КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формула личности
Аннотация....................................................................................................................... Предисловие..................................................................................... УМНЫЕ КАРТИНКИ.............................................................................................................. Как возможно возмущение (Строение души на листе бумаги).... В начале было понимание......................................................................................... Измена как предмет субъективного переживания............................................... Событие, его осмысление и способы его переживания..................................... Личностный подвал..................................................................................................... Настоящее переживание: обоснование и раскрутка.......................................... Что ты делаешь?! — Основания и целесообразность........................................ Верования....................................................................................................................... Мои и наши верования................................................................................................ Я и Обстоятельства...................................................................................................... Линии эмоционального реагирования.................................................................... Анатомия семейного общения, или Ура, мы поженились. И чем нам теперь заняться? Механика переживаний.................................................................. Как узнать свое счастье.............................................................................................. День, когда ты будешь счастлив.............................................................................. Что увидим мы в реальности..................................................................................... В поисках Центра Души с тестом Розенцвейга.................................................... Правильные ответы...................................................................................................... Жить душой другого.................................................................................................... Душа трехмерная.......................................................................................................... Конфликты и синтоны.................................................................... Разрастание конфликта............................................................................................... Основы мирных отношений....................................................................................... Нейтральная полоса, или Двойной стандарт в общении.................................. Синтонное поведение и так далее до полной победы ненавистного врага. Собирался, но не убрал.............................................................................................. Дипломатическая деконфликтизация в дикой природе..................................... Шаманские танцы среди человекоподобных....................................................... Психологическая практика на садово-огородном участке.............................. Плач на бревнышке, или Репетиция перед выходом к детям........................... Огурцы зеленые, или Как говорить, чтобы говорить убедительно................ Светлые картины семейной жизни................................................ В трудной ситуации..................................................................................................... Дорогое уважение......................................................................................................... Дорогие женщины......................................................................................................... Итого, или Вредная арифметика.............................................................................. На что глядеть, чтобы не маяться ипохондрией.................................................. Время разводиться........................................................................................................ Развод, нужный людям................................................................................................ Правила приготовления мужа к домашнему хозяйству.................................... ВСТРЕЧА С РЕАЛЬНОСТЬЮ.......................................................................................... Психология гуманистическая и психология реалистическая...... Человек, который мне очень близок........................................................................ Карл Роджерс как психолог и садовод................................................................... Философия Роджерса и новые догмы...................................................................... Манипуляции и другие приятные вещи.................................................................. Душа и тело.................................................................................................................... Счастье безо всякого личностного роста.............................................................. Осторожный взгляд на конгруэнтность.................................................................. Самоактуализация....................................................................................................... Примирение.................................................................................................................... Человек без гуманистической косметики..................................... Жизнь, в которой думать необязательно............................................................... Мысли, которые я еще думаю................................................................................... Безделье по-научному................................................................................................. Психолог как животное............................................................................................... Се — человек?................................................................................................................ Наша Таня громко плачет: Петька, гад, утырил мячик!.................................... Где бескорыстные люди?........................................................................................... "Заполни клеточку, смысл жизни и откроется!"................................................... Итоги возвышенных размышлений.......................................................................... ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛЮБЫМ?....................................................................... Рассказ юному натуралисту о подвиге Муравья-Подвижника....................... Препирательство с метафизиком А.С.Пушкиным................................................ Подлинность как предмет психологического конструирования. От подлинности до глупости — один шаг............................................................. Своим подлинным Я назначаю... кого?.................................................................. Здравствуйте, господа Актеры!................................................................................ Личностная прививка.................................................................................................. Этапы личностной прививки..................................................................................... Анти-анти-Карнеги, или Разнообразие мира манипуляций......... Добрый человек в сумасшедшем доме................................................................... Речь прокурора: Человек выживающий................................................................. Речь адвоката: Человек играющий.......................................................................... О внимательном отношении к манипуляторам.................................................... Исповедь манипулятора................................................................. В поисках личностной правды................................................................................. Сколько стоит самоактуализация за чайным столиком в сталинское время Человек-манипулятор как переходный этап к человеку просветленному... Немного о грустном, или Как живется просветленному, не смотавшемуся в Гималаи О чем забывает глубинная психотерапия..................................... Грустная история про бизнесмена Васю............................................................... Рождение как травма и приключение..................................................................... Ядро личности: внутренняя личностная культура............................................. СИНТОН-ПРОГРАММА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ........ На кого работает Синтон............................................................... Психотерапия forever и "Тусики-мутусики".......................................................... Кому помогать, кем заниматься?.............................................................................. А теперь — правильное решение............................................................................. Беда России.................................................................................................................... Почему работать хорошо — плохо......................................................................... Солнышко, не уходи!................................................................................................... Ставка на молодежь..................................................................................................... Синтон и школа.............................................................................. Школа, которая не готовит детей к жизни, — несостоятельна........................ Главное — это воспитание души............................................................................. Воспитание нравственности, а не развитие психических функций............... Светский характер образовательного и воспитательного процесса............. Привлекательность образовательного и воспитательного процесса............ Социальная адаптация не за счет социального натаскивания, а за счет душевного роста Экономическая состоятельность.............................................................................. Массовый эффект.......................................................................................................... Транслируемость методик......................................................................................... Основные идеи, на которых строится воспитательный и образовательный процесс Синтон-программы, или НАША ТЕХНОЛОГИЯ....................................... Общая картина, или На что похожа Синтон-программа.................................. Воспитание средой....................................................................................................... Свободный осмысленный выбор — и предложение образцов........................ Знание должно быть пережито — и вживлено..................................................... Целостность и системность психолого-педагогического процесса............... Реальные опасности игры и реальная базисная безопасность....................... СИНТОН-СБОРНИК............................................................................................................. Что здесь есть, и чего никогда не будет.................................................................. Командно-соревновательные игры................................................ Игра “Покажи фразу — угадай фразу”.................................................................. Психологический КВН................................................................................................ Игра-упражнение "Стихи о Любви..."..................................................................... Нестандартный проход.............................................................................................. Я — Хозяин?................................................................................................................... Войди красиво............................................................................................................... Конкурс артистизма..................................................................................................... Воспроизведи интонации........................................................................................... Здравствуйте!................................................................................................................. По тропинке к Близости................................................................. Представь партнера Личностью в полной реализации..................................... Упражнение "МОГУ ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ?".......................................................... Подарок в карусели...................................................................................................... Я доверяю тебе!............................................................................................................. Выбор близости — душевной и физической......................................................... Познакомься сам с собой............................................................. Расслабление................................................................................................................. Письмо себе любимому............................................................................................... Медитация "Здравствуй Я, мой любимый"........................................................... Медитация "Дом моей души".................................................................................... Я среди Других............................................................................. Падения на руки............................................................................................................ Круг доверия (Круг надежных рук)......................................................................... Ролевые танцы "Два настроения"............................................................................ Растопи Круг.................................................................................................................. Вырвись из Круга.......................................................................................................... "Листок за спиной"....................................................................................................... Какой я в межличностных отношениях?................................................................ Моя карточка................................................................................................................. Угадай, каким меня видят?......................................................................................... В центре внимания....................................................................... Золотой и черный стул................................................................................................ Открытый Стул.............................................................................................................. Исповедальная Свеча: "Моя жизнь"........................................................................ Исповедальная Свеча: "Мои отношения с людьми"........................................... Ролевое разыгрывание житейских ситуаций............................... Опоздал и забыл билеты............................................................................................. “Прости меня, пожалуйста!”..................................................................................... "Обиды" и "А ты опять сегодня не пришла..."....................................................... Состоится ли отъезд?................................................................................................... Занятия из цикла "Трудные Игры"............................................... Катастрофа на воздушном шаре.............................................................................. Необитаемый Остров................................................................................................... Концлагерь..................................................................................................................... ЖИЗНЬ И ИГРЫ СИНТОНА........................................................................................... Тренинги в летнем тренинговом лагере Синтона....................... Тренинг "Немой"........................................................................................................... Тренинг "Слепой".......................................................................................................... Тренинг "Ругатель"....................................................................................................... Тренинг "Восторженный комплиментщик"........................................................... Тренинг "Король".......................................................................................................... Тренинг "Хозяева и рабы".......................................................................................... Тренинг "Автобус"........................................................................................................ Тренинг "Падение в пропасть".................................................................................. Организация тренингового лагеря........................................................................... Жизнь как тренинг........................................................................................................ Близкие отношения на синтоновской Игротеке.......................... Плач об утраченном уважении и поиск глубины, которая нужна не всем.. Красный шарфик........................................................................................................... Мсье Амилькар платит................................................................................................ Постановка учебной задачи...................................................................................... Отчет Алексея К. по тренингам "Рабство", проходившим в летнем тренинговом лагере "Стружаны-98" Большой привет от Кати, твоей будущей жены................................................... Семья озадаченная и довольный мсье Амилькар................................................ ПО ДОРОГЕ К СОЛНЕЧНОМУ ДОМУ...................................................................... Чем Синтон является, а чем — нет............................................. Синтон как общественная организация................................................................. Синтон как философия................................................................................................ Синтон как психологическое направление........................................................... И что теперь?.................................................................................................................. Глас народа в ответ..................................................................................................... Клуб и демократия....................................................................................................... Визиты в Дианетику, или Великолепное изобретение авторитарного сознания Символ веры................................................................................................................... Пояснение к последующему неправильному тексту.......................................... Заметки некстати, или Теория и практика совершенства................................. Педагогика дианетики................................................................................................. Формы рекламной работы......................................................................................... Одитинг............................................................................................................................ Дрессура.......................................................................................................................... Психология дианетики................................................................................................ Признание в не-любви и уважении.......................................................................... Ода любви и принуждению........................................................................................ Неприличная дианетика............................................................................................. Возвращаясь к Синтону.............................................................................................. Дистанция..................................................................................... Синтон глазами детсадовца...................................................................................... Упражнение "Если бы я тебя любил..."................................................................... Упражнение "Внутреннее "Хорошо!"..................................................................... Упражнение "Тотальное "Да!".................................................................................. Упражнение "Осанка и Улыбка".............................................................................. Упражнение "Отстройка от внешнего контроля"................................................ Упражнение "Учет денег"........................................................................................... Упражнение "Учет времени"...................................................................................... Правила ведущего Дистанции.................................................................................. За что я люблю Дистанцию....................................................................................... Результаты...................................................................................................................... Главное............................................................................................................................ Памятка дистантника, или Как работать над упражнениями грамотно..... Что такое "Проект Солнечный Дом"?......................................... Светлые перспективы, которых я боюсь................................................................ Краткая история долгих реформ.............................................................................. Вопросы к Синтону и задачи Синтона Плюс....................................................... Первомайская как начало Солнечного дома........................................................ По дороге, ведущей к Солнечному дому................................................................ Что на самом деле важно............................................................................................ Напоследок................................................................................... Правила приготовления мужа к домашнему хозяйству.................................... Отчет Алексея К. по тренингам "Рабство", проходившим в летнем тренинговом лагере "Стружаны-98"
Аннотация Новая книга Н.И. Козлова, как всегда, щедра мыслями, конкретикой и пронизана богатым опытом практической работы. Психолог-теоретик найдет здесь очень неожиданную, но предметную и доброжелательную критику гуманистического подхода в психологии и сможет познакомиться с “Синтон-программой” как новым подходом к организации и ведению группового психологического тренинга. Психолог-практик не пропустит подробные методики психологических игр и упражнений, тем более — живые описания хода тренинговых занятий. Психолог-преподаватель непременно воспользуется великолепными схемами и картинками, помогающими в разборе конкретных житейских ситуаций, межличностных и семейных взаимоотношений. Психолог по жизни, скорее всего, заинтересуется методикой Дистанции как методом самостоятельной работы по запланированному личностному росту. Книга учит, книга будоражит, книга содержит огромное количество живых иллюстраций и примеров, а исключительно яркий и эмоциональный язык делает книгу близкой и увлекательной для широкого читателя. Предисловие – По глазам собравшихся читаю я многочисленные вопросы относительно себя. Готов ответить! Неутоленное любопытство страшнее голода. – Ах, граф, как вы добры! — воскликнул Федяшев. Эпиграф без подписи [1] То, что меня пригласили печататься в серии "Мастера психологии" — для меня, не скрою, очень лестно. Думаю, что этим приглашением я обязан в первую очередь большим тиражом своих книг и вытекающей отсюда известности для читающей публики, и поэтому считаю оказанное мне предпочтение не вполне справедливым. Я знаю десятки практикующих психологов — великолепных мастеров, работающих ничуть не менее профессионально, и при этом глубоких теоретиков. Но, к сожалению, они не пишут, и ровно поэтому народ их не знает. · Жаль, что они не пишут, и жаль, что народ их не знает. Великое дело большие тиражи! Попал в тираж, вошел в обойму известных — тебя уже раскручивают дальше просто по законам торговли. А в результате, как мне сообщили, наши первокурсники педагогических вузов знают трех главных психологов: для них это Фрейд, Юнг и Козлов. · Правда, иногда упоминалась другая троица: Кашпировский, Лазарев, Козлов. Козлов уверенно входит в народный фольклор. Например, на всемосковской толкучке, в газете бесплатных объявлений "Из рук в руки" в рубрике "Знакомства" вместе с всем понятной формулой "без в/п" (если вы не знаете: "без вредных привычек") нередко встречается и "Солнышко по Козлову". · И всем все понятно. Надеюсь, тем не менее, что к моим заслугам относится не только способность писать книги: хотя бы потому, что за письменным столом я скорее записывал, нежели писал. Записывал то, что рождалось в процессе моей пятнадцатилетней (и, как теперь я могу, оглядываясь назад, оценить, достаточно успешной) практической работы. Думаю, что для развития психологической практики в России мною сделано немало: самым плодотворным, на мой взгляд, оказалось создание методических пособий, в которых удалось подробно прописать сценарии тренингов, разработанных и прошедших практическую проверку в нашем Центре. Готовые к прикладному использованию, эти методические пособия достаточно полно представили для психологов содержание "Синтон-программы"[2], а вместе с регулярно проводимыми обучающими семинарами создали условия, благодаря которым в нескольких десятках городов России организованы и успешно работают с молодежью психологические центры и клубы. Наверное, сейчас можно уже сказать, что нами разработано собственное направление в психологии и заложены основы для создания своей школы. Никоим образом не преувеличивая свои возможности как психолога (например, моя психотерапевтическая квалификация недостаточна), я, тем не менее, могу назвать области психологической практики, в которых мне пришлось быть, по сути, первооткрывателем и в которых, по-видимому, я до сих пор являюсь лидером. В первую очередь это: · организация клубной психологической работы[3]; · методика групповой психологической работы с молодежью; · методика Дистанции (управление самостоятельной работой по запланированному личностному росту). Как показывает сопоставление моей практики с работой и взглядами моих коллег, я представляю достаточно оригинальный, не вполне традиционный для классической (в том смысле, в каком принято понимать этот термин в наши дни) психологии — как науки, так и практики — свой подход. Тем не менее, собственный вклад в психологическую науку я могу оценить лишь как "очень небольшой". Главная причина этого, скорее всего, — моя привычка работать самостоятельно, опираясь только на свою голову и силы. · Ну, может быть, еще и бунтарский дух, не очень совместимый с благообразием научных тусовок и дисциплиной строгих научных статей. Вау! Итого, по науке: не выступал, не участвовал, не привлекался. Статьи в научные журналы не посылал, на научные конференции старался не ездить. Почему? Уважаемые коллеги, ответьте мне на наивный вопрос: что люди ждут от научных конференций? Итоговые документы разрабатываются помимо всяких выступлений в соседней комнате (сам не раз писал) и обычно из очень дипломатических соображений. · Ну, например, чтобы в министерстве денег все-таки дали. Ваше выступление напечатают в сборнике материалов конференции. · То есть вроде бы и напечатают, а вроде бы никто и читать не будет. Ну и ладно, легче писать. А что вы услышите на научной конференции? Большой доклад обычно обозревает ситуацию в целом, из мелких докладов ты поймешь только кто по какой тематике решил засветиться в преддверии кандидатской. · И все. Перерыв, буфет, ну, книжки разные рядом продаются. И вы два дня сидите, глядя на президиум. Вы на это потратите два дня своей жизни? Ладно, каждая тусовка играет в свои игры, а что все-таки приобретете вы, потратив время на чтение этой книги?
Едва ли я здесь написал что-то (по сравнению с предыдущими моими книгами) принципиально новое, скорее, я постарался систематизировать свои взгляды как психолога. Ну, знаете, как отвечают все солидные люди: "Ваши взгляды на человека, на методы психологической работы и на перспективы развития цивилизации в целом?" Естественно, меня очень подмывало перейти на совсем уж научный язык, но я решил не халтурить и, сказав все требуемое научной общественностью, постарался доставить радость и тем, кто любит купаться в звуках, красках и образах великого и могучего. Это оказалось тем более необходимым, что использование живого, человеческого, разговорного языка — это один из методов моей психологической работы. Естественно: если я хочу из забитого тоталитарной мамой и авторитарным образованием скованного невротика · все прилагательные здесь можно без потери смысла поменять местами воспитать полноценного и чувствующего вкус жизни человека, я обязан говорить с ним не на научном воляпюке, а на языке живом и разном: языке прозрачной поэзии и грохочущих трамваев, голых раздевалок и тихой нежности прощания. · Поэтому тот, кто проглатывает мои книги, пропускает самое важное — их вкус. Целое книги соткано из маленьких лоскутков, составлено из сотен лакомых кусочков. А, как пишет Борис Агапов, "Маленький кусочек жрать невозможно. Его можно или не заметить, или положить на язык и почувствовать его вкус". Эта книга продолжает жанр научно-художественной литературы (НХЛ: "Шай-бу! Шай-бу!"), в котором я иду по стопам безмерно уважаемого мною В.Л.Леви. Приятно отметить, что к нашей компании присоединяются уже многие, формируется целая традиция, где общим является свободный, на дыхании построенный стиль, внимание к поэтике речи · и даже оформление. Надеюсь, что эта книга начнет еще одну традицию, а именно, использование умных картинок. Это не картинки-иллюстрации, обычно вставляемые для оживляжа сухого текста, не таблицы и не логико-концептуальные схемы. У меня образное (в том числе) мышление, и я попробовал непосредственно зарисовать то, что я вижу внутренним взором, когда рассказываю о чьей-то жизни или когда строю свое собственное поведение и свою жизнь. Как у любого строителя всегда есть план будущего дома, так и за любым моим действием всегда присутствует такой же, то есть достаточно четкий, план. · И меня совершенно не напрягает, когда я вижу рисунок предстоящего поцелуя или прочерчиваю интригу планируемого скандала: был бы рисунок красив и скандал продуктивен. С одинаковой долей истины можно сказать и то, что я живу расслабленно-интуитивно, и то, что мое поведение всегда контролируется жесткими внутренними схемами и правилами; просто в деловой беседе стратегия и схема одна, в жесткой конфронтации композиция другая, а в потоке нежности структура мелодии третья — но такая же видимая для меня и состоящая из вполне известных мне элементов, кубиков, которыми я играю. · И создаю: в деловой беседе выигрыш нам, в конфронтации проигрыш им, в потоке нежности — полет и растворение. Так вот, то, что можно передать без теплоты касания, без рисунка жеста, без музыки интонации и приглашения взгляда, передать только оживающими словами и образным представлением через умные картинки, — это я и постарался в своей книге передать. Совершенно не буду возражать, если вы, уважаемые коллеги-психологи, будете использовать приведенные графические схемы — умные картинки — в своих занятиях. · Собственно, что многие давно уже с большой радостью и делают. В названии книги присутствует "Солнечный город", а в тексте часто будет упоминаться "Солнечный дом". Что это за архитектура? Сожалею, но подробный рассказ об этом вы найдете только в конце книги. Потому что пока не разберешься, что такое Синтон, нельзя ничего понять о Солнечном доме, но без упоминания о Солнечном доме не расскажешь о Синтоне. · Вот так хитро и читайте. Моя хозяйка, Жизнь, все то время, пока я писал эту книгу, щедро дарила мне людей, которые подкидывали мне дивно сочные образы и вкусные мысли. Как настоящий жадина, я все их подбирал и с удовольствием лепил из них свой текст. К сожалению, полный список моих соавторов привести я затрудняюсь, тем более памятуя классическое изречение: Все, что сказано хорошо, — мое, кем бы оно ни было сказано. Кажется, это говорил Сенека, но в меня это вошло настолько давно, что стало и моим тоже. Обнимаю всех, кто меня любит, и приглашаю к веселому делу антиципации единиц значения в контаминантном потоке авторского тезауруса, ведущего к порождению адекватного динамического гештальта в едином парадигматическом поле и, в конечном итоге, к трансиндивидуальному семантическому консонансу. · Как приятно, когда образованные люди понимают друг друга!
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |