Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивная типология личности 2 страница




 

Глава VII. Как разбираться в людях: обзор
  Впервые я встретился с доктором психологии Фрэнком Вишерном, когда был зачислен в аспирантуру Технологического колледжа Далласа. Я поступил в аспирантуру две недели назад, и мне нужно было пройти первое в этом учебном году собеседование. Прежде чем поступить в колледж, каждый абитуриент заполнял тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Этот тест определяет «нормальные», невротические и психотические черты личности. Кроме того, его используют в армии, для профессиональной ориентации и консультирования - он выявляет особые интересы и предпочтения человека. Я вошел в кабинет доктора Вишерна и сел. Он открыл папку с моим «Личным делом» и просмотрел результаты моего теста. Потом посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «Итак, у меня есть для вас хорошая новость и плохая. С какой начнем?» Я ответил: «Давайте с хорошей». Он продолжал: «Вы прекрасно ладите с людьми. Вы преуспеваете в жизни, потому что любите людей. Вы буквально притягиваете их!» Я сказал: «Прекрасно! А какая же плохая новость?» Он ответил: «Видите ли представители вашего тина редко заканчивают аспирантур. Им трудно часами корпеть над книгами». Я был в шоке. Я провел в колледже и уже не раз думал о том, чтобы его бросить. Откуда он об этом узнал. Ведь мы познакомились всего пять минут назад. Он продолжал рассказывать мне, как я отношусь к жизни. Он «читал» меня словно раскрытую книгу! Мне трудно это объяснить, но в тот день со мной что-то произошло. У меня в мозгу что-то переключилось. До этого я почти всю жизнь боролся с собой - со своим характером, темпераментом, склонностями и чувствами. Я не мог понять, почему меня все время «тянет на подвиги», почему мне постоянно нужно с кем-то общаться. Я пытался стать спокойнее. Я изо всех сил старался быть более замкнутыми «домашним» человеком. Мне казалось, что поступать так - значит быть «добрым христианином». Мне казалось, что быть христианином - значит испытывать чувства, противоположные тем, которые я испытывал на самом деле. Если бы мне удалось перестать радоваться жизни и впасть в депрессию, я был бы похож на большинство моих знакомых-христиан. Но мои попытки ничего не давали. Я чувствовал, что обманываю самого себя. Когда я, наконец, узнал о четырех типах личности, то понял (наконец-то!), что бог создал меня именно таким, какой я есть. Он наделил меня определенными талантами и создал общительным и ориентируемым на отношения. Он не хотел «изменять» или «улучшать» меня. Он хотел вести меня.! Изменение – это побочный продукт проявления Его воли. И я впервые стал принимать себя и нравиться себе – и это было прекрасно! Кроме того, я начал понимать людей так, как мне никогда не удавалось раньше. Я захотел помочь другим исследовать то, как устроены наша жизнь и наши отношения. Постепенно я стал все лучше понимать принципы, изложение в этой книге - это самая ценная информация, которую я приобрел в своей жизни! И я всегда буду благодарен доктору Вишерну за тот разговор. Следующий обзор основан на заметках доктора Вишерна. Я изменил некоторые пункты ради большей ясности. Читая этот обзор, помните, что среди нас практически нет «чистых» представителей типов личности. Исследования показывают, что 80% населения обладают ярко выраженными чертами как минимум двух типов личности. (Подробнее мы поговорим об этом в восьмой главе, «Почему противоположности притягиваются»). В каждом из нас, в той или иной степени, присутствуют черты всех четырех типов личности.   ТИП «D» БАЗОВАЯ МОТИВАЦИЯ: * Вызов * Выбор * Контроль   ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛАГОПРИЯТНОГО ОКРУЖЕНИЯ: * Свобода * Власть * Разнообразие занятий * Сложные задачи * Возможность развития и продвижения   ЛУЧШЕ ВСЕГО РАБОТАЕТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ: * Дает прямые ответы * Сосредоточен на деле * Ставит цели * Обеспечивает давление * Дает свободу для личных достижений   ЕМУ НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ, ЧТО: * Люди важны * Расслабиться - это не преступление * Небольшой контроль - необходим * Босс есть у каждого * Если говорить другим о своих выводах, они лучше вас поймут   ТИП «I» БАЗОВАЯ МОТИВАЦИЯ: * Признание * Одобрение * Популярность   ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛАГОПРИЯТНОГО ОКРУЖЕНИЯ: * Престиж * Дружеские отношения * Возможность влиять на других * Возможность вдохновлять других * Возможность высказывать свои идеи   ЛУЧШЕ ВСЕГО РАБОТАЕТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ: * Лидер демократического типа и друг * Обеспечивает социальную активность вне работы * Признает его способности * Обеспечивает стимулы за принятие риска * Создает атмосферу интереса и воодушевления   ЕМУ НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ, ЧТО: * Временем нужно управлять * Слишком много оптимизма - не всегда хорошо * Важно научиться слушать * Задачи нужно доводить до конца * Ответственность - прежде всего   ТИП «S» БАЗОВАЯ МОТИВАЦИЯ: * Безопасность * Принятие * Уверенность   ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛАГОПРИЯТНОГО ОКРУЖЕНИЯ: * Сфера специализации * Идентификация с группой * Неизменные модели и методы работы * Стабильная ситуация * Знакомое, неизменное окружение   ЛУЧШЕ ВСЕГО РАБОТАЕТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ: * Открыт и расслаблен * Отводит время на то, чтобы адаптироваться к переменам * Ведет себя как друг * Позволяет людям работать с естественной для них скоростью * Четко определяет цели и средства их достижения   ЕМУ НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ, ЧТО: * Изменения приносят новые возможности * Дружба - это еще не все * Дисциплина - это хорошо * У каждого есть право сказать «нет» * «Служить» - не значит быть «простаком»   ТИП «C» БАЗОВАЯ МОТИВАЦИЯ: * Качественные ответы * Совершенство * Ценность   ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛАГОПРИЯТНОГО ОКРУЖЕНИЯ: * Четко определенные задачи и инструкции * Достаточно времени и ресурсов для выполнения задачи * Участие в команде * Ограниченный риск * Задачи, требующие планирования и точности   ЛУЧШЕ ВСЕГО РАБОТАЕТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ: * Придает уверенность * Обеспечивает атмосферу поддержки * Следует «политике открытых дверей» * Определяет точные стандарты деятельности * внимание деталям   ЕМУ НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ ЧТО: * Полная поддержка нужна не всегда * Исчерпывающие объяснения возможны не всегда * Нужно соблюдать крайние сроки * Разумный риск может принести пользу * У совершенства есть множество степеней.
Глава VIII. Почему противоположности притягиваются
  У древних греков была неплохая теория, представленная в виде мифа. Они считали, что для того, чтобы лишить людей силы, боги разрубили каждого человека на две половины и создали мужчин и женщин. В результате наша жизнь превратилась в бесконечный поиск недостающей «второй половины». Но когда мы. Наконец находим ее, то почти всегда сталкиваемся с парадоксальной и непонятной задачей – переделать ее так, как нам бы хотелось. Но, как показывает опыт, это бесполезно! Если две личности не сочетаются, несмотря на все попытки строить отношения и понимать друг друга, личность одного партнера начнет подавлять личность другого. И тогда возникает следующий вопрос: на кого из нас будет больше похож наш брак? Все это довольно странно, ведь обычно нас привлекают люди, непохожие на нас, потому что нам нравятся «свежесть» нового и незнакомого типа личности. Вспомните нашу модель человеческого поведения, приведенную в начале книги. Возможно, вам понадобится вернуться к ней и освежить ее в памяти. Изучая эту модель, можно найти сходства и различия между всеми типами личности. Обратите внимание, что «D» и «S» - противоположности; «I» и «С» - тоже противоположности. У всех остальных сочетаний есть хотя бы одно общее качество: D/I - ориентирован на задачу и общителен (D), ориентирован на отношения и общителен (I) D/C- ориентирован на задачу и общителен (D), ориентирован на задачу и замкнут (С) D/S - настоящие противоположности, общие качества отсутствуют   I/D - ориентирован на отношения и общителен (I), ориентирован на задачу и общителен (D) I/S - ориентирован на отношения и общителен (I) ориентирован на отношения и замкнут (S) I/С - настоящие противоположности, общие качества отсутствуют   S/С - ориентирован на отношения и замкнут (S), ориентирован на задачу и замкнут (C) S/I – ориентирован на отношения и замкнут (S), ориентирован на отношения и общителен (I) S/D - настоящие противоположности, общие качества отсутствуют   C/S - ориентирован на задачу и замкнут (C), ориентирован на отношения и замкнут (S) C/D - ориентирован на задачу и замкнут (C), ориентирован на задачу и общителен (D) C/I - настоящие противоположности, общие качества отсутствуют   Таким образом, настоящие противоположности - это типы «D» и «S»; а также типы «I» и «С». Почему же противоположности притягиваются? Представителей типа «D» обычно «тянет» к представителям типа «S», потому что «D» любят быть лидерами, а «S» - следовать за лидером. A «S» «тянет» к «D», потому что он часто чувствует себя неуверенно, a «D» буквально излучает уверенность. Представителей типа «I» обычно «тянет» к представителям типа «С», потому что «С» мыслит систематически и логично, а «I» предпочитает спонтанность. А «С» «тянет» к «I», потому что «С» серьезен, но хочет сделать свою жизнь более разнообразной. Конечно, это не единственные противоположности, существующие в природе. Обратите внимание, как сочетания качеств, приведенные в нашем списке, взаимодействуют между собой. Одни люди общительны, другие - замкну-ты. Одни ориентированы на задачу, другие - на отношения. Обычно нас, осознаем мы это или нет, привлекают люди, которые нас «дополняют» или «компенсируют» наши слабые стороны. Представителя типа «D»- склонного к риску, энергичного, требовательного может притягивать представитель типа «С», потому что он так осторожен, логичен и предусмотрителен. Представителя типа «I», который так любит производить впечатление, может притягивать представитель типа «S» - своей стабильностью, мягкостью и покладистостью. Все мы, в той или иной степени, обладаем качествами каждого из типов, поэтому способны дополнять сильные и слабые стороны друг друга. Уникальное сочетание черт характера, присущее нашей личности, позволяет нам «сохранять равновесие», взаимодействуя с окружающими. (Проблемы начинаются, когда мы видим только недостатки друг друга, а не достоинства). В моем собственном характере сочетаются качества типов «I» и «S». Поэтому мне легко общаться с людьми и сложно выполнять задачи. Я это знаю, и понимаю, что мне нужно концентрироваться на задачах (на том, чтобы выполнить работу), а не на взаимодействии с людьми (это получается у меня само собой - я обожаю общаться с людьми!) Я не помню случая, чтобы мне приходилось напоминать себе, что нужно со всеми здороваться и вести себя дружелюбно. Дня меня это естественно, потому что дружелюбие «встроено» в мой характер. Но зато мне постоянно приходится говорить себе: «Не забудь пойти на работу! Сделай все, что запланировал на сегодня. Планируй работу и выполняй план!» Сочетание качеств типов «D» и «С» - совершенно другое. Представители этих типов совершенно естественно концентрируются на задачах. Но им необходимо развивать навыки общения, иначе они могут за весь день ни с кем даже не поздороваться. Когда к ним подходишь, они холодны как лед, замкнуты и высокомерны. Конечно - ведь они заняты своими задачами. Тот, в ком сочетаются качества типов «D» и «С» ориентирован на задачу, в отличие от типа I/S, которого прежде всего интересуют люди. Представитель смешанного типа D/C украсит собой любую команду по планированию. Ему не хватает навыков общения. А у типа I/S их слишком много, и ему нужно учиться думать о задачах! Если типам D/C и I/S приходится работать вместе, они начинают конфликтовать. Они привлекают друг друга, ведь они - противоположности. И это прекрасно. Но эти противоположности могут начать воевать - и это плохо. D/C думает о работе, a I/S в это время «вращается в обществе» и налаживает отношения с каждым, кого встретит по дороге. Что происходит в результате? Представители этих типов нужны друг другу для равновесия. Но очень трудно увидеть потребность, если не хочешь ее видеть или не умеешь ее замечать. (Вот еще одна причина прочесть эту книгу!) Представитель смешанного типа D/I общителен, и при этом может быть ориентирован и на задачу, и на отношения. Его часто привлекает смешанный тип S/C - замкнутый, и тоже способный ориентироваться и на задачу, и на отношения. Меня часто поражает то, что происходит во множестве церковных приходов. В комитет руководителей прихода обычно выбирают властных, успешных людей, часто - владельцев собственного бизнеса, и ожидают от них сотрудни-чества и командной работы. Но эти люди не добились бы своего положения в жизни, если бы действовали в группе! Поэтому, вместо того, чтобы помогать приходу, они начинают вредить ему! Гораздо лучше, если в такой команде есть представители всех типов, способные рассматривать вопросы и проблемы с разных точек зрения и принимать обоснованные решения. Сложнее всего приходится тем, кто относится к смешанным типам D/S или I/C. Внутренний конфликт им обеспечен! (Я уже говорил, что сочетания D/S и I/C - очень необычны. Но они существуют!) Это происходит редко, и таким людям исключительно сложно управлять собой - до тех пор, пока они не поймут самих себя. Представитель типа D/S хочет доминировать, но при этом любит помогать другим. Если он становится лидером, его раздражает, что никто ему не помогает. А если он помогает другим, то возмущается тем, что никто не берет на себя роль лидера! Представитель типа I/C по-настоящему любит людей, но знает, как важно изучать факты и эффективно выполнять задачи. Если он развлекается, то чувствует себя виноватым в том, что зря теряет время. А когда он учится или работает, то чувствует себя виноватым за то, что хотел бы в это время хорошенько повеселиться в компании. Эти люди вовсе не страдают «раздвоением личности». Просто им сложно понять самих себя. Попытки понять противоречивые проявления своего темперамента приводят к тому, что они (и их друзья) иногда испытывают большое раздражение. Мне приходилось консультировать людей такого типа. Возможно, они чаще других испытывают облегчение, когда начинают понимать, что на самом деле происходит у них внутри. В результате они избавляются от внутренних конфликтов. Сочетание D/S - уникально. Иногда такие люди могут быть одновременно общительны и ориентированы на задачу, а иногда - ориентированы на отношения и замкнуты. В одно и то же время, они и жесткие, и мягкие. Вспомните о профессии няни, требующей одновременно и жесткости, и мягкости. Непростая работа! Сочетание I/C тоже уникально. Иногда такие люди общительны и ориентированы на отношения, а иногда – замкнуты и ориентированы на задачу. Они могут быть «душой компании», но если нужно выполнить срочный или сложный проект, становятся настоящими «трудоголиками». Вспомните хороших продавцов - открытых и дружелюбных, заставляющих вас расслабиться, и в то же время четко объясняющих все условия сделки. Я хочу еще раз повторить, что представители смешанных типов