. В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и конечная. Будучи логическим продолжением предыдущей, каждая из них, в свою очередь, предопределяет развитие последующей фазы.

Начальная фаза протекает в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. В данном случае участники движения должны немедленно принимать все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление или недостаточная эффективность этих мер приводит процесс сближения транспортных средств и пешеходов к переходу из опасной ситуации в аварийную. Тогда участники движения уже не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и оно становится неизбежным.

Кульминационная фаза насыщена событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (повреждения автомобилей, травмы и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП участвует ограниченное число транспортных средств и пешеходов, кульминационная фаза кратковременна (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. Когда в происшествие вовлечены десятки автомашин (так называемые «цепные» ДТП), эта фаза растягивается до нескольких минут, а зона развития ДТП значительно возрастает.

Конечная фаза ДТП часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда, например при возникновении пожара на автомобиле, конечная фаза продолжается и после остановки.

Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых обстоятельств, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины.

В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии возникают различные материальные следы. По ним, при условии их своевременного обнаружения и фиксации, возможно установление механизма и причин произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие – кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации о происшествии весьма незначителен.

На характер, качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д. Эти обстоятельства оправдывают необходимость установления всех возможных очевидцев происшествия и проведения детального допроса осведомленных лиц.

Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.

Многие виновные, понимая очевидность произошедшего, дают на допросах правдивые показания, хотя в ряде случаев (в последние годы это стало встречаться чаще) принимают меры к фальсификации доказательств, скрываются с места происшествия, при задержании оказывают сопротивление.

ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, которые своим поведением спровоцировали возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что приводит к значительному усложнению в выяснении обстоятельств происшедшего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.