КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности
Января 1872 Перевод Л. Н. Трефолев Три лентяя Стихотворения Князек-добряк когда-то жил Спокойно, беззаботно, И ни о чем он не тужил И кушал очень плотно. Храни в душе своей покой, Он на дела махнул рукой, Министрам был послушен, И знали подданные все. Что лишь к копчёной колбасе Князек неравнодушен. Его высочество весьма Любил еще сосиски ("Без них он мог сойти с ума!" - Гласят одни "Записки"). Но, сверх любимой колбасы, Князь посвящал свои часы Трем принцам-малолеткам: Их удаляя от труда, Он был подобен иногда Заботливым наседкам. И, от начала до конца Поняв его уроки, Цыплята выросли в отца - Лентяи, лежебоки. Князек судьбу благодарил; Но вдруг желудок не сварил Копченую колбаску. Больной ложится на кровать, Велит детей к себе призвать, Предчувствуя развязку, Князек со стоном говорит: "Плохая вышла шутка! Желудок пищи не варит, Я гибну от желудка. Кому же я оставлю трон? Вы любите считать ворон, Вы ленитесь на славу: Но кто ленивей из троих Детей возлюбленных моих, Тому отдам державу". Слезу печально уронив На батюшкино ложе, Воскликнул старшой: "Я ленив, Мне лень всего дороже, Мне жизнь без лени не красна: Когда наступит время сна, Когда под кроной ночи Храпит измученный народ, - И я во весь зеваю рот, Но лень закрыть мне очи!" - "И я лентяй большой руки! - Второй князек воскликнул. - Болтает братец пустяки: Он к лени не привыкнул. А я по совести скажу: Когда пред печкою сижу, В лицо мне пышет пламень. Но удалиться от огня - Большая трудность для меня! Не двигаюсь, как камень". Воскликнул младший ротозей: "Моя, моя корона! Из всех ленивейших князей Один я стою трона. Когда, народ ожесточа, Я был бы в петле палача И нож бы дали в руки, Чтоб петлю перерезал я, - Не двинется рука моя От лености и скуки". Князек, душою умилясь, Схватил сынка в объятья, "Ты всех ленивей, младший князь, Тебя не стоят братья! Тебе достанется мой трон! Владея им, считай ворон, Пей вдоволь, кушай жирно, Люби сосиски с ветчиной, И процветет наш край родной, Как цвел при мне он мирно". План. 1. Понятие о личности. 2. Структура личности. 3. Формирование личности.
1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек. Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него. Человек- это результат биологической и исторической эволюции. Понятие индивид относится и к человеку и к животному. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Все мы имеем индивидные свойства (цвет волос, глаз, кожи, конституцию тела и др.) Личность – это тоже человек, но рассматриваемый как общественное, социальное существо. Каждая личность является индивидом, но не каждый индивид является личностью. Личность – это сознательный индивид, это качество приобретается в обществе. Маленький ребенок и психически больной не являются личностью. Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности». Это же можно сказать и о понятии «личность». В повседневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она - сильная личность», «Он - не личность», оценивая, таким образом, своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей. Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивидуальность» и «личность»» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития. Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся » (А.Н. Леонтьев, В.В.Давыдов). «Личность, - подчеркивал А.Н.Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью... Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не „реактивная" форма поведения». Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |