Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности




Января 1872

Перевод Л. Н. Трефолев

Три лентяя

Стихотворения

Князек-добряк когда-то жил

Спокойно, беззаботно,

И ни о чем он не тужил

И кушал очень плотно.

Храни в душе своей покой,

Он на дела махнул рукой,

Министрам был послушен,

И знали подданные все.

Что лишь к копчёной колбасе

Князек неравнодушен.

Его высочество весьма

Любил еще сосиски

("Без них он мог сойти с ума!" -

Гласят одни "Записки").

Но, сверх любимой колбасы,

Князь посвящал свои часы

Трем принцам-малолеткам:

Их удаляя от труда,

Он был подобен иногда

Заботливым наседкам.

И, от начала до конца

Поняв его уроки,

Цыплята выросли в отца -

Лентяи, лежебоки.

Князек судьбу благодарил;

Но вдруг желудок не сварил

Копченую колбаску.

Больной ложится на кровать,

Велит детей к себе призвать,

Предчувствуя развязку,

Князек со стоном говорит:

"Плохая вышла шутка!

Желудок пищи не варит,

Я гибну от желудка.

Кому же я оставлю трон?

Вы любите считать ворон,

Вы ленитесь на славу:

Но кто ленивей из троих

Детей возлюбленных моих,

Тому отдам державу".

Слезу печально уронив

На батюшкино ложе,

Воскликнул старшой: "Я ленив,

Мне лень всего дороже,

Мне жизнь без лени не красна:

Когда наступит время сна,

Когда под кроной ночи

Храпит измученный народ, -

И я во весь зеваю рот,

Но лень закрыть мне очи!"

- "И я лентяй большой руки! -

Второй князек воскликнул. -

Болтает братец пустяки:

Он к лени не привыкнул.

А я по совести скажу:

Когда пред печкою сижу,

В лицо мне пышет пламень.

Но удалиться от огня -

Большая трудность для меня!

Не двигаюсь, как камень".

Воскликнул младший ротозей:

"Моя, моя корона!

Из всех ленивейших князей

Один я стою трона.

Когда, народ ожесточа,

Я был бы в петле палача

И нож бы дали в руки,

Чтоб петлю перерезал я, -

Не двинется рука моя

От лености и скуки".

Князек, душою умилясь,

Схватил сынка в объятья,

"Ты всех ленивей, младший князь,

Тебя не стоят братья!

Тебе достанется мой трон!

Владея им, считай ворон,

Пей вдоволь, кушай жирно,

Люби сосиски с ветчиной,

И процветет наш край родной,

Как цвел при мне он мирно".

План.

1. Понятие о личности.

2. Структура личности.

3. Формирование личности.

 

1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек.

Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него.

Человек- это результат биологической и исторической эволюции.

Понятие индивид относится и к человеку и к животному. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Все мы имеем индивидные свойства (цвет волос, глаз, кожи, конституцию тела и др.)

Личность – это тоже человек, но рассматриваемый как общественное, социальное существо. Каждая личность является индивидом, но не каждый индивид является личностью. Личность – это сознательный индивид, это качество приобретается в обществе. Маленький ребенок и психически больной не являются личностью.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че­ловек» - самое широкое и общее, все остальные включа­ются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био­логический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ­ные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа­ющим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори­мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру­гих, а также в определенной степени указывает на выра­женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин­дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе­дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она - сильная личность», «Он - не личность», оценивая, таким образом, своих близких, знакомых или героев книг, филь­мов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность чело­века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду­альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко­торые особые присущие человеку качества, выражает вы­сокий уровень его развития.

Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся » (А.Н. Ле­онтьев, В.В.Давыдов). «Личность, - подчеркивал А.Н.Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви­тия, который делает его способным управлять своим пове­дением и деятельностью... Личность, достигшая полного раз­вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи­мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха­рактеристикой личности является особая форма ее актив­ности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ­ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха­рактерной активная, а не „реактивная" форма поведения».

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос­редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воз­действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.