КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурное истощение Гаити
Ж.-Б. Ромен Врезка ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, а часто просто безликими. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культур- 79 Московский комсомолец. 1996. 10 февр. ного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры80. Глобализация является собирательным понятием, которое находит свое применение в различных взаимосвязях и взглядах. Термин «глобализация» появился в конце 1980-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Данное понятие служит для описания процессов модернизации, сопровождающихся повсеместным вовлечением в информационную сеть подсистем, выходящих за национально-государственные рамки (рынок, технологии, формы жизни), а также для описания разнообразного влияния этих процессов почти на все области жизни. Оно описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей. Глобализация имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции. Аккультурация — обмен культурными ценностями между различными обществами и группами. Ассимиляция — процесс усвоения одной группой (национальным меньшинством) культурных черт другой группы (большинства нации), что происходит при эмиграции людей в страну с иной культурой. Негры в США на протяжении 200 лет впитывали черты доминирующей культуры почти до полного растворения в ней и потери своей культурной самобытности. Культурное растворение может быть полным и частичным. Для культурной самобытности 1аити несут опасность аккультурация, ассимиляция и коммерциализация. Экспансия европейской культуры ведет к вырождению и истощению местных культур. В детских садах малышам рассказывают европейские сказки. Маленькие гаитянцы лучше знают сказки Перро, чем сказки своего собственного народа. В средней школе изучают французский, английский, испанский, латынь, а гаитянская культура и язык остаются неизвестными. Искусство Гаити находится под угрозой утраты самобытности. Художники, если они дети состоятельных родителей, едут учиться в Европу и Америку, а настоящие таланты из народа не имеют возможности получить хорошее образование. Обучившиеся за границей певцы редко обращаются к народной песне. Подражая западной моде, гаитяне пренебрегают особенностями местного климата и образа жизни. Большинство женщин выпрямляют волосы, что непрактично в условиях жаркого климата. Мужчины ходят в пиджаках и галстуках, а женщины — в черных платьях, хотя на Гаити круглый год стоит нестерпимая жара. Гаитяне исключительно религиозны. Однако с самого начала колонизации им навязывалась религия угнетателей. Новые понятия внесли сумятицу. Колонизаторы говорили: чистота бела, как белый человек, и ангелы тоже белы. Грех и дьявол черны, как черный человек. Понятно, что после этого местные жители стеснялись быть чернокожими. Адаптировано по: Ромен Жан-Батист. Культура стран Карибского бассейна: сохранение и развитие самобытности // Культуры — диалог народов мира. 1984. №3. С. 57-74 80 Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. London, 1996. Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стал0 оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки. Процесс глобализации касается всех сторон культурной жизни: наиболее ярким примером в этом направлении — создание Оркестра Мира, объединяющего лучших музыкантов под руководством выдающихся дирижеров современности Выражения «социальная политика» и «культурная политика» для большинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Почему для цивилизованных? Да потому что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они являются по крайней мере с середины XX в. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН. Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. В области культурной политики чаще всего возникают следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Всели используемые языки имеют равный статус и нет ли в данной стране культурной и языковой дискриминации? Является ли официальный государственный язык языком предков или это наследие колониального господства? В какой степени неосновные язы- ки поддерживаются государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культурных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антагонизма среди языковых групп? Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мулътикулыпурнуюмодель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам81. Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации. Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается, и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |