Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихология шпора




1.Предмет и задачи нейропсихологии. Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучает мозговые мех-змы псих-ких процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, - во-первых, новые физиологические теории (теория функциональных систем П. К. Анохина и концепция многоуровневого построения движений Н. А. Бернштейна). - во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. - и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. В ходе Великой Отечественной войны появилось большое количество раненых с поражением головно го мозга, что позволило провести клиническую проверку теоретических исследова -ний. Нейропсихология как самостоятельная отрасль науки сосредоточилась на изуче -нии роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности.Можно выделить основные задачи нейропсихологии 1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности. 2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах. 3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга. 2.Проблема локализации ВПФ. История изучения, основные направления. Гиппократ: нарушение поведения у больных имеет в своей основе психологические причины. Мозг – орган контролирующий поведение человека. Аристотель: центр восприятия и мышление должны быть связаны с сердцем человека. Гален обнаружил желудочковую систему в мозге и предположил, что желудочки являются вместили -щем психики человека. (4 жидкости). Галль: (1810 г.) узкий локализационизм. Идея неоднородности мозга. Локализация ВПФ – соотношение различных звеньев (аспек -тов) психической функции как функциональной системы с различными факторами, присущими работе той или иной мозговой структуры.ВПФ– сложные формы созна- тельной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мо- тивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. По Выготскому, ВПФ – «психоло -гические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики ВПФ, по Лурия: 1. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов. 2. Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы). 3. Они произвольны по способу осуществления. Закономерностью формирования ВПФ является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже –как полностью внутренний процесс.
3.Проблема локализации ВПФ, современные представления. Концепция А.Р.Лурия о системно-динамической локализации функции. 1)Клиническая – описание нейропсихологического синдрома при разной локализации мозгового поражения. Классификация всех возможных нейропсихологических факто- ров. Задачи топической диагностики. Минимизация вреда при операционных вмешат-вах. 2)Эксперимен-ная психология – разработка новых методов исследования. Проб- лемой является подбор адекватных средств исследования психологической функции. 3)Реабилитационная. Восстановительное обучение, задачей которого является перес- тройка мозговых систем и создание новых взамен утраченных. Социальная нейропси- хология. Социальная адаптация больных с различными нарушениями работы мозга. 4)Психофизика. Направление, задачей которого является исследование совпадения нейропсихологических процессов с физиологическими. 5)Нейропсихология детского возраста. Выделяется так как нарушение в разных возрастах приводит к разным пос- ледствиям. 6)Нейропсихология нормы: дифференциальная нейропсихология, нейро -психология индивидуальных различий. Выявляет индивидуальные различия людей в связи со спецификой структурно-функциональной организации мозга.7 Нейро-герон- то психология исследование специфики работы мозга в возрастной инволюции или в старческом возрасте. Мозг не деградирует, а работает по определенным законам.Дол- гое время существовали две основные концепции - это концепция локализационизма, в соответствии с которой психическая функция помещалась в определенный участок или зону мозга и нарушение этого участка приводило к нарушению функции. Вторая концепция - концепция антилокализационизма, в соответствии с которой предполага- лось, что весь мозг участвует в осуществлении психической функции. Попытки объе- динить необъяснимое в каждой теории привели к появлению эклектической теории, в соответствии с которой элементарные функции можно локализовать в отдельных учас тках мозга, а высшие психические функции не локализуются. И тогда возник вопрос, как же соотнести высшие психические функции с работой мозга в целом. Эта работа, в частности, была проведена Лурия, который создал теорию системно-динамической локализации. Создание этой концепции шло по пути пересмотра основных понятий, которые существовали в то время. В частности, это был пересмотр понятия функции.   4.Основные характеристики функциональной системы. Раскрыть положение о ВПФ как функциональной системе на примере письма. Основные характеристики ВПФ, по Лурия: 1.Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов. 2.Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы). 3.Они произвольны по способу осуществления. Закономерностью формирования ВПФ является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже –как полностью внутренний процесс. Компоненты функциональной структуры письма: 1. Поддержание оптимального уровня бодрствования (глубинные стволовые отделы). 2. Переработка слуховой информации (голос учителя)(височные отделы – область Вернике).Восприятие, соотнесение звукового образа со значением,сохранение инфор- мации в кратковременной памяти, фонематический анализ. 3. Переработка кинестетической информации (ощущения от двигающихся органов) (переднее-теменные отделы). Ребенок проговаривает слово. Это помогает воспринять информацию, соотнести органы движения речи с фонемами и запомнить в моторной памяти. Анализ графических движений при письме. 4. Переработка зрительной информации (затылочные отделы). Переход от звука к букве – аналитическая стратегия левого полушария. Переход от слова к образу слова – холистическая стратегия правого полушария. Ребенок может выбрать стратегию. Для новых слов – использовать аналитическую стратегию, а для уже знакомых слов – холистическую стратегию 5. Переработка зрительно-пространственной информации (зона ТПО). Так же может осуществляться с помощью холистической и аналитической стратегии. Главную роль играет правое полушарие. Правополушарная стратегия используется для ориентиров- ки на листе бумаги: где начать писать, для того,чтобы поддерживать строку, для того, чтобы поддерживать одинаковый размер и наклон букв. Левое и правое полушарие вместе отвечают за пространственную ориентацию букв и элеменотов букв.Ошибка зеркального написания букв встречается часто у дошкольников. Но если школьник делает такую ошибку, это уже недоразвития пространственной ориентации, и чем грубее ошибка, тем больше мы можем говорить о влиянии правого полушария. 6. Серийная организация графических движений (премоторная область – заднелобные отделы) Эта организация задает программу действия. Ни одна программа не может быть осуществлена без участия обратной связи. Обратная связь осуществляется с помощью переработки кинестетической информации. 7. Программирование, регуляция и контроль письма (префронтальная область).
5.Значение нейропсихологии для общей психологии. Значение нейропсихологии для клинической практики. Значение нейропсихологии для клинической практики.Сложно представить совре менную клиническую практику без достижений нейропсихологии, поскольку для ле- чения заболевания необходимо знание глубинных процессов, происходящих в различ ных образованиях мозга! Более того, существует направление нейропсихологической науки – клиническая нейропсихология, которая изучает нейропсихологические синд- ромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга, и сопоставляет их с общей клинической картиной заболевания! А.РЛурия разработал нейропсихологи -ческие методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение: – познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление) – произвольных движений и действий (элементарных и сложных) – личностных характеристик, проявляющихся в поведении. Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций, и – более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции. Значение нейропсихологии для общей психологии. Лурия: нейропсихология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы как структура ВПФ, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме. 1. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения ВПФ, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности. 2. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие как уровневая (произвольная и непроизвольная) организация ВПФ; 3. Структура межсистемных связей; 4. Особенности пластичности ВПФ, их перестройки под влиянием обучения и т.п. Таким образом, связь между общей психологией и нейропсихологией двухсторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории, с другой – на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез.   6.Проблема факторов в нейропсихологии. Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определен -ного мозговой структуры,нарушение которого ведет к появлению нейропсихологичес кого синдрома. Фактор – это, те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах. Проблема: нет точных конкретных знаний о при- роде, типах факторов, и т п. Тем не менее: типы факторов: 1. Модально-специфические факторы, связанные с работой анализаторных систем. Морфологическим субстратом этих факторов является,вторичные поля коры больших полушарий, входящие в ядерные зоны корковых отделов анализаторов. Модально-специфические нарушения проявляются в виде различных гностических дефектов и дефектов праксиса (агнозии, апраксии, нарушения речи), и в виде различных модально - специфичексих мнестических нарушений (зрительной, слуховой, тактиль -ной, двигательной памяти) 2. Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических стр-р мозга. - Фактор "инертности-подвижности" нервных процессов, лежащих в основе синдромов поражения передних отделов мозга, обуславливающий различного рода персеверации. - Фактор активации-дезактивации, нарушение которого ведет к явлени ям адинамии, нарушениям произвольного внимания. - Фактор "спонтанности –аспон- танности",лежащий в основе активного целесообразного поведения. Его нарушение ведет к дезорганизации поведения, к замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами. 3. Факторы, связанные с работой ассоциативных- третичных-областей коры больших полушарий. Отражают процессы взаимодействия разных анализаторных систем, про- цессы переработки уже преобразованной в коре больших полушарий информации 4. Полушарные факторы, связанные с работой ЛП и ПП мозга как целого. - Факторы, связанные с абстрактными и конкретными способами переработки информации. ЛП – речь, а ПП – синтез наглядно-образной информации. - Фактор произвольной и непро извольной регуляции психической деятельности. - Фактор осознанности ПФ и состоя- ний. - Фактор сукцессивной агнозии ВПФ. Сукцессивность – последовательная орга- низация психической деятельности, подчиненной определенной программе, в боль- шей степени связана с работой ЛП. Симультанный принцип организации (принцип гештальта) представлен в ПП. 5. Факторы межполушарного взаимодействия, обеспечивающие закономерности сов -местной работы ЛП и ПП и связаны со структурами мозолистого тела и др.срединных комиссур мозга. 6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов 7. Факторы, связанные с работой глубинных структур мозга  
7.Первичные, вторичные, третичные поля: строение и функции. Центральный отдел в коре головного мозга состоит из 3-х зон: 1. Первичной – проекционной, ядерной зоны. Функция –тонкий анализ различных фи- зических параметров стимула определенной модальности. Каждая точка рецептивной поверхности проецируется в определенную точку коры. 2. Вторичные гностические зоны – синтез информации, принятой из первичной ядерной зоны в целостный перцептивный образ. 3. Третичная анализаторная или задняя анализаторная область - зона ТРО, теменно-височно-затылочная область, зона смыкания областей. Функция –синтез информации, полученной от разных анализаторных систем. Законы работы первичных и вторичных зон мозга. - На уровне первичных зон мозга происходит соматотопическая проекция. - Закон иерархического строения зон мозга. Информация, поступающая от рецепторов, попадает сначала в первичную, а затем– во вторичную и третичную зоны мозга. - Закон убывающей специфичности. Первичная зона – модальная информация, вторичная – модальность сохраняется, третичная – не сохраняется. Раздражение пер -вичных зон – элементарные модальные ощущения, вторичных – целостные картинки, третичных – не привязано ни к каким ощущениям у больного. - Закон прогрессивной латерализации – по мере перехода к различным полям меняет- ся категоризация психической функции, меняется доминантность полушария по отно- шению к той или иной функции: на уровне первичных полей обеспечивается одина -ковым механизмом и в левом и в правом полушарии, на уровне вторичных полей эти механизмы различаются. Для одних становится доминантным левое, для других– правое полушарие. 8.Три функциональных блока головного мозга. Лурия: три независимых по функциям отдела мозга. 1. Энергетический блок мозга – функция регуляции уровня сна и бодрствования. Он включает в себя неспецифические структуры разных уровней Уровни активации: - Поддержание тонуса ЦНС, общие генерализационные изменения, обеспечивающие активацию всего мозга в целом. - Локальные избирательные изменения в активации отдельных участков мозга. Обеспечение получения, хранения и переработки разномодальной информации. - Обеспечение мотивационных и эмоциональных процессов. 2. Блок приема, хранения и переработки. Включает в себя основные анализаторные системы, которые организованы по общему принципу: состоят из периферического и центрального отделов. (см. вопрос 7) 3. Блок программирования, регуляции и контроля за протекающими действиями. Локализация: кпереди от центральной извилины. Основная функция – произвольная регуляция всех видов деятельности человека, которая реализуется в форме программ деятельности, в форме контроля за правильностью выполнения деятельности и в форме ее регуляции.  
9.Нарушение ВПФ при поражениях височных отделов мозга: сенсорная афазия, акустико-мнестическая афазия. Афазия - нарушение речи, возникающее при поражении левого полушария (у прав- шей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой дея- тельности. Сенсорная афазия (афазия Вернике). Возникает при поражении зоны Вернике. Зад- няя треть верхней височной извилины левого полушария (22 поле).Нарушено воспри- ятие.Фонематический слух страдает (то есть умение отличать один звук от другого на слух). Грубые случаи: не понимают обращенную к ним речь. Воспринимают ее как нечленораздельные шумы. Говорить не могут, нет звукового анализа. Их речь – «сло- весный салат». Отчуждение смысла слов – перестает стоять образ за данным словом. В норме – если долго повторять слово. Больной заменяет звуки, похожие по звучанию (б-п; в-г). При письме то же самое. Нарушается чтение,письмо,устный счет. Больные общительны (жестикуляция, интонация и т.д.). Обследование проводится по письмен- ным инструкциям. В менее грубых случаях мы проверим фонематический слух и быстро говорим инструкцию: повторить слова: дом, лес, кот, а больной произносит: в дом влез кот. Потом пробы с усилением помех, усложненные - сенсибилизированные. Акустико-мнестическая афазия. Поражение 2-ой височной извилины (средние отде лы височной коры мозга). 21, 37 поля. Снижение объема слухо-речевой памяти. Боль- ной правильно понимает речь, но не способен удержать даже небольшой слухо-рече -вой материал. При беседе наблюдается феномен реминисценции - отсроченно воспро- изводит материал лучше, чем непосредственно. Объем памяти снижается до 2 – 3 эле- ментов. В грубых случаях больной не может удержать даже несколько звуков в памя- ти. В менее сложных случаях-простые короткие фразы Больной понять может. Механизм: влияние интерференции (какой-то помехи). Повышено ретро- и проактив -ное торможение следов памяти. Ретро- последующая информация выталкивает пре- дыдущую. Проактивное – старая информация заполняет все пространство.Вербальная парафазия – замена в речи слова. Письмо, чтение сохранны при небольшом объеме. Письмо не по памяти. Феномен отчуждения смысла слов, трудности понимания длин- ных фраз, поиск нужного слова, связь между образом и словом – вербальная парафазия. Речь у таких больных скудная, часто с пропуском существительных. 10.Нарушение ВПФ при поражениях затылочных и затылочно-теменных отделов мозга: симультанная агнозия, тактильная агнозия, конструктивная апрактоагнозия, семантическая афазия. Симультанная агнозия характеризуется нарушением сложного синтеза различных сенсорных образов. Проявляется невозможностью целостного восприятия совокупно- сти сенсорных образов разных модальностей или нарушением узнавания целостного образа по его части при сохранности узнавания единичных и законченных образов. Симультанная агнозия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга. Астереогноз.(тактильная) Под астереогнозом понимают невозможность с закрыты- ми глазами узнать предмет на ощупь. При истинном астереогнозе мышечно-суставное чувство и тактильная чувствительность интактны,дефект локализуется на этапе синте за элементарных сенсорных ощущений. В противном случае говорят о вторичном астереогнозе. Первичный астереогноз характерен для поражения верхних отделов теменных долей головного мозга и часто сочетается с пальцевой агнозией и другими видами соматоагностических нарушений. Пространственная агнозия (конструктивная) разв-тся в результате утраты простр- анственных представлений и проявляется нарушением ориентировки на местности, невозможностью узнавания сложных пространственных образов. Пространственная агнозия развивается при поражении нижних отделов теменных долей головного мозга и обычно сочетается с нарушениями конструктивного праксиса (апракто-агностический синдром Семантическая афазия характ-тся нарушением понимания грамматических взаимо- отношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обра -щенную к нему речь, если она содержит сложные конструкции.Аналогичные труднос ти пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, Попытка говорить более сложными предложения- ми неизбежно приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов по показу. Семантическая афазия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочных долей головного мозга доминантного полушария обычно в результате инсульта.
11.Современные представления о мозговых механизмах произвольных движений и действий. Произвольные движения и действия рассматриваются как совокупность и представля- ют собой сложную иерархическую систему,включающую в свой состав афферентную и эфферентную часть. Нейрофизиологически движения и действия рассматриваются как процессы, протекающие во времени и представляющие собой цель сменяющих друг друга импульсов. Моторная кора – открыта в 1870 г., был изобретен гальваничес кий элемент. Выяснилось, что раздражение тех или иных зон мозга вызывает реакцию организма, раздражение моторных зон коры приводит к движениям тела. Двигательный акт должен включать в свой состав афферентное звено, причем оно является ведущим в организации движения. Движение имеет предметный характер, то есть оно удовлетворяет некоторую жизненно важную потребность субъекта, и задано определенной потребностью. В двигательном акте осуществляется непосредственная связь человека с окружающим предметным миром, и она является источником развития всех психических функций человека, т.е. произвольность движения задается его предметным характером. Двигательная система опирается на совместную работу моторных и сенсорных отделов коры. Афферентная составляющая двигательных актов Эфферентное звено состоит из проводниковой части, и оно представляет собой пирамидальную и экстрапирамидальную системы. 12.Нарушение ВПФ при поражениях сенсо-моторных отделов мозга. Формы апраксий. Апраксии – утеря способности производить целенаправленные предметные действия при отсутствии параличей и парезов и сохранности способности к элементарным движениям. 1.Кинестетическая апраксия. - Симптом – распад топологического синтеза, нару- шение кинестетических схем движений, лежащих в основе построения двигательного акта. Рука-лопата. - Механизм – поступая в постцентральные отделы коры, сигналы попадают в те зоны, в которых не складывается кинестетический образ. Нарушение праксиса позы – невозможно распознавания позы пальцев руки. При исключении зри- тельной опоры больной не может выполнять простых бытовых действий. – Локализа -ция – постцентральные отделы коры, вторичные зоны теменной области. При пораже- нии левого полушария проявляется и в правой, и в левой руке, при поражении право- го – только в левой. 2.Пространственная апраксия- Симптом – нарушение пространственной ориенти- ровки или локомоции. Нарушено перемещение тела в пространстве и локомоции. На -рушение бытовых действий, включающих в свой состав пространственные компонен- ты. На фоне часто возникает аграфия. - Локализация – поражение зоны ТРО, по полу - шариям – то же, что в предыдущем. 3. Кинетическая апраксия -Симптом – нарушение кинетической схемы движений, приводящей к нарушению системы движений, серий движений. Нарушение плавной кинетической мелодии двигательного акта (описал Лурия).. Движение имеет две ха -рактеристики: одно движение должно сменить другое и это должно произойти плав- но. При кинетической апраксии нарушается плавность перехода. Страдает письмо. - Симптом – элементарные персеверации – выполняется первая фаза двигательной цепочки много раз (Забор). - Механизм – иннервируется одна группа мышц. – Локализа ция – премоторная область мозга. По полушариям – то же. 4.Префронтальная (регуляторная)апраксия- нарушение контроля, программирова ния и регуляции сложных форм деятельности. - Симптом – системные персеверации. Нарушения в отношении целых систем движений. Переход от круга к кресту. - Нарушено выполнение циклов "ребро - ладонь - кулак" - Локализация – конвекситальные отделы лобных долей мозга. Персеверация – при поражении префронтальных областей мозга.  
13.Нарушение ВПФ при поражениях лобных отделов мозга. Лобные доли мозга, являются филогенетически поздно сформировавшимся отделом больших полушарий. Поражение лобных долей мозга приводит к нарушению лишь сложных, вызываемых с помощью речи форм активации, составляющих психофизио- логическую основу произвольного внимания. Анализ физиологических данных пока- зывает,что лобные доли мозга и особенно медиально‑базальные отделы являются кор ковым аппаратом, регулирующим состояние активности.Они играют решающую роль в обеспечении одного из важнейших условий сознательной деятельности человека – создании необходимого тонуса коры и модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые стоят перед индивидом. Лобные доли и регуляция движений и действий.Уже при поверхностном наблюде нии за больными становится очевидным нарушение у них замыслов и намерений. Как показывает опыт исследований таких больных, нарушаются лишь высшие формы ор- ганизации сознательной деятельности, в то время как элементарные уровни их прояв- ления сохраняются. Нарушение функций лобных долей приводит к распаду сложных программ деятельности и к замене их либо более простыми формами поведения.Боль- ные с поражениями лобных долей хорошо копируют действия врача, повторяя, нап- ример, движения его руки и пр. Однако если им предъявить речевую инструкцию, то они затрудняются ее выполнить. При массивном поражении лобных долей разруша- ется механизм, ответственный за формирование программы действия Лобные доли и регуляция мнестических и интеллектуальных действий. У боль- ных с поражением лобных отделов мозга фонетическая, лексическая и логико- грам- матическая функции речи сохранны.Вместе с тем у них наблюдают грубейшие нару- шения регулирующей функции речи, т.е. возможность направлять и регулировать поведение с помощью как чужой, так и собственной речи. Больные не способны соз- давать прочные мотивы запоминания и поддерживать активное напряжение, необхо- димое для произвольного запоминания. Другими словами, страдает сложная мнести- ческая деятельность в целом. Лобные доли и регуляция эмоций. Сразу после разрушения коры лобного полюса больные становятся апатичными, лицо принимает характер маски, у некоторых отмечают скованность, отсутствие движений. Через несколько дней после поражения, кроме разнообразных двигательных нарушений наблюдаются стертость эмоций и неадекватное поведение. 14.Две функции системы слухового анализатора: речевой и неречевой слух. Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы.Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых зву- ках, т.е. в музыкальных тонах и шумах.Речевой слух - способность слышать и анали- зировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонема тический слух, т.е. способность различать фонемы, В русском языке фонемами явля -ются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смысло различи- тельными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость.Умение раз- личать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).Речевой слух является всецело прижизненным образо- ванием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды.Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения понима нию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Речевой, или система -тизированный слух - весьма сложное образование. Существуют два уровня восприя- тия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации зву- ков, т.е. речевой квалификации этих звуков. Звуки речи - это особые сложные образо вания, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение несколь- ких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, состав- ляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет “слежение за непрерывным потоком слогов”. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
15.Слуховые агнозии. – Нарушения слуховых функций на различных уровнях анализатора 1.Уровень кортиев орган улитки (рецепторы) - нарушения рекрутмент – недостаток или отсутствие восприятия) громких звуков вследствие воспаления и травм. 2.Уровень слуховой нерв - нарушения невриномы («звуковой обман») = патологичес -кие процессы в миелиновых оболочках. Это: - предметный шум – неречевые звуки–раздражение; - головокружение (т.к.слух и вестибулярный аппарат связаны) – особен ности больной осознает, что это обман слуха 3.Уровень Внутреннее Коленчатое Тело (таламус) - нарушения пространственного восприятия звука - снижение слуховой чувствительности на противоположное ухо - элементарные слуховые глюки (оклики, музыки) 4.Уровень слуховое сияние. - снижение слуха в контралатеральной ухе; - глюки вследствие раздражения таламической области 5.Уровень первичная ядерная кора (41 поле) - не различаются короткие звуки Особенности - звуки разной высоты представлены в разных зонах извилины Гешля, в том самом 41 поле. Нарушения слуха при поражении вторичных полей Правое полушарие (неречевой слух): 1. Нарушение - слуховая агнозия Суть – невоз- можность узнавания знакомых неречевых звуков и шумов при сохранности элемен- тарных слуховых ощущений. Симптомы: - трудности распознавания природных и бытовых звуков; - ослабление внимания к звуковым стимулам; - ослабление слуховой памяти; - локализация: правая височная область 2. Нарушение - амузия Суть– потеря восприятия исполнения или эмоционального восприятия мелодии. Три формы амузии: - тональная глухота - глухота на мелодии - трудности восприятия ритма. Симптомы: невозможность узнавания, воспроизведе- ния, сравнения мелодии, отсутствие аффективной реакции, потеря музыкальной грамотности Локализация: - ПП: распознавание гармонии, мелодии, интонирования - ЛП: звуковысотные отношения 3.Нарушение - аритмия Суть -нарушение восприятия ритмических структур. Симпто- мы: - недооценка/переоценка ритмических структур. Трудности восприятия акценти- рованных ритмов;- диссоциация между оценкой объема и структуры. Локализация: - Правая височная область: структурная оформленность звука. - Левая височная область: внутреннее содержание структуры Левое полушарие (речевой слух): 4. Нарушение - сенсорная афазия. Суть – нарушение фонематического слуха, звуки речи не воспринимаются. Симптомы: - непонимание обращенной речи - литеральные парафазии – замены букв в словах из-за трудности в восприятии схожих фонем. Локализация: средние отделы левой височной области 5. Нрушение - акустико-мнестическая афазия. Суть- нарушение слухоречевой памяти (не запоминаются серии звуков–невозможен их синтез в целые единицы) Симптомы: - сужение объема запоминания; - модально-специфичный характер нарушения (только слух) - локализация: средние отделы левой височной области 6. Нарушение - амнестическая афазия Суть– нарушение связи перцептивного образа с названием.Локализация: средние отделы левой височной области. 16.Формы нарушения речи и речевой деятельности. Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, Однако ряд фактов - отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части лобных долей и др. - явились прецедентами, указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры, отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Афазии - речевые расстройства при локальных поражениях левого полушария и сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение, при сохранности элементарных форм слуха. Их надо отличать от: дизартрий - нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух (при поврежденных артикуляционном аппарате и обслуживающих его подкорковых нервных центрах и черепно-мозговых нервах), аномий - трудностей называния, возникающих при нарушениях межполушарного взаимодействия, дислалий (алалий) - расстройств речи в детском возрасте в виде исходного недоразвития всех форм речевой деятельности и мутизма - молчания, отказа от общения и невозможности речи при отсутствии органических нарушений ЦНС и сохранности речевого аппарата. При всех формах афазий, обычно регистрируют нарушения рецептивной речи и слухоречевой памяти. В соответствии с 10-й Международной классификацией болезней принято выделять две основных формы афазий - рецептивную и экспрессивную (возможен смешанный тип).
17.Сенсорная афазия - (нарушение рецептивной речи) - связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария у правшей (зона Вернике). В ее основе лежит снижение способности различать звуковой состав речи, что проявляется в нарушении понимания устного родного языка вплоть до отсутствия реакции на речь в тяжелых случаях. Активная речь превращается в "словесную окрошку". Одни звуки или слова заменяются другими, сходными по звучанию, но далекими по смыслу ("голос-колос"), правильно произносятся только привычные слова. Это явление носит название парафазии. В половине случаев наблюдается речевое недержание - логорея. Речь становится бедной на существительные, но богатой на глаголы и вводные слова. Нарушается письмо под диктовку, однако понимание читаемого лучше, чем услышанного. Принципиальные основы интеллектуальной деятельности больного остаются сохранными.   18.Акустико-мнестическая афазия. Характеризуется неполноценностью слухоречевой памяти - сниженной способностью удерживать речевой ряд в пределах 7 ± 2 элементов и синтезировать ритмический узор речи. Больной не может воспроизвести длинное или сложное по построению предложение, Производно грубо нарушается повествовательная речь, пересказ перестает быть адекватным образцу. В эксперименте лучше запоминаются элементы, находящиеся в начале и в конце стимульного материала,. Интервал предъявления слов в разговоре с таким больным должен быть оптимальным, исходя из условия "пока не забыли". Характерно явление словесной реминисценции - лучшего воспроизведения материала через несколько часов после его предъявления. Существенную роль в структуре причинности этой афазии играют нарушенное слуховое внимание и сужение восприятия. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средне-задних отделов левой височной доли (21-е и 37-е поля).
19.Амнестическая афазия. Проявляется в трудностях называния редко употребляемых в речи предметов при сохранности объема удерживаемого речевого ряда на слух. По услышанному слову больной не может опознать предмет или назвать предмет при его предъявлении (как и при акустико-мнестической форме страдает функция номинации). Производятся попытки заменить забытое название предмета его назначением ("это то, чем пишут") или описанием ситуации, в которой он встречается. Подсказка или контекст помогают вспомнить забытое. Амнестическая афазия является результатом поражения задне-нижних отделов теменной области на стыке с затылочными и височными долями. При этом варианте локализации очага поражения амнестическая афазия характеризуется не бедностью памяти, а чрезмерным количеством всплывающих ассоциаций, из-за чего больной оказывается неспособным к выбору нужного слова.     20.Семантическая афазия. Возникает при поражении на границе височных, теменных и затылочных областей мозга (или области надкраевой извилины). В клинической практике встречается достаточно редко. Для данной формы патологии характерно ослабленное понимание сложных грамматических конструкций, отражающих одновременный анализ и синтез явлений. Поэтому в первую очередь в речи таких больных нарушается понимание и употребление предлогов, наречий, служебных слов и местоимений. Эти нарушения не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Появляется дефектность и замедленность пересказа коротких текстов, часто превращающихся в неупорядоченные обрывки. Детали предложенных, услышанных или прочитанных текстов не улавливаются и не передаются, но в спонтанных высказываниях и в диалоге речь оказывается связной и свободной от грамматических ошибок. Отдельные слова вне контекста также прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются. Семантическая афазия обычно сопровождается и нарушениями счетных операций. Они непосредственно связаны анализом пространственных и квазипространственных отношений, реализуемых третичными зонами коры, сопряженными с ядерной частью зрительного анализатора.
21.Афферентная моторная афазия. Является одним из самых тяжелых речевых расстройств, возникающих при поражении нижних отделов левой теменной области. Это зона вторичных полей кожно-кинестетического анализатора, уже теряющих свою сомато-топическую организацию. Эта форма афазии обусловливается, во-первых, распадом артикуляторного кода, то есть потерями специальной слухо-речевой памяти, в которой хранятся комплексы движений, необходимых для произнесения фонем; во-вторых, выпадением или ослаблением кинестетического афферентного звена речевой системы. Грубые нарушения чувствительности губ, языка и неба обычно отсутствуют, но возникают трудности синтеза отдельных ощущений в целостные комплексы артикуляторных движений. Это проявляется грубыми искажениями и деформациями артикулем во всех видах экспрессивной речи. В тяжелых случаях больные вообще становятся похожими на глухих, а коммуникативная функция осуществляется с помощью мимики и жестов. В легких случаях внешний дефект афферентной моторной афазии состоит в трудностях различения звуков речи, близких по произношению - (например, "д", "л", "н" - слово "слон" произносится как "снол"). Такие больные, как правило, понимают, что они неверно произносят слова, но артикуляционный аппарат не подчиняется их волевым усилиям. Незначительно нарушается и неречевой праксис - они не могут надуть одну щеку, высунуть язык. Указанная патология вторично приводит и к неправильному восприятию "трудных" слов на слух, к ошибкам при письме под диктовку. Молчаливое чтение сохраняется лучше.     23.Нейропсихология детского возраста. Первые попытки систематически исследовать нарушения высших психических функ- ций, наступающих в результате мозговых повреждений у детей, предпринимались с начала 60-х гг. У детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, клинико-психологические проявления очаговых поражений головного мозга слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать.В раннем возрасте встречаются случаи, когда даже обширные повреждения мозговой ткани не вызывают серьезной дезорганизации поведения и периферической симптоматики. При некоторых локализациях пораже -ний головного мозга у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект. При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоро- вых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).Степень атипичности синдромов существенно меняется с возрастом, причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушарий. В первом случае с уменьшением возраста ребенка симптоматика становится более стертой и атипичной. Во втором - наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика поражений правого полушария. Ранние локальные поражения коры головного мозга компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов.   Вопросы к экзамену по курсу «Логопсихология (основы нейропсихологии)»   1.Предмет и задачи нейропсихологии. 2.Проблема локализации ВПФ. История изучения, основные направления. 3.Проблема локализации ВПФ, современные представления. Концепция А.Р.Лурия о системно-динамической локализации функции. 4.Основные характеристики функциональной системы. Раскрыть положение о ВПФ как функциональной системе на примере письма. 5.Значение нейропсихологии для общей психологии. Значение нейропсихологии для клинической практики. 6.Проблема факторов в нейропсихологии. 7.Первичные, вторичные, третичные поля: строение и функции. 8.Три функциональных блока головного мозга. 9.Нарушение ВПФ при поражениях височных отделов мозга: сенсорная афазия, акустико-мнестическая афазия. 10.Нарушение ВПФ при поражениях затылочных и затылочно-теменных отделов мозга: симультанная агнозия, тактильная агнозия, конструктивная апрактоагнозия, семантическая афазия. 11.Современные представления о мозговых механизмах произвольных движений и действий. 12.Нарушение ВПФ при поражениях сенсо-моторных отделов мозга. Формы апраксий. 13.Нарушение ВПФ при поражениях лобных отделов мозга. 14.Две функции системы слухового анализатора: речевой и неречевой слух. 15.Слуховые агнозии. 16.Формы нарушения речи и речевой деятельности. 17.Сенсорная афазия. 18.Акустико-мнестическая афазия. 19.Амнестическая афазия. 20.Семантическая афазия. 21.Афферентная моторная афазия. 22.Эфферентная моторная афазия. 23.Нейропсихология детского возраста. 24.Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. 25.Ребенок – левша. Особенности психической деятельности. Специфика коррекционной работы. 26.Задачи и принципы нейропсихологического исследования. 27.Методы нейропсихологической диагностики нарушений ВПФ у детей.     22.Эфферентная моторная афазия -(нарушения экспрессивной речи) - возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (44-е и частично 45-е поля - зона Брока). При полном разрушении зоны больные произносят только нечленораздельные звуки, но их артикуляционные способности и понимание обращенной к ним речи сохранены. Часто в устной речи остается лишь одно слово или сочетание слов, произносимых с разной интонацией, что является попыткой выразить свою мысль. При менее грубых поражениях страдает общая организация речевого акта - не обеспечивается его плавность и четкая временная последовательность ("кинетическая мелодия"). В подобных случаях - больные не могут переключиться от одного слова к другому (приступить к слову) и в речи, и на письме. Паузы заполняются вводными, стереотипными словами и междометиями. Другим фактором являются трудности в использовании речевого кода, приводящие к внешне наблюдаемым дефектам амнестического типа. На всех уровнях устной самостоятельной речи, чтения и письма забываются законы языка, в том числе и орфографии. Стиль речи становится телеграфным - используются преимущественно существительные в именительном падеже, исчезают предлоги, связки, наречия и прилагательные. Зона Брока имеет тесные двухсторонние связи с височными структурами мозга и функционирует с ними как единое целое, поэтому при эфферентной афазии встречаются и вторичные трудности в восприятии устной речи. 24.Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. 1. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга 2. Функциональная несформированность левой височной области. 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). 4. Функциональная несформированность правого полушария мозга. 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга - дисгенетический синдром. Предлагаемая дифференциация на "синдромы несформированности" и "синдромы дефицитарности" связана (методологически) с тем, что субкортикальные образования к концу первого года жизни ребенка практически завершают свое структурно-морфологическое развитие. С точки зрения нейропсихо-логического языка описания "функциональная несформированность" может иметь место только там, где продолжается морфофункциональный онтогенез той или иной мозговой структуры (например, для височных отделов мозга этот период продолжается до 9, а для лобных - до 12-15 лет).
25.Ребенок – левша. Особенности психической деятельности. Специфика коррекционной работы. Ребенок «правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников. Обычно художественно одаренные и очень эмоциональные дети,но им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.Большинство малышей выбирают ведущую руку около трех лет. Однако есть дети, которые “тянут” с выбором до шести лет. И приблизительно 20 %детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.1)“Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства. 2)Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, вос- ка или пластилина. 3)У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолют -ный слух. 4)Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. 5)Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика. 6)Ребенок-левша непосредственен,доверчив,легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подвержен -ность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. Специалисты подчер кивают: леворукость – индивидуальный вариант нормы. Причины особенностей лев- шей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответст- енны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде:Левое полушарие1. Конкретное мышление 2. Математические вычисления 3. Сознательное 4. Правая рука 5. Речь 6. Правый глаз 7. Чтение и письмо 8. Двигательная сфераПравое полушарие1. Абстрактное мышление 2. Образная память 3. Бессознательное 4. Левая рука 5. Ритм, восприятие музыки, интонации 6. Левый глаз 7.Ориентировка в пространстве8. Чувственная сфера.Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Как нужно вести себя с ребенком-левшой.:Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что "леворуких" людей очень много и это тоже норма. Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способ- ности, но не стремиться вырастить вундеркинда. Не предъявлять завышенные требо- вания к нему и не противопоставлять его другим детям. Необходимо создать ребенку определенные условия не только дома, но и в школе: выделить ему место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа; сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним. Леворукость становится проблемой, когда ребенок берет ручку и начинает писать.Надо сознавать, что леворукий ребенок – не повод для расстройства. Даже если его ругают на каждом родительском собрании. 26.Задачи и принципы нейропсихологического исследования. Нейропсихологическое обследование позволяет выявить актуальный уровень развития ребенка, исследовать высшие психические функции, т.е. восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух, пространственные представления, основы саморегуляции, а также развитие сенсомоторного уровня. Такое обследование дает возможность родителям, не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности, определить индивидуальные творческие способности, предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности, выбрать наиболее подходящий вид обучения и дополнительного образования. При нейропсихологическом исследовании детей с поражениями мозга выделяют две категории задач: 1) диагностика постнатальных острых повреждений мозга и связанных с этим выпадений ранее сформированных ВПФ, при этом подчеркивается необходимость корректных применения нейропсихологических методов в условиях постнатального мозгового повреждения у детей и интерпретации полученных результатов, т.к. исследование в отдаленный период травмы обнаруживает не столько последствия травмы, сколько явления пластичности незрелого мозга; 2) выяснение характера дизонтогенеза ВПФ, обусловленного ранним очаговым повреждением мозга и хронической церебральной недостаточностью.
27.Методы нейропсихологической диагностики нарушений ВПФ у детей.    
   

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.