КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предназначается для комплексной оценки
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА Методов изучения личности взрослого человека, которые можно было бы применить для психодиагностики студентов, Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей учителей и родителей, довольно много. Для этой цели фактически могут пригодиться любые методики, предназначенные для взрослых людей, и большая часть известных в настоящее время психодиагностических методик как раз касается личности. Но среди множества имеющихся в нашем распоряжении методик все же есть такие, которые затрагивают черты личности человека, наиболее важные для успешного выполнения педагогической деятельности. Они включают в себя педагогически значимые свойства характера человека, его стремление к достижению успехов, способы решения жизненных проблем и объяснения поведения других людей. В этой связи в набор предлагаемых и подробно описываемых далее методик мы включили такие, которые позволяют оценивать следующие особенности психологии человека, представленные в соответствующих блоках диагностических методик. I блок. Состояния личности в данный момент времени: са II блок. Черты характера: объективность, сила воли, неза III блок. Решение жизненных проблем: уровень субъективного контроля, выход из сложных жизненных ситуаций, чувство юмора. IV блок. Мотивы поведения: аффилиация, потребность в достижении успехов. Далее все частные методики, включенные в эти блоки и представленные через перечень личностных качеств, которые с помощью этих методик оцениваются, подробно описываются в указанной последовательности под теми порядковыми номерами, под которыми они отмечены в Индивидуальной карте педагогического самоконтроля взрослого человека. Часть I, Психологическая диагностика Методика 5. «Самочувствие — активность — настроение» преобладающего настроения человека) В этой методике испытуемому, как и в методике «Семантический дифференциал», предлагается много пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью этих суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность и настроение. На каждую из этих характеристик доминирующего эмоционального состояния в методике приходится по 10 пар прилагательных, а всего их 30. Они представлены в таблице 26. Таблица 26
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей На шкалах, представленных в таблице 26, испытуемый отмечает свое типичное, повторяющееся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр, которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые — на доминирование плохого настроения. Оценка результатов и выводы Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7, считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Таким и должен быть учитель. Тот, у кого оказалась оценка от 1 до 3 баллов, считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка, близкая к 4 баллам (от 3,5 до 4,5), указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое. Личностный опросник А.Т.Джерсайлд (Предназначается для оценки качеств личности из блока I, представленных в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека под № 6—14) С помощью этого опросника оцениваются такие качества личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе, в том числе — на отношение педагога к детям и к педагогической работе с ними. При сильно развитых отрицательных показателях этих качеств человеку, по меньшей мере в тот момент времени, когда они диагностируются, противопоказано заниматься педагогической работой с детьми, так как, находясь в подобных хронических состояниях, он принесет мало пользы детям. _______________ Часть I, Психологическая диагностика _____________ Инструкция к опроснику «Приведенные ниже высказывания отобраны из типичных, повседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмоциональные проблемы и которым показана групповая психокоррекция или психотерапия. Прочтите внимательно каждое из суждений. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. Отметьте далее, выражает ли данное суждение собой некоторое чувство, присущее вам, или вопрос, в котором вы лично хотели бы разобраться. Укажите также, хотелось ли бы вам лучше понять, что все это значит лично для вас, является ли данная проблема персонально значимой для вас. В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в тексте повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте так, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует. Рассматривайте каждое из суждений как вполне самостоятельное и отвечайте на него независимо от остальных. Отметьте в конечном.сче-те, выражает ли это суждение именно ту проблему, с которой вам лично в жизни приходится постоянно иметь дело. В левой половине опросника даны формулировки соответствующих проблем в форме типичных высказываний людей по этому поводу. В правой половине представлены варианты ответов на них, из числа которых вы должны выбрать тот, который вам более всего подходит, и отметить его».
'На все следующие суждения предлагаются идентичные варианты ответов, поэтому далее в тексте они подробно не расписываются и указываются только их порядковые номера. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
_______________ Часть I. Психологическая диагностика _____________
Глава 6, Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Часть I. Психологическая диагностика
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
_________ Часть I. Психологическая диагностика _____________
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей КЛЮЧ к методике «Личностный опросник А.Т. Джерсайлд» Ответы на вопросы в данной методике сгруппированы вокруг девяти состояний личности, которые вместе с относящимися к ним суждениями представлены ниже. Каждому состоянию личности в опроснике соответствует 4 суждения, а всего их — 36. Максимальная оценка степени выраженности того или иного качества или состояния личности по данной методике равна 8, а минимальная — 0 баллов. Эти оценки, соответственно, получаются таким образом. Если испытуемый, реагируя на то или иное суждение опросника, выбирает первый ответ, то он получает 2 балла; если он выбирает второй ответ — 1 балл; если третий — 0 баллов. Выбор четвертого варианта ответа — «я не знаю» — никак не оценивается в баллах. В заключение для каждого из девяти состояний личности определяется сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, связанным с данным состоянием личности. Она и представляет собой оценку данного состояния. Ниже даются названия соответствующих состояний личности и порядковые номера суждений, связанных с ними: ОДИНОЧЕСТВО - 7, 15, 20, 34. БЕССМЫСЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ (ощущение бессмысленности существования) — 4,11, 23, 33. СВОБОДА ВЫБОРА (отношение к авторитету) - 5, 21, 24, 35. ПОЛОВОЙ КОНФЛИКТ - 3, 12, 17, 29. ВРАЖДЕБНЫЙ НАСТРОЙ - 8, 25, 30, 32. РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ И ИДЕАЛЬНЫМ Я-2, 14,22,27. СВОБОДА ВОЛИ - 1, 9, 18, 28. БЕЗНАДЁЖНОСТЬ - 6,10, 26, 31. ЧУВСТВО НЕПРИКАЯННОСТИ (бездомность) - 13,16,19,36. Выводы об уровне развития 7-8 баллов - очень сильно выраженное состояние личности. Часть I. Психологическая диагностика 5-6 баллов — сильно выраженное состояние личности. 3-4 балла — уме] «нно выраженное состояние личности. 0-2 балла — слабо выраженное состояние личности. Методики 15-18, описываемые далее, предназначены для оценки отдельных черт характера человека, важных для педагога. Это — оптимизм, объективность, сила воли и независимость. Они составляют II блок представляемых в этой главе психодиагностических методик.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |