КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности и проблемы развития территории
Транспортно- географическое положение Транспортно-географическое положение Сулейман - Стальского района по отношению к столичному центру г Махачкале – относительно благоприятно, а по отношению к центру ЮжДага – исключительно благоприятно Сулейман-Стальский район занимает выгодное положение к главным транспортным коммуникациям республики – федеральной железной дороги и федеральной автомагистрали «Кавказ», а расстояние до ближайшей железнодорожной станции Белиджи – 35 км. Сулейман-Стальский район имеет транзитное положение, и удобные транспортные связи с другими горными районами ЮжДага. Связь с другими районами республики, а также с другими регионами России осуществляется преимущественно по территории Хивского, Курахского и Магарамкентского районов. Сулейман-Стальский район выделяется выгодным политико-географическим положением, так как находится недалеко от границы с Азербайджаном. Современная сеть автодорог района, обеспечивающая его внешние связи, включает: · Автомобильные дороги республиканского значения; · Автомобильные дороги межмуниципального значения. Автомобильные дороги федерального значения на территории района отсутствуют. Протяженность автомобильных дорог в границах района составляет 120 км, с плотностью 180 км на 1000 кв. км.
Сулейман-Стальский муниципальный район является равнинно-предгорной территорией Дагестана, при изменении абсолютных отметок поверхности от 200 - 600 м в восточной и северной части территории до 2000 - 1200 м в западной и в южной части района. Практически вся территория района подвержена многим опасным природным процессам (эрозия, оползни, осыпи и обвалы, сели, наводнения, ливневые дожди, ураганные ветры, градовые явления, и др.), имеет сильно расчлененный рельеф, высокую эродированность почв. Район имеет и особо-охраняемые природные территории, с регламентами для хозяйственной деятельности. По комплексу природных факторов территория Сулейман-Стальского муниципального района относительно благоприятна для многих видов хозяйственной деятельности, в том числе для сельского хозяйства (прежде всего, растениеводства, садоводства, виноградарства), туризма и рекреации, но ограниченно благоприятна и не благоприятна для строительной деятельности, транспорта, градостроительной деятельности, а на оползне и селеопасных территориях – и для проживания населения. Из природных ресурсов наиболее ценны – земли сельскохозяйственного назначения, плодородные почвы; минерально-сырьевые, лесные и водные ресурсы, рекреационные, включая бальнеологические ресурсы, ресурсы вторичного лесопользования. Район имеет значительные предпосылки для широкого развития минерально-сырьевой базы. Минерально-сырьевые ресурсы представлены фосфоритами, доломитами, известняками, общераспространенными полезными ископаемыми. В Сулейман-Стальском районе известны: · два месторождения фосфоритов (из 18, имеющихся в республике), с промышленными запасами; · два крупных месторождения доломитизированных известняков, запасы практически неисчерпаемы; · два месторождения известняков; · два месторождения мергелей: · общераспространенные полезные ископаемые (глины, песчаники и др.) Добывающая промышленность развита слабо, не все месторождения разрабатываются. Сулейман-Стальский район имеет пониженный потенциал собственных земельных ресурсов, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, а на территории ЗОЖ он имеет всего 1,5 тыс. га (2,3%), их них – 160 га пашни (1,6%.всех пахотных угодий района). При этом, высока доля земель, выведенных из оборота – около 30%. Лесной фонд района занимает достаточно большие территории – около 19%, но все леса - защитные. При наличии богатых водных ресурсов (как поверхностных, так и подземных), обеспеченность водой населения и хозяйства составляет 65%.
Социально-экономическое положение МО «Сулейман-Стальский район» характеризуется пониженным уровнем развития экономической базы и социальной сферы, высоко дотационным бюджетом, при остром дефиците рабочих мест и высоком миграционном оттоке населения. Демографический потенциал территории оценивается как высокий, при пониженном потенциале трудовых ресурсов. Ситуация на рынке труда – острая, обусловленная высоким уровнем безработицы, в том числе – регистрируемой. Сельское хозяйство – главное направление специализации экономики района – многоотраслевое, при ведущей роли растениеводства, виноградарства и виноделия, садоводства, овощеводства, розлива минеральных вод. К числу наиболее острых проблем относится уровень развития переработки сельскохозяйственного сырья (в том числе – глубокой переработки), нецелевое использование сельскохозяйственных угодий, не развита сеть заготовительно-закупочных организаций. На территории района утрачены многие промышленные объекты, в т.ч. по переработке сельскозяйственного сырья, народные художественные промыслы (ковроделие). Вместе с тем, получили развитие востребованное рынком производство местных строительных материалов, розив минеральной воды. Для жилищного фонда района характерно наличие большой доли ветхого и аварийного жилья - 33,6%, что определяет потребность в больших объемах и высоких темпах нового жилищного строительства, а, следовательно, в развитии строительной базы района. Туристско-рекреационная и санаторно-курортная деятельность не получили развития, адекватного имеющимся ресурсам территории, и только начинает возрождаться.. Градостроительная ситуация на Сулейман-Стальской территории – сложная, ее особенности и проблемы связаны, прежде всего, с ограниченными территориями для градостроительного и хозяйственного освоения, действием многих опасных природных процессов и сложными инженерно-строительными условиями территории, а также низким уровнем развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Следует подчеркнуть при этом достаточно старую застройку, требующую реконструкции и модернизации, достижения современных стандартов проживания. Планировочный каркас территории достаточно устойчив, при наличии нескольких планировочных центров, формирующих планировочные зоны, а также территориально-сближенных поселений, главной планировочной (транспортной) оси Дербент – Касумкент – Хив Дербент- Касумкент - Курах, которые «держат» основную часть территории района и обеспечивают усточивость его планировочного каркаса. Вместе с тем, сама планировочная ситуация - достаточно сложная, что определяется самой конфигурацией территории, вытянутностью в субширотном направлении, децентричным положением главного планировочного центра, с одной стороны, и глубинным положением ряда населенных пунктов, с другой, пониженным уровнем развития самих центров и транспортных осей. Расселенческий каркас территории также достаточно устойчив. Поселенческая сеть – многоселенна и крупноселенна, дисперсно размещена по территории района, с высокой плотностью населения и поселений (при отсутствии населенных пунктов без населения), при увеличении численности населения в целом по поселенческой сети. Дорожная сеть – самое слабое место территории: дороги низших технических категорий и некатегорийные; пересеченный рельеф, а также другие неблагоприятные геолого-геоморфологические процессы, ухудшающие качество автодорожной сети. Не газифицирован 21 населенный пункт (в западной и южной части района), проблемы с водоснабжением и санитарной очисткой территории. Система расселения имеет бассейновый, линейно-радиальный характер, с относительно устойчивыми межселенными связями. Вместе с тем сложные градостроительные и планировочные условия определяют значительное число центров системы расселения и системы социально-культурного обслуживания населения, включая населенные пункты с расширенными функциями социально-культурного обслуживания. Система расселения имеет особую форму расселения –территориально-сближенные поселения, что говорит о более высоком уровне организации территории.
(Отражено не картах–схемах: «Опасные геологические процессы. Инженерно-строительное районирование», «Комплексная градостроительная оценка территории»)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |