Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная функция




Единство функций

Оно прослеживается в любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко обнаруживаются в любом культурном явле­нии, событии, предмете. Например, миф. В чем проявляется защитная функ­ция мифа? На первый взгляд ее вовсе не существует. Если, конечно, под мифом подразумевать простой вымысел неграмотного человека. Но это да­леко не так. Первобытный человек вообще ничего не придумывал. Он не умел этого делать. Сказки, вымыслы, фантазии появились позже — после того как возникли мифы.

Миф для наших предков заменял науку, историю, религию, искусство, политику, а иногда и экономику. Не понимая, куда деваются души умерших, почему происходят засуха, гроза, наводнения, древний человек создавал совершенно правдоподобное — с его точки зрения — объяснение случивше­муся. Придуманные боги служили заменителем первопричины всего суще­го. Создание мифа успокаивало наших пращуров, делало мир более осмыс­ленным, упорядоченным, понятным. Если духи сердятся, значит надо задоб­рить их жертвоприношением, молитвой или иным ритуальным действием. Это было просто и понятно обитателям пещер.

Одновременно миф выполнял коммуникативную функцию, ибо на 70— 90% жизнь первобытного человека вертелась вокруг мифологии: готовясь к охоте, люди отправляли охотничьи ритуалы и задабривали бога охоты; го­товясь к пахоте, севу, родам, переезду на новое место, свадебной церемонии, возведению ирригационного канала и проделывая многое другое, первобыт­ные люди обязательно касались мифов. А уж о роли мифа в социализации и обучении молодежи, в скрашивании досуга и говорить не приходится.

Сигникативная функция подразумевает множество знаков, дат, имен, выражений, жестикуляций, обрядовых танцев, хоровода и коллективных танцев, каждый из которых нес определенный смысл, значение, эмоцио­нальный заряд. Благодаря мифу окружающая среда приобретала осмыслен­ность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. В труд­ных жизненных ситуациях, когда люди не знали, как поступить, обращались за советом к мифу.

Постепенно миф из небольшой объяснительной схемы разрастался в стройную мировоззренческую систему, охватывающую все первобытное общество. В расширительном смысле его можно назвать протокультурой.

Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стан­дартов, правил и рецептов поведения людей, которые имеют самое разное наи­менование: обычаи и традиции, табу, запреты, директивы, рекомендации, раз­решения, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные

акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками норматив­ной функции. Они напоминают первокирпичики сигникативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы. Так, значительное число кирпичиков объединяется в понятие «право». Еще одна группа норм именуется моралью (включая и повседневные правила поведения). Наконец, третья область называется идеологией.

Нормы — это указания на то, как должен вести себя человек в данном обществе, если он стремится соблюдать интересы других индивидов. Пра­вила должного или достойного поведения указывают только общие рамки, но не содержание поступка. Нормы могут разрешать, запрещать, рекомен­довать. Стало быть, они имеют также стимулирующий характер.

Всю совокупность существующих в обществе норм — а их великое число, мы даже не подозреваем о том, насколько много их в современном обществе, — условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом — слабо или вовсе не связанные с ними. В результате мы сконструировали удобный континуум видов культурных норм (рис. 18). Один полюс назовем ценностным, адругой — рациональным (неценностным).

Рис 18 Континуум культурных норм

Удивительно, но все известные нам комплексы норм — мораль, право, идеология — сконцентрировались на правом полюсе. Левый остался голым. Не понятно, зачем он вообще нам понадобился. Однако не будем спешить с решением.

Существует множество правил, норм, запретов, которые никак не назо­вешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими. Например, дви­гаясь навстречу пешеходному потоку, держись правой стороны. Или: нахо­дясь на льду, передвигай ноги медленно.

На производстве нас окружает огромное число правил техники безопас­ности, и новички сдают специальный экзамен. Проверку знаний правил движения должны выдержать и те, кто желает получить водительское удос­товерение. Немало норм, правил и рекомендаций есть в экономической сфере. Одни указывают на то, как надо вести себя при заключении догово­ра, а другие — как вести себя на следующим за этим банкете.

Политические правила игры прекрасно знают дипломаты и политики. Они осведомлены о том, какую часть правды следует доверять средствам массовой информации, в каких случаях и государственному деятелю како­го уровня следует посылать поздравления, заверенные первым лицом или советником министерства.

Правила повседневного общения руководят нашим общением с соседя­ми, родными, знакомыми, сослуживцами. С детства нас учат тому, что здо­роваться на улице надо только со знакомыми. Однако детишки часто здо­роваются со всеми подряд. Так они воспринимают — на свой манер — пра­вила хорошего тона.

29С

Как видим, не идеологических, правовых и моральных правил на свете гораздо больше. Они-то и заполняют середину континуума и его правую половину. Ну а что мы поместим на втором полюсе? К максимально рацио­нальным надо, видимо, отнести те правила, которые в наивысшей степени нейтральны по отношению к любой оценке или ценности. Скажем, прави­ло «обходи идущего навстречу справа» обладает именно таким свойством. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное. В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не суще­ствовало этого правила и в традиционном, например, племенном или сель­ском обществе, где никакой уличной толпы просто нет.

Культуры и страны мира можно — опять же условно — поделить на куль­туры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насы­щения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, за­конов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. Она — абсолютный рекордсмен. На второе место обычно ставят Англию. Другие страны располагаются вслед за ними в убывающем поряд­ке. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных куль­тур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный ки­лометр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разра­ботанные правила этикета. Дыхание, питание, движение, охрана здоровья, уход за телом, эстетические переживания, созерцание и общение с природой, правописание и стихосложение, отношения младших к старшим, мужчины к женщине, детей к родителям здесь подчинены строгим правилам традиции.

Как видим, по интенсивности норм и правил жизни страны Запада и Востока почти не различаются. Различен лишь характер норм. На Западе преобладают рациональные нормы, на Востоке — ценностные. Говоря о наличие норм в культурной жизни страны, мы включаем сюда и степень соблюдения этих норм. Насыщенность культуры нормами предполагает не просто провозглашение их, но также уважение и подчинение им. Попыта­емся выразить нашу мысль схематически (рис. 19).

Рис. 19. Различие стран по степени насыщенности культуры нормами

Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенно­сти культуры обычаями и традициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой ас­пект культурных норм — меру их жесткости. Считается, что чрезмерная рег­ламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой. Можно ли к ним относить Россию? Жесткая нормативность помогает поддерживать социальный и идеологический порядок, но мешает творчеству и затрудня­ет внедрение инноваций. Несомненно, эти признаки были присущи Совет­ской России. Но у культурологов речь идет о небольших обществах, скорее всего о примитивных племенах. И это верно. Французский социолог Э. Дюрк-гейм описал такие культуры под именем механической солидарности. Она присуща всем первобытным культурам, где нет развитой личности и инди­видуальных свобод, где коллектив осуществляет безраздельный контроль над всеми сторонами общественной жизни, где регламентации подвергаются малейшие поступки и проступки. Э. Дюркгейм говорил о репрессивном праве. Но ведь и в СССР господствовал коллективизм. Права человека не соблюдались, а репрессии были практически узаконены. Не сделать ли от­сюда вывод о том, что и СССР, несмотря на огромные размеры и развитую промышленность, в каком-то смысле оставался еще на древней стадии ме­ханической солидарности?

Противоположным состоянием общества является аномия — отсутствие каких-либо норм и законов (от лат. anomia — отсутствие норм). И эту проблему в свое время глубоко изучил Э. Дюркгейм, который, собственно говоря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения — нормативная не­достаточность и нормативная избыточность, жесткость и слабость норм — одинаково плохо сказываются на современном обществе. А почему? Изобра­зим ситуацию схематически (рис. 20).

Рис. 20. Три области нормативной функции культуры

Регламентация поведения — и мягкая, и жесткая, — которая вытекает из нормативной функции неизбежно накладывает ограничения на свободу дей­ствий человека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчисленное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязанностей, мы непременно что-то подавляем в себе. А всякое по­давление связано с неудовольствием, напряжением, конфликтностью. 3. Фрейд разработал специальную теорию, согласно которой культура — это непременно что-то репрессивное, насильственное.

Возможно, что великий психоаналитик впадал в крайность, сводя куль­туру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюде­ние культурных норм, часто вопреки своим желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компенсации, а таковым мо­жет служить только расслабление — отдых, ничегонеделание, переключение на другое занятие, досуг.

И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне общения с музыкой, театром, живописью, кино, всевозможными развлечениями. Утонченные японцы любят созерцать при­роду, особенно когда цветет сакура.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.