КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электронные и бумажные базы данных
И.А. Бутенко Врезка С одной стороны, во всем мире объем выпуска собственно книжной продукции растет: в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, например, в 1955-1980 гг. объем выпуска увеличился в 4 раза; в эти же годы в Северной Америке он увеличился в 7 раз; в Австралии и Океании — более чем в 12 раз. В Азии резкий рост приходится на 1990-е гг.; удельный вес этих стран в мировом производстве книг увеличился с 14,4 до 27%". Растет разнообразие книжной продукции (в Нидерландах, например, число наименований издаваемых книг с 1970 по 1988 г. увеличилось на 20%)". С другой стороны, приобретение книг частными лицами во многих развитых странах становится все более редким событием. Снижение расходов населения на книги отмечается практически повсеместно (продажа книг в тех же Нидерландах с 1970 по 1989 г. упала на четверть)"". Ленский Б.В. Книга и книжное дело на рубеже тысячелетия. М., 1996. С. 11. Cultural policy in Netherlands. Strasbourg: Council of Europe, 1994. P. 18. '"Ленский Б.В. Книга и книжное дело на рубеже тысячелетия. М., 1996. СП; Cultural policy in Netherlands. Strasbourg: Council of Europe, 1994. P. 32. В библиотеках развитых стран посетителям (которых, кстати, все чаще называют пользователями) предлагаются не только книги, газеты и журналы, но также и аудио- и видеокассеты и CD ROM. В библиотеке университета Лаваля в Канаде, например, помимо книг имеется 12 тысяч видеозаписей, 20 тысяч грампластинок, 120 тысяч географических карт, 200 тысяч диапозитивов с произведениями искусства; в одном 1994 году зафиксировано 15193 обращения к CD ROM; на каждый компьютер, которых только в читальных залах штук 50 для самостоятельных занятий (я уж не говорю о непременно оснащенных компьютерами рабочих местах консультантов, работающие в библиотеке) пришлось по 563 запроса в Internet-В стране с несколько иными условиями — Испании — новые технологии в деле распространения научной продукции играют также весьма значительную роль: в университете Каталонии имеется доступ к более чем 1500 тысячам документов, существующим в электронном варианте; имеется более 60 баз данных на CD ROM; в университете Барселоны в электронном виде существуют практически все национальные продолжающиеся издания и значительная часть монографий. Таким образом, сами библиотеки, причем не только университетские, давно уже перестали быть вместилищами книг. Стремясь удовлетворить возрастающие и все более разнообразные запросы населения, и массовые (муниципальные), и тем более научные библиотеки оказы- 21 Официальный веб-сайт: http://www.data-archive.ac.uk/ Archives forthe Social Sciences (http://bass.rspo.ucl.ac.be/bass/), International Social Survey Programme, ISSP (Германия) (http://www.issp.org/), Social Science Japan Data Archive (http://ssjda.iss.u-tokyo.ac.jp/en/index.html), Swedish Social Science Data Service (http://www.ssd.gu.se/enghome.html), Centre for Applied Social Surveys — Question Bank (http://www.socstats.soton.ac.uk/cass/). МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОНСОРЦИУМЫ Проблема информационного обеспечения гуманитарных направлений науки и образования в России обостряется: сокращается объем закупки библиотеками научной литературы и периодики. По данным РФФИ, число отечественных научных журналов на 10 тыс. специалистов составляет в России 6,8 (в Великобритании — 408, Франции — 203, Германии — 196, США — 162, Японии — 67)22. Особенно плохо с доступом к новейшей информации обстоят дела в провинциальных научных центрах. На этом фоне университетская профессура и студенчество выглядит даже предпочтительнее других категорий специалистов. Они лучше технически оснащены и подготовлены к использо- вают все более широкий спектр информационных услуг. Общий оборот средств на информационные услуги с 1989 по 1994 г., например, в Германии возрос почти вдвое, а в них доля продаж CD ROM возросла почти в семь раз — с 2,1% до13,4%; в Голландии с 1992 по 1994 г. общий оборот средств электронных информационных услуг возрос в полтора раза."" Учитывая трудности подготовки, издания и распространения печатной продукции, некоторые издатели Англии, Франции, Германии, других стран приступили к выпуску литературы на CD ROM. У многих издателей складывалось впечатление, что это идеальный носитель информации, который в недалеком будущем полностью вытеснит бумагу. Проблемы современного книгоиздания и распространения, возникшие практически одновременно во многих странах в связи с распространением новых технологий, ростом компьютерной грамотности, и в целом экспансией экранной культуры, вызвали особую озабоченность экспертов Совета Европы. Они пришли к выводу, что следует поощрять попытки издателей выпускать, наряду с бумажными, электронные версии публикаций. Что касается библиотек, то высказана рекомендация поощрять их использовать новые ***New Book Technology. Strasbourg: Council of Europe, 1996. технологии не только в целях библиотечного обслуживания (использование электронных каталогов, связь с каталогами других библиотек, регистрация книговыдач), но и в целях создания благоприятных условий для распространения собственно электронных изданий. Но если вести речь об этих последних, то является ли CD ROM главной и единственной надеждой издателей? Развитие технологий показывает, что это лишь один из носителей и что будущее все же скорее за более гибкими и подвижными средствами информации. За последние годы, по оценкам специалистов, 10 тысяч новых пользователей получили доступ к информационным продуктам в режиме on line, предлагаемым CompuServe. В одной Европе имеется не менее 25 миллионов подписчиков его программ, которые общаются между собой посредством Internet. 22 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центр по гуманитарным исследованиям // http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm ванию компьютерных технологий. Благодаря программе «Университетские центры Интернет» Института «Открытое общество», включившей 33 университета, усилиям правительства РФ, местных властей, научных фондов и зарубежных организаций сегодня в региональных университетах создаются современные компьютерные комплексы. В частности, с 1994 г. Центр информационных исследований осуществляет проект Межуниверситетского информационного центра, функционирующего на базе Информационной системы РОССИЯ. Его цель — построение электронной библиотеки по социальной тематике федерального и регионального уровней. Базовый комплекс источников составлен специалистами Центра социологических исследований МГУ в рамках проекта «Рабочее место социолога». В электронную базу данных включены правовые документы, статистика, выборная статистика, ведущие средства массовой информации в центре и регионах, справочные данные по системе власти федерального уровня и регионов, научные журналы, бюллетени, вестники по гуманитарной тематике, аналитические материалы23. Отечественные центры информации создаются по образцу зарубежных. На Западе давно поняли выгоды межуниверситетской интеграции усилий иши-роко практикуют новый тип учреждений — межуниверситетские консорциумы. Во всех странах создание межуниверситетских информационных структур инициировалось самим университетским сообществом и осуществлялось Опираясь на эти и другие данные, эксперты делают довольно сдержанный вывод: хотя новые информационные технологии предлагают огромные возможности для рационализации информационного обмена и экономии ресурсов, хотя количество обращений к электронной информации растет, Европа находится лишь на подступах к информационному обществу. Теперь и в нашей стране выходят каталоги (они же — электронные базы данных) «Books in Print». Такие каталоги созданы во многих странах; с их помощью оптимизируется взаимное информирование издателей и книгораспространителей, да и конечных пользователей, усиливается проницаемость книжных рынков, в том числе для зарубежных изданий. Я уже упоминала о базах данных, содержащихся на CD ROM. Поделюсь некоторыми соображениями о возможных путях распространения результатов отечественной науки на основании работы с такими базами данных, как Sociofile и Psychlit. Хотя в мире их существует множество — тематических, национальных и т.п., эти две — весьма полные и авторитетные. Доступ к ним имеется практически в каждом университете Западной Европы и Северной Америки. В них содержатся подробные библиографические описания и детальные (до 1,5 страниц) аннотации журнальных, книжных публикаций, тезисов конференций по социологии, психологии и смежным дисциплинам с 60-х гг. до последних месяцев. Эти базы данных формируются в Сан-Диего (США). Обращаясь к ним, я с неприятным удивлением заметила, что многие из известных мне отечественных публикаций там не отражены никак. В ответ на мой запрос о том, почему в Sociofile не представлен ряд публикаций отечественных журналов, мне сообщили, что составители имеют не все комплекты этих журналов. Более того, просмотрев присланный мне список, я поняла, что о некоторых журналах, весьма авторитетных и не первый год существующих («Социологический журнал», «Социология», «Политические исследования», «Человек» и др.), там просто не знают. К сожалению, многие российские журналы не представлены в мировых базах данных о научных публикациях и как бы не существуют для мирового научного сообщества потому, что не имеют международного регистрационного номера ISSN (обязательного элемента библиографического описания в БД типа Sociofile), присвоением которого ведает Книжная палата. Так что сколь бы замечательны ни были открытия, какими бы удивительными данными ни оперировали авторы и как бы убедительно они их ни интерпретировали, зарубежные ученые о них скорее всего не узнают. Или узнают слишком поздно и/или из вторых рук. Сокращено по источнику: Бутенко И.А. Новые технологии и судьба научных изданий // http:// intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_97/BOUTENKO.ru.html 23 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центр по гуманитарным исследованиям // http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm на базе одного из крупных университетов, готового взять на себя ответственность, располагающего техническими возможностями и коллективом специалистов, имеющего опыт создания ресурсов. В США и странах Западной Европы информационные структуры создавались благодаря грантам фондов. Как показал опыт западных стран, для эффективного использования компьютерных технологий в интересах образования и науки требуются новые формы рациональной организации информационного комплекса. Создание современной базы данных —вещь очень трудоемкая и дорогостоящая. Онане всегда по силам одному университету или исследовательскому центру. Нужны объединенные ресурсы — финансовые, кадровые, технические, информационные, формирование межуниверситетского информационного ресурса коллективного пользования — самый грамотный и экономный путь решения проблемы, особенно в связи с массовым распространением интернет-технологий. Объединение интеллектуальных ресурсов явно в интересах всего исследовательского сообщества, поскольку каждый ученый, занятый распахиванием собственной научной делянки, изолирован от других, редко или недостаточно общается с коллегами. Все его время и все усилия сосредоточены на углублении в одну единственную тему. У него нет возможности заниматься поиском информации о своих коллегах, поскольку это занимает не меньше времени, чем собственное исследование. Помочь ученым в их нелегком труде и призваны межуниверситетские информационные центры. Организация коллективного пользования информационного ресурса особенно актуальна для местных университетов (института, колледжа). Теперь они получили равные возможности доступа к современной информации, расширилась география и тематика исследований, получили развитие нетрадиционные методы анализа, активизировалась научная жизнь, стало развиваться сотрудничество университетов и организация совместных проектов. Первый коллективный информационный центр (архив социальной статистики) — Мичиганский межуниверситетский консорциум по социальным и политическим исследованиям — создали 26 университетов США в начале 1960-х гг. В 1970-е гг. аналогичные центры возникли во всех странах Западной Европы. Здесь координирующую функцию выполняет Европейский консорциум по социальным и политическим исследованиям (существует на базе Университета графства Эссекс). Информация о научных проектах и исследованиях стекается со всех стран в единый центр, где она обрабатывается, систематизируется, каталогизируется, получает легальный статус и становится доступной региональным пользователям. Помимо выполнения своих прямых обязанностей — объединения разрозненной информации и ее систематизации — консорциумы выполняют также роль коллективных учебных центров: преподают методику проведения сложных междисциплинарных исследований, организуют летние школы по компьютерным методам анализа социальных процессов, которые уже сегодня считаются наиболее престижными учебными курсами в мире, а также проводят конференции и семинары. Эссекский и Мичиганский консорциумы были учреждены благодаря грантам американских фондов и поддерживаются ими до сих пор, хотя основной финансовый источник в настоящее время — взносы университетов. Важным финансовым источником, помимо взносов университетов, выступают информационные услуги на договорной основе, контракты с правительством на обработку и хранение архивов государствен- ных учреждений. Мичиганский и Европейский консорциумы активно сотрудничают между собой и с консорциумами других стран, осуществляют обмен коллекциями. В начале 1990-х гг. межуниверситетские консорциумы организованы в Австралии, Новой Зеландии и Венгрии24. Консорциумы заняты не только формированием, но и постоянным обновлением и расширением ресурсной базы за счет получения данных от государственных структур, соглашений о сотрудничестве с владельцами массивов, приобретения коллекций. Обработка массивов данных включает их систематизацию и классификацию, перевод в форматы, удобные для компьютерного анализа, подготовку библиографических указателей и каталогов, обеспечение электронного доступа к ресурсам. Хранение архивных данных предполагает развитую инфраструктуру сопровождения. Она напоминает послепродажное обслуживание, развитое сегодня, например в автомобилестроении: магазин не только продает технику, но обеспечивает ее гарантийное обслуживание и ремонт, а если надо, то и обучение потребителя навыкам пользования техникой. Так и в информационной инфраструктуре: консорциумы оказывают пользователям (чаще всего это исследователи) интернет-данных консультации и техническую помощь непосредственно (семинары, тренинги, курсы) и опосредованно (дистанционное обучение, например, интернет-консультации, онлайн-конференции). Помимо этого на плечи консорциума ложится нелегкая задача осуществления координации исследований и исследователей из разных стран мира. Координирующая деятельность консорциумов направлена на рациональное использовани е финансовых, технических, организационных и главное — интеллектуальных ресурсов в интересах всего исследовательского сообщества и включает мониторинг ведущихся проектов в области социального анализа, сохранение отчетов и публикаций о результатах проектов, организацию совместных иследований, в том числе в рамках международных проектов. Консорциум, в частности Мичиганский, организован на основе членства организаций; каждый университет, вступив в консорциум, получает право пользования ресурсами и услугами, которое распространяется на всех преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов. Университеты ежегодно выплачивают взносы, размер взносов колеблется от 2000 до 11 000 долл. и зависит от категории университета, числа студентов и преподавателей и наличия докторских программ в области социологии. В 2000 г. членами консорциума являлись 325 университетов и колледжей США. В консорциуме существует национальное членство, когда в члены консорциума вступает один университет и представляет интересы всех других университетов страны. На условиях национального членства в 2000 г. в Мичиганский консорциум вступил Российский университетский информационно-исследовательского консорциум по социальным и гуманитарным наукам. Каждый университет назначает Официального представителя, который организует работу университета с ресурсами Консорциума. Руководит Мичиганским консорциумом Совет консорциума, в Совет входят 12 ведущих ученых в области социологии, политологии, других общественных наук, архивного дела. Совет определяет стратегию развития, оперативную деятельность консорциума осуществляет штат из 70 сотрудников25. 24 Юдина Т.Н., Журавлев СВ. Российский межуниверситетский ресурсный и аналитический центрпо гуманитарным исследованиям // http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_8.htm 25 Опыт зарубежных университетов по созданию коллективных информационных структур // http://www.cir.ru/other-consortiums.htm АРХИВ ИСТОРИИ ТРУДА В РОССИИ Большую пользу социологу могут оказать не только современные электронные архивы и библиотеки, но и стародавние, вполне традиционные собрания документов. Об одном из них мы сейчас и поговорим. «Архив истории труда в России» — периодически издававшийся в 1920-е гг. сборник архивных материалов об условиях труда и быта, оплаты и организации труда различных социально-экономических групп населения дореволюционной России, а также теоретические статьи, посвященные обобщению и анализу этих материалов. В частности, были опубликованы статьи И.М. Кулишера об истории русской промышленности (Архив истории труда в России. Пг., 1921, Кн. 1), и регламентации труда в кустарной промышленности в 40-х гг. XIX в. (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 4.), Н. Рожкова об истории труда в России (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5.4.1),Т. Шатилова об уничтожении половничества в XIX столетии (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5. Ч. 1), В.Ю. Гессен об истории ремесленного труда в древней Руси (X—XV вв.) (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5.4.1), К. Пажитнова о заработной плате в горнозаводской промышленности при крепостном праве (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 3) и трудовой дисциплине на фабриках при крепостном праве (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 5. Ч. 1), В. Преснякова об институте закрепощения в императорской России (Архив истории труда в России. П., 1922. кн. 4.), В. Введенского об истории труда на Руси XVI—XVII вв. (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 3.), В.Дружинина о роли старообрядцев в развитии промыслов (Архив истории труда в России. Пг., 1922. Кн. 4. Ч. 2) и др. «Архив истории труда в России» являлся органом Ученой комиссии по исследованию истории труда в России, созданной при Петроградском совете профсоюзов по инициативе Ю. Гессена и Г. Цыперовича. В Комиссию вошли Ю. Гессен, И.М. Кулишер, С.Ф. Платонов, А.Е. Пресняков, А.С. Путилов, Е.В. Тарле, Г.В. Цыперович и представители культурно-просветительного и экономического отделов Совета Профессиональных Союзов: заведующие архивных каталогов СВ. Фарфоровский и Л.М. Айзенберг; заведующие библиографическим указателем А.И. Браудо и Ф.А. Вальтер; руководители изысканий в архивах: А.Л. Блек — фабрично-заводских; В.В. Колпенский — историко-революционном; О.Е. Корнилович — министерства народного просвещения; Г.Ф. Лапо — министерства внутренних дел; Н.А. Мурла-нов — сената; Н.С. Платонова — горного департамента и департамента таможенных сборов; Б.А. Романов — историко-экономических; А.В. Шебалов —государственного совета, комитета министров и государственной думы. В качестве своей ближайшей и отдаленной цели Комиссия поставила разра- ботку архивных материалов по истории труда и тех социальных групп, которые живут «личным трудом» (их положение в рамках данного государственного и общественного строя; экономические и культурные условия их быта); изучение основных форм производства и труда (фабрично-заводский, ремесленный и сельскохозяйственный); деятельность и жизнь трудящихся изучаются в «массовом проявлении». В числе первоочередных работ Комиссии значились: 1) составление архивных карточных каталогов, 2) составление библиографического карточного указателя (за период, начиная с XVI в.) по русским и иностранным источникам, 3) издание журнала «Архив истории труда в России». Систематический каталог архивных материалов строился на основании следующей концептуальной схемы: А. Фабрично-заводский труд: Отдел первый. 1) Число рабочих: а) занятых в помещении и у себя на дому; б) свободных, крепостных и поссессионных. 2) Распределение рабочих по полу, возрасту, гражданскому состоянию, национальности, месту рождения. 3) Оплата труда — сдельная, повременная ииная; размер платы по отдельным категориям рабочих (натурой, деньгами)и сроки оплаты. 4) Продолжительность рабочего дня, перерывы; остановкапредприятия; прогулы рабочих, штрафование. 5) Условия питания (потребление спиртных напитков); фабричные лавки. 6) Жилищные условия. 7) Санитарные условия труда; медицинская помощь. 8) Увечье и вознаграждениепотерпевшим. 9) Школы, грамотность среди рабочих. 10) Нарушение фабричного законодательства; фабричная инспекция. 11) Профессиональноедвижение. Волнения среди рабочих; забастовки; локауты; причины их; степень производительности рабочих; предъявляемые ими требования; результаты. 12) Освобождение крепостных и поссессионных рабочих. Условия освобождения. Отношение рабочих к освобождению. 13) Участие рабочих вобщеполитических движениях. Отдел второй. 1) Юридическая форма предприятия (владелец). Условия возникновения предприятия. Роль русского и иностранного капитала. 2) Льготы, установленные правительством: пособия, заказы, монополия, беспошлинный провоз сырья, предоставление рабочих рук и пр. 3) Причины ликвидации предприятия. 4) Виды обрабатываемого сырья; его цена; место закупки; количество обрабатываемого сырья и выработки; изготовление изделий и их цены. 5) Сбыт: рынки, посредники, конкуренция и т.д. 6) Обработка: ручная, машинная. Виды рабочих машин и двигателей. 7) Изобретения в технике (в частности, русские самородки). 8) Раздача материала для обработки на дому у рабочих. Б. Крестьянский труд: Часть первая. До 1861 года. 1) Помещичье хозяйство. Его размеры. Барская земля и крестьянские наделы. Потребительные и промышленные задачи. 2) Вотчинное управление. Вотчинный суд. Сельский мир. 3) Система хозяйства. Барщина и личные повинности. Размер и состав барщины (мужч., женщ., дети). Оброк — его размер, состав (денежный, натуральный). Порядок сбора и уплаты. 4) Состав и условия жизни крепостного населения (дворовые, крепостные, ремесленники). Сравнительная зажиточность.Распространение просвещения (самородки). 5) Государственные повинности:подушная подать, рекрутчина, казенные работы (дорожные, подводные и др.повинности). 6) Продовольственное дело. Меры при неурожаях. 7) Крестьянское хозяйство. Степень обеспеченности скотом. Инвентарь. Система земледелия. Покосы, лесные и др. угодья. Крестьянские ремесла, торговля, отхожие промыслы. Выход на оброк. Отпуск на волю. Выкуп. 8) Переселение. Торговля людьми. Отдача в наем на сторону. 9) Правительственный и сослое ный (дворянских обществ) надзор за крепостными отношениями. Опека. «Пс ложения» о размере повинностей. Что было «нормой» их размера и вотчинны отношений? 10) Крестьянские волнения. Их мотивы. Требования крестьян. Часть вторая. После 1861 года. 1) Освобождение крестьян. Выход на вы куп. Уставные грамоты. 2) Размер и состав надела (сенокосы, пастбища и пр 3) Выкупная оценка и выкупные платежи. Недоимки и рассрочка. Цена зем ли. Аренда: ее размеры и условия. 4) Отношение к помещикам. 5) Казенны и земские платежи и повинности. Недоимки и сборы. 6) Форма землеполъ зования. Система земледелия и его техника. Обеспечение скотом. 7) Промыс лы местные и отхожие. Переработка сельскохозяйственных продуктов. Кре стьянское ремесло. Кустарное ремесло. Условия сбыта на рынок. Местна сельская торговля. Ярмарки, базары, скупщики; организация оптового сбы та. Кулачество. 8) Дифференциация крестьянства по зажиточности. 9) Ар тели и кооперации. 10) Покупка земли крестьянами. Мобилизация, земель ной собственности. 11) Переселение. Земельная теснота. