Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для итоговой Государственной аттестации 1 страница




Ю

Ш

Ц

У

О

Л

К

И

Д

В

Валентинов, Н. (Вольский, Н. В.) (1879—1964) — меньшевик, журналист, философ-махист. После II съезда РСДРП примыкал к большевикам, в конце 1904 года перешел на меньшевистские позиции; редак­тировал меньшевистскую «Московскую Газету», сотрудничал в ряде других меньшевистских и буржуаз­ных изданий. В годы реакции — ликвидатор; окончательно порвав с марксизмом, выступил с ревизией марксистской философии, которую он стремился «дополнить» субъективно-идеалистическими взгляда­ми Маха и Авенариуса. В. И. Ленин подверг резкой критике путаные идеалистические взгляды Валенти­нова. После Октябрьской социалистической революции работал заместителем редактора «Торгово-промышленной Газеты», затем в торговом представительстве СССР в Париже. С 1980 года — белоэмиг­рант, выступал против марксизма-ленинизма, против Советского государства.

Основные работы: «Философские построения марксизма» (1908), «Мах и марксизм» (1908) и другие.

6, 9—10, 13, 31— 32, 83—84, 97—98, 153, 157, 194, 205—206, 222, 225, 242, 251, 252, 260, 273—274, 277, 278, 321, 377.

Ван Ковеларт (Van Cauwelaert), Ян Франс (род. в 1880 г.) — бельгийский юрист и государственный деятель. В 1905—1907 годах опубликовал в журнале «Revue Néo-Scolastique» («Неосхоластическое Обо­зрение») несколько философских статей идеалистического характера; с 1907 года — экстраординарный профессор Фрейбургского университета; с 1910 года — член палаты представителей от Антверпена. Позднее занимал ряд дипломатических постов, был министром в правительстве Бельгии. — 4243, 5556, 152.

Вилли (Willy), Рудольф (1855—1920) — немецкий философ-махист, ученик Р. Авенариуса. Крома ра­бот, рассматриваемых В. И. Лениным, написал книги: «Die Gesamterfahrung vom Gesichtspunk des Primärmonismus», 1908 («Совокупный опыт с точки зрения первичного монизма»); «Ideal und Leben...», 1909 («Идеал и жизнь...») и другие. — 43, 56, 71, 72, 76, 77—78, 79, 83, 91—92, 169—170, 216, 219, 221, 368, 374—375, 376.


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН______________________________ 467

Виндельбанд (Windelband), Вильгельм (1848—1915) — немецкий философ-идеалист, историк филосо­фии; основатель Баденской (Фрейбургской) школы неокантианства; профессор университетов в Цюрихе (с 1876), Фрейбурге (с 1877), Страсбурге (с 1882) и Гейдельберге (с 1903). Развивал кантианство в духе иррационализма, философию рассматривал как науку об «абсолютных ценностях»; противопоставляя естествознанию науки об обществе, отрицал возможность научного объяснения социальных процессов.

Основные произведения: «Geschichte der neueren Philosophie...», 1878—1880 («История новой фило­софии...»); «Präludien», 1884 («Прелюдии»); «Geschichte und Naturwissenschaft», 1894 («История и естест­вознание»); «Vom System der Kategorien», 1900 («О системе категорий») и другие. — 215.

Вобель (Vaubel), Иоганн Вильгельм (род. в 1864 г.) — немецкий химик-органик, с 1898 года — приват-доцент, а затем профессор Высшей технической школы в Дармштадте; В. И. Ленин имеет в виду его кни­гу «Lehrbuch der theoretischen Chemie», 1903 («Учебник теоретической химии»). — 307.

Вольский, Н. В.см. Валентинов, Н.

Вундт (Wundt), Вильгельм Макс (1832—1920) — немецкий буржуазный философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии, с 1864 года — профессор физиологии университета в Гей­дельберге, с 1874 — профессор философии в Цюрихе, с 1875 — в Лейпциге. По характеристике Ленина — «идеалист и фидеист», находился под влиянием Канта и Лейбница, а также неокантианства и позити­визма. Основной философской дисциплиной считал психологию, в которой отстаивал наряду с экспери­ментальным методом дуалистическую теорию психофизического параллелизма. Пытался объяснить дея­тельность личности с позиций социальной психологии, законы исторического развития считал непозна­ваемыми.

Основные произведения: «Grundzüge der physiologischen Psychologie», 1873—1874 («Основы физио­логической психологии»); «System der Philosophie», 1889 («Система философии»); «Grundriß der Psychologie», 1896 («Очерк психологии») и другие. — 67, 68—59, 61, 62, 66—67, 72—73, 89, 90, 91, 152, 155, 156, 163—164, 178, 201, 216, 225.

Гайм (Нашп), Рудольф (1821 —1901) — немецкий историк философии и литературы, с 1860 года — профессор университета в Галле. В своих работах, содержащих большой фактический материал, высту­пал с позиций позитивизма.

Основные произведения: «Feuerbach und die Philosophie», 1847 («Фейербах и философия»); «Hegel und seine Zeit», 1857


468______________________________ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

(«Гегель и его время»); «Die romantische Schule», 1870 («Романтическая школа») и другие. — 81, 157. Гайфелъдер (Heyfelder), Виктор (род. в 1871 г.). — 246.

Гартман (Hartmann), Эдуард (1842—1906) — немецкий реакционный философ-идеалист и мистик, последователь А. Шопенгауэра. В основу своей философской системы положил понятие «бессознатель­ного», рассматривая материю и дух как низшую и высшую формы проявления единой сущности бессоз­нательного. Согласно Гартману, мировой процесс развивается через борьбу логического и алогического элементов, в ходе которой мировой разум освобождается от господства неразумной воли. Выступал про­тив теории научного социализма, утверждая, что идеал, к которому стремится пролетариат, якобы недос­тижим.

Основные произведения: «Philosophie des Unbewußten», 1869 («Философия бессознательного»); «Zur Geschichte und Begründung des Pessimismus», 1880 («К истории и обоснованию пессимизма»); «System der Philosophie im Grundriß», 1906—1909 («Очерк системы философии») и другие. — 61, 302304, 310, 372.

Гегель (Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший немецкий философ — объек­тивный идеалист, идеолог немецкой буржуазии. Философия Гегеля явилась вершиной немецкого идеа­лизма конца XVIII — начала XIX века. Исторической заслугой Гегеля является глубокая и всесторонняя разработка диалектики, которая послужила одним из теоретических источников диалектического мате­риализма. Согласно Гегелю, весь естественный, исторический и духовный мир находится в беспрерыв­ном движении, изменении, преобразовании и развитии; однако объективный мир, действительность рас­сматривается им как порождение «абсолютного духа», «абсолютной идеи». В. И. Ленин назвал «абсо­лютную идею» теологической выдумкой идеалиста Гегеля. Для философии Гегеля характерно глубокое противоречие между диалектическим методом и консервативной, метафизической системой, которая по существу требовала прекращения развития. По социально-политическим воззрениям Гегель был сторон­ником конституционной монархии.

К. Маркс и Ф. Энгельс, критически переработав идеалистическую диалектику Гегеля, создали мате­риалистическую диалектику, которая отражает наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.

Главные произведения: «Phänomenologie des Geistes», 1807 («Феноменология духа»); «Wissenschaft der Logik», 1812—1816 («Наука логики»); «Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse», 1817 («Энциклопедия философских наук») и другие. Ленинские конспекты произведений Гегеля вошли в «Философские тетради» (см. Сочинения, 4 изд., том 38). —


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН______________________________ 469

70, 81, 99, 100, 128—129, 139, 195, 198—199, 200, 238—239, 244, 358, 359.

Гейнце (Heinze), Макс (1835—1909) — профессор философии в Лейпцигском университете (с 1875 года), автор ряда работ по истории философии. Обработал и издал «Grundriß der Geschichte der Philosophie» («Очерк истории философии») Ф. Ибервега (5—9 издания).

Основные произведения: «Die Lehre vom Logos in der griechischen Philosophie», 1872 («Учение о лого­се в греческой философии»); «Ernst Plainer als Gegner Kants», 1880 («Эрнст Платнер как противник Кан­та») и другие. — 201.

Геккель (Haeckel), Эрнст (1834—1919) — немецкий естествоиспытатель-материалист, один из круп­нейших биологов второй половины XIX — начала XX века; с 1862 по 1909 год — профессор университе­та в Иене. Способствовал развитию и пропаганде дарвинизма, разработал материалистическое в своей основе учение о закономерностях происхождения и исторического развития живой природы. В 1866 году сформулировал и обосновал биогенетический закон, согласно которому организм в своем индивидуаль­ном развитии повторяет основные исторические этапы развития вида. Выступал против идеализма в ес­тествознании, активно боролся против мистики и поповщины, в 1906 году основал «Союз монистов», целью которого была борьба против религиозного мировоззрения. Однако Геккель не был сознательным материалистом, пытался примирить свой естественноисторический материализм с господствовавшим идеалистическим мировоззрением, допускал возможность особой «монистической религии», проповедо­вал социальный дарвинизм. Ленинскую оценку мировоззрения Э. Геккеля см. в настоящем томе, стр. 370—374.

Основные произведения: «Generelle Morphologie der Organismen», 1866 («Общая морфология орга­низмов»); «Natürliche Schöpfungsgeschichte», 1868 («Естественная история миротворения»); «Die Welträtsel», 1899 («Мировые загадки») и другие. — 40, 94, 236, 290, 367, 370—374, 375, 376, 377.

Гексли (Huxley), Томас Генри (1825—1895) — английский естествоиспытатель, с 1871 года — секре­тарь, а в 1883—1885 годах — президент Лондонского королевского общества. Ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения, для обоснования которого важное значение имели исследования Гексли в области зоологии, палеонтологии, антропологии и сравнительной анатомии, в частности дока­зательство морфологической близости человека к высшим обезьянам. Являясь стихийным, «стыдливым» — по выражению Энгельса — материалистом, Гексли в то же время отрекался от материализма, объяв­лял себя агностиком (он впервые ввел в философию этот термин). «Философия Гексли, — писал В. И. Ленин, — точно так же есть


470______________________________ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

смесь юмизма и берклианства, как и философия Маха. Но у Гексли берклианские выпады — случай­ность, а агностицизм его есть фиговый листок материализма» (настоящий том, стр. 218).

Основные работы: «Evidences as to Man's Place in Nature», 1863 («О положении человека в ряду орга­нических существ»); «Hume», 1879 («Юм»); «Evolution and Ethics», 1893 («Эволюция и этика») и другие.

— 27—28, 90, 108, 216—217, 218, 248, 360.

Гельмгольц (Helmholtz), Герман Людвиг Фердинанд (1821 — 1894) — немецкий естествоиспытатель; с 1849 года — профессор физиологии Кёнигсбергского, с 1855 — Боннского, с 1858 — Гейдельбергского университетов, с 1871 года — профессор физики Берлинского университета, с 1888 — директор Госу­дарственного физико-технического института в Берлине. Автор фундаментальных работ в различных областях физики и физиологии; в 1847 году впервые дал математическую трактовку закона сохранения энергии и указал на его всеобщность. Ф. Энгельс подверг критике метафизическое понимание этого за­кона Гельмгольцем (см. «Диалектика природы», 1955, стр. 71).

В философии Гельмгольц был стихийным, непоследовательным материалистом. В материализме он видел не единственно научное мировоззрение, а всего лишь «гипотезу», более удобную для естествоис­пытателя, чем идеализм. Признавая существование объективной реальности, придавая большое значение опытному знанию, рассматривая образование ощущений и представлений как результат влияния объек­тивной реальности на органы чувств человека, Гельмгольц вместе с тем тяготел к кантианству, выдвигал теорию иероглифов, согласно которой ощущение представляет собой лишь знак, а не изображение вещи.

В. И. Ленин дал характеристику мировоззрения Гельмгольца, подверг критике его агностицизм как ««стыдливый материализм» с кантианскими выпадами» (настоящий том, стр. 247—248).

Основные произведения: «Über die Erhaltung der Kraft», 1847 («О сохранении силы»); «Handbuch der physiologischen Optik», 1856—1867 («Физиологическая оптика»); «Vorlesungen über theoretische Phvsik», 1898—1903 («Лекции по теоретической физике») и другие. — 244, 245251, 271, 272, 279.

Гелъфонд, О. И. (1863—1942) — один из авторов ревизионистского сборника «Очерки по философии марксизма» (1908); по профессии врач; с конца 80-х годов принимал участие в революционном движе­нии, в 1905 году содействовал распространению социал-демократической литературы в Киеве. После Октябрьской социалистической революции работал врачом (в 1922—1928 годах — в Институте К. Мар­кса и Ф. Энгельса и Комакадемии). Написал ряд работ по вопросам медицины и несколько статей по фи­лософии: «Философия Дицгена и современный позитивизм» (1908), «Об эмпириокритической теории познания» (1908) и другие. Философские взгляды Гельфонда В. И. Ленин назвал «окрошкой из материа­лизма и


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН______________________________ 471

агностицизма» (настоящий том, стр. 161). — 910, 161, 162, 256, 351352.

Гёнигсвальд (Hönigswald), Рихард (1875—1947) — немецкий философ-неокантианец, последователь «критического реализма» А. Риля; профессор университетов в Бреслау (с 1916) и Мюнхене (с 1930); с 1933 года жил в США.

Основные работы: «Zur Kritik der Machschen Philosophie», 1903 («К критике философии Маха»); «Über die Lehre Hume's von der Realität der Außendinge», 1904 («Учение Юма о реальности внешнего ми­ра»); «Geschichte der Erkenntnistheorie», 1933 («История теории познания») и другие. — 14, 94, 177.

Георгиевский, В.см. Евлогий.

Геринг (Hering), Эеалъд (1834—1918) — немецкий физиолог, профессор университетов в Вене, Праге и Лейпциге (с 1895 года). Наибольшую известность получили его работы по физиологии органов чувств. В философии склонялся к идеализму, поддерживал дуалистическую теорию психофизического паралле­лизма, согласно которой психические и физиологические процессы, происходящие в мозгу, образуют два параллельных и независимых друг от друга ряда явлений.

Основные работы: «Über das Gedächtnis als eine allgemeine Funktion der organischen Materie», 1870 («O памяти как всеобщей функции органической материи»); «Zur Lehre vom Lichtsinn», 1905 («К учению о чувстве света») и другие. — 194.

Герц (Hertz), Генрих Рудольф (1857—1894) — немецкий физик, с 1889 года — профессор Боннского университета. В 1886— 1889 годах экспериментально доказал существование электромагнитных волн и исследовал их свойства. Опыты Герца показали тождественность основных свойств электромагнитных и световых волн, сыграли важную роль в обосновании электромагнитной теории света. Отвергая попытки неокантианцев и махистов «завербовать себе в союзники» Герца, В. И. Ленин писал: «Этот курьезный спор о том, чей Герц, дает хороший образчик того, как идеалистические философы ловят малейшую ошибку, малейшую неясность в выражении у знаменитых естествоиспытателей, чтобы оправдать свою подновленную защиту фидеизма. На самом деле, философское введение Г. Герца к его «Механике» пока­зывает обычную точку зрения естествоиспытателя, напуганного профессорским воем против «метафизи­ки» материализма, но никак не могущего преодолеть стихийного убеждения в реальности внешнего ми­ра» (настоящий том, стр. 300—301).

Основные произведения Герца: «Untersuchungen über die Ausbreitung der elektrischen Kraft», 1892 («Исследования распространения электрической силы»); «Die Prinzipien der Mechanik», 1894 («Принципы механики») и другие. — 233, 249, 279, 300— 302, 316, 317.


472______________________________ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Гольбах (Holbach), Поль Анри Дитрих (1723—1789) — французский философ-материалист и атеист, один из идеологов революционной французской буржуазии XVIII века. Был деятельным участником «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», выступал с резкой критикой религии и идеализма. В работах Гольбаха нашел свое наиболее законченное выражение французский метафизический материализм. От­вергая теологическое учение о сотворении мира, Гольбах считал материю и движение вечными, однако самое движение он понимал ограниченно, механистически, сводя его к простому перемещению в про­странстве. В теории познания развивал материалистический сенсуализм, выступал против агностицизма и идеалистического учения о врожденных идеях. В области общественных явлений исходил из абстракт­ного понимания человеческой природы, разделял идеалистическую теорию общественного договора.

Основные произведения: «Théologie portative ou dictionnaire abrégé de la religion chrétienne», 1768 («Карманное богословие, или краткий словарь христианской религии»); «Système de la nature ou des lois du monde physique et du monde morale», 1770 («Система природы, или о законах мира физического и мира духовного») и другие. — 252.

Гроссман (Grassmann), Герман (1809—1877) — немецкий математик, физик и филолог. В 1844 году в сочинении «Die Ausdehnungslehre» («Учение о протяженных величинах») дал первое систематическое построение учения о многомерном эвклидовом пространстве. В области физики — автор работ по аку­стике, смешению цветов и электромагнетизму. В своих философских взглядах был близок к материализ­му. В 1875 году составил полный словарь к гимнам Ригведы (памятник древнеиндийской литературы). — 177.

Грюн (Grün), Карл (1817—1887) — немецкий мелкобуржуазный публицист, в середине 40-х годов — один из главных представителей «истинного социализма». В студенческие годы примыкал к младоге­гельянцам; в 1842—1843 годах редактировал радикально-буржуазную «Mannheimer Abendzeitung» («Мангеймскую Вечернюю Газету»), в период революции 1848—1849 годов — мелкобуржуазный демо­крат, член прусского Национального собрания; в 1850 году эмигрировал в Брюссель, в 1861 — вернулся в Германию. «Истинный социализм» Грюна представлял собой утопическое учение, согласно которому в будущем обществе, построенном с помощью просвещения, любви к ближнему и т. п., будет реализована сущность «истинного» человека, осуществлен «истинный гуманизм». Абстрактные, идеалистические стороны философии Л. Фейербаха Грюн сочетал с анархистскими идеями П. Ж. Прудона. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике «истинный социализм» как «выражение реакционных интересов, интересов немецкого мещанства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 453).


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН______________________________ 473

Основные работы: «Die soziale Bewegung in Frankreich und Belgien», 1845 («Социальное движение во Франции и Бельгии»); «Feuerbach und die Sozialisten», 1845 («Фейербах и социалисты»); «Die Philosophie in der Gegenwart», 1876 («Философия в настоящее время») и другие. В 1874 году Грюн издал два тома литературного наследства Л. Фейербаха. — 82, 210, 357.

Гюнтер (Günther), Зигмунд (1848—1923) — немецкий математик, географ и историк естествознания, в 1886—1920 годах — профессор мюнхенской Высшей технической школы.

Основные работы: «Lehrbuch der Geophysik und physikalischen Geographie», 1884—1886 («Учебник геофизики и физической географии»); «Geschichte der anorganischen Naturwissenschaften im 19. Jahrhundert», 1901 («История наук о неорганической природе в XIX веке»). — 304.

Даламбер (D'Alembert), Жан Лерон (1717—1783) — французский математик и философ-просветитель, с 1741 года — член Парижской Академии наук. С 1751 года вместе с Д. Дидро работал над созданием и редактированием «Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers» («Энциклопе­дии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»), написал к ней вступительную статью — «Очерк происхождения и развития наук» (1751), вел отделы математики и физики; в 1757 году из-за преследова­ний реакции отошел от издания. Основные математические исследования относятся к теории дифферен­циальных уравнений. В философии Даламбер был непоследовательным материалистом: признавая объ­ективное существование материальных вещей, он сомневался в возможности познания их сущности, объяснял свойство сознания наличием в человеке особой нематериальной субстанции и т. п.

Основное философское произведение «L'essai sur les éléments de philosophie...», 1759 («Элементы фи­лософии...»). — 29, 30, 31.

Дарвин (Darwin), Чарлз Роберт (1809—1882) — великий английский ученый, основоположник мате­риалистической биологии, эволюционного учения о происхождении видов. Дарвин впервые, на огром­ном естественнонаучном материале, обосновал теорию развития живой природы, доказал, что развитие органического мира совершалось от менее сложных форм к более сложным, что появление новых форм, так же как исчезновение старых, является результатом естественноисторического развития. Ведущей идеей теории Дарвина является его учение о происхождении видов путем естественного и искусственно­го отбора. Дарвин утверждал, что организмам свойственны изменчивость и наследственность и те изме­нения, которые оказываются полезными животному или растению в его борьбе за существование, закре­пляются и, накапливаясь, передаются по наследству и


474______________________________ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

обусловливают появление новых животных и растительных форм. «Дарвин, — писал В. И. Ленин, — положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изме­няемость видов и преемственность между ними...» (Сочинения, 5 изд., том 1, стр. 139).

К. Маркс и Ф. Энгельс считали учение Дарвина одним из трех великих открытий естествознания XIX века, видели в нем естественнонаучную опору своих взглядов и вместе с тем отмечали слабые стороны дарвинизма, в частности ошибочную попытку объяснить борьбу за существование в природе при помо­щи ложной мальтузианской теории перенаселения.

Основные произведения: «On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Straggle for Life», 1859 («О происхождении видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»); «The Discent of Man, and Selection in Relation to Sex», 1871 («Происхождение человека и половой отбор») и другие. — 349.

Дауге, П. Г. (1869—1946) — один из основателей Латвийской социал-демократической рабочей пар­тии, историк, публицист, доктор медицины. В революционном движении принимал участие с конца 80-х годов, после II съезда РСДРП — большевик. В 1905—1907 годах — член лекторской группы МК РСДРП. В 1907—1912 годах занимался издательской деятельностью; издательство Дауге выпустило в свет на русском языке «Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др.» с предисловием В. И. Ленина, основные произведения И. Дицгена и др. В философских работах этого пе­риода Дауге не замечал слабых сторон философии Дицгена, пытался противопоставить его взгляды диа­лектическому материализму. После Октябрьской социалистической революции — нарком просвещения Латвии (1917—1918), член коллегии Наркомздрава (1918— 1931), редактор журнала «Одонтология и Стоматология» (1923—1931), член президиума Всесоюзного общества старых большевиков. В 1945— 1946 годах работал в Институте истории партии при ЦК КП Латвии. Дауге — автор ряда работ в области стоматологии, здравоохранения, общественных наук: «И. Дицген» (1934), «Революция 1905—1907 гг. в Латвии» (1949) и др. Перевел на латышский язык работу К. Маркса «К критике политической экономии», «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельса, не­сколько работ И. Дицгена. — 261262, 263.

Делакруа (Delacroix), Анри (1873—1937) — французский психолог-идеалист и мистик, последователь интуитивизма А. Бергсона; с 1909 года — профессор Сорбонны.

Основные произведения: «Etudes d'histoire et de psychologie du mysticisme: les grands mystiques chrétiens», 1908 («Очерки


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН______________________________ 475

по истории и психологии мистицизма: великие христианские мистики»); «Le langage et la pensée», 1924 («Язык и мышление») и другие. — 216.

Демокрит из Абдеры (ок. 460—370 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, один из создателей атомистической теории. К. Маркс и Ф. Энгельс называют Демокрита «эмпирическим естест­воиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков» (Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 126). Со­гласно его учению, мир состоит из неизменных качественно однородных атомов и пустоты, в которой они движутся; многообразие вещей объясняется порядком и положением многообразных по форме и ве­личине атомов. Демокрит считал, что вселенная бесконечна, отрицал случайность, полагая, что все под­чинено строгой необходимости. Выступал против идеализма, отвергая идеалистическое учение о немате­риальной душе, которая, по его мнению, материальна и состоит из круглых подвижных атомов. По своим политическим взглядам был сторонником рабовладельческой демократии. Философские взгляды Демок­рита оказали огромное влияние на развитие материалистического мировоззрения.

Демокрит — автор многочисленных сочинений по философии, логике, космологии, физике и т. п., ко­торые не сохранились; до нас дошли лишь отдельные фрагменты его сочинений. — 131, 375, 376.

Джемс (James), Уильям (1842—1910) — американский философ и психолог, субъективный идеалист, один из основателей прагматизма; с 1880 года — профессор Гарвардского университета. В трактовке ряда философских понятий (сознание, опыт, истина и т. п.) был близок к эмпириокритицизму.

Основные работы: «The Principles of Psychology», 1890 («Научные основы психологии»); «Pragma­tism», 1907 («Прагматизм»); «A Pluralistic Universe», 1909 («Вселенная с плюралистической точки зре­ния») и другие. — 363.

Дидро (Diderot), Дени (1713—1784) — французский философ-материалист и атеист, писатель и теоре­тик искусства. По инициативе и под руководством Дидро была издана «Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», 1751 — 1780 («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»). Являясь главой энциклопедистов, он объединял вокруг себя передовых француз­ских мыслителей, сыгравших решающую роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца XVIII века. В 1773 году посетил Россию, предсказал подъем русской культуры и рост ее влияния на мировую культуру; был избран почетным членом Петербургской Академии наук. Будучи представителем метафизического материализма, Дидро вместе с тем высказал в своих сочинениях ряд глубоких диалектических мыслей. Выступал с рез-


476______________________________ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

кой критикой идеализма, агностицизма, феодально-аристократической морали, боролся за реализм в ли­тературе и искусстве. В своих политических взглядах выражал интересы революционной французской буржуазии, требовал замены абсолютной монархии представительной формой правления.

Основные произведения: «Les pensées philosophiques», 1746 («Философские мысли»); «La lettre sur les aveugles à l'usage de ceux qui voient», 1749 («Письмо о слепых в назидание зрячим»); «Pensées sur l'interprétation de la nature», 1754 («Мысли об объяснении природы»); «Le neveu de Rameau», 1805 («Пле­мянник Рамо») и другие. — 28— 31, 32, 40, 41, 42, 113, 127.

Диксон (Dixon), Эдуард Грэверс — английский ученый, автор книг «An Essay on Reasoning», 1891 («Опыт о рассуждении») и «Foundations of Geometry», 1891 («Основания геометрии»). — 9495.

Динер-Дэнеш (Diner-Dénes), Йожеф (Динэ-Дэнес, Иосиф) (1857—1937) — венгерский публицист, со­циолог и искусствовед; социал-демократ.

Основные работы: «Vergangenheit und Zukunft», 1896 («Прошлое и будущее»); «А XIX. sz. magyar festészetének torténete», 1901 («История венгерской живописи в XIX веке»); «Karl Marx. L'homme et son génie», 1933 («Карл Маркс. Человек и его гений») и другие. — 264265.

Дицген (Dietzgen), Евгений (1862—1930) — сын И. Дицгена и издатель его сочинений. Свою точку зрения в философии называл «натурмонизмом», в котором якобы примиряются материализм и идеализм. Абсолютизируя слабые стороны философских взглядов И. Дицгена, считал необходимым «дополнить» ими марксизм, пришел к отрицанию как материализма, так и диалектики. В последние годы жизни вы­ступил как открытый противник коммунизма.

Основные работы — предисловия к различным изданиям произведений И. Дицгена, а также: «Materialismus oder Idealismus?», 1921 («Материализм или идеализм?»); «Evolutionärer Materialismus und Marxismus», 1929 («Эволюционный материализм и марксизм»); «Fort mit dem Klassenkrieg», 1929 («До­лой классовую войну»). — 121, 261, 262263.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.