КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример квотной выборки
Врезка Врезка Мнение специалиста: Козеренко Екатерина [ВЦИОМ] Выборка, которая довольно часто используется в маркетинговых исследованиях, — так называемый «снежный ком». Что это такое? «Снежный ком» — это такая выборка, когда вы произвольным, доступным для вас способом определяете первоначальный элемент, а все остальные опрашиваются по рекомендации предыдущего. Например, не так давно мы опрашивали пользователей электрической бритвой «Филипс». Их осталось настолько мало, что кроме как «снежным комом» их найти невозможно. От одного опрашиваемого мы получали телефон другого и так «намотали ком». Несколько лет назад проводился опрос семей евреев. И тоже задавали вопрос: а знаете ли вы кого-нибудь еще? "ем это чревато? У нас «снежный ком» прокатился только по выборке богатых, ведь каждый респондент называл себе подобного. Такой метод имеет множество неконтролируемых факторов. Квотная выборка проще. Те параметры, которые вы изучаете, зависят от тех параметров, которые вы знаете. Например, пол, возраст, семей-н°е положение, образование. Они всем известны и везде используются. По ним легко плани- ровать выборку. А если изучается что-то друп и начинают строить корреляцию, то на резул тат лучше не смотреть. Случайную выборку любят меньше. Если oi действительно случайная, то ее реализовыва трудно и дорого. А как ведет себя заказчик? ( первым делом смотрит социально-демограф ческие характеристики. Почему? Это единстве ное, что он может проконтролировать. И ког, мы хотим сэкономить деньги, случайный отбс подменяем квотной выборкой. Заказчик не пр дирается, не задает глупых вопросов и воо ще — спит спокойнее'. * Встреча маркетологов в ГУ-ВШЭ // http: marketing.spb.ru/conf/hse/02/report.htm теристик генеральной совокупности. Однако эти сведения не используются для определения объема выборки, так как в последующем отбор респондентов осуществляется не случайно, а целенаправленно, при помощи интервьюеров. Принцип квотной выборки, или же принцип отбора единиц наблюдения по методу квот, восходит к представлению о подобии объектов в случае пропорциональности их структурных элементов. Этот метод основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Анкетер получает задание опросить некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии. Удельный вес квоты в выборочной совокупности должен соответствовать ее удельному весу в генеральной совокупности. Обычно квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования (стратифицирования) и применения вероятностных процедур. Социолог разыскивает респондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе и беседует с ним. Приведем пример расчета выборки по таким параметрам квоты, как пол и возраст, в реальном социологическом исследовании. Обосновывая репрезентативность выборки при опросе избирателей в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Городской думы Нижнего Новгорода, мы опирались на данные Облкомстата о половозрастной структуре населения районов города. Так, половозрастная структура населения Советского района выглядела следующим образом (табл. 1): Таблица 1 Половозрастная структура населения Советского района
Учитывая, что в состав выборки должны были войти избиратели, т.е. лица в возрасте не моложе 18 лет, мы взяли в качестве основы выборки ту часть таблицы, где представлено половозрастное распределение населения от 20 лет (разделить предыдущую строку, выделив из нее лиц 18—19 лет, не представлялось возможным). В итоге распределение половозрастной структуры выборки по числу респондентов в каждой из 20 выбранных половозрастны) групп (две по полу и 10 по возрасту) выглядело следующим образом (табл. 2) Таблица '. Половозрастная структура выборочной совокупности
Численность каждой из половозрастных групп в трех последних столбца-таблицы пропорциональна18 численности каждой из соответствующих груга в генеральной совокупности. В проведенном Е.Л. Могильчак в 2000 г. исследовании экономических диспозиций студентов 1-4-го курса экономического факультета Уральского государственного университета и финансового факультета Уральского государственного экономического университета г. Екатеринбурга объем квотной выборки составил 380 человек (по 190 студентов от каждого вуза), критериями выступили три признака: пол, курс, успеваемость. Выборка формировалась на каждом факультете в отдельности, ошибка по квотным признакам не превышала 3%. Респондентам предлагалось выразить свое согласие с каждым 3к*еСЯТИ сУжДений, отражающих отношение к собственности по пятичленной шкале, включа-Щеи значения от «полностью согласен» до «со-еРшенно не согласен». Дифференциация осу- ществлялась на основании следующих критери ев: характер санкций, характер объекта соб ственности, характер субъекта собственности характер прав собственника*. • Могильчак Е.Л. Диспозиции студентов отно сительно собственности // Социологически исследования. 2001. № 2. С. 92-96. глийское слово quota (квота) как раз и означает «пропорция». G57 Степень репрезентативности квотной выборки повышается прямо пропорционально степени устойчивости значений тех характеристик, по которым задаются квоты, поэтому признаки, изменяющие свои значения слишком быстро, здесь стараются не применять. Иногда у исследователей возникает соблазн увеличить число контролируемых квотных параметров в надежде, что это повысит степень достоверности получаемых результатов. Однако на практике это ведет к нарастанию систематической ошибки и затрудняет работу интервьюера. Квотная выборка — почти обязательный момент в проведении научного эксперимента, если он практикуется в социальных науках. Что касается опросов общественного мнения, здесь квотная выборка применяется наряду с вероятностными выборками, порой для взаимного контроля представительности результатов опроса. Метод квот удобен также для построения выборки в случае небольшой генеральной совокупности либо в случае сильной «скошенности» распределения в ней элементов наблюдения. Квотная выборка у прикладных социологов вошла сегодня в моду, но не от хорошей жизни. По научным критериям она никогда не выровняется с классической выборкой, т.е. случайной, которая считается эталоном. Точность результатов по квотной выборке определить нельзя. Правда, на практике случайный отбор встречается редко, ибо для него обязательно нужен список единиц генеральной совокупности. Если его нет или есть, но такого качества, что для научных целей его лучше не использовать, то и говорить о случайной выборке нельзя.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 13555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |