КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СТАТИКА. ние или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества
VIII VI V ние или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не только как система верований и специальных обрядов, но прежде всего как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей. С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для упоаребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру — как совокупность социальных навыков и умений. Активное внедрение в повседневную жизнь информационных технологий несоизмеримо расширило возможности человека и радикально изменило облик современной культуры. Благодаря им миллиардам людей на планете удалось получить доступ к культурному опыту других народов, познакомиться с традициями и обычаями иных обществ. Подобные процессы, получившие название информационной и культурной глобализации, формируют в сознании каждого отдельного человека чувство принадлежности к мировому сообществу. Встреча с чужой культурой может происходить на чужбине и у себя дома. В одних случаях люди едут в качестве эмигрантов, беженцев, туристов или гастарбайтеров на встречу с чужеземной культурой, пытаясь с ней познакомиться, адаптироваться к ней, ассимилироваться в ней или каким-то иным способом сделать ее своей родной. В тех случаях, когда люди остаются на месте, иностранная культура приходит к ним сама, захватывая их (завоевание, колониализм). В более мягких формах это культурная глобализация, иногда именуемая вестернизацией, американизацией, макдональдизацией. Люди оказываются в мире, совершенно чуждом их родной культуре. Чаще всего вторжение чуждой культуры и насильственная ассимиляция вызывают у населения то, что социологи описывают понятиями культурного шока, стресса аккультурации и культурной травмой. ется от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Вторая часть настоящего тома посвящена религии. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм). Религия в узком смысле слова (конкретная религия) — это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера. Религия — составная часть любой культуры и любого общества, существующих ныне или когда-то существовавших на земле. Как нет общества без социальной стратификации, так нет и общества без религии. Только везде они разные — как общества, страны и культуры. Но всех их объединяет вера в сверхъестественные силы, которые могут принимать образ духов предков, богов и божеств, Бога и дьявола, ангелов и демонов и т.п. Человеческая культура построена на иерархическом принципе разделения высших и низших, всемогущих и беспомощных. Человеку, как правило, отводится роль последнего, а таинственным небесным силам — роль первых. Отсюда вторая особенность любой религии — преклонение низших перед высшими, беспомощных перед всемогущими. Иерархия — небесная или земная — лежит в основании как социальной стратификации, организующей и упорядочивающей социальную структуру общества, так и религии, которая выступает источником и стержнем человеческой культуры. Религия — один из важнейших, и, в то же время, один из древнейших (если не самый древний) институтов человеческого общества. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь со времени возникновения социологии. Причина тому — идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы видели важнейшую культурную миссию науки в уничтожении религиозного мировоззрения, замене его системой взглядов, объясняющей все действием материальных законов и причин. Своеобразие же социологического подхода к исследованию религии выражается в признании того, что наша наука не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии Бога, а, значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Выражаясь афористически, социология говорит не о том, что сделал с человеком Бог, а о том, что с ним делает человек — в своей повседневной жизни и во всемирной истории. Последние 15 лет отмечается возрастание роли религиозного фактора в общественной жизни России. Множится число верующих, открываются восстановленные и вновь построенные храмы. Как показывают многочисленные исследования, церковь является общественным институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение со стороны населения России. Активно осуществляется свободная, все расширяющаяся деятельность Церкви в самых разных сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры, милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской. Авторы благодарят за помощь в работе студентов и преподавателей российских вузов: СВ. Трофимова, А. Беседину, К.В. Смоляр, Д.Ю. Дученко, М.А. Симонову. РАЗДЕЛ I
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |