Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модально-специфические нарушения внимания




Модально-специфические нарушения внимания проявляются по отношению к стимулам одной модальности, например, только в зрительной, слуховой, тактильной сфере или в сфере движений. Это особый тип нарушений внимания, который в клинике локальных поражений головного мозга описывался клиницистами как явления игнорирования. Дефекты не связаны с нарушениями восприятия. Психофизиологические исследования (методом вызванных потенциалов) показали, что основе этих нарушений лежат изменения локальных неспецифических активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах анализатора.

 

1. Зрительное невнимание. Больному одновременно предъявляют два стимула (две картинки- справа и слева), он обнаруживает только одну. Если предъявлять картинки по одной - больной их видит. Сходные нарушения зрительного внимания можно обнаружить и в заданиях на рассматривание сюжетных картинок с большим количеством деталей. В таких случаях также может четко проявляться симптом игнорирования изображения на одной стороне.

2. Слуховое невнимание. Если предъявлять одновременно на два уха два разных звука (методика дихотического прослушивания) или два разных слова и просить больного точно сказать, что именно он слышит, то часто оказывается, что больной слышит только те звуки (слова), которые подаются в одно ухо, и полностью игнорирует информацию, поступающую в другое.

3. Тактильное невнимание. Врач одновременно касается одних и тех же участков кистей рук больного (левой и правой) с одинаковой интенсивностью. Пациент как бы не замечает прикосновения к одной руке.

4. Двигательное невнимание. Проявляется, когда больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. Больные начинают выполнять движения правильно, затем одна рука замедляет движения, как бы отключается, и больной продолжает совершать движения только одной рукой. На вопрос: «правильно ли Вы делаете?», он отвечает: «Правильно».

Тема 7. Нарушения памяти при локальных повреждениях мозга.

Мнестическая деятельность может быть произвольной и непроизвольной. По длительности хранения информации выделяют память кратковременную и долговременную. Кроме того, процессы памяти можно характеризовать с точки зрения модальности (можно выделить зрительную память, слуховую, тактильную, моторную и др.).

Нарушения памяти могут быть связаны не только с ее ухудшением (амнезии, гипомнезии), но и патологическим обострением (гипермнезии)[10].

Гипермнезии мозут быть следствием поражений гипофиза. Гипомнезия (ослабление памяти) может быть следствием возрастных изменений мозга, склероза мозговых сосудов и др. Псевдоамнезии (нарушения памяти как мнестической деятельности, трудности планирования и контроля любой деятельности, в том числе - мнестической) характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга (левой лобной доли или обеих лобных долей).

Амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти) возникают при поражении различных областей мозга.

1. Рассмотрим сначала модально- неспецифические виды амнезий.

o При поражении уровня продолговатого мозга, ствола нарушения памяти протекают в синдроме нарушений сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование».

o При поражении диэнцефального уровня существенно больше страдает кратковременная, а не долговременная память. Даже при массивных нарушениях дефект связан не столько с запечатления следов, сколько с усиленным действием механизмов интерференции.

Интерференция проявляется в следующих тестах. Например, больному дают для запоминания 3—4 слова. Воспроизводить эти слова больной будет через несколько минут. Если с течении паузы больной сидит молча, с закрытыми глазами – он воспроизводит слова. Если паузу заполнить – попросить запомнить еще слова (гомогенная интерференция) или выполнить другие задания – почитать, посчитать (гетерогенная интерференция), больной не в состоянии вспомнить первые слова. Т.е. интерференция – это как бы наложение одной информации на другую.

 

Другой особенностью нарушений памяти при диэнцефальном уровне поражения является повышенная реминисценция следов, т. е. лучшее воспроизведение материала не сразу, но через несколько часов или дней. Высокая мотивация способствует улучшению мнестической деятельности

o При поражении лимбической системы (лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др.) также скорее нарушается кратковременная память.

Наиболее известное нарушение этого уровня - корсаковский синдром. У больного с корсаковским синдромом практически отсутстует память на текущие события. Они по несколько раз здороваются с врачом, хотя он только что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут назад, и т. п. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы памяти на далекое прошлое. Такие больные сохраняют профессиональные знания. Они помнят, например, что с ними было во время войны, когда и где они учились и т. п. В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур левого и правого полушарий. Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти.

Эти нарушения также связаны с интерференцией следов. Повышение мотивации не способствует улучшению запоминания.

o При поражении медиальных и базальных отделов лобных долей мозга возникает нарушение памяти в целом также по модально-неспецифическому типу в виде преимущественного нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов. Однако, кроме того, нередко к этим нарушениям добавляются также расстройства семантической памяти (памяти на понятия). Они смыкаются с нарушениями сознания.

Нарушения семантической памяти проявляются, например, в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа (или басни), в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают феномен «привнесения новых слов», которых не было в списке, слов-ассоциаций (смысловых или звуковых).

 

2. Модально- специфические нарушения памяти (зрительной, слуховой и т.д.) возникают при поражении анализаторных систем. Часто нарушения памяти в этом случае проявляются вместе с гностическими дефектами.

Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико -мнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных (как и нарушений сознания). Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного уровня мнестических процессов.

При оптико- мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать (жестами, междометиями и др.). У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире (и его изображений). В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной (или зрительно-речевой) системы.

 

Нарушения памяти носят различный характер при повреждении правого и левого полушарий.

Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга (у правшей). При правосторонних нарушениях повреждается память на мелодии (амузия), на лица. Как специальная форма модально-специфических нарушений памяти, связанная преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, описаны нарушения пространственной и цветовой памяти.

В отношении различных видов памяти непосредственное при непосредственном запоминании и воспроизведении в мнестическую деятельность прежде всего включается правое полушарие, а при отсроченном запоминании и воспроизведении - левое (у правшей). При левосторонних поражениях, непосредственное воспроизведение материала более сохранно, чем при правосторонних. Определенная асимметрия в отношении мнестических процессов отмечается и в связи с операциями на подкорковых структурах.

 

Наблюдения над больными Н.П. Бехтеревой[11] доказали, что нет единого «хранилища» долговременной памяти, памятные следы распределены по различным областям – лимбике, коре. На основе этих наблюдений Н.П. Бехтеревой выдвинута гипотеза о распределенном характере матрицы долговременной памяти.

Тема 8. Нарушения речи при локальных повреждениях мозга [12].

Речевая система—это целая ситстема речевых функций, объединенных в единое целое.

В качестве двух основных самостоятельных видов современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь. Экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка) начинается с замысла (программа высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и, наконец, переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).

Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания - устного или письменного) начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:

а) фонемы (смысло-различительные звуки речи- гласные, их ударность, звонкость- глухота и мягкость согласных; замена этих звуков приводит к изменению смысла слова);

б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания обозначающие отдельные предметы или явления);

в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов обозначающие понятия);

г) предложения (сочетания слов, обозначающие определенную мысль);

д) высказывание (законченное сообщение).

В целом можно выделить четыре самостоятельных формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи именно: устная и письменная речь, а две — к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включай несколько речевых функций. Так, устная речь может быть активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной; называние (объектов, действий и т. п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь может быть самостоятельной или под диктовку - и тогда это различные речевые функции, имеющие различное психологическое строение.

Сложные нарушения речи называются афазиями. [13] В зависимости от повреждения восходящего или нисходящего звена они могут быть афферентыми и эфферентыми. Речевые зоны расположены в доминантной (у большинства в левом) полушарии мозга.

Эфферентные афазии.

1. Эфферентная моторная афазия возникает при поражении 44 поля (зона Брока), задняя треть лобной извилины. Больной не может говорить из-за дефектов плавного переключения с одной артикуляции на другую.

Произнесение отдельных звуков в этом случае остается сохранным; устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. И Эти больные могут произносить отдельные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но перейти к произнесению серий звуков (слов, предложений), где необходимо своевременное и точное переключение с одного элемента на другой, приводит к распаду «кинетической мелодии».

 

Рис. З. Локализация очагов поражения при различных видах афазий.

 

2. Динамическая афазия. Нарушения процесса говорения на уровне предложений, высказывания. Возникает при поражении передних отделов, зоны кпереди от зоны Брока, в задних отделах лобной извилины, соответствующих дополнительному моторному полю. В основе- нарушение внутренней речи.

Афферентные афазии.

1. Афферентная моторная афазия возникает при поражении на уровне нижнее- теменных зон коры. Нарушаются тонкие артикуляционные движения, проявляющиеся в невозможности нужного положения языка, губ. В основе – отсутствие обратной связи от мышц, участвующих в артикуляционных движениях.

 

2. Сенсорная афазия возникает при поражении 22 поля (зона Вернике). Нарушается процесс понимания речи в результате нарушения фонематического слуха (способности распознавать фонемы родного языка).

3. Акустико- мнестическая афазия появляется при поражении 21 и 37 поля левого полушария. В основе - нарушения оперативной слухо- речевой памяти.

4. Семантическая афазия проявляется при поражении зоны ТРО, 39, 40, частично 37 и 19 полей. Дефекты одновременного схватывания информации, нарушения пространственно восприятия. Нарушения в понимании предложных конструкций (под, над и т.п.), конструкций родительного и предложного падежей.

5. Амнестическая афазия возникает задневисочных и теменно- затылочных областей. В основе- дефекты оптического восприятия объектов и дефекты выделения существенных признаков.

Тема 9. Нарушения эмоциональных реакций при локальных повреждениях мозга [14].

Достаточно давно известна связь эмоций с лимбической системой мозга, к которой относят гипоталамус, гиппокамп, миндалину, поясную кору, ядра таламуса, обонятельные луковицы и др. области мозга.

Для гипофизарно-гипоталамической локализации очага поражения характерно постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств (мимики и пр.) на фоне изменений психики в целом. Поражение диэнцефальных отделов нередко сопровождается эмоциональной нестабильностью, повышенной реактивностью. Для височных поражений (часто затрагивающих гиппокамп и миндалину) характерны устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных свойств. Может иметь место аффективные реакции(ужас, страх) или резкое уменьшение аффективного тонуса.

 

Нейропсихологические исследования позволили выявить роль правых и левых областей неокортекса в регуляции эмоциональных состояний.

Эмоциональные нарушения в большей степени связаны с поражением медиобазальных отделов лобных долей. Они распространяются на все основные типы эмоциональных явлений – эмоциональный фон (состояние), эмоциональное реагирование и эмоционально- личностные качества. Эмоционально- личностные изменения наблюдаются и при поражении конвекситальных отделов лобных долей мозга. При поражении лобных долей имеют место либо эмоциональная тупость или растормаживание низменных эмоций. При поражении правого полушария превалируют положительные эмоциональные состояния (эйфории), при поражении левого – отрицательные эмоциональные состояния.

Тема 10. Нарушение мышления и произвольной регуляции высших психических функций при локальных повреждениях мозга.

Нарушения мышления в наибольшей степени наблюдаются при поражении высших ассоциативных областей неокортекса – лобных и теменных зон. Однако, в отношение каждой из этих зон существует определенная специализация:

1. лобные зоны связаны с программированием и контролем;

2. теменные – пространственным фактором.

Эти различия проявляются как в отношении образного (конструктивного), так и вербального мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.