D/S и I/C встречаются довольно редко, но они существуют. Обычно тип «D», например, выражен сильнее всего, и в нем проявляются некоторые качества типов «I» или «С». Тот, чей основной тип «S», в то же время может проявлять качества типов «С» или «I». А тот, кто принадлежит к типу «С», обычно обладает и качествами типов «S» или «D». Чтобы лучше увидеть, как все это «работает», обратитесь к модели человеческого поведения, приведенной в начале книги. Я считаю, что для того, чтобы понять себя, лучше всего рассматривать две основные характеристики своего типа. Мы уже говорили, что 80% населения обладают двумя ярко выраженными чертами личности. Но все зависит от вашего уникального «сочетания». Например, у меня качества «I» и «S» выражены сильнее среднего значения, а качества типов «D» и «С» - слабее среднего значения. Поэтому мне нужно сознательно сдерживать качества «I» и «S» (не общаться с людьми с утра до ночи) и усиливать качества «D» и «С» (чтобы выполнять необходимые задачи). Когда я, наконец, разобрался в этой динамичной концепции, то впервые стал понимать себя. Почти всю свою сосательную жизнь я был недоволен собой и боролся с собой. Я испробовал все на свете, чтобы изменить себя. Но ничего не помогало. Теперь я уже не пытаюсь изменить свою природу. Я просто контролирую свое поведение. Работая, я люблю людей! Я научился сотрудничать с самим собой, а не действовать себе во вред. К сожалению, люди часто говорят мне, что считают самих себя злейшими своими врагами. Они постоянно третируют себя только потому, что не понимают, что Господь создал их именно такими, какие они есть! Надеюсь, эта книга поможет вам стать счастливым, уравновешенным человеком - каким и создал вас Господь! Когда вы определяете свой уникальный тип личности, и начинаете его понимать, приходит помощь. Если вы осознаете свои достоинства и компенсируете недостатки, это немедленно дает положительные результаты. В конечном счете, отношения с другими людьми - главный источник счастья и радости; но в то же время - и основной источник боли. На смертном одре еще никто не сказал: «Я жалею лишь о том, что проводил мало времени в офисе». Жизнь слишком коротка, а отношения с другими людьми слишком важны, чтобы тратить время зря. Я верю, что вы научитесь использовать материал этой книги в жизни. От этого вы только выиграете. Говорят, что «95% хорошей работы - это хорошие инструменты». И это правда! Если вы хотите определить свой тип личности - основной и дополнительные - то можете заказать разные инструменты оценки в компании Personality Insights. Описания некоторых из этих инструментов приведены в конце книги. Я сам заполнил тесты и определил тип личности для себя, всех своих детей и жены. Их данные помогают мне относиться к ним по-разному, учитывая их личные особенности.   Существуют три основных теста. Их результат можно подсчитать самостоятельно. Вот они: 1. Тест для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он называется «Все о тебе» (All About BOTS, All About You). 2. Тест для подростков. Он называется «Стань собой! Кто я, и почему я так себя веду?» (Get Real! Who You Are and Why You Do Those Things) 3. Тест для взрослых, Personality Insights Profile Assessment.   К тестам прилагается информация обо всех типах личности. Она поможет вам понять особенности вашей собственной уникальной личности. Четвертый тест - это глубинный, компьютерный тест для взрослых, содержащий подробные выводы, графики и информацию о вашем уникальном стиле поведения, созданный специально для вас. Он подробно описан в каталоге компании Personality Insights, который можно заказать по почте.
Глава IX. Пример из школьного класса
  Теперь давайте посмотрим, как представители разных типов личности ведут себя в школьном классе. Учительница начинает урок. Она ничего не знает о типах личности, и поэтому изначально находиться в невыгодном положении. Она спрашивает: «Мальчики и девочки, кто открыл Америку?» Роки, яркий представитель типа «D», тут же выкрикивает: «Колумб!» Нахмурив брови, учительница строго говорит: «Роки, прежде чем отвечать, нужно поднять руку!». Роки заявляет: «Но вы задали вопрос – я думал, вы хотите услышать ответ!» Учительница не знает, что сказать. Она снова спрашивает: «Итак, мальчики и девочки, кто открыл Америку?» Спарки, яркий представитель типа «I», изо всех сил тянет руку и даже подпрыгивает на стуле. Учительница вздыхает: «Хорошо, Спарки, кто открыл Америку?» Он отвечает: «А можно подсказку?» Учительница думает: «Зачем он поднимает руку, если не знает ответа?» Все дело в разнице восприятия. Учительница спросила, кто открыл Америку, а Спарки услышал: «Кто хочет поговорить?» Да-да, именно это он и услышал! Учительница подходит к столу Сьюзи, представителя типа «S». Она хочет сама вызвать Сьюзи, потому что эта девочка никогда не поднимает руку сама. Учительница спрашивает: «Сьюзи, кто открыл Америку?» Сьюзи отвечает: «Ну, вчера я прочитала все, что вы задали, и может быть я ошибаюсь, и не хотела бы никого обидеть, и если кто-то хочет ответить вместо меня, в этом нет ничего страшного, я и так уже слишком долго говорю, но мне кажется... это был Колумб?» Учительница думает: «Почему она так застенчива и напугана?» Потом она задает тот же вопрос Клер, представителю типа «С». Клер отвечает: «Кто открыл Америку... Я не уверена, что поняла вопрос. Вы хотите, чтобы я назвала Колумба? Но до Колумба в Америке жили индейцы, а до них - викинги. Так что я не понимаю вопроса». Тут вступает Роки: «Клер, прекрати, от тебя у всех голова» болит! От тебя можно с ума сойти! Ты снова за свое!» Спарки кричит: «О! Сейчас они подерутся! Классно!» Сьюзи мягко говорит: «Это все из-за меня. Это я виновата». Учительница в полном замешательстве... и крайне раздражена. Если бы она понимала, чего хотел Роки, когда выпалил «Колумб!», то могла бы сказать: «Правильно, Роки. Прекрасно. Я рада, что ты знаешь...» (Она бы заранее знала, чего от него ждать). «Роки, я рада, что ты учишься в моем классе. Думаю, скоро ты станешь председателем школьного комитета или капитаном футбольной команды. Или даже моим пастором! Роки, для тебя самое главное - самоконтроль, и я здесь для того, чтобы помочь тебе его развивать. В следующий раз, прежде чем отвечать, подними руку. Ты знаешь ответ - и это прекрасно». Таким образом, подход учительницы соответствовал бы особенностям личности Роки. Поднимать руку - для него вызов, но в то же время она примет, что он знает правильный ответ. А когда Спарки попросил дать ему «подсказку», учительница тоже могла бы заранее этого ожидать - если бы понимала, что он относится к тому типу личности, который просто любит поговорить. Удивляясь, зачем он поднимает руку, в то же время, она могла бы ему помочь. Например, действительно подсказать: «Ко... Ко... похоже на «клумбу»!» И Спарки бы догадался: «Колумб! Ух ты, я не знал, что знаю!» Оба получили бы удовольствие от всей ситуации, и при этом учительница дала бы ему признание. Потом она могла бы мягко спросить Сьюзи: «Кто открыл Америку? Не нужно деталей - просто назови мне имя, остальное я расскажу сама». Сьюзи бы ответила: «Кажется, Колумб?» И учительница могла бы продолжить: «Правильно! Ребята, вы слышали? Сьюзи сказала «Колумб», и это верно». Яри этом Сьюзи почувствовала бы себя увереннее. Позже, в подходящий момент, учительница могла бы сказать Сьюзи: «Ты молодец, я тебя очень ценю. Ты всегда выполняешь домашние задания и добросовестно учишься. Я знаю, что ты иногда теряешься, потому что вокруг так много других детей, но я рада, что ты учишься в моем классе!» Чувствуете с какой любовью учительница это говорит? Любовь и теплота необходимы Сьюзи как солнце цветку - они помогут ей расцвести». Очевидно, Клер нравится быть «правой». Поэтому кроме Колумба она упоминает еще и индейцев с викингами. На это учительница могла бы сказать: «Прекрасно, что ты умеешь думать. Наверное, когда ты вырастешь, то станешь прекрасным врачом, юристом или ученым. Но сейчас я просто спрашиваю о том, кто открыл Америку». И Клер бы спокойно ответила: «Колумб». Если учительнице удастся создать климат понимания и принятия естественных проявлений разных типов личности, весь класс начнет учиться лучше и взаимодействовать более гармонично. Учитель преподаст детям самый важный урок: что все люди разные... и это совершенно нормально. Она больше не будет чувствовать себя как на пороховой бочке, и сможет спокойно отражать «атаки» учеников. Каждый ученик реагирует в соответствии с привычными моделями поведения. Если учитель знает, каковы эти модели и может предвидеть их заранее, он (и родители тоже!) сможет более гармонично взаимодействовать с детьми, избегая силовой борьбы. А в такой ситуации выиграют все.
Глава X. Методы мотивации для родителей и учителей
  «Как мне мотивировать учеников?» Мне часто задают этот вопрос. В каком-то смысле, у детей уже есть определенная мотивация - они хотят делать то, что им хочется делать! К сожалению, то, что хотят делать они, редко совпадает с тем, что от них хотим мы. В этой главе мы рассмотрим некоторые техники, помогающие создать в классе климат, помогающий детям, под вашим руководством, «не отклоняться от темы». По большей части, у всех нас есть причины поступать так или иначе. (Даже представитель типа «S» может угождать людям по собственным причинам: это помогает ему оставаться в «зоне комфорта»). Если вам удастся создать ситуацию, в которой людям захочется реагировать определенным образом, тем самым вы создадите ситуацию, в которой выиграет каждый. Например, если мама хочет, чтобы ее сын вставал утром в определенное время, а он сам этого не хочет, ей будет сложно этого добиться без конфликтов и споров. Но представьте себе, что в доме начался пожар, она будит его и говорит: «Сынок, думаю, тебе нужно это знать... только что сгорел твой книжный шкаф!». У сына тут же появится мотивация, и он вскочит с постели как ошпаренный! В чем разница? Изменилась ситуация. В этой главе мы поговорим о том, как работать с ситуациями и окружением - как создать климат, в котором детям легче взрослеть, и который поощряет их брать на себя ответственность.   Техники мотивации для типа «D» Представителю типа «D» необходим вызов, и в то же время - контроль. В классе и дома ему нужно давать возможность быть лидером. Поручите ему изложить какой-то учебный материал другим детям, под вашим наблюдением. Он удовольствием это сделает. Также он будет вас уважать, если вы дадите ему пространство для роста - именно это ему и нужно. Он - «человек результата», для него важно «Что?» Позвольте ему проявлять инициативу и руководить какими-то проектами или занятиями. Лучшая модель обучения для представителей этого типа - быть «подмастерьем». В средние века дети работали рядом с опытными мастерами, и так учились ремеслу. Воспользуйтесь этим проверенным веками методом «наставничества». (Но его цель может быть несколько другой - ведь наши ученики не обязательно хотят стать учителями. Цель этого метода - стать для ребенка примером уравновешенной и гармоничной личности). Дети типа «D» - прирожденные лидеры, как в хорошем, так и в плохом, и им нужно помочь развивать позитивные лидерские навыки. Детям этого типа нужно не только пространство для роста, но и право на ошибку. Им лучше всего удаются начальные стадии проекта, чем завершающие. Четко и ясно ставьте для них границы - лучше всего в письменном виде - чтобы они точно знали, чего от них ожидают. Почувствовав себя «хозяевами» проекта (контроль), они мотивируют себя сами и начнут сотрудничать, а не конфликтовать. Они полны энергии. С этими детьми всегда что-то происходит - вовне или внутри. Если у них есть четкие обязанности и «своя территория», они охотно будут сотрудничать с вами, а не сопротивляться. С детьми этого типа крайне необходимо вести себя последовательно и справедливо. Если в середине игры меняются правила, они чувствуют себя обманутыми. Учителям и родителям необходимо позволять таким детям вежливо и спокойно высказывать свои чувства. Скажите им, что если они говорят в уважительном тоне, без крика и эмоциональных вспышек, вы всегда их выслушаете. Предположим ребенок типа «D» излагает какой-то учебный материал другим детям. От вас это потребует определенных усилий и времени, но в будущем даст прекрасные результаты. Ребенок примет вызов и, вполне возможно, выполнит эту задачу блестяще! А вы отдохнете - ведь вам читать этот материал не придется! Кроме того, это помогает создать благоприятную атмосферу - когда ученики учатся друг у друга (при этом между ними часто возникает здоровая конкуренция), а не только у учителя (у авторитетной фигуры). Но будьте осторожны - ребенок типа «D» может оказаться Лучшим учителем, чем вы сами! Когда ребенок выполнит задачу, дайте «профессиональную» оценку его действий. Похвалите его перед всем классом, а «рекомендации по совершенствованию» изложите один на один. («Хвалите при всех, критикуйте наедине»). Ведь наша задача - создать такой климат, где ребенок типа «D» чувствует, что вы с ним играете в одной команде, а не стоите у него над головой! Тогда он станет самым верным вашим сторонником и даже будет вместе с вами призывать к порядку других детей.   Техники мотивации для типа «I» Детям этого типа нужно признание - так дайте им его! Они обожают ходить в школу... и в разные другие места. Они часто становятся «клоунами класса». Чтобы они не мешали на уроках, удовлетворяйте их желание быть «на сцене», привлекать внимание и верховодить. Попросите такого ребенка придумать новую игру для всего класса. Он обожает делать что-то новое. Дайте ему главу из учебника (например, по истории, английскому языку, математике и т.д.) и попросите придумать на ее основании игру. Возможно, он предложит уже известную игру («Что? Где? Когда?» или «Счастливый случай»), а может быть, придумает что-то оригинальное. Предоставьте ему полную свободу - пусть своим успехом или поражением он будет обязан только самому себе. В результате он получит прекрасный опыт и научится чему-то новому - как и весь класс. (Кстати, создатели телевизионной игры «Счастливый случай» заработали миллионы долларов, использовав известную школьную игру. Кто знает - может быть, в вашем классе сидит будущий миллионер!) Для детей этого типа важно «Кто?» Они хотят, чтобы в их проекте участвовало много людей. В детстве моим любимым развлечением были еженедельные школьные олимпиады по орфографии. Тогда я себя еще не понимал, но сейчас вижу, что там происходило: я мог встать, громко прочитать свой ответ, и при этом находился в ситуации, где мог выиграть и получить признание. Неудивительно, что мне так нравились эти олимпиады! Они мотивировали меня выполнять все домашние задания. Я и сейчас очень грамотно пишу, благодаря прекрасным учителям, которые давали нам возможность участвовать в этой игре. Таким детям необходимы «твердая рука» и конкретные указания. Как и с детьми типа «D», полезно в письменном виде изложить правила (контракт), исключив любую возможность непонимания. Чем яснее правила и цели, тем лучше для всех. Почаще хвалите их и ставьте конкретные сроки. Например, если в понедельник вы предложили ребенку придумать игру, а проходить она будет в пятницу, каждый день проверяйте, в какой стадии «проект». Иначе ваш план может провалиться. Ребенок будет откладывать до последнего, пока не обнаружит, что времени уже не осталось. Такой ребенок должен быть уверен, что вы верите в чего. В этом случае он сделает все возможное и невозможное. Если же по какой-то причине его усилия окончатся неудачей, немедленно дайте ему «второй шанс». Он ненавидит проигрывать — он считает, что если проиграет, его перестанут любить. Не подкрепляйте этого чувства - не смейтесь над ним и обязательно дайте еще одну возможность выиграть. Наконец, таким детям необходимо свободно выражать свои чувства и мысли, не опасаясь негативных последствий. Часто их планы, идеи и проекты полны воодушевления и энтузиазма. Не менее часто им нужно время, чтобы как следует их продумать. Они должны знать, что вы на их стороне, что вы всегда им поможете. Тогда они расцветут как розы! Часто они лучше умеют говорить, чем думать. И уж точно, больше склонны говорить, чем делать. Помогайте им «проговаривать» то, чему они научились, с помощью игр и внеклассных мероприятий.   Техники мотивации для типа «S» Ребенку этого типа необходимо принятие. Ему нужно знать, что он делает именно то, чего вы от него ожидаете. Он не любит неожиданностей, не хочет быть в центре внимания. Скорее всего, он не захочет выступать на сцене или перед всем классом. Лучшая помощь для него - позволить ему помочь вам. Для него важна стабильность. Возможно, он не говорит этого вслух, но про себя думает: «Пожалуйста, возьмите меня за руку. Не уходите. Я хочу знать, где вы, быть рядом с вами». Он искренне любит делать другим приятное. Для него важно, «как» нужно выполнить ту или иную задачу. Лучшая мотивация для такого ребенка - позволить ему быть вашим ассистентом. Однажды я попросил учеников одного класса заполнить вопросник типов личности. Один мальчик, яркий представитель типа «S», буквально оцепенел от страха. Незнакомая задача его напугала. Мне пришлось поговорить с ним наедине и сделать своим «ассистентом». Он раздавал ручки, анкеты и так далее. Вечером было родительское собрание. Его мама поблагодарила меня за то, что я ему помог. Он пришел домой из школы и сказал ей: «Мама, когда я вырасту, то стану ассистентом!» В незнакомой ситуации ему нужно было немного тепла и стабильности - знакомый ориентир на неизведанной территории. Ему необходимо работать в собственном темпе. Он лучше учится, если его не торопят, в атмосфере «покоя», а не конфликта. Он любой ценой избегает конфликтов. Кроме того, ему необходимо собственное пространство, позволяющее сохранять свои границы. Если вы поручаете ему какую-то задачу, четко скажите, сколько у него времени, и чего вы от него ожидаете. И последнее: дети этого типа могут стать вашими самыми преданными помощниками. Они не любят навязываться, но обладают настоящим талантом быть полезными. Учителя и родители могут облегчить их жизнь, если будут давать им возможность помочь - и при этом развивать их способности и укреплять самооценку.   Техники мотивации для типа «С» Детям этого типа нужны исчерпывающие ответы. Они любопытны и всегда хотят знать «Зачем?». Для них благоприятна атмосфера, в которой у них есть свобода исследовать неизвестное. Поручите им изучить какую-то новую область знаний и сделать доклад для всего класса. Назовите это «Приключением исследования», и такой ребенок сделает это безукоризненно! Для него исследование - это настоящее приключение! У него в голове крутится масса вопросов, и он способен буквально замучить ими окружающих! У меня есть целый список вопросов, которые задавали мне дети этого типа: «Если Адам был первым человеком, был ли у него пупок?», Были ли «круги» у деревьев, которые Бог создал первыми?», «Если на небесах существует идеальный мир, и там нет дьявола, как узнать, что этот мир идеален - ведь не с чем сравнивать?» Прекрасные вопросы! Ни на один из них я не нашел ответа! Детям типа «С» нужна свобода задавать вопросы. При этом они должны быть уверены, что над ними не будут смеяться. И неважно, уместны ли эти вопросы. Им просто нужна возможность спрашивать. Поручая им «приключение исследования», ясно изложите задание. Возможно, вам придется повторить его несколько раз. Скорее всего, ребенок сделает больше, чем вы просите. Помните, что детям этого типа сложно соблюдать сроки, потому что они тонут в деталях и постоянно ищут дополнительную информацию. Они всегда считают, что могли бы выполнить задание лучше, если бы у них было больше времени. Они все делают на совесть. Так что не скупитесь на похвалы. Обычно они не нуждаются в похвалах, потому что и так хорошо учатся. Но похвала придает им уверенности, помогает проявлять инициативу и демонстрирует «дополнительное» признание. Помните, что они болезненно воспринимают критику. Они стремятся быть правыми. Если вы нашли в их работе ошибку, скажите: «Это превосходная работа. Но тебе нужно было еще раз просмотреть вот этот абзац (и указать на ошибку)». Лучше спокойно посоветовать такому ребенку какие-то новые источники информации или ответить на его вопросы, чем просто сказать ему, что он неправ - критики он не любит. Но если речь идет о его собственной идее, он будет рад что вы высказали свои замечания! Пусть он поделится своими открытиями с классом. Это поможет остальным понять, как важно и интересно учиться самостоятельно.   Резюме Каждый ребенок уникален. Не существует методов мотивации, одинаково эффективных для всех. Рассматривая задачи и проекты сквозь «фильтры» восприятия представители каждого типа личности, можно намного увеличить свои шансы на успех. Очень важно понять одно: мотивировать ребенка, искренне помогая ему развивать его Богом данные способности и манипулировать им, заставляя делать то, что нужно вам, по вашим собственным, эгоистическим причинам - совершенно разные вещи. В первом случае мы действительно помогаем ребенку, а во втором - калечим его, потому что руководствуемся только собственными интересами. Даже если какие-то методы мотивации не свойственные вашему типу личности, примите этот вызов. Это поможет вам расширить собственные границы – вы будете не просто вести себя так, как привыкли, и как вели себя всегда, а создадите интересную, мотивирующую атмосферу, в которой детям легче развиваться и учиться. Вы поведете их в будущее, творчески, новаторски и мудро применяя принципы типологии личности.
Глава XI. Практическое применение для типа личности «D»
  Представителям этого типа нужно развивать навыки, необходимые для работы в команде. Они испытывают сильное желание «быть главными». А это, в свою очередь, позволяет им отправиться в «свободный полет». Многое они эффективно делают в одиночку, но в команде могут действовать еще лучше. Кроме того, они увереннее и спокойнее чувствуют себя, когда знают, как взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми. Если они принимают решения, им нужно сознательно учиться принимать во внимание мнения других людей. Чтобы стать успешным лидером, представителю этого типа нужно научиться осознавать потребности и мотивы других людей. Работать вместе с представителем этого типа, который не желает быть «на вторых ролях» может быть очень сложно и утомительно. При этом он зачастую не осознает своего поведения, потому что не понимает своих эмоций и действий. Ему можно помочь, если в позитивном ключе объяснить, почему он стремится доминировать   Выбор, а не приказы Представители этого типа терпеть не могут, когда им говорят, что делать. Поэтому важно давать им выбор. Ребенку этого типа не стоит в приказном тоне говорить, что он должен лечь спать ровно в девять. Лучше сказать, что он может выбирать сам, когда отправиться спать: в половину девятого или в девять. Спросите: «Какое время ты предпочитаешь?» Объясните ему, что как родитель, вы несете ответственность за его воспитание. Ведите себя как любящий и заботливый лидер, дружелюбный, но справедливый. Учите его брать на себя ответственность - самостоятельно принимать некоторые решения. Ясно покажите ему, что если он будет вести себя безответственно, это приведет к негативным последствиям. Заранее предупредите его о том наказании, которое его ждет, если он станет нарушать правила. Не делайте безапелляционных заявлений. Вместо этого учитесь задавать вопросы: «Как ты думаешь, сколько времени тебе нужно, чтобы сделать уроки?» Это намного лучше, чем «Ты должен как минимум час делать уроки!» Обычно (и должен сказать, это довольно странно) ребенок сам выберет больше времени, чем требуете вы. Когда он говорит «Два часа», улыбнитесь, обнимите его и скажите: «Часа вполне достаточно, но ты сам можешь решать, сколько времени тебе нужно». Видите ли, рано или поздно ваш ребенок вырастет, и чем раньше он начнет нести ответственность за свои действия, тем лучше. Помните: вопросы, а не утверждения. Попробуйте! Не позволяйте ребенку типа «D» контролировать вас! Ему нужно четко знать границы своего поведения и своих действии. Он все время будет пытаться расширять эти границы; ясно давайте ему понять, каков допустимый предел. Проведите границу дозволенного прежде, чем у вас лопнет терпение. Тогда у вас будет четкая позиция, и вы перестанете реагировать иррационально. Ребенок научится соблюдать границы, и при этом не будет вас бояться. Дети этого типа отчаянно нуждаются в позитивных примерах самоконтроля. Контролируя собственные эмоции, вы научите этому и ребенка.   Мягкость - это не слабость Детям этого типа важно понять, что проявлять мягкость- не значит быть слабым. Иисус, человек исключительной силы, был мягким. Мягкость - это «сила, взятая под контроль». Чем труднее сохранять контроль, тем больше силы в мягкости. Чтобы следовать за толпой и быть «как все», не нужно никакой силы. Сила нужна, чтобы оставаться самим собой и делать то, что считаешь нужным. «Взорваться» может любой. Но тот, кто умеет быть по-настоящему мягким, способен контролировать свои чувства и действия. Представителям типа «D» бывает трудно справиться со своим гневом, поэтому им лучше в буквальном смысле, уходить из взрывоопасных ситуаций. Им не стоит поддаваться своим естественным склонностям или чувствам. Иногда это худшее, что они могут сделать в данной ситуации! Не давите на представителей этого типа. Они реагируют на давление как дикие звери, загнанные в угол - нападают! Всегда давайте им выбор, договаривайтесь с ними так, чтобы позволить им «сохранить лицо» и не чувствовать угрозы.   Сохраняйте авторитет Представителям типа «D» нужно научиться уважать авторитеты, например, полицию, учителей и начальников - даже если им кажется, что эти люди мешают им жить. Они не любят подчиняться. Что-то в них вечно требует независимости и жаждет свободы. Однако, самой худшей «тюрьмой» для них может стать потакание собственным эмоциям и инстинктам. Настоящая свобода требует умения подчиняться авторитетам, а не бороться с ними. Невозможно обладать властью, если не умеешь подчиняться власти. Это основной принцип армии: невозможно отдавать команды, если не умеешь подчиняться командам. Те, кто обладает самой большой властью в мире, все равно кому-то подчиняются. Научившись сотрудничать с другими, можно достичь большего, чем в одиночку. Когда представитель типа «D» неадекватно реагирует на ситуацию, он теряет власть и авторитет, потому что дает окружающим повод перестать себя уважать, и в результате теряет власть, контроль и влияние. Многие представители этого типа не считают подчинение авторитетам слабостью или трусостью. Умение подчиняться дает им прекрасную возможность научиться «контролировать силу». Им крайне необходимо научиться уважать власть и авторитет.   Проявление чувств Также представителям этого типа нужно научиться проявлять свои эмоции, не выходя при этом за грань дозволенного. Их импульсивность может сослужить им «медвежью услугу». Когда они сталкиваются с сопротивлением им приходится делать выбор между импульсивной реакцией и осознанным поведением - а это большая разница! Вести себя осознанно – значит принимать в расчет потребности и чувства других людей и ясно выражать свое мнение. Реагировать импульсивно – все равно, что поднести горящую спичку к пороховой бочку. Когда мы ведем себя осознанно, то сохраняем контроль над ситуацией. Возможно, научиться осознанности – самый большой вызов для представителей этого типа. Они хотят быть сильными, и поэтому могут считать плач проявлением слабости. Другой стороны, свободное и открытое выражение чувств иногда может быть им очень полезно… и оказаться настоящим проявлением силы   Ситуации кризиса Одна из самых сложных проблем представителей этого типа - неумение уступать. Они настолько сосредоточены на себе, что им трудно определять и удовлетворять потребности других людей. Они считают, что все должны быть такими же, как они сами! Они хотят контролировать все и вся, но в первую очередь им нужно научиться контролировать самих себя. Кризисы учат их смирению. Когда они понимают, что вовсе не так непобедимы и сильны, как им казалось, то могут «сломаться». Но благодаря этому кризису они способны стать более чувствительными и развить самоконтроль. Кризис помогает им честно взглянуть на самих себя. Представитель этого типа, превративший «кризис» в «вызов», и научившийся контролировать самого себя, может стать самым сильным и влиятельным человеком в мире!
Глава XII. Практическое применение для типа личности «I»
  Представителями типа «I» движет сильное желание производить впечатление на окружающих и оказывать на них влияние. Ищите пути демонстрировать им признание за их достижения, потому что для них признание - самый важный мотивирующий фактор. Хорошо отзывайтесь о них на людях. Со стороны родителей, например, было бы мудро позвонить друзьям или родственникам и с гордостью рассказать им о достижениях своего ребенка. Это можно сделать в его присутствии, и просто прекрасно, если в ответ собеседник тоже похвалит ребенка. Такое отношение полезно всем детям, но представителям типа «I» оно помогает «расцвести» в первую очередь.   Они любят побеждать Они обожают приподнятую и радостную атмосферу - чем больше энтузиазма, тем лучше. Некоторым родителям трудно постоянно испытывать радость и энтузиазм, но с детьми типа «I» это очень важно. Они обожают находиться в группе и не любят играть в одиночестве. Взаимодействие с людьми их мотивирует: чем больше людей, тем лучше. Общение необходимо им как воздух. Если родители не переносят шума, то часто не хотят, чтобы в гости к их детям приходили друзья. Но родителям ребенка типа «I» необходимо считаться с его потребностью в общении. Например, можно пригласить друзей ребенка и позволить им играть во дворе, предложить посмотреть интересный фильм или разыграть какую-то театральную сценку. Сыграйте роль режиссера, который прослышал, какие талантливые дети здесь живут. Предложите детям придумать и разыграть для вас какое-нибудь забавное шоу. Если у вас есть видеокамера, запишите выступление, а потом посмотрите вместе с детьми. Это займет их полезным делом. А кроме того, позволит вашему ребенку вдохновлять других и производить на них впечатление. Такие дети склонны к перевозбуждению. У них слишком много энтузиазма. Поэтому их родители не хотят, чтобы они слишком долго находились в группе. Энтузиазм-это прекрасно, но если его слишком много, это может привес-ти к резким эмоциональным вспышкам. Однако, таким детям нужно больше общения, чем другим, и участие в группе пойдет им только на пользу. Если ваш ребенок еще маленький, вам придется контролировать действия его и его друзей. Ведь они только учатся общаться и взаимодействовать.     Занятия в группе Запишите ребенка в какой-то кружок или в спортивную секцию, которыми руководит опытный преподаватель или тренер. Это пойдет на пользу и ребенку, и родителям. Детям типа «I» крайне необходимы дисциплина и умение управлять собой в группе. Мало просто записать ребенка в секцию. Обязательно посещайте его выступления, выставки и другие события, в которых он участвует, снимайте их на видео, делайте фотографии. Ваш ребенок будет счастлив. Представителям этого типа необходимо самовыражаться. Их раздражает, если от них ждут послушания, но при этом не позволяют задавать вопросы или говорить о своих чувствах. Дело не в том, что они не признают ваш авторитет, им просто необходимо высказаться, если они испытывают давление. Если им дать достаточно времени, некоторые дети этого типа способны сами уговорить себя сделать то, чему сначала сопротивлялись. Они «заговаривают зубы» не только вам... но и самим себе! Не пытайтесь «переговорить» ребенка. Спокойно ждите и слушайте его до тех пор, пока он сам не захочет услышать ваш ответ. Этого может не случиться никогда - поэтому спросите, хочет ли он услышать ответ, когда закончит! («Когда ты закончишь говорить, я тоже хотел бы кое-что сказать по этому поводу»). Скорее всего, ребенок перебьет вас и начнет следующий долгий монолог. Снова подождите, а потом напомните ему, что еще не закончили. Такой цикл может повториться несколько раз. Но каждый раз ваше влияние будет расти, и в итоге, он сам задумается о том, что неплохо бы научиться слушать других людей. Представители этого типа прекрасно умеют говорить, но плохо умеют слушать. В этой сфере им необходима помощь.   Они слишком много говорят Как только разговорчивый представитель типа «I» поймет, как вы терпеливы, и как эгоистично ведет себя он сам, у вас появится достаточно времени, чтобы высказаться. Возможно, он будет слушать вас в пол-уха, но вы заставите его задуматься. Такой подход поможет ему понять, что вы пытаетесь ему сообщить. Обычно полезно попросить его высказать свое мнение о том, что вы только что ему сказали. Если выяснится, что он вас не услышал, не обвиняйте его. Просто подумайте о том, что в следующий раз вам нужно выражаться яснее, а потом повторите свою мысль другими словами. Навыки общения необходимы не только ребенку! Дайте ему еще один шанс выразить свое отношение к тому, что вы сказали, и поступайте так до тех пор, пока не услышите друг друга. Когда нужно говорить, дети типа «I» - «на коне», но слушать других им действительно трудно. Детям этого типа нужно научиться «делить славу». Они необычайно талантливы и любят быть в центре внимания. Они склонны к гордыне, потому что жаждут от окружающих признания и восхищения. Помогайте ребенку справиться с этим недостатком: учите его достойно принимать поражения, говорите ему, как уважаете его за то, что он согласился сыграть роль второго плана. Скажите, что по-настоящему «великие» люди делят славу, признание и заслуги с окружающими, даже если обязаны ими только самим себе.   Воспитание чувств Ребенку типа «I» необходимо научиться спокойно сидеть и заниматься, потому что планирование и подготовка - именно те навыки, которыми он не обладает. Он может очень хорошо учиться, но иногда учится плохо, потому что слишком много играет и общается с другими детьми. Он ходит в школу не для того, чтобы учиться. Он ходит туда, чтобы пообщаться с друзьями! Он не хочет пропустить ничего интересного... нигде и никогда! Родители могут использовать желание такого ребенка производить впечатление как стимул для того, чтобы лучше учиться. Используйте награды, которые поднимают его самооценку - например, купите ему новую модную одежду или мобильный телефон. В то же время, не забывайте о дисциплине - если он принес плохую оценку, запретите ему говорить по телефону до тех пор, пока он не сделает уроки. Ребенок такого типа любит поговорить, поэтому, такое «наказание» значит, что сделав уроки, он получит дополнительное вознаграждение. И снова, направляя процесс, позвольте ему самому выбирать приемлемые методы дисциплины. Он будет на удивление строг с собой. Не делайте безапелляционных утверждений. Вместо этого, задавайте вопросы и помогайте ребенку самостоятельно принимать решения и устанавливать правила. Предложите ему делать уроки вместе с другом - лучше всего, с представителем типа «С», который будет побуждать его учиться на совесть. Научите его долго удерживать внимание на одном предмете - в этом могут помочь обучающие видеофильмы. Сегодня можно купить прекрасные обучающие фильмы практически по любому предмету. Моя жена постоянно покупает их и побуждает детей их смотреть. Дети и так любят смотреть телевизор - так почему бы не использовать его для чего-то полезного? Старайтесь освобождать ребенка от необходимости неподвижно сидеть в течение долгого времени. Пусть он чаще делает перерывы; возможно, его естественный интервал – десять-пятнадцать минут учебы, а потом небольшой перерыв. Поощряйте его рассказывать о том, что он выучил - а лучше всего, продемонстрировать это! Он обожает быть в центре внимания, поэтому предложите ему изложить пройденный материал в виде песни, например, в стиле «рэп». Возможно, выдержать это вам будет нелегко, но вполне может оказаться, что ваши усилия обеспечат ребенку именно те стимулы, которые помогут ему учиться и добиваться успеха. Представители типа «I» любят «забавные» методы обучения. Именно они лучше всех запоминают цвета радуги с помощью известной поговорки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первая буква каждого слова указывает на определенный цвет (красный, оранжевый и т.д.). Вы ведь и сами с большим удовольствием повторяли в детстве эту фразу, не так ли? Только подумайте, как было бы здорово, если бы подобным образом можно было учить грамматику или математику! Все зависит от учителя (это подсказка!) Описывая представителей этого типа, мы часто повторяли слово «энтузиазм». Возможно, родителям детей типа «I» будет интересно узнать о его происхождении. Это сочетание двух древнегреческих слов: «эн» и «теос». «Эн» обозначает «в», а «теос» - Бог. В буквальном переводе это значит, что Бог - внутри, и хочет выйти наружу! Вам может казаться, что на самом деле в вашем ребенке так много божественного, что дьявол пытается устранить этот избыток. Но Бог создал вашего ребенка именно таким. И Он дал вам достаточно мудрости, знаний, терпения и власти, чтобы воспитывать его в соответствии с особенностями его личности. Вот о чем говорится в Библии: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».
Глава XIII. Практическое применение для типа личности «S»
  Дети типа «S» лучше всего реагируют на добрые слова и мягкое обращение. Не повышайте на них голос и не позволяйте себе терять терпение. Им нужны безопасность и привычная обстановка. Они опасаются незнакомых ситуаций и неожиданных препятствий. Они не склонны к риску и не любят агрессивных людей. Не создавайте ситуаций, где им придется быть в центре внимания. Их нелегко воодушевить. Может даже показаться, что им неинтересно и скучно, но это просто внешнее впечатление. Они могут стать вашими лучшими друзьями - благодаря своей невероятной терпимости. Они хотят быть рядом и помогать вам, как только могут.   Время, чтобы адаптироваться Давайте ребенку типа «S» достаточно времени, чтобы адаптироваться к новой ситуации. Он предпочитает медленные и постепенные изменения. Ему нужно время, и подталкивать его не стоит. Он не любит сюрпризов. Если вы знаете, что скоро в жизни ребенка произойдут какие-то изменения, предупредите его об этом - тогда он успеет собраться с духом и подготовиться к ним. Такие дети терпеть не могут неожиданностей! Их натуре не свойственно бунтовать, но они далеко не в восторге, если им не дают достаточно времени и места, чтобы адаптироваться к изменениям. Для него важен близкий душевный контакт. Он хочет чувствовать себя членом семьи. Почаще обнимайте его, берите его за руку. Потребность в близком контакте есть у всех, но дети этого типа лучше всего реагируют на теплые, искренние прикосновения.   Просто скажи «нет!» Одна из самых важных вещей, которым нужно научиться представителям этого типа - научиться говорить «нет». Это очень трудно, но возможно. По натуре такие дети наивны, они склонны выполнять все, о чем их просят. Они уязвимы, их добротой легко воспользоваться. Здесь может очень помочь тренинг уверенности в себе. Детям типа «S» крайне сложно защищать свои интересы, но они вполне могут этому научиться. Их любовь к людям и поразительная терпимость могут сделать их легкой добычей меркантильных и беспринципных людей. Им нужно научиться держать под контролем свою склонность к «благотворительности». Им нужно понять, что не стоит испытывать чувство вины, если они говорят «нет». Не стоит беспокоиться, что это повредит другим людям или ранит их чувства. Если им нужно отдохнуть - работу вполне может выполнить кто-то другой.   Нужно не больше работать, а больше думать Детям типа «S» необходимо научиться превращать просьбы о помощи от других людей в «новые возможности» для этих людей. Если такой ребенок проявляет необычную для своего типа уверенность, он может стать мощным стимулом для группы, которая постоянно нагружает его лишней работой. Он может перестать быть «безотказным» и «спасать» окружающих, перекладывающих на него свои проблемы. Он может набраться смелости и попросить что-то сделать даже представителя типа «D». Он может научиться проявлять достаточно энтузиазма, чтобы добиться реакции от представителя типа «С». Сложнее всего таким детям быть лидерами - но они могут стать выдающимися лидерами! Мысль о том, чтобы стать первопроходцем бросает представителя этого типа в дрожь. Он предпочитает быть последователем. Поэтому он лучше всего работает над теми проектами, которые помогают ему расширять границы, им же самим для себя и поставленные, и в то же время позволяют находиться в зоне комфорта. Ему полезно учиться адаптироваться к новым ситуациям и активно действовать в них.   Черепахи Представители этого типа способны превращаться в черепах! Прячась под «панцирь», они защищают себя от возможной опасности - что их растопчут или съедят. Для них, записаться в кружок ораторского мастерства - настоящий подвиг! Мысль о том, чтобы стоять перед большой группой людей и о чем-то им говорить, повергает их в ужас, но при наличии самодисциплины они могут добиться в этой сфере больших успехов. Большинство их проблем связаны с естественной склонностью позволять другим «садиться им на голову». Им очень полезно читать книги и посещать семинары, посвященные укреплению самооценки и уверенности в себе. Зиг Зиглер - один из лучших преподавателей по этому «предмету». Его книги и видеозаписи можно найти почти в каждом книжном магазине. Книги по самопомощи полезны представителям всех типов, но сосредоточенность на самом себе и «самосовершенствовании» может оказаться нездоровой и опасной. Зная это, можно расслабиться и понять, что Господь хочет, чтобы мы хорошо относились к себе. Этель Уотерс однажды сказала: «Бог не создает хлам!» Все мы созданы по образу и подобию Божьему - и это прекрасно и грандиозно! Мы можем расти, развиваться и превращаться в удивительные и чудесные создания. Словно гусеница в коконе, с Божьей помощью мы можем превратиться в прекрасных бабочек, какими Он нас и задумал.   Философия червя К сожалению, многие из нас, не ведая того, путают гусеницу с червяком. Нужно почаще думать о том, кем мы можем стать и расправить крылья. Если мы хотим научиться летать, нам нужно выходить за границы своей зоны комфорта. (Конечно, сплести кокон, а потом разорвать его и вылететь на свободу - это большая работа! Никто не говорит, что это легко... но оно того стоит!)   Шаг за шагом Дети типа «S» часто испытывают страх. Он заставляет их замереть и застыть на месте. Они могут отказаться от новой возможности только потому, что боятся неизвестного. Суть этой проблемы лежит в его сердце: это страх. Иногда страх вполне адекватен, но может подавлять любые проявления личности. Представителям типа «S» нужно научиться подниматься над этим чувством, принимать вызов и испытывать удовольствие от новых и незнакомых дел и ситуаций. Им не стоит отказываться от вызова. Они могут просто двигаться шаг за шагом и постепенно брать на себя все больше ответственности. Это поможет им понять, что победить - вовсе не так сложно, как им казалось. Не стоит давить на них и пытаться заставить принять непосильный для них вызов. Достаточно показать, как важны мелочи. «Дорога начинается с первого шага». Страх неизвестного, в сочетании со страхом неудачи - это непосильный вызов для большинства представителей этого типа Им нужно понять, что у страха глаза велики - и не боги горшки обжигают. Избавившись от страха и заменив его настойчивостью, они способны справиться со все на свете!
Глава XIV. Практическое применение для типа личности «С»
  Лучший совет для представителей типа «С» - не столь рьяно стремиться к совершенству. Их постоянные придирки действуют всем на нервы; их потребность в ответах может стать причиной проблем и напряженности в отношениях с окружающими. Если вы знаете, что представители этого типа испытывают потребность понимать любые факты и ситуации, это поможет вам справиться с его беспрестанным любопытством. Попробуйте на его вопрос «Зачем?» ответить: «А почему ты спрашиваешь?» Это заставит его как следует продумать свой вопрос, а может быть, даже и ответить на него самостоятельно.   «Всезнайки» Постоянные вопросы представителей этого типа вовсе не признак неуважения. Просто им нужны объяснения. Из-за своего стремления «понять» иногда они кажутся бунтарями. Но на самом деле они просто хотят разобраться. Если они чего-то не понимают, с ними может быть очень сложно. Стимулируйте их самостоятельно разбираться в ситуации и поощряйте проявлять инициативу. Это поможет им показать свою компетентность. Логические объяснения могут быть очень эффективны. Есть лишь одна проблема: ваши объяснения могут вызвать еще больше вопросов. Поэтому, если вам приходится иметь дело с представителем типа «С», запаситесь терпением. Они сильнее других ориентированы на задачу. Чувства для них не так уж важны, поэтому их слова и поступки могут казаться холодными и бесчувственными. Не пытайтесь апеллировать к их эмоциям - обращайтесь к их интеллекту. Если они о чем-то напряженно думают, у них может резко меняться настроение. Обычно они не злятся и не расстраиваются; но окружающим кажется, что это именно так! Давайте им возможность «неправильно» вас понять и задать вопрос. Их замешательство часто выражается в виде недо-вольства и «кислой мины».   Колкости Представители этого типа могут быть очень саркастичны. При этом они любой ценой избегают конфликтов. Оказавшись под давлением, они стреляют в упор и пленных не берут. Они нападают, когда на них давят, используя логику и факты. Они говорят, что думают и думают о том, что сказать. И часто попадают в «десятку». Их склонность «называть вещи своими именами» часто создает им проблемы. Многие не любят слышать правду. Представителям этого типа нужно научиться «говорить языком любви». Им нужно говорить тактично и уважать чувства других людей. В противном случае, они начинают делать заявления, которые кажутся им очевидными, а вас разят в самое сердце - и не остановятся до тех пор, пока вы не истечете кровью. Они больше других склонны к беспокойству, и им важно окружать себя оптимистичными людьми. (Представители типов «I» и «С» могут стать прекрасной парой, при условии, что оба готовы активно работать над отношениями). Не удивляйтесь, если представитель этого типа с пренебрежением относится к тем, кто хочет им помочь. Он обладает настоящим талантом находить недостатки тех, кто им помогает. Он считает, что и сам прекрасно со всем справится. В начале ему сложно проявлять оптимизм, но скоро он «входит во вкус». По натуре он пессимист, и ему сложно радоваться жизни.   Шипы и розы Представители этого типа не любят посещать шумные мероприятия и вечеринки. Они по-настоящему страдают, когда играют в «Ручеек» или оказываются в роли болельщиков на стадионе. Они лучше всех способны лишить всякой прелести новую блестящую идею. Но иногда их мнения совершенно правильны. Лучше всего прислушиваться к их советам, но при этом не обращать внимания на их негативизм. Не стоит отвергать их советов только потому, что вам не нравится их склонность к критике. Ваша реакция на их предостережения и разъяснения может либо помочь, либо помешать им открыться. Слишком часто представители этого типа просто молчат, потому что когда-то их раскритиковали за то, что они сказали или сделали. Они и сами пытаются относиться к жизни более позитивно - и им это необходимо. Иногда им полезно смотреть на жизнь сквозь розовые очки, вдыхать аромат роз и видеть светлую сторону вещей. Иногда им полезно погнаться за радугой, а не с тревогой смотреть на тучи над головой и ежиться от холодного ветра. Им нужно больше петь и смеяться - и жизнь сразу станет лучше и приятнее. Помните чудесную песенку Бобби Макферрина «Don't Worry, Be Нарру» («Не беспокойся, все будет хорошо?»). Представителям этого типа было бы неплохо почаще ее вспоминать.   «Я так и думал»! Я прекрасно представляю себе, как, читая этот последний абзац, представитель типа «С» думает: «Как это все глупо и банально!» Именно об этом я и говорю - их первая реакция обычно негативна. Но они могут взять эту информацию на вооружение и сделать свою жизнь немного легче и приятнее - как и жизнь тех, кто устал от их беспокойства, недовольства и постоянной критики. Но самая большая их проблема состоит в том, что обычно они оказываются правы! Но кому нужны друзья, которые всегда правы? Гораздо лучше, когда друзья умеют прощать и забывать, когда они поддерживают друг друга, а не выискивают недостатки и



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.