Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурный ареал




Культурным ареалом называется географический район, внутри которо­го у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорус­скую и некоторые другие субкультуры, или национальные культуры. Грани­цы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными или с рамками данного общества.

Культурный ареал — это географический регион, включающий ряд об­ществ (соседних стран или племен), наделенных одними и теми же либо сходными чертами, или разделяющих доминирующую культурную ориен­тацию (например, скотоводство — отличительный признак обществ восточ­но-африканского культурного ареала). Таким образом, по своим размерам культурный ареал превышает любую страну, даже самую крупную, существу­ющую на планете.

Так, СССР состоял из более чем 120 национальностей и десятков локаль­ных культур. Его можно было считать своего рода культурным мегаареалом. Но советские социологи, разрабатывавшие в 1970—1980-е гг. концепцию единого советского народа, считали, что представители очень разных этно­сов, скажем, украинцы, литовцы, киргизы и эвенки, в течение нескольких десятилетий проживая на одной территории, при одном и том же обществен­ном строе, общем политическом режиме, связанные многочисленными хо­зяйственными и культурными связями, неизбежно приобретают общие чер­ты, которые перевешивают их различия.

Точно так же США, являясь крупной державой (площадь 9,36 млн кв. км), тем не менее входят в более крупное образование — культурный ареал англо-саксон­ской культуры, а та, в свою очередь, принадлежит к европейской цивилизации.

Культурный ареал (.culture area) — регион мира, который населяют люди с общими чертами культуры. Для его определения ученые выделяют одну

культурную черту, например рисоводство, или несколько, которые функци­онально связаны между собой, образуя так называемый культурный комп­лекс. Антропологи выявляют места, где эти черты и элементы существуют в наиболее концентрированном виде, наносят эти районы на географическую карту и называют такое место культурным ареалом.

Поступая таким образом, исследователям удается ответить на ряд важных вопросов: когда и как появилась данная культурная черта, каким образом но­вовведение распространялось в другие ареалы; почему людей объединяет именно эта черта и какую функцию в адаптации к внешним условиям она выполняет; какова роль внешних условий, в том числе географического рас­положения и климата, в появлении такой особенности; как она историчес­ки эволюционировала и какие формы принимала; почему именно этот на­бор культурных черт образует культурный комплекс и где он может суще­ствовать еще.

Истоки концепции культурных ареалов восходят к воззрениям европейских и американских культурологов (культурных антропологов), в частности к диф­фузионной теории культурных кругов Ф. Ратцеля (1844—1904). В дальнейшем его идеи получили развитие у других немецких этнографов, а именно Лео Фро-бениуса (1873-1938) и Фрица Гребнера (1877—1934). Сходные идеи развивал французский географ Поль Видал де ла Блаш (1845-1918), сводивший куль­туру к образу жизни (genre de vie), который он понимал как структурирован­ную совокупность жизненных характеристик, отражающих одну культуру.

В 1917 г. американский антрополог Кларк Уисслер (1870— 1947) эмпирически применил понятие культурного ареала для изуче­ния индейцев Америки. Ученик и последователь знаменитого антрополога Ф. Боаса и сотрудник Антропологического отдела Музея естественной истории в Нью-Йорке, стал известен свои­ми ранними работами о декоративном искусстве племен сиу (1904), о материальной культуре племени черноногих (1910), об их социальном строе (1911), по социальной антропологии и др.15 Работы К. Уисслера признаны фундаментальными также и в об­ласти культурной экологии. Он показал разнообразие традиций и материальной культуры американ­ских индейцев в зависимости от региона. Полевые исследования Уисслер проводил среди племен североамериканских Великих равнин, где ему уда­лось собрать бесценный материал о культурных ценностях, мифах и сказ­ках, материальной культуре и социальной организации индейцев. Ему уда­лось найти документальные свидетельства распространения верховой езды, заметить и описать трансформацию некоторых культурных элементов реги­она как результат знакомства с лошадью.

Изучая культуру в рамках отдельного региона или племени, Уисслер пы­тался фиксировать распространение культурных черт и взаимодействие куль­тур с природной средой. С этой целью он прибегал к понятиям культурной диффузии и адаптации. Он сделал вывод об одинаковом возрасте культурных элементов, происходящих из одной территории, и обнаружил распростране-

15 Wissler С. American Indian: an Introduction to the Anthropology of the New World. N.Y., 1917; Idem. An Introduction to Social Anthropology. N.Y., 1929; Idem. Indian Costumes in the United States. N.Y., 1946; Idem. Indians of the United States: Four Centuries of their History and Culture. N.Y., 1949.

nni, jjMtniuo i^^jiDi^jjbi расходящимися кругами, эмпирические факты до­казывали, что чем дальше от центра найден элемент (чем шире круг), тем боль­ше возраст его существования. Эта концепция стимулировала составление систематических описаний распространения культурных черт.

В своем главном сочинении «Американский индеец»16 он дает сжатое из­ложение важнейших данных этнографии коренного населения Америки, характеризуя его хозяйственный и социальный уклад, религию, мифологию и искусство. У обследованных им индейских племен он тщательно регист­рирует географическое распределение каждой культурной черты и культур­ного артефакта: способ производства, транспортные средства, изготовление одежды, виды ремесла и культовые практики. Он сопоставляет получающие­ся «культурные ареалы» с географическим распространением археологиче­ских культур (они частично совпадают, частично нет), их расширение и су­жение, колебания численности населения. Сравнив данные за разные годы, Уисслер обнаружил, что в 1910 г. насчитывалось 62,9% чистокровных коман-чей, а к 1931 г. их осталось не более 10%. Культурные ареалы, в свою оче­редь, были сведены в крупные «пищевые области»: северного оленя-кари­бу, лосося, бизона, маиса, маниоки, интенсивного земледелия и пр. У ин­дейцев были «города мертвых», подобно скифским, где хранились останки особенно знаменитых воинов17.

Фрагмент карты культурных ареалов индейцев Северной Америки К. Уисслера. Источник: Three Maps of Indian Country. United States Bureau of Indian Affairs. Lawrence, Kansas, 1948

16 WsslerC. The American Indian. N.Y., 1917.

17 См.: Woods С A Criticism of Wissler's North American Culture Areas//American Anthropologist. New Ser
1934, Vol. 36. № 4; Murdock G. Clark Wissler. 1870-1947// Ibid. 1948. Vol. 50. № 2; KmeberA.L. The Cultural
Area and Age Area Concepts of Clark Wissler // Methods in Social Science. A. Rice Stuart (ed.) Chicago, 1931.
R 248-265; MocmoeaJl.A. Уисслер Кларк// Культурология. XX век. Словарь. СПб, 1997.

Интересна попытка Уисслера картографировать распространение цело­го ряда культурных явлений: гончарство, ткачество, типы обуви, пласти­ка, ареалы маиса и маниоки, материнский и отцовский род18. К. Уисслер высоко оценивал роль женщины в становлении аборигенной культуры. Ученый писал: «Мы знаем, что индейская женщина сделала для процве­тания своего народа не меньше, чем мужчина. Она была выносливым ра­ботником, хорошим мастером, квалифицированным ремесленником, не­заурядным художником, до некоторой степени архитектором, земледель­цем, путешественником, рыболовом, охотником, врачом, проповедником, а при нужде и вождем»19. Одна из заслуг женщин заключается в том, что ин­дейцы были очень чистоплотны, регулярно мылись в банях. Они считали, что бледнолицые заражают воздух и распространяют болезни.

В середине XX в. географ Карл Сауер (1889-1975) реаними­ровал забытое на некоторое время понятие культурного ареала. Новый этап в развитии идей принадлежит ему и его коллегам по университету в Беркли Альфреду Креберу и Роберту Лоуи. Тео­рию культурного ареала особенно подробно разработал амери­канский антрополог Альфред Луис Кребер (1876-1960). Основ­ные взгляды на культуру изложены в его «Антропологии» (1923). Вслед за Ф. Боасом он отказался от идей эволюционизма, т.е. признания универсального для всех стран культурного прогрес­са, и от принципов функционализма. За единицу отсчета взят «культурный ареал» — четко определенный географический район, который выделялся сходством значительного числа культурных черт. Внутри него выделялся «культурный центр» — область наибольшей концентрации культурных черт, а также «культурные границы» — места пе­ресечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают призна­ки собственной культуры и нарастают заимствования из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних за­имствований. Те и другие могут действовать двояко: либо тормозить, либо ускорять развитие. Неудачное нововведение, как и неудачное заимствова­ние, замедляет культурный рост. И наоборот. К неудачным относится то, что противоречит сложившимся традициям. Народы, накопившие наи­большее число удачных инноваций и заимствований, оказываются силь­нее конкурентов. Сильные культуры легко переживают глубокие кризисы и имеют несколько пиков развития (у Китая и Индии их было 2, у Анг­лии — 3, у Германии и Японии — 4).

Длительность локального подъема культуры продолжается от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Кроме локальных, существуют обще­мировые пики. Два мощных всплеска в человеческой культуре наблюдались в VI—V вв. до н.э. и XI— XII вв. н.э., связанные с появлением крупных фило­софских систем. Развитие духовной сферы (философии и искусства) не за­висит от экономики, а развитие науки напрямую определяется характером политической системы и уровнем экономики. Зависимость от религии имеет иную закономерность: философия, искусство и наука достигают зрелости, освободившись от религии, но не порвав с ней: все великие деятели фило-

IS Подробнее см.: Wissler С. Man and culture. N.Y., 1923.

19 Фостер У.З. Очерк политической истории Америки. М., 1955. С. 33.

софии, искусства и науки были людьми глубоко верующими. Вслед за паде­нием религии снижается творческая активность нации, а затем наступает па­ралич культуры в целом. Ее подъем начинается только вслед за религиозным возрождением. Кризис культуры и нации в целом приводит к серьезному об­новлению системы высших ценностей.

Все культуры незаметно переходят друг в друга, составляя один неразрыв­ный континуум. Границы между ними размыты благодаря взаимообмену и постоянному взаимопрониковению культур. Вместе с тем они могут суще­ственно различаться, поскольку каждая специализируется на одном или

нескольких видах деятельности, дости­гая здесь наивысших результатов. В дру­гих областях ее может ожидать полное отставание. Ни одна культура не разви­ вает всех видов творчества. Египет, Япония, Рим не имели выдающейся философии, хотя преуспели в культовой архитектуре, государственном ус­тройстве и регулярной армии. У арабов не было скульптуры, хотя они пода­рили миру математику20.

Кребер внес значительный вклад практически во все области антрополо­гии: этнографию, археологию, лингвистику, теоретическую антропологию; оказал влияние на становление академической антропологии и развитие ан­тропологического образования в США. Он основал один из первых факуль­тетов антропологии в Калифорнийском университете, а также один из круп­нейших ныне антропологических музеев (в Беркли). Его перу принадлежат свыше 500 работ — монографий, статей и т.д.

Особый интерес исследователей во второй половине XX в. привлек оче­видный параллелизм развития цивилизаций Старого и Нового Света. Был обнаружен внушительный список одинаковых базовых характеристик: куль­турные растения и одомашненный скот, ирригация, крупные города и се­ления, обработка металла, общества, классы, государства и империи, свя­щенство, письменность, календари и математика.

Концепции, базирующиеся на теории культурных ареалов, тяготеют к статистическим методам обобщения, в соответствии с которыми все куль­турные черты или признаки имеют для ученого одинаковое значение. Во­прос в том, что первично, а что вторично, какие культурные элементы вы­ступают причиной, а какие следствием, при таком подходе, как правило, не ставится. Он не только не нужен, но и вреден, поскольку на первый план выдвигается задача подробного беспристрастного, т.е. незамутненного ка­кой-либо теорией или субъективным предпочтением, описания данного региона, выявление всех его особенностей, отслеживание повторяющихся черт и составление своеобразной таксономии.

Поскольку все ученые, трудившиеся в этой сфере, не руководствовались единой теорией, да и не могли этого сделать, поскольку таковой попросту не существует, у них получались самые разные классификационные схемы для одних и тех же этнографических данных. Так, К. Уисслер подразделил всю территорию Южной Америки на пять культурных ареалов, Стоут — на

т Подробнее см.: Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000.

одиннадцать, Купер, У. Беннет и Дж. Берд — на три21, Дж. Стюард22 — на четыре, Дж. Мердок — на двадцать четыре.

Со временем стремление понять причины сходства и различия культур привели антропологов к созданию концепции культурных универсалий. Так, Дж. Мердок развил положение, согласно которому все культуры строятся по одному основному плану и пришел к выводу, что всеобщие черты культуры — это сходство классификаций, которые представляют собой категории куль­турного поведения. Так, поведение человека при сватовстве, получении об­разования, заботе о больных по многим аспектам отличаются в разных обще­ствах. Однако везде они группируются в три категории: брак, образование, медицина. То общее, что имеют культуры, что дает возможность проводить сравнительный анализ, — это и есть постоянная система классификаций.

Сегодня понятие культурного ареала приобрело еще большее значение в связи с изучением глобализации культуры, в ходе которого ученые выявля­ют регионы мира, приобретающие вторичные черты сходства, т.е. изобре­тенные не самим народом, а приобретенные им в ходе многочисленных контактов с другими народами23.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.