Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поисковое исследование




ПРОБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование —это система логически последователь­ных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего ис­пользования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы социологического исследова­ния, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида ис­следования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых за­дач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной пробле­мы, масштабом охвата событий.

В зависимости оттого, какой критерий берется за основание классифи­кации, выделяют несколько видов эмпирического исследования. По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают пробное, описательное и аналитическое исследования. По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

По цели исследования — изучается статика или динамика явления — выде­ляют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное. По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабора­торные исследования.

Термин «пробное исследование» в литературе употребляется как: 1) си­ноним поискового (разведывательного) исследования; 2) синоним пилотаж­ного исследования; 3) собирательное понятие, включающее как свои разно­видности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследо-

вания. Будем считать, что поисковое (разведывательное) и пилотажное —две основных подвида пробного исследования.

Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточне­ния проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обосно­ванных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное ис­следование. Проведение его особенно желательно в том случае, если лите­ратура по интересующей вас тематике отсутствует или ее недостаточно.

Разведывательное исследование — наиболее простой вид социологическо­го анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа v инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Учены? получает лишь прикидочные сведения об объекте исследования для общей ори­ентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще не изученных проблем. Его лозунг — приблизительно, дешево и быстро.

Поисковое исследование может проводиться следующими методами: ин­тервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; на­блюдение; фокус-группа по центральной проблеме исследования; опрос экс­пертов — специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересу­ющей вас проблемной области; изучение документов, статистических данных содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам.

Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы Их еще называют оперативными опросами. Ими пользуются многочисленньк опросные фирмы — от ВЦИОМ до РОМИР. Правда, опросы они проводят как правило, очень грамотные, но глубоких научных задач развития фунда­ментальной науки не ставят. Решаются сиюминутные, но очень нужные об­ществу, ведомству или частному заказчику утилитарные задачи: как народ относится к президенту, запрещению абортов, войне в Чечне, приезду Буша террористическим актам 11 сентября 2001 г. Таким образом получают све­жую, недолговечную (срок ее жизни исчисляется днями, неделями, реж< месяцами), но очень нужную в данный момент информацию.

Если за дело берется не солидная опросная фирма, имеющая лицензик на проведение опросов, а группа любителей (отдел кадров, хозяин веб-сай та, кружок друзей словесности, журнал и т.д.), то оперативный опрос дае-хотя и свежую, даже нужную информацию, но совершенно нерепрезентатив ную, не очень надежную или совершенно ненадежную. Она может быть до стоверной, но только на первый взгляд. Стоит подойти к инструменту по всел научным меркам, как проявятся многочисленные изъяны. Но там, где не тре буется великой строгости, где нужно лишь как-то сориентироваться в про блеме (разведать объект), оперативный опрос вполне годится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.