Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моторные асимметрии Функциональная асимметрия рук




1. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Ведущая рука верхняя в пробе.

2. Измерение силы кисти с помощью динамометра. Ведущая рука - сильнее.

3. Скорость выполнения любых мануальных заданий. Ведущая рука действует быстрее.

4 Проба Чернашека. Может проводиться с ребенком не младше 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руку дается по карандашу.

и.: «Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно: правой рукой (при­косновение к правой руке) - квадрат, а левой (прикосновение) - круг.» внимательно следить за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал одновременно обеими руками и, желательно, с зафиксированным языком. Субдоминантная рука повторяет движение ведущей или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

Функциональная ассиметрия ног и тела

1. и.: «Попрыгай на одной ноге». Используется ведvщая нога.

2. и.: «какой ногой ты забиваешь гол в футболе?» Активная (в том числе

толчковая) нога - ведущая. ­

3. и.: «Закинь нога на ногу». Ведущая нога cвepxy.

4. и.: «Повертись, покрутись несколько раз». Направление вращения в сторону доминантной половины тела.

Сенсорные асимметрии

Функцuональная слухоречевая асимметрия

1. и.: «Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или ана:логичные тихо звучащие приборы. Для прислушивания ребенок пользуется ведущим ухом.

2. и.: «Повтори. что Я скажу».Эксп. шепотом произносит слово. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.

3. Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок на каждое ухо получает разные серии слов. После каждой серии он воспроизводит слова, которые услышал.

А) коэфициент продуктивности Кпр=(Σвс/ОКС)*100%, где Σвс-сумма верно воспроизведенных слов, ОКС – общее количество тестовых слов.

б) подсчет ошибок (с каждого уха), количество: литеральных и вербальных парафазий, контаминаций, персевераций, реми­нисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов, нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечает­ся цифрами);

в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического про­слушивания.

Функциональная зрительная ассиметрия

1. И.: «Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неведущий глаз.

2. И.: «Посмотри в калейдоскоп» Предмет дается прямо, по средней линии, для рассматривания использу­ется ведущий глаз.

3. И.: «Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или что-то анало­гичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Двигательные функции

Кинестетический праксис

1. А) Праксис поз до зрительному образцу. И.: «Делай, как Я».

Ребенку последовательно предлагается поза пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуют­ся обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет рукуна стол.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувству­ешь, как я сложил тебе пальцы» Затем рука ребенка «разглаживается» Й его просят воспроизвести заданную позу.

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувству­ешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой pyкe».

3. Оральный праксис. Н.: «Делай, как Я». Эксп. выполняет следующие дей­ствия, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу ит.д.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Кинетический (двигательный) праксис

1 «Кулак-ребро-ладонь». И.: «Делай, как Я». Меняются лишь позы, сама рука не меняетместорасположения.

2. Графическая проба «заборчик» Вы рисуете ребенку образец: «Продолжи рисунок не отрывая карандаш от бумаги»­

3. Н.: Напииши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

4. Реципрокная координация рук.

5.Оральный кинетический праксис (аналогично см.выше) 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем - до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по рече­вой инструкции.

 

Пространственный праксuс

1.Проба Хэда. И.: «То, что Я буду делать правои рукои, ты будешь делать своеи (прикоснуться) правои рукои, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб.

 

Тактильные и соматогностические функции

1. Локализация прикосновения.

А. И: «3акрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась».

Б. И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол ладонями вниз». Далее, как в

пункте А.

В.Проба Тойбера. В ходе проб вы несколько раз прикасаетесь одно­временно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих при­косновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнориро­вания в тактильной сфере.

2. Проба Ферстера. И.:«Что я_нарисовала(написала) у тебя на руке?»

3. Проекция локализации прикосновения. И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"».

4. Название частей тела до которых дотрагивается экспериментатор.

5. проба Сегена – «доска Сегена» 4 этапа: 1) тест вы­полняется в свободном режиме; 2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкла­дывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3) левая рука «опознает» фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая - вкладывает фигуру в гнездо; 4) правая рука манипулирует с фигура­ми, левая - с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами. Оценивается характер специализации и взаимодействия полущарий мозга в ходе стереогностичес­кой деятельности.

Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

2. Восприятие перечеркнутых изображений.

3. Фигуры Поппельрейтера(наложенные изображения).

4. Незавершенные изображения (с. 8).

5. Химерные изображения.

6.Лицевой гнозис. И.: «Кто здесь изображен?»

7. Эмоциональный гнозис.

8. Цветовой гнозис: Какой цвет, напиши красным и т.д. ­

9.Сюжетные картинки. И.: «Что здесь случилось?» Подбор се­рийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

 

Пространственные представления

Пространственный гнозис

1. Зеркальные буквы: какая написана правильно? И т.д.

2. Проба «Слепые часы»: сколько времени показывают стрелки на «слепых часах».

З. Проба Бентона. Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для срав­нения.

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломас­теров), простой карандаш, ручка. Анализи­руются топологические, конструктивные и стилистические особенности ри­сунка правой и левой рукой.

1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

2. Проба «Коврики». Перед ребенком лист бумаги, сложенный вдвoe. И.: «Представь себе, что это коврик. Раскрась его, пожалуйста». По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

3. Проба «Мандала». Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И.: «Разукрась»

4. Проба «Гомункулус». Выполня­ется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги.Перед ребенком кладется образец. По окончанию пред­лагаются следующие вопросы: Кого ты нарисоваЛ? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? И т.д.

5. Проба «Рисунок человечка». Выполняется ведушей рукой. И.: «Нарисуй, по­жалуйста,.человека».

По окончании предлагаются вопросы, что и в пункте 4.

Копuрованuе

l.Тест Денманна. Перед ребенком кладется образец и чистый лист

бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки».

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет. Кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И.:«Нарисуй такую же фигуру». Никаких манипуляций (разворотов) листов не допускается.

3. Копирование проекционных изображений предлагается правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом»

4. Копирование изображений с поворотом на 1800.

Слуховой гнозис

1. При исследовании анализируется восприятие раз­личных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительнос­ти, различению голосов и т.д.

2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» и т.д.

3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах.

 

Память

Слухоречевая память

1.. «2 группы по 3 слова». И.: «Повтори за мной: дом, лес, кот»

«Какие слова были во второй группе». Счёт в прямом и обратном направлении. Норма – полноценное воспроизведение с 3 раза, прочность при отсроченном восприятии: норма – 2 ошибки.

2. «6 слов»

При неудачном воспроизведении текст повторяется до 4 раз.

Гетерогенная интерференция (3-5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее без предъявления Эксп. спрашивает: «Какие слова мы запоминали?»

3. «Рассказ» «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарай­ся его пересказать как можно точнее». Обяза­тельны наводящие вопросы дла оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

4. Пиктограмма.

 

Зрительная память

1. 6 фигур

А. Перед ребенком на 10-15 с выкладываются 6 фигур. И.: «По­смотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можноточнее».

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. Процедура повторяется 4 раза. Нормативнымявляется точное изображение всего ряда с 3 раза.­

Прочность хранения исследуется через 20 - 25 мин Нормативным считаются 2 ошибки.

Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же

инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. -'

2. «6 букв».

Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б.

3. Сюжетная картинка «Лето» и т.д.

 

Речевые функции

1. Автоматизированная речь.

Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года и т.д.

2.Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной:б-п, д-т, з-с и т. п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка -точка, бочка - почка, коза - коса; скороговорки...»

Попросите ребенка показать на рисунке: «мяч-меч», «кость­ - гроздь-гвоздь», «крыса-крыша»; части тела: «бровь», «плечо­локоть-глаз» и т.п.

3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной: б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь; половник - полковник, полковник - поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки».

4. Номинативные процессы И.: «Что ЭТО такое? Как это называется?»

Ребенка просят назвать изображения.

5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») конструкций.

 

А. просят показать: «бочку за ящиком», «перед

бочкой ящик» и т.д.

Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (сле­ва, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

В. Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца

и отец брата - это одно и то же?» и т. п.

Г. И.: «Правильно ли Я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?» Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания - оценивается по уровню продуктивности спон­танной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т. е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.

Письмо, чтение и счет

Письмо

Все задания выполняются и правой и левой рукой.

1. написание отдельных букв, слогов.

2. Написание отдельных слов и словосочетаний.

3. написание предложений.

Сначала задания выполняются в сво­бодном режиме, потом с зафиксированным языком.

Чтение

1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр.

2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел.

3.Прочтение рассказа.

Счет

Исследование счета по существу уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение от­дельных цифр и чисел, тест Шульте,воспроизведение числового ряда в пря­мом и обратном порядке; серийный счет «100-7» и «30-1 и 2».

Интеллектуальные функции

1. Интерпретация содержания сюжетных картинок, понимание поговорок и т.д.

2. «4-й лишний»(предметный)

3. «4-й лишний» вербальный

4. Простые и сложные аналогии(предметные)

5. Простые и сложные аналогии(вербальные)

6. Сравнение понятий.

7. Выделение существенный признаков

8. Тест Кэттела. И. «Найти справа (показать) пододящее изображение для пустого квадрата».

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.