Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочинение по литературе. Драмы души 4 страница




И как неопределимая сущность силы, двигающей небесные тела, неопределимая сущность силы тепла, электричества, или силы химического средства, или жизненной силы составляют содержание астрономии, физики, химии, ботаники, зоологии и т. д., точно так же сущность силы свободы составляет содержание истории. Но точно так же, как предмет всякой науки есть проявление этой неизвестной сущности жизни, сама же эта сущность может быть только предметом метафизики, – точно так же проявление силы свободы людей в пространстве, времени и зависимости от причин составляет предмет истории; сама же свобода есть предмет метафизики.

В науках опытных то, что известно нам, мы называем законами необходимости; то, что неизвестно нам, мы называем жизненной силой. Жизненная сила есть только выражение неизвестного остатка от того, что мы знаем о сущности жизни.

Точно так же в истории: то, что известно нам, мы называем законами необходимости; то, что неизвестно, – свободой. Свобода для истории есть только выражение неизвестного остатка от того, что мы знаем о законах жизни человека.

 

 

История рассматривает проявления свободы человека в связи с внешним миром во времени и в зависимости от причин, то есть определяет эту свободу законами разума, и потому история только настолько есть наука, насколько эта свобода определена этими законами.

Для истории признание свободы людей как силы, могущей влиять на исторические события, то есть не подчиненной законам, – есть то же, что для астрономии признание свободной силы движения небесных сил.

Признание это уничтожает возможность существования законов, то есть какого бы то ни было знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Кеплера и Ньютона и не существует более никакого представления о движении небесных тел. Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях.

Для истории существуют линии движения человеческих воль, один конец которых скрывается в неведомом, а на другом конце которых движется в пространстве во времени и в зависимости от причин сознание свободы людей в настоящем.

Чем более раздвигается перед нашими глазами это поприще движения, тем очевиднее законы этого движения. Уловить и определить эти законы составляет задачу истории.

С той точки зрения, с которой наука смотрит теперь на свой предмет, по тому пути, по которому она идет, отыскивая причины явлений в свободной воле людей, выражение законов для науки невозможно, ибо как бы мы ни ограничивали свободу людей, как только мы ее признали за силу, не подлежащую законам, существование закона невозможно.

Только ограничив эту свободу до бесконечности, то есть рассматривая ее как бесконечно малую величину, мы убедимся в совершенной недоступности причин, и тогда вместо отыскания причин история поставит своей задачей отыскание законов.

Отыскание этих законов уже давно начато, и те новые приемы мышления, которые должна усвоить себе история, вырабатываются одновременно с самоуничтожением, к которому, все дробя и дробя причины явлений, идет старая история.

По этому пути шли все науки человеческие. Придя к бесконечно малому, математика, точнейшая из наук, оставляет процесс дробления и приступает к новому процессу суммования неизвестных, бесконечно малых. Отступая от понятия о причине, математика отыскивает закон, то есть свойства, общие всем неизвестным бесконечно малым элементам.

Хотя и в другой форме, но по тому же пути мышления шли и другие науки. Когда Ньютон высказал закон тяготения, он не сказал, что солнце или земля имеет свойство притягивать; он сказал, что всякое тело, от крупнейшего до малейшего, имеет свойство как бы притягивать одно другое, то есть, оставив в стороне вопрос о причине движения тел, он выразил свойство, общее всем телам, от бесконечно великих до бесконечно малых. То же делают естественные науки: оставляя вопрос о причине, они отыскивают законы. На том же пути стоит и история. И если история имеет предметом изучения движения народов и человечества, а не описание эпизодов из жизни людей, то она должна, отстранив понятие причин, отыскивать законы, общие всем равным и неразрывно связанным между собою бесконечно малым элементам свободы.

 

 

С тех пор как найден и доказан закон Коперника, одно признание того, что движется не солнце, а земля, уничтожило всю космографию древних. Можно было, опровергнув закон, удержать старое воззрение на движения тел, но, не опровергнув его, нельзя было, казалось, продолжать изучение птоломеевых миров. Но и после открытия закона Коперника птоломеевы миры еще долго продолжали изучаться.

С тех пор как первый человек сказал и доказал, что количество рождений или преступлений подчиняется математическим законам и что известные географические и политико-экономические условия определяют тот или другой образ правления, что известные отношения населения к земле производят движения народа, – с тех пор уничтожились в сущности своей те основания, на которых строилась история.

Можно было, опровергнув новые законы, удержать прежнее воззрение на историю, но, не опровергнув их, нельзя было, казалось, продолжать изучать исторические события как произведения свободной воли людей. Ибо если установился такой-то образ правления или совершилось такое-то движение народа вследствие таких-то географических, этнографических или экономических условий, то воля тех людей, которые представляются нам установившими образ правления или возбудившими движении народа, уже не может быть рассматриваема как причина.

А между тем прежняя история продолжает изучаться наравне с законами статистики, географии, политической экономии, сравнительной филологии и геологии, прямо противоречащими ее положениям.

Долго и упорно шла в физической философии борьба между старым и новым взглядом. Богословие стояло на страже за старый взгляд и обвиняло новый в разрушении откровения. Но когда истина победила, богословие построилось так же твердо на новой почве.

Так же долго и упорно идет борьба в настоящее время между старым и новым воззрением на историю, и точно так же богословие стоит на страже за старый взгляд и обвиняет новый в разрушении откровения.

Как в том, так и в другом случае с обеих сторон борьба вызывает страсти и заглушает истину. С одной стороны, является борьба страха и жалости за все, веками воздвигнутое, здание; с другой – борьба страсти к разрушению.

Людям, боровшимся с возникавшей истиной физической философии, казалось, что, признай они эту истину, – разрушается вера в бога, в сотворение тверди, в чудо Иисуса Навина. Защитникам законов Коперника и Ньютона, Вольтеру, например, казалось, что законы астрономии разрушают религию, и он, как орудие против религии, употреблял законы тяготения.

Точно так же теперь кажется: стоит только признать закон необходимости, и разрушатся понятие о душе, о добре и зле и все воздвигнутые на этом понятии государственные и церковные учреждения.

Точно так же теперь, как Вольтер в свое время, непризванные защитники закона необходимости употребляют закон необходимости как орудие против религий; тогда как, – точно так же как и закон Коперника в астрономии, – закон необходимости в истории не только не уничтожает, но даже утверждает ту почву, на которой строятся государственные и церковные учреждения.

 

 

Как в вопросе астрономии тогда, как и теперь в вопросе истории, все различие воззрения основано на признании или непризнании абсолютной единицы, служащей мерилом видимых явлений. В астрономии это была неподвижность земли; в истории – это независимость личности – свобода.

Как для астрономии трудность признания движения земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности земли и такого же чувства движения планет, так и для истории трудность признания подчиненности личности законам пространства, времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности. Но, как в астрономии новое воззрение говорило: «Правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», – так и в истории новое воззрение говорит: «И правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам».

В первом случае надо было отказаться от сознания несуществующей неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение; в настоящем случае – точно так же необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависимость.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке RoyalLib.ru

Написать рецензию к книге

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

Если бы можно было писать, как Толстой,

и заставить весь мир прислушаться!

Т.Драйзер

К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений начинает оказывать пре имущественное влияние драматическая сторона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями, верованиями. Отсюда повышенный интерес писателя к отрицательным явлениям тогдашней действительности, необычная социальная острота изображения глубинных процессов жизни и психологии личности, стремление в немногом (в небольших по объему произведениях) сказать о многом.

Защищая естественное право простых людей на жизнь, Толстой выступал от имени стомиллионного русского крестьянства и подвергал беспощадной критике собственность, государство, мораль эксплуататорского общества. "Всем существом" своим он понял, что в "преступлении, уже не один раз совершенном, но постоянно совершающемся", виноваты "те, которые живут во дворцах и ездят в каретах", и что теперь в отношении к ним он находится "не в положении заблуждающегося или отклоняющегося", а "в положении обличителя".

В то же время со свойственной патриархальному крестьянину слабостью Толстой обращается к Богу и со ссылками на него убеждает господ отказаться от своих привилегий. Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие в очередной переписи населения приводят его к убеждению, что зло, пропитавшее все вокруг, можно устранить в том случае, если все люди, и бедные и богатые, забудут о личном благе и направят все свои усилия на нравственное самоусовершенствование. Настойчивые призывы "проникнуться истиной Христа" и "самоусовершенствоваться" проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода ("Исповедь", "В чем моя вера", "Так что же нам делать?", "Смерть Ивана Ильича", "Крей-церова соната", "Власть тьмы", "Плоды просвещения").

С огромной силой разоблачающего реализма осуждает в них Толстой жизнь богатых классов. Критика общественных обманов реализуется в этих произведениях с помощью психологического самораскрытия героя. Это, по выражению Р. Роллана, истинные "драмы души", в которых личное раскаяние вершит суд над всем окружающим. Картина расплаты умирающего Ивана Ильича за то, что он прожил жизнь не так, как надо, с мучительным сознанием того, что теперь ничего нельзя поправить, потрясает своим правдоподобием. В "Крейцеровой сонате" герой не умирает. Толстой не зажигает здесь того "света", который, как вспышка, возникает и гаснет в душе умирающего Ивана Ильича в момент его последнего вздоха. Он описывает условия, в которых совершалось падение героя, распутывает цепь преступлений, приведших Позднышева к душевной катастрофе.

Особенность произведений позднего периода творчества Толстого состоит в том, что в них в своеобразной форме нашли отражение характерные черты исторической деятельности. Лучшие устремления Толстого идут в них не от религии, а от жизни. Проповедь Толстым новой веры, очищенной религии, соединенной в его публицистических и художественных произведениях с критикой казенной церкви, суда, правительственных насилий, воспринималась в официальных кругах как "пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма". Высказывалось мнение о необходимости заточения Толстого в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа "Воскресение". В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви.


Сочинение по литературе. Мотив игры и театра в романе *Война и мир*

Слово <театр> имеет множество значений. Это и театр как театр, это и жизнь, также театр военных действий. Принято считать, что наша жизнь - это игра, сцена. Избитая, пошлая фраза - <что наша жизнь - игра> (Германн, опера <Пиковая дама>). Почему мотиву игры и театра в романе уделяется так много места?<Война и мир> - это проекция нашей жизни. Роман был задуман как большая книга, содержащая в себе откровения и заветы, притчи, гармонию и красоту, веру в Бога и любовь. Это даже не роман, не эпопея, а именно книга, точнее Библия. То есть - наша жизнь. В нашей жизни (в настоящее время) мы ходим в театр, чтобы получить дополнительное образование; удовольствие от хорошей игры актеров в интересных нам произведениях. В театр у Толстого любят ходить отрицательные герои - представители светского общества. Стены, отделанные бархатом и золотом, красивые хрустальные люстры, дамы в роскошных туалетах, слащавые мужчины во фраках, французская речь - все это создает впечатление ненатуральности, лжи и лицемерия. Это все - театр, то есть игра на зрителя. Бестолковые разговоры о внешности и поведении, сплетни. Перед спектаклем актеры репетируют, заучивают роль, накладывают грим, и вот настает их час и они показывают свой спектакль зрителям. Причем точно таким же актерам. И Анна Павловна Шерер, и Анатоль Курагин, и Элен, и многие другие - все они играют друг для друга бессмысленный спектакль. Интересна сцена, когда Наташа присутствует в театре. Начинается спектакль, и зрители <с жадным любопытством устремили все внимание на сцену>, Наташа тоже стала смотреть. Но она ничего не понимала: все удивляло ее, она не видела ничего, кроме крашеных стен, странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших. Она понимала, что должен был представлять собой спектакль, но все это ей казалось настолько <вычурно-фальшиво>, ненатурально, что порой ей становилось смешно. И глядя на лица зрителей, она видела в их глазах выражение опять же ложное. В какой-то момент ей даже стало дурно, она как будто задохнулась в этом мертвом воздухе. Наташа была слишком естественна, чтобы жить и играть по правилам светского общества. Также и князь Андрей (горячо любимый мною) не любил ходить в театры, он чувствовал двойственность такого существования. Театр - театр военных действий. Князь Андрей считал, что войну надо понимать и воспринимать как общее, <самое гадкое дело в жизни>, а не играть.<Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость>. Для князя Андрея война не игрушка, он считает, что с этим бедствием можно справиться только <всем миром>. <А то война - это любимая забава праздных и легкомысленных людей...> Солдаты - актеры, а главнокомандующий - режиссер; такое восприятие войны ложно. Невозможно решить проблему страны простым спектаклем. Тушин воспринимал театр военных действий как свой фантастический мир. Для него неприятельские пушки были трубками, муравьями представлялись ему французы, а самого себя представлял огромного роста, мужчиной, <который обеими руками швыряет французам ядра>. Он был настолько увлечен своим спектаклем, что не услышал команды <отступать>.Святки в доме Ростовых - тоже своего рода театр. Торжественные и скучные поздравления соседей, новые и роскошные платья... Опять же все это было ненатурально. <И в этом не было ничего особенного, ознаменовывающего святки>. И только в безветренном мо-розе, в зимнем свете звезд ночью, в ярком солнце днем чувствовалась истина. Тема игры связана с игрой в карты Долохова и Николая Ростова. Долохов обыграл Николая, предчувствуя невезение в любви: 30 сребреников + 13 (сумма возрастов Долохова и Сони; чертова дюжина). Многие люди считают жизнь игрой в карты. Кому-то везет, кому-то -. нет. Некоторые люди играют честно, а кто-то <мухлюет>.Вообще, всякое действие или проявление чувств человека можно назвать игрой. Конечно, существуют люди, которые естественны, живут <постоянной жизнью>. Но какая женщина - не актриса?! А кокетство? А умение вести себя в обществе мужчин? Все это актерское мастерство. Но нельзя говорить, что женщина - только актриса, в смысле - притворщица. Это происходит непроизвольно, это даже нравится мужчинам. И мы не задумываемся над тем, что это - лишь игра... А если так, то человек должен понимать, что его спектакль, может быть, будет неинтересен, что он должен нести ответственность за свое творение.

Как наш мир - творение Господа Бога.

Множатся пытки и казни...

И возрастает тревога, Ч

то, коль не кончится праздник

В театре Господа Бога?!


Сочинение по литературе. Образ пьера безухова в романе Л. Н. Толстого *Война и мир*

Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России и выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину.

И делает это Толстой быстро, словно торопится, словно ему необходимо создать своему любимцу такие условия, внутри которых жизнь становится невозможна. Судя по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он рассеян, толст и неуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна. Однако она имеет главное и. следовательно, существенное содержание.

Таковым является очень напряженная внутренняя духовная деятельность.

Пьер как бы символизирует постоянное становление и совершенствование.

Везде и всюду он другой. Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На какое-то время он обретает иллюзию душевного успокоения. Однако здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или иной деятельности, его постигает разочарование.

Пьер Безухов бесконечно добр. Его доброта - нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала, связанного с неудачным похищением ее Курагиным, и размолвки с князем Андреем он единственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добр и уже поэтому заслуживает быть счастливым.

Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам. Он хочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суеты он обрел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Платон Каратаев, Соколик, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойной жизни. У него Пьер Безухов воспринял способность подчиняться естественному течению событий, способность молиться и быть услышанным.

Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной. Она приобрела некую двойственность, внерелигиозную значимость. И это неожиданным образом меняет жизнь и социальную значимость.

В столице странным образом то ли от модного недуга, то ли от модного лечения, как в мыльной опере, за кулисами умирает графиня Элен Безухова.

Пьер счастливо женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер - видный общественный деятель, отец семейства. И он, и Наташа искренне и очень сильно любят друг друга. Но про что они думают, оставшись вдвоем?

"Ты знаешь, о чем я думаю? - сказала она. - О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?"

И мы понимаем, что период становления и исканий закончился. Наступило время истинной духовной зрелости.

Что произойдет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе столь счастливый эпилог. Однако нравственный аспект позволяет судить об эволюции образа Пьера в последующем творчестве Толстого: от Безухова к Левину в "Анне Карениной" и далее к Дмитрию Нехлюдову из "Воскресения".


Сочинение по литературе. Образ пьер безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Пьер Безухов - один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого “Война и мир”. В этом произведении более пятисот персонажей, но яркий образ Пьера Безухова нельзя не выделить среди остальных героев.

Изначально свой великий труд граф Толстой хотел посвятить судьбе дворян, участвовавших в восстании 1825 года, но впоследствии писатель решил вернуться к более раннему этапу развития России, к войнам начала века, к тому периоду, на который приходилась юность героев, периоду формирования их жизненных взглядов и идеалов.

Пьев Безухов - один из любимых героев Толстого. В течение повествования образ этого героя претерпевает значительные изменения, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, каких-то своих высших, непреходящих идеалов. Встретив Безухова впервые в салоне Анны Павловны Шерер и расставаясь с ним в эпилоге романа, мы видим двух совершенно разных людей.

“Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” - таким предстает Пьер на вечере в начале романа. Внешность Безухова вряд ли дает возможность предположить в нем незаурядную личность, скорее, она вызывает усмешку у окружающих. В этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны.

Не находит себе места Пьер и после получения огромного наследства. Напротив, это событие еще больше связывает его со светским образом жизни, заставляет жениться на блестящей красавице с холодным сердце Элен Курагиной и сказать ей: *3е уоиз аппе”, - слова, в которых ему придется впоследствии раскаиваться.

Пожалуй, самой яркой чертой характера Пьера является его безграничная доброта. В начале романа он необычайно простодушен и доверчив, как ребенок, он еще не искушен жизнью. Он живет по велению сердца, а не разума, отсюда его импульсивность и горячность, свойственная молодости, огромная щедрость души и пылкая любовь.

Измена Элен и дуэль с Долоховым становятся первыми жизненными испытаниями Пьера. Они ввергают его в духовный кризис, из которого он не видит выхода. Испытав разочарование в окружающей его реальной жизни, он вступает в масонскую ложу, где его привлекает идея всеобщего братства людей, совершенствования души, внутреннего мира человека. Масон Баздеев, открывший для него этот путь, представляется ему интереснейшим человеком и наставником.

Посещая собрания масонского братства, жертвуя деньги, ведя дневник, в котором он анализирует происходящее, Пьер постепенно приходит к выводу о бесполезности такого пути. Разочарование в идеалах не останавливает Пьера. Он стремится найти смысл жизни, обрести свой собственный взгляд на мир, стать ему полезным.

Большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Платоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влияние на изменение взглядов героя. Речь Каратаева наполнена присказками и поговорками, в которых отражается народная мудрость. “Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить”, - говорит Платон Безухову. Эти простые добрые слова, несомненно, значат для Пьера гораздо больше, чем пустые и холодные трактаты масонов.

За время плена Пьер Безухов приобретает новые для него душевные качества. Он становится терпеливым к тяготам и невзгодам жизни, без ненависти относится к французам, переоценивает все происшедшее с ним ранее, по-новому начинает смотреть на жизнь. Теперь для него глупой и бессмысленной представляется ссора с Элен, теперь он готов простить Долохова, Курагина. “Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь”.

Выйдя из плена, Пьер обретает полную духовную свободу: теперь у него совсем другое восприятие мира. В отношениях с людьми он также полностью изменился. Теперь он стремится понять их, найти хорошие качества в каждом человеке. Теперь ему легко отказать, например, французскому полковнику, безосновательно требовавшему от него денег, и вообще, в денежных делах у Безухова, по выражению Толстого, появился центр тяжести.

Возможность полного человеческого счастья Пьер обретает, женившись на Наташе Ростовой. В эпилоге романа он уже опытный семьянин, счастливый отец четверых детей. В прошлом остались разгульные кутежи в обществе Анатоля Курагина, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения. Пьер Безухов нашел свое счастье, обрел радость и покой в душе, но не остановился на этом. Для него теперь существуют гораздо более важные, чем личное счастье и благополучие, вопросы. О них он говорит с братом своей жены Николаем Ростовым. Но автор не показывает политической деятельности героя, оставляет его в тихом, радостном и спокойном семейном кругу, видя свой идеал счастья человека именно в этом.


Сочинение по литературе. Отношение к жизни героев романа «Война и мир»

“Война и мир” — это мечта о всеобщем духовном разоружении, после которого наступит некоторое состояние, именуемое миром.

О. Мандельштам

Если задать кому-нибудь вопрос: “Что такое “настоящая жизнь”?” — вряд ли кто-нибудь даст хоть какое-нибудь определение, даже для себя. Никто никогда серьезно не задумывался над этим вопросом. Да и зачем? “Живу себе и живу, никого не трогаю, имею семью, детей, работу, жену (мужа), живу тихо, спокойно” — так думают очень многие люди. Но мне кажется, они не живут, а существуют. Ведь жить — значит мыслить, стремиться к миру, а не просто к спокойствию. “...Толстой обращался к человечеству с призывом прекратить лживую и ненужную комедию истории и начать просто жить”.

Недаром роман Л. Н. Толстого “Война и мир” сравнивают со священной Библией. Его мысль о Войне и Мире, о настоящей жизни актуальна и по сей день. Ведь что такое справедливость, зло, добро? Этого никто не знает. Когда спорят князь Андрей Болконский и Пьер Безухое в Богучарове, “что такое настоящая жизнь”, “справедливость, зло, добро”, они не сходятся во мнениях. Пьер говорит, что надо жить для других, не-

обходимо делать людям добро и не надо причинять зло другим людям, а князь Андрей говорит, что не может знать, что для других хорошо, а что плохо. По мнению князя Андрея, зло — это угрызения совести и болезни, а этого ты причинить людям не сможешь. А я думаю, что князь Андрей не совсем прав. Сейчас постараюсь объяснить. Предположим, человек добрый, отзывчивый, радушный совершил какое-нибудь пусть мелкое, незначительное, но преступление, и если другой человек намекнет на то, что он плохо поступил, первого человека замучают угрызения совести, а по понятию князя Андрея, второй человек причинил зло первому. Я думаю, из этого следует, что нельзя подобным образом обобщать. Вообще невозможно, да и не нужно давать какие-либо определения злу и добру, справедливости и несправедливости, так как эти положения будут поняты только при той жизни, к какой призывает нас (все человечество) Л. Н. Толстой.

А насчет жизни для других, по Пьеру, или жизни для себя, по Болконскому, то я думаю, во всем гениальном, как и в этих положениях, существует некий парадокс. Жить для других — значит, жить бесполезно? Так как человек не может знать, что для других хорошо, а что плохо. Например, Пьер, вступив в масонство, думал, что душа его спасется, что он сможет по-настоящему помочь людям, а в конечном счете оказалось, что он не только себе, но и крепостным не помог. Как Пьер вел “светскую жизнь”, так и ведет, как были крестьяне в бедственном положении, так они и остались бесправными, а кто-то нажился на глупости графа Безухова. Вернее, нет, не на глупости, а на непонимании. Пьер был как будто ослеплен и все видел совсем в другом свете. А глупый человек — это серьезно и на всю жизнь.

Впоследствии Пьер прозрел, я думаю, он все-таки понял, что такое “настоящая жизнь”. Пьер Безухов прошел сквозь огонь, спасая какую-то, совершенно незнакомую девочку, находился перед лицом смерти, присутствуя при расстреле своих же, русских людей, познал нищету и голод, находясь в плену у французов, и, наконец, он пронес через все это свою любовь к Наташе Ростовой. Я думаю, у Пьера было все настоящее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.