КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтаксис, семантика, особенности дискурса
Нейропсихологические, лингвистические, физиологические и генетические характеристики Особенности речевой деятельности при Williams- синдроме Williams Syndrome [Williams syndrome..., 1994] - это редкое генетическое заболевание, идентифицированное в 1961 году кардиологом Уильямсом и его коллегами. Они описали четырёх детей с характерным выражением лица и особыми кардиоваскулярными нарушениями - стенозом аорты, а также с нарушениями эндокринной системы, мускулатуры и скелета, характерной аномалией зубов и геипре кальценацией, вызванной, нарушением обмена. Такое нарушение вызвано аномалией гена, регулирующего калициевый обмен -гармона калицитонина. Всё это сопровождается серьёзным отставанием в интеллектуальной сфере. Эта болезнь встречается крайне редко (1 случай на 25 тысяч новорождённых). Отмечается дружелюбный и открытый характер таких пациентов и необычайные лингвистические способности. Психофизиологические обследования таких пациентов обнаружили очень тонкую чувствительноть к звукам разного рода. Специфической особенностью синдрома Уильямса является (помимо выражения лица) умственная отсталось разной степени. Это выражается не только при специальном тестировании, но и в поведении, поэтому воспитание и обучение таких пациентов требует особых программ. При сопоставлении интеллектуальных возможностей таких пациентов с нарушениями при Даун-синдроме ясно показано, что такие интеллектуальные задачи, как образование понятий, решение логических задач и задач на сохраниение объёма и количества выполняются обеими группами на сопоставимом уровне, т.е. существенно ниже нормы. По контрасту с этим, языковые возможности пациентов с синдромом Уильямса значительно превышают таковые: они могут сочинять стихи, рассказы, описывать воображаемые события и т.д. Эти же взрослые пациенты находятся на уровне учеников начальных классов по всем неязыковым аспектам высших психических функций и им требуются сиделки для обеспечения простейших жизненных потребностей. Как мы помним, язык - это лексикон и правила. Исследования организации лексикона у пациентов с синдромом Уильямса показывают, что их лексикон организован категориально и что они склонны к образованию новых слов, к извлечению из памяти низкочастотных слов. Синтаксис практически сохранен при выполнении специальных тестов (пассивы, отрицания, условные конструкции). При анализе морфологических процедур отмечается сверхгенерализация (*digged, *mouses,etc.). Их спонтанная речь богата сложна и правильна, они даже способны идентифицировать и исправлять аграмматичные конструкции. Семантические возможности таких пациентов таже весьма высоки. Дискурс таких пациентов также поразительно сохранен - они способны создавать абсолютно правильные и стройные рассказы, без ошибок в последовательностях, времени и месте, с правильной грамматикой и даже художественным оформлением Их речь отличается выразительной экспресиией - как в лексическом выборе, так и в просодике. Отмечается также, что такие пациенты очень чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих, а свои эмоции выражают очень ярко. Они прекрасно выполняют сложные тесты на узнавание незнакомых лиц. Отмечаются различия в типах памяти - имплицитная, вероятно, хуже эксплицитной. Таким образом, мы сталкивается с явно выраженным контрастом между вполне сохранными лингвистическими функциями и общими когнитивными и моторными возможностями. Пациенты с этим синдромом демонстрируют нам необычный вариант мозговой организации высших функций - как бы левополушарный (грамматичность, дискурс и т.д.), но и не только - эмоции, узнавание лиц и звуков.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |