Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые условные сокращения 3 страница. [108] СМ. Статью «сулержицкий» (ч




[108] См. статью «Сулержицкий» (ч. 1, стр. 294 — 295).

[109] Определение, близкое к этому, имеется в дарственной надписи К. С. Ста­ниславского на его портрете (18 апреля 1922 г.), где Станиславский назызает Вахтангова «будущим руководителем русского театра» (портрет утрачен, над­пись опубликована в газ. «Вахтанговец», 1937, 29 мая).

[110] В то время Н. М. Фореггер возглавил Мастерскую Н. М. Форепгера.Б. А. Фердинандов и В. Г. Шершеневич — Мастерскую опытно-героическоготеатра.

[111] Первая личная встреча Мейерхольда и Вахтангова произошла на одномиз спектаклей «Чуда святого Антония» (вторая сценическая редакция, 1921).«В беседе, состоявшейся после спектакля, — писал один из ближайших сотруд­ников Вахтангова Б. Е. Захава, в 1923 — 1925 годах работавший также в Театре имени Вс. Мейерхольда, — В. Э. Мейерхольд поделился с Вахтанговым и совсеми участниками спектакля своими впечатлениями: чеканная форма, скульп­турная выразительность и точность мизансцен, жестикуляция актеров (особенно «игра руками»), наконец, исполнение отдельных ролей, — все получило должную оценку в суждениях, высказанных В. Э. Мейерхольдом» (Борис Захава,Вахтангов и его студия, стр. 137).

[112] «Праздник мира» Г. Гауптмана и «Росмерсхольм» Г. Ибсена были постав­лены Е. Б. Вахтанговым в Первой студии МХТ (премьеры соответствен­но — 15 ноября 1913 г. и 23 апреля 1918 г.), «Гадибук» С. Анского — в театре-студии «Габима» (премьера — 31 января 1922 г.). Об остальных постановкахсм. стр. 519.

 

«ЗЕМЛЯ ДЫБОМ»

Премьера спектакля «Земля дыбом» состоялась в Театре Вс. Мейерхольда 4 марта 1923 года *.

«Земля дыбом» — сделанная С. М. Третьяковым переработка пьесы фран­цузского писателя Марселя Мартине «Ночь» (перевод С. М. Городецкого), в которой даны картины солдатского восстания в годы империалистической: войны и его поражения. Мейерхольд сценическими средствами не только под­черкивал антимилитаристскую тенденцию пьесы, но и проводил новую для нее мысль о том, что военная организация в руках народа должна стать орудием свержения эксплуататоров.

Спектакль был разделен на две части (вместо пяти действий пьесы «Ночь»). Восемь картин пьесы, именовавшихся в спектакле «эпизодами», получили сле­дующие названия: 1. Долой войну; 2. Смирно!; 3. Окопная правда; 4. Черный интернационал; 5. Вся власть Советам; 6. Нож в спину революции; 7. Стригут баранов; 8. Ночь.

Спектакль имел очень большой успех. Не будучи связан с портальной сценой, он в дальнейшем неоднократно разыгрывался под открытым небом, превращаясь в массовое действо.

Оба публикуемых текста написаны;в начале 1923 года.

* Созданию Театра Вс. Мейерхольда предшествовали следующие обстоя­тельства:

Летом 1922 года путем слияния ГВТМ и Государственного института музы­кальной драмы был образован Государственный институт театрального искус­ства (ГИТИС). Мейерхольд был назначен заведующим научно-учебной частью. В ГИТИС вошли также девять полуавтономных мастерских, в том числе Ма­стерская Вс. Мейерхольда (бывш. Вольная мастерская Вс. Мейерхольда при ГВТМ).

Среди принятых на первый курс были работавшие в дальнейшем в Театре имени Вс. Мейерхольда: Н. И. Боголюбов, Н. В. Григорович, Н. А. Ермолаева, М. Ф. Кириллов, В. А. Маслацов, А. Я. Москалева, Н. И. Серебренникова, Л. Н. Свердлин, Н. И. Твердынская (по актерскому факультету), И. С. Зубцов, А. Е. Нестеров, Н. П. Охлопков, А. В. Февральский, П. В. Цетнерович,. И. Ю. Шлепянов (по режиссерскому факультету).

1 октября 1922 года в помещении ликвидированного летом Театра актера открылся Театр ГИТИС, в котором шли спектакли Мастерской В:с. Мейер­хольда.

В конце ноября — декабре 1922 года в результате происшедшего раскола из ГИТИС вышли Мейерхольд, его Мастерская, оба курса режиссерского фа­культета, весь второй и часть первого курса драматического (актерского) фа­культета. Они образовали Мастерскую Вс. Мейерхольда, в распоряжение кото­рой перешел Театр ГИТИС, который стал называться «Театр Вс. Мейерхольда». Во второй половине 1923 года Мастерская получила права государственного учебного заведения и название «Государственные экспериментальные театраль­ные мастерские имени Вс. Мейерхольда» (Гэктемас), а театр сформировался как трудколлектив под названием «Театр имени Вс. Мейерхольда» (ТИМ). 18 августа 1926 г. театр был включен в число государственных театров и с тех пор назывался «Государственный театр имени Вс. Мейерхольда» (ГосТИМ).

I. <АГИТСПВКТАКЛЬ>

(стр. 51)

Черновик информационного сообщения, составленного Мейерхольдом сов­местно с режиссером-лаборантом М. М. Кореневым. Записан М. М. Кореневым (хранится у него же). Публикуется впервые.

[113] Это заглавие пьесы было заменено заглавием «Земля дыбом» в середине февраля 1923 года, когда работа над спектаклем близилась к концу.

II. <ВЕЩЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ>

(стр. 52)

Автограф на отдельном листе (хранится у М. М. Коренева). Публикуется впервые.

[114] В действие были введены подлинные автомобиль, мотоциклы, велосипеды, пулемет, полевые телефоны, походная кухня, жатвенная машина.

 

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЮБИЛЕЙНОМ ЧЕСТВОВАНИИ 2 апреля 1923 года

(стр. 53)

Отчет «Юбилей В. Э. Мейерхольда» (подписанный А. Февральским) поме­щен в издании: «Прессбюро Агитпропа ЦК РКП. Бюллетень «А». Материалы для газет с городским кадром читателей», М., 1923, № 28, 14 апреля.

За несколько дней до празднования юбилея — 25-летия артистической и 20-летия режиссерской работы — Совет Народных Комиссаров присвоил В. Э. Мейерхольду почетное звание народного артиста республики.

На юбилейном чествовании, происходившем в Большом театре, выступили представители партийных, профессиональных, рабочих, краоноармейских, студен­ческих и художественных организаций. Сводная рота Красной Армии выст­роилась на сцене и приветствовала юбиляра; было сообщено о присвоении Мей­ерхольду звания почетного красноармейца Московского гарнизона. На вечере выступил Назым Хикмет (от Коммунистического университета трудящихся Во­стока, где он в то время учился); он прочел посвященное Мейерхольду стихотворение (опубликовано в переводе С. М. Третьякова в сб. «В. Э. Мейер­хольд», изд. «Октябрь», Тверь, 1923, стр. 42).

Отвечая на поздравления, Мейерхольд просил послать приветствие его учителю — К. С. Станиславскому.

 

ПИСЬМО И ТЕЛЕГРАММЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ

(стр.54)

I

Автограф на открытке (хранится в Музее МХАТ, архив КС). Публикуется впервые.

В это время Мейерхольд проводил летний отпуск в Brunshaupten (Брунс-хауптен) — немецком курорте на берегу Балтийского моря, Станиславский тоже находился в Германии, возвратившись из гастрольной поездки МХАТ в США и готовясь к новой поездке туда.

Свидание, предложенное Мейерхольдом, не состоялось. В ответном письме от 3 сентября Станиславский, сообщая, что он очень занят в связи с предстоя­щим отъездом в Париж и Америку, писал: «Очень сожалею, что нам не удаст­ся свидеться» (ЦГАЛИ, ф. 998, од. 1, ед, 2092).

[115] Постановка комедии Аристофана в Музыкальной студии МХАТ, осуще­ствленная Вл. И. Немировичем-Данченко (премьера — 16 июня 1923 г.).

[116] Артистка Лилина, жена К. С. Станиславского.

II, III

Телеграммы хранятся в Музее МХАТ (архив КС) Публикуются впервые. Телеграммы адресованы в Париж, в Театр Елисейских полей, где тогда гастролировал МХАТ. Датируются по почтовым штемпелям. Поздравления приурочены к 25-летию МХАТ.

«ЛЕС»

«Лес» А. Н. Островского в постановке Мейерхольда стал одним из этапных спектаклей. Об успехе его у массового зрителя говорит то обстоятельство, что спектакль непрерывно сохранился в репертуаре четырнадцать лет: со дня пре­мьеры — 19 января 1924 года — вплоть до закрытия театра; за эти четырна­дцать лет спектакль прошел 1328 раз.

Текст пьесы Островского был перемонтирован Мейерхольдом и разделен на три действия и тридцать три эпизода (в дальнейшем количество эпизодов было сильно сокращено). Названия эпизодов были следующие: 1. По шпалам; 2. Таинственная записка; 3. Дитя природы, взлелеянное несчастьем; 4. Алек­сис — ветренный мальчик; 5. Хлеб да вода — актерская еда; 6. Три добрых дела разом; 7. Аркашка и курский губернатор; 8. Отец Евгений и его програм­ма-максимум; 9. И у них биомеханика; 10. Нотариальная контора; 11. Аркашка против мещанства; 12. Светская дама и девочка с улицы; 13. Беспаспортный; 14. Невеста без приданого; 15. Педикюр; 16. Сон в руку; 17. Аркашка-куплетист; 18. Ум практический; 19. Объегоривает и молится, молится и объегори­вает; 20. «Пеньки дыбом»; 21. «Люди мешают, люди, которые власть имеют»; 22. Нашла коса на камень; 23. Лунная соната; 24. Между жизнью и смертью; 25. Актриса нашлась; 26. Собирая цветы...; 27. В золотой клетке; 28. Будущий земский начальник; 29. Алексис готовится к балу; 30. «Если бы было близко, то не было бы далеко, а если далеко, то значит не близко»; 31. Сцена из «Пиковой дамы»; 32. Жених под столом; 33. Дон-Кихот, или «Пеньки ды­бом» еще раз.

Главные роли и исполнители: Несчастливцев — М. Г. Мухин, Счастлив­цев — И. В. Ильинский, Гурмыжская — Е. А. Тяпкина, Аксюша — 3. Н. Райх, Восмйбратов — Б. Е. Захава, Петр — И. И. Коваль-Самборекий, Буланов — И. А. Пырьев (впоследствии известный кинорежиссер), Улита — В. Ф. Ремизова. Партию гармоники исполнял М. Я. Макаров.

 

I. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБСУЖДЕНИИ СПЕКТАКЛЯ 18 февраля 1924 года

(стр. 55)

Запись А. В. Февральского. Отрывок опубликован в статье: А. Февральский, Мейерхольд и Шекспир. — Сб. «Вильям Шекспир. 1564 — 1964», изд. «Наука», М., 1964, стр. 387. Полностью публикуется впервые.

Выступление состоялось на заседании театральной секции Российской Ака­демии художественных наук, посвященном обсуждению постановки «Леса».

[117] Имеется в виду «Дополнительная записка о театральных школах»А. Н. Островского.

[118] Ряд моментов актерской игры в этом спектакле был построен на раз­личных видах домашних работ (катали белье, варили варенье, накрывали настол и т. п.).

[119] Пьеса С. М. Третьякова, поставленная С. М. Эйзенштейном в Первом ра­бочем театре Московского Пролеткульта (премьера — 7 ноября 1923 г.).

[120] Грасьосо — комедийный персонаж (амплуа) испанского театра XVI — XVII веков. — О связях А. Н. Островского с испанским театром Мейерхольд писал еще в 1911 году в статье «Русские драматурги» (ч. 1, стр. 184).

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕРЕД ЮБИЛЕЙНЫМ СПЕКТАКЛЕМ 19 января 1934 года

(стр. 56)

Запись А. В. Февральского. Публикуется впервые.

19 января 1934 года исполнилось десять лет со дня премьеры «Леса». К этому времени «Лес» прошел свыше тысячи раз.

<ПРОЕКТ ПОСТАНОВКИ «ГОРЯ ОТ УМА» В ТЕАТРЕ РЕВОЛЮЦИИ>

Театр Революции (нынешний Московский академический театр имени Вл. Маяковского) был образован летом 1922 года в результате коренной ре­организации Театра революционной сатиры. Мейерхольд был назначен художе­ственным руководителем Театра Революции и до лета 1924 года совмещал работу в нем с руководством театром на Старой Триумфальной площади (в то время Театр актера, вскоре Театр ГИТИС, в дальнейшем Театр Вс. Мейерхоль­да). При формировании труппы Театра Революции в нее был включен ряд участников Вольной мастерской Вс. Мейерхольда (работали в порядке совме­стительства).

В Театре Революции Мейерхольд поставил «Доходное место» А. Н. Остров­ского и «Озеро Люль» А. М. Файко.

Работа над «Горем от ума», начатая Мейерхольдом в Театре Революции, не была завершена. О двух сценических редакциях комедии А. С. Грибоедова в ГосТИМе — 1928 и 1935 годов — см. стр. 543 и 563.

I. ЭКСПЛИКАЦИЯ СПЕКТАКЛЯ >

(стр. 58)

Запись Н. П. Охлопкова. Хранится в ЦГАЛИ (ф. 998, оп. 1, ед. 375). Публикуется впервые.

[121] Имеется в виду письмо А. С. Пушкина А. А. Бестужеву из Михайловского после 25 января 1826 года.

[122] Речь идет о статье: Вл. Немирович-Данченко, «Горе от ума»в Московском Художественном театре. — Жури. «Вестник Европы», Спб., 1910,№ 5, стр. 375 — 392; № 6, стр. 367 — 386; № 7, стр. 332 — 349.

[123] Вл. И. Немирович-Данченко писал: «Влюбленный молодой человек — вот куда должно быть направлено все вдохновение актера в первом действии. Остальное — от лукавого....Чацкий потом станет обличителем даже помимо своего желания. Он и не думал брать на себя эту роль....Все происшедшеетолько закаляет в Чацком будущего общественного деятеля» (цит. по кн.: Вл. Ив. Немирович-Данченко, «Горе от ума» в постановке Москов­ского Художественного театра, М. — П., 1923, стр. 68 и 70).

[124] Слова Пушкина из указанного выше письма.

[125] Для трактовки Лизы в данной концепции «Горя от ума» существенны следующие, строки из записи (по-видимому, стенографической) беседы Мейер­хольда с актерами Театра Революции о постановке «Горя от ума»: «От момен­та, когда докладывают о приезде Чацкого, и до того момента, как он входит, должен быть вводный эпизод — встреча Чацкого с Лизой раньше, чем с Со­фьей: Лиза срывается с места и со всех ног бежит навстречу Чацкому....Лиза будет встречаться с ним не так, как с Фамусовым, Молчалиным и Софьей. Она встречается с ним на правах человека, и они идут, обнявшись, по коридо­ру. Это мелочь, но она весьма характеризует два мира, и здесь показать два положительных типа — Чацкого и Лизу рука об руку — это весьма важно»(ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. 383).

[126] Имеется в виду Г. П. Рукавишников, aвтop работ по педагогике.

II. ПИСЬМО А. Я. ГОЛОВИНУ

(стр. 60)

Автограф хранится в ЦГАЛИ (ф. 739, оп. 1, ед. 45). Публикуется впервые.

Это письмо написано на обороте письма 3. Н. Мейерхольд-Райх, которая, сообщая А. Я. Головину о предпринятой Мейерхольдом постановке «Горя от ума», писала: «Он убедительно просит Вас согласиться взять на себя всю костюмную часть спектакля. Конструктивное оформление (станок и бутафория) делает Виктор Шестаков». В. А. Шестаков был главным художником Театра Революции и автором вещественного оформления к обеим Постановкам Мейер­хольда в этом театре: «Доходное место» и «Озеро Люль», а в дальнейшем — к обеим сценическим редакциям грибоедовской комедии в ГосТИМе.

Ответное письмо А. Я. Головина см. в об. «Александр Яковлевич Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине», Л. — М. «Искусство», 1960, стр. 187 — 188.

 

МАЛЫЙ ТЕАТР И С. МОИСЕИ (стр. 61)

Напечатано в «Правде», 1924, 18 марта.

Весь основной состав актеров за немногими исключениями и режиссура спек­такля «Гамлет» с участием Сандро Моисеи были из числа деятелей Малого театра.

В ответ На эту статью директор Малого театра А. И. Южин в «Письме в редакцию» сообщал: «В течение спектаклей Сандро Моисеи Малый театр нес обычную ежедневную работу и не принимал никакого участия в гастролях на­шего заграничного гостя. Отдельные артисты и режиссеры, участвовавшие в них из числящихся в труппе Малого театра, на его сцене не исполняли ролей, в которых они выступали с С. Моисеи в Театре Зимина, и не ставили этих пьес: все это было подготовлено с ничтожного количества репетиций, случай­ным подбором артистов различных сцен и ничего общего с делом Малого те­атра не имеет» («Правда», 1924, 22 марта).

[127] Резкость этой оценки М. Рейнхардта не оправдана и неожиданна для самого Мейерхольда (см. его статью «Max Reinhardt», ч. 1, стр. 162 — 166).

[128] Статья об этом написана не была, но в бумагах Мейерхольда сохранилсяследующий набросок, относящийся к этой теме:

«Если принять только три резко обозначившиеся в современной театраль­ной школе системы игры актера с однословным обозначением основ каждой из них — «нутро», «перевоплощение», «биомеханика», игра Сандро Моисеи не мо­жет быть отнесена ни к одной из этих трех систем, так как этот MacТep, хо­ливший свою актерскую природу в теплицах эстетического сада Рейнхардта, не дотянулся до биомеханической школы. Ход в дверь этой системы неизбежен для всех, кто отказался и от игры «нутром» и от игры в перевоплощения» (ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. 541).

Мысли Мейерхольда об игре Моисеи, высказанные им лет десять спустя, были зафиксированы А. К. Гладковым (см.: Александр Гладков, Вос­поминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде. — Об. «Тарусские страницы», Калуга, 1961, стр. 305).

«Д. Е.»

БЕСЕДА С КОЛЛЕКТИВОМ ТЕАТРА ИМЕНИ ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА 7 апреля 1924 года

(стр. 62)

Запись Л. М. Крицберга (ЦГАЛИ, ф. 963, сот. 1, ед. 383). Публикуется впервые.

Пьеса «Д. Е.» («Даешь Европу!») была написана М. Г. Подгаецким (при участии работников ТИМа) по мотивам романа И. Г. Эренбурга «Трест Д. Е.»

и отчасти романа Б. Келлермана «Туннель». Пьеса носила характер обозрения. Действие ее происходило в будущем, что не помешало спектаклю стать чрез­вычайно злободневным. Он был построен на борьбе двух сил: международному капитализму противопоставлены советские люди и пролетариат других стран. Был применен новый способ вещественного оформления — «движущиеся стены» (щиты на колесиках), которые, располагаясь в разных сочетаниях, могли мгно­венно менять формы места действия и участвовать в самом действии (на­пример, стена гонялась за актером).

Пьеса делилась на три части и семнадцать эпизодов. Названия эпизодов:

1. Проект грандиозного разрушения; 2. Размножайтесь разумно; 3. Проект грандиозного сооружения; 4. Довольно мира!; 5. Лакеи французского капита­ла; 6. Даешь Европу!; 7. Фокстротирующая Европа; 8. Енс Боот не дремлет; 9. Доллар и динамит понимаются всюду; 10. Ужин лордов или кольцо в супе; 11. Переворот в этнографии; 12. Вот что осталось от Франции; 13. Еще один барьер; 14. Катастрофа; 15. Стальная когорта; 16. Де-факто и де-юре; 17. Не­ожиданный дивиденд.

Премьера состоялась 15 июня 1924 года в Ленинграде во время гастролей театра.

[129] Политработник В. С. Богушевский принимал участие в работах Мастер­ской Вс. Мейерхольда (и был избран председателем Бюро Мастерской), а за­тем Театра Вс. Мейерхольда; предложение о сне осуществлено не было.

 

ПИСЬМО К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ

(стр. 63)

Автограф хранится в Музее МХАТ (архив КС). Публикуется впервые.

[130] В это время происходила реорганизация МХАТ и его студий. В целях обновления состава МХАТ предполагали влить участников Третьей студии в труппу МХАТ; это привело бы к закрытию студии. «В судьбе театра (то есть Третьей студии. — Ред.) приняли участие ряд общественных организаций и от­дельных лиц (здесь следует особо отметить энергичное участие В. Э. Мейерхоль­да), и таким образом Студия Вахтангова была спасена. Решено было организа­ционно отделиться от Художественного театра, и с этого момента начинается самостоятельное существование Государственной академической студии имени Евг. Вахтангова» (Борис Захава, Вахтангов и его студия, стр. 174).

В процессе переговоров о судьбе Студии Б. Е. Захава с товарищами был у К. С. Станиславского. В письме к Мейерхольду от 22 августа 1924 года За­хава сообщал: «Несомненно, что перспектива работы вместе с Вами увлекает Константина Сергеевича чрезвычайно. Когда он говорит об этом, он весь оживляется....Интерес к Вам у него очень большой. Говорит о Вас с большим уважением и как бы даже с некоторой гордостью («ведь он все-таки мой уче­ник»),...Можно заключить, что Константин Сергеевич имеет в виду говорить с Вами об осуществлении проектируемого сотрудничества не на территории Третьей студии, а на более обширной территории самого МХТ» (ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. 1413).

Об участия Мейерхольда в деятельности Студии имени Евг. Вахтангов» см. стр. 583.

«УЧИТЕЛЬ БУБУС»

В «Правде» была помещена заметка «Бубус» в Театре им. Вс. Мейерхоль­да». В ней говорилось: «В комедии Алексея Файко «Бубус» дан яркий пред­ставитель интеллигенции, колеблющейся перед вопросом: участвовать ли ей в революции или уклониться от участия; интеллигента страшит насилие, неизбеж­ное в гражданской войне, а вместе с тем он пытается взять на себя миссию «объединить», «примирить» две борющиеся силы. Пьеса, протекающая в самой гуще жизни буржуазии Малой Антанты, заключает в себе ряд ярких сатири­ческих моментов и дает богатый сценический материал. Режиссер (Вс. Мейер­хольд) поставил перед собой задачу усилить агитационный план спектакля,

что достигается новыми приемами актерской игры: чередованием игры <и так называемой предыгры> (В угловых скобках — слова, пропущенные в газете. Мейерхольд указы­вал на эту опечатку в своем докладе об «Учителе Бубусе» (см. стр. 76).) и сцен разговорных и мимических, идущих на музыке (Лист и Шопен)...» («Правда», 1924, 31 декабря). Эта заметка написана Мей­ерхольдом; в ЦГАЛИ хранится его автограф (ф. 963, оп. 1, ед. 419).

Премьера состоялась 29 января 1925 года.

Роль учителя Бубуса репетировал И. В. Ильинский, но так как незадолго до премьеры он ушел из театра, первым исполнителем этой роли был Б. В. Вельский (впоследствии И. В. Ильинский, возвратившись в театр, также играл ее). Остальные главные роли и наполнители: капиталист,ван Кампер-дафф — Б. Е. Захава, Стефка — 3. Н. Райх, барон Тэша Фейервари — B. Н. Яхонтов, Гертруда Баазе — В. Ф. Ремизова, ее дочери: Tea — М. И. Бабанова, Тильхен — X. А. Локшина, генерал Берковец — Н. П. Охлопков, пасторЗюссерлих — М. М. Коренев. Партию рояля исполнял Л. О. Арнштам (теперь кинорежиссер).

В докладе коллективу Театра имени Вс. Мейерхольда 5 мая 1925 года об итогах сезона ТИМа Мейерхольд сказал: «Бубус», как пьеса, выбран не вполне удачно для нашей линии, но все же основной линии мы не изменили. Зна­чение постановки «Бубуса» для нашего коллектива в том, что она дала воз­можность испытать нашу систему игры; здесь скрещение биомеханической си­стемы с новым психологизмом. Мы отходим от схематизма, отказываемся от прозодежды и от отсутствия грима. Мы идем к новому реализму». (Запись А. В. Февральского.)

I. «УЧИТЕЛЬ БУБУС» И ПРОБЛЕМА СПЕКТАКЛЯ НА МУЗЫКЕ

(стр. 64)

Стенограмма (части 1 — 2) и запись М. М. Коренева (часть Э — ответы на вопросы слушателей). Хранится в ЦГАЛИ (ф. 998, оп. 1, ед. 345). Отрывки опубликованы в статьях: А. Февральский, Мейерхольд и кино. — Журн. «Искусство кино», 1962., № 6, стр. 108; А. Февральский, Прокофьев и Мей­ерхольд. — Сб. «Сергей Прокофьев. 1953 — 1963», М., «Советский композитор», 1962, стр. 93 — 94; А. Февральский, Мейерхольд и Шекспир. — Сб. «Вильям Шекспир. 1564 — 1964», М., изд. «Наука», 1964, стр. 388 — 390. Полностью пуб­ликуется впервые.

Доклад был прочитан перед коллективом Театра имени Вс. Мейерхольда 1 января 1925г.

[131] Переделаны были не «Гугеноты». В ленинградском Малом оперном те­атре был поставлен спектакль «В борьбе за Коммуну» (премьера — 19 сентября1924 г.) на музыку оперы Дж. Пуччини «Флория Тоска»; автор либретто и по­становщик Н. Г. Виноградов перенес действие в эпоху Парижской Коммуны.

[132] В начале 1917 года Мейерхольду была поручена постановка оперы C. С. Прокофьева «Игрок» в Мариинском театре; десять лет спустя он снова договорился с тем же театром о постановке, а в 1932 — 1933 годах «Игрок»в постановке Мейерхольда был включен в репертуар Малого оперного театра,однако спектакль не был осуществлен.

[133] «Кривое зеркало» — театр пародий и миниатюр; работал в Петербургев 1908 — 1918 годах и затем в Ленинграде в 1922 — 1931 годах. «Не рыдай» — кабаре, существовавшее в Москве в начале нэпа.

[134] Заметка об «Учителе Бубусе» за подписью А. М. Файко в печати необнаружена. В «Правде» появилась заметка без подписи, написанная Мейер­хольдом (она приведена выше).

[135] П. И. Годунов был заведующим электротехнической частью ТИМа.

[136] Красный театр открылся 24 октября 1924 года пьесой «Джон Рид» (автор и постановщик — И. Г. Терентьев). Одним из наиболее впечатляющих момен­тов спектакля было появление на белом фоне силуэта В. И. Ленина.

[137] В беседе с коллективом ТИМа об «Учителе Бубусе», состоявшейся 18 но­ября 1924 года, Мейерхольд сказал: «...Какова та социальная подкладка, кото­рая дана здесь? Несомненно — внутренняя. Внешне пьеса не революционна, в ней нет, как сказал бы Луначарский, «плакатности»....В «Бубусе» мы должны добиться, чтобы ясно проявилась эта внутренняя ее революционная динами­ка. Сразу надо дать ощутить зрителю, что за сценой на нас все время на­двигаются события. Она <революционная динамика> должна быть показана, должна почувствоваться в остановках, залп заставляет трагически трепетать, тип комедийности тогда усилится». (Запись М. М. Коренева, отредактирован­ная В. Э. Мейерхольдом, хранится у М. М. Коренева. Копия — в ЦГАЛИ,ф. 998, оп. 1, ед. 342.)

[138] Одна из шуток Мейерхольда (в быту) — название якобы изысканного блюда, выдуманное им в насмешку над гурманами.

[139] Речь идет о постановке «Гамлета» В. Шекспира в МХАТ 2-м с М. А. Че­ховым в заглавной роли (премьера — 20 ноября 1924 г.; режиссеры — B. С. Смышляев, В. Н. Татаринов и А. И. Чебан).

[140] Имеется в виду статья: Самуил Марго л и н, Актер. Артист. Три­бун. — Журн. «Жизнь искусства», Л., 1924, № 53, стр. 19 — 21. С конца 1924 года и в течение части 1925 года Мейерхольд заведовал московским отделениемредакции этого журнала.

[141] Видимо, подразумевается литературный первоисточник истории о Гам­лете — сага датского летописца Саксона Грамматика.

[142] «Парсифаль» — опера Р. Вагнера.

[143] Словом «прибор» Мейерхольд здесь определяет сценическую конструк­цию «Великодушного рогоносца».

[144] Речь идет о костюмах, спроектированных художницей-конструктивисткой В. Ф. Степановой для пьесы А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», поставленной Мейерхольдом в Театре ГИТИС (премьера — 24 ноября 1922 г.).Грязно-желтые, мешковатые костюмы зрительно сливались в одно мутное пягно.

В бюллетене СТИНФ (Студенческое информационное бюро по вопросам искусства, организованное студентами ТИТИС) от 21 ноября 1922 года

C. М. Эйзенштейн (режиссер-лаборант спектакля «Смерть Тарелкина») писал:«В. Э. Мейерхольд ставит пьесу в тонах сильного, яркого гротеска, местами переходящего в чистую клоунаду (сцены с «упырями», Брандахлыстовой, след­ствия и т. д.). Этим же приемом обойдены и самые «опасные» места пьесы, которые в натуралистическом плане неминуемо производят тягостное, почти патологическое впечатление, как, например, допросы Тарелкина, финал пьесы и др. Клоунада обусловила и все задания на обстановку и аксессуары. Пер­вая — набор трюковых акробатических аппаратов, оформленных «под мебель» (проваливающиеся столы, кресла, табуреты, вертящиеся табуреты и пр.), вто­рые — традиционный цирковой реквизит: бычьи пузыри на палках для хло­панья по голове, небьющаяся посуда, ведра с водой и пр. Одежда персонажей сконструирована по тем же принципам и отличается теми же особенностями»

(ЦГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. 1492 (заметка не подписана); автограф С. М. Эй­зенштейна — ф. 963, оп. 1, ед. 1526).

[145] Студент режиссерского факультета Гэктемаса И. Ю. Шлепянов (впо­следствии известный театральный художник и режиссер) создал по планамМейерхольда вещественное оформление спектаклей «Д. Е.», «Учитель Бубус»и «Мандат».

[146] Сцена была окаймлена длинными подвесными бамбуковыми стволами; актеры, выходя на сцену, раздвигали их.

[147] Магазин «Международная книга».

[148] Тесситура — часть диапазона музыкальных инструментов и голосов, ис­пользованная в произведении.

[149] Луфт-пауза — воздушная пауза — краткий перерыв в исполнении му­зыки.

[150] 3. П. Злобин — студент актерского факультета Гэктемаса, специально занимавшийся вопросами сценического движения и танца.

[151] Мейерхольд построил действие «Учителя Бубуса» (которому он дал подзаголовок «комедия на музыке») на музыке Ф. Листа и Ф. Шопена.

[152] Ведущая спектакль С. А. Соколова дает актеру сигнал к началу его действия в определенный момент музыки.

[153] Речь идет о десятом явлении третьего действия «Леса» (в спектакле ТИМа — эпизод «Пеньки дыбом»). Основываясь на реплике Восмибратова: «Да отчего ж не кричать, коли здесь такое заведение?» — Мейерхольд «вздыбил»эту сцену. Несчастливцев, устрашая Восмибратова различными театральными эффектами, заставляет его вернуть деньги. Восмибратов же не только бросаетему бумажник, но и скидывает с себя верхнее платье и сапоги.

[154] О статье Марголина — см. выше (стр. 533).

[155] Пианист сыграл отрывок из этюда Шопена, исполнявшегося при выходе ван Кампердаффа и Берковца.

[156] Сада Якко и Ганако — японские актрисы; гастролировали в России: первая — в 1902 году, вторая — в 1909 году. Мейерхольд не раз вспоминал их игру.

[157] М. И. Бабанова играла в «Озере Люль», «Д. Е.» и «Учителе Бубусе» легкомысленных девиц из буржуазного общества.

[158] Речь идет о реакции персонажей на пушечный залп (начало восстания).

[159] Имеется в виду срок, остающийся до премьеры.

[160] «Отказ» («знак отказа») — термин театральной биомеханики, означаю­щий подготовку к действию, как, например, шаг назад и замах перед ударом;в то же время — сигнал партнеру.

[161] Речь идет о статье «Театральные листки. II. Одиночество Станислав­ского» (стр. 30 — 34).

[162] Мейерхольд здесь повторяет утверждения статьи «Одиночество Стани­славского» и, очевидно, также основывается на сообщении Б. Е. Захавы (в его письме, уже упомянутом на стр. 631) о том, что К. С. Станиславский не считал возможным работать в Третьей студии МХАТ.

[163] Артистка МХТ М. А. Жданова играла в фильме «Сильный человек» (см. ч. 1, стр. 317) роль Луси.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.