Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межполушарная асимметрия




Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Межполушарная асиммет­рия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сиг­нальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека. Этим и объясняется, что первые представления о функциональной роли межполушар-ной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного — центра Брока и сенсорного — центра Вернике в левом полушарии). Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пира­мидных путей — регуляторов моторной сферы организма — в со­четании с левосторонней локализацией центра устной и письмен­ной речи определяет доминирующую роль левого полушария в по-


ведении человека, управляемого корой больших полушарий. Полу­ченные экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функ­ций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления. В общем виде можно считать, что люди с левополушар-ным доминированием относятся к мыслительному типу, а с право-полушарным доминированием — к художественному.

По данным современной нейро- и психофизиологии, левое по­лушарие большого мозга у человека специализируется на выпол­нении вербальных символических, правое — на обеспечении и реа­лизации пространственных, образных функций. В этом проявляет­ся важнейшая форма функциональной асимметрии мозга — асим­метрия психической деятельности. Повреждения, дисфункция ле­вой височной области коры приводят обычно к существенным на­рушениям в моторной реализации функции языка: наблюдаются элементы заикания, нечеткое произношение и т. д.; повреждения в правой височной области приводят к нарушению в четкости образ­ного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов; при стимуляции этой зоны у больных возникают обыч­но очень яркие образы, воспоминания. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Резуль­таты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие в центр речи, где происходят анализ смыслового содержания стимула и форми­рование осознанного восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувст­вует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминиро­вание левого полушария ассоциируется у человека с большим сло­варным запасом, активным его использованием, с высокой двига­тельной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, предвидения, прогнозирования. Отмечены опре­деленные различия и в типах мыслительных операций (умозаклю­чений) у людей с доминированием правого или левого полушария (В. Л. Бианки). В процессах обучения, познания правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществля­ются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие пре­имущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). Не­которые различия межполушарной асимметрии при зрительном восприятии приведены в табл. 15.1.

В исследованиях установлены феноменологические особеннос­ти межполушарной асимметрии в динамике образования условного рефлекса, формирования определенного навыка. Несмотря на то что межполушарное взаимодействие препятствует совершенствова­нию, укреплению условного рефлекса, на начальных стадиях это взаимодействие принимает определенное участие в образовании условного рефлекса. При этом благодаря активации тормозных


Таблица 15.1. Межполушарные различия зрительного восприятия (по Л. И. Леушиной и др.)


Харак теристики зрительного восприятия


Левое полушарие


Правое полушарие


 


Лучше опознаются стимулы

Лучше воспринима­ются задачи

Особенности процес­сов восприятия

Предполагаемые

морфологические • различия


Вербальные Легко различимые Знакомые

Оценка временных отноше­ний

Установление сходства Установление идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному коди­рованию

Аналитическое восприятие Последовательное восприятие Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание

Фиксированное представи­тельство элементарных функ­ций


Невербальные Трудно различимые Незнакомые

Оценка пространственных отношений

Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-пространственный анализ

Целостное восприятие (гештальт)

Одновременное восприятие Конкретное узнавание

Диффузное представи­тельство


влияний симметричных зон коры через мозолистое тело стимули­руется образование условнорефлекторной связи; в случае закреп­ления рефлекса доминирующее полушарие мозга тормозит прояв­ления условнорефлекторной памяти (Г. А. Кураев).

Синтетическая доминантная модель межполушарных взаимоот­ношений базируется на принципах симметрии и доминанты (рис. 15.9). В проекционных зонах коры преимущественно реали­зуется принцип гомотопичности, а в ассоциативных — гетерото-пичности (В. Л. Бианки). Главная роль транскаллозальных комму­никаций в проекционных зонах заключается в обмене сенсорной информацией, а в ассоциативных — в регуляции уровня возбуди­мости симметричных областей. Гомотопические связи в корковых структурах образуют как бы канву, на которой внутриполушарные влияния как бы выписывают свой асимметрический узор. В фор­мировании внутрицентрального взаимодействия симметричных зон мозга важную роль играют процессы цитохимической дифферен-цировки, модулирующие сенсорную информацию. Рост и развитие нервных волокон в мозге, а их объединение в цепи находятся под генетическим контролем с использованием сложных химических кодов (Сперри).

Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как само­регулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта систе­ма состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков воз­буждения, а также гуморальных влияний. При этом в доминирую-


щем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммирова­нию возбуждения, обладающий известной инерционностью и ока­зывающий тормозящее действие на недоминирующее полушарие.


Передача межполушарных влияний осуществляется главным обра­зом по мозолистому телу, но определенное значение имеют и эк-стракаллозальные пути. В соответствии с индуктивно-дедуктивной гипотезой правое полушарие осуществляет дедуктивную обработку информации, а левое — индуктивную (в правом полушарии доми­нируют процессы синтеза, а в левом — процессы анализа). В об­щем виде схема межполушарного взаимодействия сводится к сле­дующей последовательности аналитико-синтетической деятель­ности полушарий большого мозга. Сначала правое полушарие по­средством дедуктивного метода (от общего к частному, от синтеза к анализу) оперативно оценивает ситуацию, затем левое полуша­рие на основе индуктивного метода (от частного к общему, от анализа к синтезу) вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения. Результаты этого процесса передаются в противопо­ложное полушарие в основном по системе волокон мозолистого тела.

Как образно подчеркивает В. Л. Бианки, левое полушарие об­ладает «законодательной властью, а правое — исполнительной», левое полушарие определяет цели, а правое реализует их вы­полнение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.