Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиология восприятия




Восприятие сложная система про­цессов приёма и преобразования инфор­мации, обеспечивающая организму отра­жение объективной реальности и ориенти­ровку в окружающем мире. Восприятия вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятия в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельно­стью мышления и проверяется практи­кой. Вне такого опосредования и провер­ки восприятия может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов восприятия относятся: обна­ружение объекта в воспринимаемом по­ле; различение отд. признаков в объек­те; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержа­нием и формирование образа (или «опе­ративной единицы» восприятия). Большой вклад в развитие науки о восприятия внесли философы, астрономы, физи­ки, художники — Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, и мн. др. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изу­чении сенсорных (чувственных) эффек­тов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то вре­мя как самый процесс восприятия оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк). В психо­логии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции восприятия согласно которой сенсорный образ возникает в ре­зультате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пас­сивно созерцающего субъекта. Ограни­ченность такого подхода — игнорирова­ние деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса восприятия представ­ление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразо­вание нервных процессов в идеальные психические образы,— практически затрудня­ла разработку способов управления про­цессами восприятия в целях его совершенствова­ния и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим те­ориям, либо к отказу от естеств.-науч. объяснения восприятия. Решающий шаг в преодолении пассив­ной «рецепторной» концепции был сде­лан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического мате­риализма и сеченовского понимания реф­лекторной природы сенсорных процес­сов, рассматривают восприятия как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60х гг. 20 в. исследования восприятия ведутся представителя­ми различных специальностей на различ­ных уровнях процессов приёма и перера­ботки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка гла­за, кортиев орган уха и т. д.) исследуются анатомо-морфологич., биофиз., электро-физиол. особенности деятельности ре­цепторов. Восприятие изучается также на нейрон­ном, психофизиол., психологич., социаль-но-психологич. уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисленые исследова­ния по созданию технических устройств, ими­тирующих работу органов чувств. Резу­льтаты разнообразных исследований восприятия публикуются в десятках журналов, посвя­щённых преимущественно проблемам восприятия. Следует, однако, подчеркнуть, что до наст. времени не удалось построить еди­ную теорию восприятия, которая интегрировала бы результаты многочисленых исследований. С большими трудностями сталкиваются по­пытки моделирования таких свойств восприятия, как осмысленность, предметность, кон­стантность и др. Согласно современным представлениям, сово­купность процессов восприятия обеспечивает субъ­ективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной ре­альности. Адекватность образа восприятия (его соответствие действительности) достигает­ся благодаря тому, что при его фор­мировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание вос­принимающих систем к свойствам воз­действия: в движении руки, ощупыва­ющей предмет, в движении глаза, просле­живающего видимый контур, в движе­ниях гортани, воспроизводящих слыши­мый звук, и т. д.— во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с ориги­налом; сигналы рассогласования, посту­пая в нервную систему, выполняют кор­ректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответствен­но к практическим действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, восприятия представляет собой своеобразный само­регулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняю­щийся особенностям отражаемого объ­екта. Важное свойство восприятия — возможность пе­рестройки чувств, моделей воздействую­щего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio — восприятие) моделей. В процессе их формирования они уточ­няются, из объекта извлекаются инвари­антные свойства и признаки, что приво­дит в итоге к тому, что мир воспринимает­ся таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы восприятия (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза, где наи­более отчётливо обнаруживаются их струк­тура и их роль в формировании образов восприятия. В дальнейшем они претерпевают ряд последоват. изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновен­ного акта «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальт-психологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную фор­му восприятия.

Любая живая система обладает выра­ботанным алфавитом, т. е. определён­ной совокупностью образов или перцептив­ных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобле­ние воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процес­са уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собств. дви­жений и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого объекта; с др. стороны, происходит перекодирование, перевод по­лучаемой информации на «язык» опера­тивных единиц восприятия или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением восприни­мающей системы субъекта объекту про­исходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразо­вание приводит к формированию пол­ноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реаль­ности. В развитых процессах восприятия имеются спец. перцептивные действия; на их основе про­изводится выделение информативного со­держания, по которому субъект может сли­чать предъявленный объект с накоплен­ными им перцептивными моделями, осу­ществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объ­ектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания тре­буют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сли­чения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта некоторые инвариантные свойства и призна­ки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают некоторой «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует про­цессы формирования образа, как бы с раз­ных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения и иденти­фикации. В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобле­ния: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и зада­чам поведения. Такому изменению реаль­ности предшествует преобразование обра­за ситуации, как правило, не осознава­емое субъектом, но тем не менее внося­щее существ, вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. Восприятия — не пассивное копирование действительности, а активный творческий процесс познания. Изучение восприятия имеет важное значение и свои специфич. стороны в области эсте­тики, педагогики, спорта и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.