Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клиническая патофизиология

Методы патологической физиологии.

Значение патологической физиологии для клинической и профилактической медицины. Место патологической физиологии в системе подготовки врача.

Патофизиология как наука. Место патологической физиологии в системе медицинских знаний.

Информационный материал

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.

ТЕМА 1.

Цель занятия: Обосновать положение о том, что патофизиология является основой клинического мышления. Изучить суть экспериментального метода, основные этапы и правила проведения эксперимента.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

3. Патофизиология как учебная дисциплина, её составные части: общая патология, патофизиология органов и систем.

5. Эксперимент как основной метод патофизиологии, его значение для решения фундаментальных прблем медицины. Виды эксперимента. Современные методы и методики проведения эксперимента. Общие принципы планирования экспериментальных исследований, учёта, статистической обработки и анализа результатов. Моделирование патологических процессов и заболеваний на животных: возможности и ограничения.

Патологическая физиология – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Предметом её изучения является жизнедеятельность больного организма на молекулярном, клеточном, органном, системном уровнях.

Патофизиология – интегративная наука. Занимая особое место в системе высшего медицинского образования, она обладает широкими теоретическими и методологическими связями с другими дисциплинами.

Прежде всего, патофизиология опирается на науки, изучающие свойства факторов окружающей среды, которые способны вызывать возникновение болезней, а также влиять на течение и исход. К ним относятся физика, химия, биология, микробиология, социология. Эти дисциплины формируют теоретическую базу, наобходимую для изучения этиологии.

Кроме того, для изучения патофизиологии необходимо обладать достаточно широким спектром знаний о структуре, функции и обмене веществ организма в условиях нормы. Этой цели служат такие дисциплины, как гистология, нормальная физиология, биохимия, генетика.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы, поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Цель патологической физиологии как учебной дисциплины заключается в формировании теоретических основ понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней; получении фундаментальных сведений о сущности болезни и законах её развития; формировании и развитии, в конечном счёте клинического мышления.

Патофизиологический подход к решению задач клинической медицины всё более активно внедряется в самые различные области практической медицины. Во всех направлениях современной медицины используются новейшие методы лабораторной и инструментальной диагностики, анализ которых даёт представление о патогенезе нарушений функций клеток, органов, систем больных. В процессе лечения применяют специальные лекарственные средства, производят лечебные манипуляции. На базе патофизиологической теории формируются принципы и методы этиологической и патогенетической профилактики. Патофизиологические критерии лежат в основе определений и классификаций болезней. Ничто из перечисленного не может осуществляться без знания патофизиологии.

Курс патофизиологии состоит из двух частей. Первая часть – общая патология. Она включает в себя общую нозологию - учение о болезни, этиологию (учение о причинах и условиях развития болезней), патогенез (учение о механизмах развтия болезней), а также учение о типических патологических прцессах, которое рассматривает процессы, лежащие в основе многих заболеваний: воспаление, опухоли, гипоксию, лихорадку, голодание, типические нарушения обмена веществ. В курсе общей патологии также рассматриваются учение о наследственности, учение о реактивности, учение о конституции.

Вторая часть – частная патологическая физиология – рассматривает нарушения в отдельных органах и системах, а также этиологию и патогенез наиболее распространённых нозологических форм.

В патологической физиологии используются два основных метода:

Метод клинического наблюдения. Он заключается непосредственно в наблюдении течения болезни человека с помощью практически безвредных целенаправленных функционально-диагностических методик (биохимических, иммунологических, электрофизиологических и т. д.). Преимущество этого метода заключается в отсутствии необходимости создания экспериментальной модели. Исследователь наблюдает конкретную болезнь или патологический процесс у постели больного. Однако, данный метод не даёт возможности изучить процессы, происходящие в организме человека в латентную и продромальную стадии. Кроме того, исследователь ограничен в оценке причины и условий развития заболевания. Несмотря на это клиническая, патофизиология является в определённом аспекте вершиной сравнительной патологии, ибо это патология человека. Основной задачей клинической патофизиологии является изучение наиболее общих вопросов этиологии и патогенеза болезней человека.

Основным методом в патофизиологии является эксперимент. Эксперимент – это моделирование болезней и патологических состояний на живых объектах. Такими объектами могут служить животные различных видов, отдельные органы, культуры тканей, отдельные клетки и даже субклеточные структуры.

Эксперименты делятся на острые и хронические. Выбор осуществляется в зависимости от цели исследования. Например, для изучения механизмов возникновения шоковых состояний применяют острый эксперимент, а эксперимент с привитием животному опухоли должен носить хронический характер.

Кроме того, все эксперименты в патофизиологии можно условно разделить на синтетические и аналитические. При моделировании болезни или синдрома исследователь решает синтетическую задачу. Синтетические эксперименты проводятся, как правило, in vivo. При аналитическом эксперименте из болезни, как целостного явления, вычленяется какой-то компонент, механизм, который чаще всего воспроизводится in vitro.

Для изучения патологических процессов применяют следующие основные экспериментальные методики.

Метод выключения заключается в удалении какого-либо органа хирургическим путём или выключении его функции различными воздействиями (высокими или низкими температурами, ионизирующим излучением, фармакологическими препаратами, специфическими антителами). Эта методика применяется для моделирования заболеваний эндокринной и нервной систем, изучения компенсаторных и пластических возможностей парных органов.

Метод включения может заключаться в введении в организм каких-либо веществ (гормонов, антигенов, антител, ферментов) для моделирования эндокринологических, иммунологических заболеваний. Кроме того, к этой группе относятся эксперименты с пересадкой органов.

Метод раздражения используется для изменения функциональной активности того или иного органа.

Метод изолированных органов даёт информацию о сущности патологических процессов в каждом конкретном органе или ткани.

Метод парабиоза – создание у двух животных единой системы кровообращения для исследования гуморальных механизмов различных воздействий.

Метод тканевых культур используется для получения информации о сущности патофизиологических процессов как в целом организме, так и в изолированном органе.

Сравнительно-эволюционный метод изучает, как правило, типические патологические процессы в эволюционном аспекте.Патологичес-

кий процесс, как мы его наблюдаем у человека и животных, является

результатом формирования соответствующих реакций в эволюции

животного мира. Такие патологические процессы, как воспаление,

лихорадка, возникали и усложнялись в эволюции в связи с услож-

нением и совершенствованием защитных и приспособительных

реакций организмов на меняющиеся условия жизни. Вот почему

правильный научный анализ реакций человека на патогенное воз-

действие требует более полного знания путей и форм их становле-

ния. Это возможно только при использовании исторического метода

сравнительной патологии.

Патофизиологический эксперимент состоит из следующих этапов:

1. Формирование рабочей гипотезы определяет цель и задачи исследования.

2. Выбор модели и метода, соответствующих поставленным задачам, обеспечение соответствующего контроля.

3. Планирование эксперимента должно обеспечить корректное проведение опыта, исключение посторонних и дополнительных воздействий на модель.

4. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. После окончания эксперимента весь цифровой материал подвергается статистической обработке для определения средних величин, их отклонений, достоверности. Формулируются выводы.

В опытах на животных невозможно создать полную модель болезни человека. Организм человека много сложнее самых высокоорганизованных животных и подвергается воздействию социальных факторов. И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту накоплен материал, составляющий содержание патологической физиологии. Болезни человека слишком сложны, и их механизмы спрятаны слишком глубоко. Раскрыть их трудно и даже невозможно, несмотря на применение самых современных технических средств. Простота опыта на животных является положительным моментом на определённом этапе научного анализа. Не в эксперименте на человеке, кролике, даже не на лягушке, а на прозрачной личинке морской звезды И.И. Мечников наблюдал процесс фагоцитоза.

 

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1. История развития патологической физиологии. Значение научных работ К. Бернара, Р. Вирхова, Ю. Конгейма, И.И. Мечникова, Г. Селье и других выдающихся исследователей.

2. Возникновение патофизиологии как учебной дисциплины.

3. Становление и развитие патологической физиологии в Украине (Н.А. Хржонщевский, В.В. Подвысоцкий, В.К. Линдеман, А.А. Богомолец, Н.Н. Сиротинин, А.В. Репрев, Д.О. Альперн, В.В. Воронин, Н.Н. Зайко).

4. Научные школы патофизиологии, основные направления их деятельности.

 

Термин «патологическая физиология» впервые применил Й. Варандес в XVII веке. В 1818г. Л. Гальо издаёт первое руководство по патофизиологии.

Большую роль в создании физиологического направления в изучении болезни сыграл выдающийся французский учёный Клод Бернар, который заложил основы современной экспериментальной патологии. С его именем связано открытие гликогенобразовательной функции печени, липазы в секрете поджелудочной железы.

Известный немецкий патолог Вирхов является основателем клеточной патологии, согласно которой всякий патологический процесс представляет собой сумму клеточных изменений. Он изучил и систематизировал ценный материал относительно клеточных изменений, лежащих в основе атрофии, гипертрофии, воспаления, опухолей. Его ученик Ю. Конгейм известен своими выдающимися экспериментальными исследованиями, посвященными эмболии, инфаркту, воспалению.

В России основоположником патологической физиологии как самостоятельной науки и предмета преподавания был В.В. Пашутин, возглавлявший с 1878 г. Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. С целью разработки проблем патологии В.В. Пашутин создал первый калориметр, предложил оригинальные методы исследования газообмена и теплообмена у человека и животных. Используя эти методы, В.В. Пашутин и его ученики выполнили капитальные исследования в области изучения различных видов голодания, обмена веществ и теплообмена при патологических состояниях.

Одним из представителей отечественного общебиологического направления в патофизиологии и исследователей целлюлярной патологии является выдающийся биолог И.И. Мечников. Его исследования показали, как с повышением организации животных форм в процессе эволюции фагоцитозно-пищеварительная функция фагоцитоза переходит к приспособлению защитного характера. С1898 по 1908гг. в лаборатории И.И. Мечникова были проведены исследования по получению токсических сывороток и антител к разнообразным чужеродным клеткам и тканевым экстрактам.

В 1900г. В.К. Линдерман открыл нефролитическую сыворотку, способную вызывать у экспериментальных животных геморрагический нефрит. Так была одна из первых экспериментальных моделей аутоиммунного заболевания.

А.В. Репрев известен как один из родоначальников отечественной эндокринологии. Его «Основы общей и экспериментальной патологии» способствовали развитию экспериментально-физиологического и физико-химического направления в патологии. Рботы Репрева по изучению патологии эндокринной системы получили дальнейшее развитие в исследованиях представителей Харьковской школы патофизиологов: Д.Е. Альперна, М.М. Павлова, Д.П. Гринева и др.

Начало формированию гистофизиологического направления в патологии положил Н.А. Хржонщевский, возглавивший кафедру общей патологии в Киевском университете – автор физиологической инъекции красок для окрашивания органов и клеток. Его ученик В.В. Подвысоцкий, которого по праву считают основателем украинской школы патофизиологов, внёс значительный вклад в изучение процессов регенерации эпителиальных тканей. Ярким представителем киевской школы являлся А.А. Богомолец. Его труды посвящены различным проблемам патофизиологии: роли реактивности в патологии, связи реактивности с эндокринной регуляцией и реакцией соединительной ткани, проблемам переливания крови, опухолевого роста. А.А. Богомолец выдвинул концепцию старения организма, связав этот процесс с изменениями физико-химических свойств тканей и межклеточного вещества, ослаблением трофической функции соединительной ткани. Он создал школу патофизиологов, из которой вышли Н.Н. Сиротинин, Н.А. Федоров, Н.Н. Зайко.

Основные труды Н.Н. Сиротинина посвящены вопросам сравнительной патологии реактивности и резистентности организма. С помощью методов сравнительной патологии Н.Н. Сиротинин показал, что филогенетически наиболее древняя форма инфекции – простое размножение микроорганизмов в тканях, а наиболее новой является выработка антител и спецификация фагоцитарного процесса. Кроме того, Н.Н. Сиротинину принадлежит ряд работ, посвященных изучению патогенеза горной болезни и эволюции механизмов адаптации к гипоксии.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология под ред. проф.Н.Н.Зайко - Киев "Логос", 1996.- с.4 -36.

2. Патологическая физиология под ред. проф. Адо А.Д. Москва "Триада-Х" 2001 - с.1 –14.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. Основы общей патологии. Учебное пособие для медицинских вузов.-ЭЛБИ-СПБ.-1999.-с. 6-45.

2. Внутренние болезни. В 10 книгах. Книга 2. Перевод с английского. / Под редакцией Е. Браунвальда и др. / - М.: Медицина, 1993. - 135-226.

3. Общая патология человека: Руководство для врачей/ Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова, Д.С.Саркисова. В 2Т.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1990.

4. В.Т. Долгих. Общая патофизиология (лекции для студентов и врачей). – Медицинская книга. – Издательство НГМА, 1997.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок анализ температурных кривых | Профессиональных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 7697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.