КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Популярная культура
Кино Кино явилось первым проводником популярной культуры. Кинематограф зарождался как форма досуга рабочего класса. В конце XIX в. в США немое кино, в отличие от театра и журналов, являлось самой доступной формой развлечения для эмигрантов из Восточной и Южной Европы, которые не понимали английского языка. Эмигрантами были и первые продюсеры кино. Они, понимая потребности своей аудитории, создавали комедии, фантастические фильмы и боевики. Ранний кинематограф был крайне незатейлив, лишен внутренней интриги и являл собой набор простейших сценок: садовник разбрызгивает воду из шланга, охотники загоняют зверя. Когда в 1903 г. изобрели кинокамеру и появилась профессия оператора, фильмы стали более сложными по сюжетной линии. С экрана предстали герои, обладавшие собственным характером и драматургической судьбой. В 1927-1928 гг., когда вжизнь вошло звуковое кино, наступил пик кинематографа. Тогда в Америке появились гигантские кинотеатры (на 3-6 тыс. 10 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 212. зрителей), которые ежедневно посещали от 7 до 10 млн человек. Звук расширил возможности кино, появились новые жанры, неизвестные немому кинематографу, построенному на пантомиме, в частности, мюзикл, «ужастики», социальное кино. С 1909-1911 гг. начинается история величайшей киноиндустрии мира — Голливуда, которую называют еще мировой «фабрикой грез». К 1918 г. он производил до 97% мирового кинематографа: по 841 фильму ежегодно, которые показывались в 21 тыс. кинотеатре". Шесть гигантов Голливуда — Warner Brothers, Universal, Twentieth Century Fox, Paramount, United Artists and Columbia — зарабатывают ныне по нескольку миллиардов долларов в год, создавая продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. В 1970-е гг. Голливуд, начав создавать также и телефильмы, превратился в мировую столицу телепродукции. В 1933 г. появились первые кинотеатры с площадкой для автомобилей (drive-in theater), а в конце 1940-х они стали уже массовым явлением. В начале 1980-х каждый четвертый кинотеатр был для автомобилистов. Хотя кинематограф делал все, чтобы завоевать успех у американского зрителя, его время, как казалось, неумолимо подходило к концу. После войны интерес к кинематографу падал, а интерес к телевидению, напротив, рос. В середине 1970-х посещали кинотеатры по 20 млн зрителей в неделю (для сравнения: в 1920-е гг. 100 млн каждую неделю). По мере заката кинематографа набирало популярность телевидение. В 1939 на потребительский рынок выходят первые телевизоры. Конкуренция с телевидением за зрительские симпатии подвигла Голливуд к двум новациям: а) с каждым годом выпускались все более дорогие фильмы (25, 45, 60, 100 млн долл.), позволявшие привлечь кинозвезд, использовать широкую палитру кинотрюков и добиться невероятного правдоподобия сцен ужасов; б) совершенствовать техническое оснащение, внедрять многопанорамные кинокамеры, компьютеры, всевозможные киноэффекты типа виртуальной реальности и т.д. Строительство сверхсовременных кинотеатров, оснащенных такой видео- и аудиотехникой, которая дает стопроцентный эффект погружения, невозможный в домашних условиях (в частности «Титаник», теряющий на телеэкране всю свою прелесть), вернуло в кино аудиторию и привлекло в его ряды молодежь. Кино, начавшееся как форма развлечения низших классов, со временем стало видом досуговой деятельности для более образованных и обеспеченных слоев, представителей престижных профессий. Аудитория кинематографа — преимущественно средний класс. Кросскультурные исследования, проведенные в 1973 г., выявили, что из 12 стран меньше всех в кино ходят только в США и Восточной Германии. Ежедневно кино уделяли в среднем в США 2—3 мин, в СССР — 16, в Польше —4, Франции — 3, Бельгии —4, Болгарии — 10 мин. Оказалось, что мужчины ходят в кино чаще женщин, домохозяйки — чаще не- Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 227. замужних женщин, женатые ходят в два раза чаще одиноких, молодые делают это чаще пожилых. При этом 70% всех кинопосещений приходится на возраст до 30 лет, в возрасте 60 лет и старше посещают кино всего 1% зрителей12. Сегодня роль «первой леди» массовой культуры кинематограф уступил телевидению, перекочевав поближе к высокому искусству, приблизившись по функциям и решаемым эстетическим задачам к театру. Средний возраст тех, кому интересно кино как вид досуга, не превышает 30 лет Во всем мире кинозрителю, по мнению кинокритика Д.В. Горелова, всегда было и сейчас есть 20 лет. Фильмы смотрят люди, как правило, в возрасте от 15 до 25 лет. Голливуд может плохо снимать фильмы для пенсионеров (он такой задачи не ставит), довольно плохо — для интеллектуалов, но он ставит самые лучшие фильмы для старшеклассников. В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различаются массовая и популярная культуры. Одни культурологи, в силу сходства двух культур, предлагают отождествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Тогда в массовую культуру зачисляют те же самые артефакты, что и в популярную, а именно популярную музыку, журнал «Плейбой», телевидение, футбол, бейсбол, гамбургеры из Макдоналдса, дискотеки и даже шекспировский театр. Популярная культура в литературе воспринимается как дублер к термину «массовая культура» и потому оба слова пишутся так: массовая/популярная, например бейсбол и Битлз13. 12 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 232. 13 Ibid. P. 142. Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Так, Т. Вольф утверждает: «За исключением высокой культуры все остальные названия можно считать подзаголовками популярной культуры. В таком случае частными видами популярной культуры являются массовая культура, масс-медиа (в частности порнографические журналы и телевидение), формы массового досуга (футбол и бейсбол), массовое потребление (гамбургеры)»14. Однако третьи, в том числе Рассел Ней, предлагают разводить два явления и считать их самостоятельными разновидностями культуры. Согласно его мнению, популярная культура подразумевает самый поверхностный, доступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный между элитарной и фольклорной культурой. Это культура большинства населения или культура среднего класса, если он составляет такое большинство15. Иногда в классификацию вносят ценностный аспект и считают популярную культуру более цивилизованной формой массовой, поскольку в первой предполагается некоторый профессионализм и артистичность, которые не присущи второй. Первая превращается во вторую при ее коммерциализации16. В таком случае массовая культура предстает как сниженный, вульгарный образчик популярной или высокой культуры. Поскольку в жизни мы часто сталкиваемся с низкосортной продукцией — эротическим и развлекательным шоу, низкопробными публикациями и т.д., у нас сложилось определенное представление о массовой культуре как о безвкусной и безнравственной подделке под настоящую культуру, характеризующуюся нездоровым интересом к сексу, психопатологии, насилию и пр. Между двумя видами культуры отмечены и возрастные различия: популярная культура — это система ценностей и образ жизни тех, кому за 50 лет, а массовая культура — удел молодых, так называемых тинейджеров17. Действительно, популярная культура тяготеет к таким артефактам, институтам и средствам, как телефон, телевизионные обеды, велосипед, придорожные ресторанчики, кофе-брэйк и другим элементам повседневной американской жизни, которые характеризуют скорее средний и пожилой возраст, нежели молодежь18. 14 Wolfe Т. The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby. N.Y., 1965. 15 Nye R.B. Notes on popular culture // Side-Saddle on the Golden Call: Social Structure and Popular Culture Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 40. Handlin O. Coininents on mass or popular culture // Culture for the Millions? Mass Media in Modern Society. Boston, 1964. P. 63-70. Side -Saddle on the Golden Calf: Social Structure and Popular Culture in America / G.H. Lewis (ed.). Calif, 1972; Taylor L. Coffee: the bottomless cup // The American Dimension; Cultural Myths and Social Realities/W. Arens, S. Montague (eds.). Port Washington, NY, 1976. P. 141-148; Truzzi M. The decline of the American circus: the shrinkage of an institution // Sociology and Everyday Life / M. Truzzi (ed.). Englewood Cliffs, NJ,1968. P. 314-322. Иными словами, массовая культура — это вульгарный образчик популярной культуры, ее сниженный и коммерциализированный вариант. В таком случае высокой культуре противостоит не популярная, а массовая культура. Если популярная культура пространственно располагается между высокой и народной (фольклорной), будучи повседневной культурой широких слоев населения и не имея на себе никакого негативного знака, то массовая культура, размещающаяся на том же этаже и будучи повседневной культурой не всех возрастов, но преимущественно молодежи, несет кроме того еще и негативную оценку. Ее считают низшей культурой, отвечающей непритязательным вкусам. А еще массовую культуру считают дисфункциональной стороной популярной. Последняя вызывает у ученых меньше негативных ассоциаций, нежели первая. Популярная культура — совокупность форм повседневной деятельности, навыков, привычек, верований и вкусов, присущих большинству населения и доминирующей культуре, и реже — меньшинствам и субкультурам. Для большинства специалистов по массовой и популярной культуре она (эта культура) есть типичный способ, каким представители данного общества проводят свое нерабочее время, а значит она эквивалент популярной культуре. К примеру, типичными чертами повседневной жизни американцев сегодня выступают массовые зрелища и шоу, телевидение и хот-доги, атипичными чертами жизни античных греков являлись театраль-нае драма и политические диспуты. Такое понимание культуры исключает законы, политику, религию, труд, но включает массовую культуру (Голливуд), массовый досуг (спортивные зрители) и множество субкультур (диско-дансы)19. Слова «popular culture» и «population» — одного корня. Они касаются населения, большинства жителей данной страны либо ее части. Отсюда следует, что популярная культура охватывает нравы, манеры, поведение и образ жизни больших групп населения. Термин «популярный» {popular) означает широко распространенный, народный, широко известный. Популяризация обозначает пропаганду чего-либо, превращение малоизвестного в общедоступное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения «большинство населения» и «народ» синонимами, то эквивалентными, обозначающими одно и то же, надо считать термины «популярная культура» и «народная культура». Если мы вкладываем в понятие «народ» дополнительно этический, героико-эпический смысл, т.е. нечто большее, чем совокупность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо разводить оба термина, а «народную культуру» связывать главным образом с фольклорной, а не популярной культурой. На наш взгляд, термин «популярная культура» по своему объему и содержанию является более узким, чем массовая культура, а потому обозначает лишь часть массовой культуры. Популярная культура относится прежде всего к популярному искусству, в частности, джазу, рок-музыке и поп-арту, а массовая культура включает кроме них еще и такие массовые формы деятельности, как физкультурное движение и туризм, которые никак нельзя отно- 19 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 39-41. сить к искусству. Выражение «популярная музыка» надо считать не только привычным, но и совершенно корректным, а формулу «массовая музыка» неправильной. Эстрадная песня — элемент массовой культуры, а классический романс — высокой культуры. Авторская и туристическая песня (как ее подвид) принадлежит одновременно трем типам культуры — высокой, массовой и народной. К первой она относится по целевой заданности (лирическое отражение высоких человеческих ценностей и нравственных идеалов), ко второй она принадлежит по характеру исполнения и адресности (массовая аудитория, средний класс20), к третьей — по своей жанровой отнесенности (составная часть фольклора). Массовая культура, как и популярная, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приобщении миллионов людей к ценностям высокой и народной культуры. Начиная с 1920 г. в США выпущено 80 млн грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные матчи, каждый год продается 400 млн экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качественное изменение культурной ситуации в мире, случившееся благодаря внедрению технических достижений. Популярная культура создается представителями всех классов — рабочего, среднего, высшего. Неправильно думать, будто все представители высшего класса не на публике выражаются только литературным языком, ведут изысканный образ жизни, наслаждаются исключительно изящными искусствами и не слушают ничего кроме классической музыки. В быту они находятся во власти популярной, или повседневной культуры, которая присуща также и среднему классу. Неверно также было бы думать о представителях низшего класса, скажем рабочих, как о поголовных грубиянах, чуждых не только возвышенному, но и мало-мальски развитому художественному восприятию реальности. Популярная и массовая культура объединяют сегодня все классы. Тем не менее для высшего и среднего классов в массе своей более типично общение с высокой культурой, а для низшего класса характерно как раз ее отторжение. Это означает, что культуре, как и социальной структуре общества, свойственна стратификация. Специалисты иногда выделяют культуру рабочего класса в особый тип и называют ее пролекультурой (prole culture), т.е. культурой пролетариата. С ней связывают особый тип досуга — проледосуг {prole leisure). Пролекультура — это дополнительный уровень стратификации популярной культуры, к нему относятся дешевые, доступные рабочим виды развлечений и спорта, например катанье на роликах. Кантри и вестерн — тоже жанры пролекультуры21. В СССР авторская песня зарождалась в туристской и студенческой среде. Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 43.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |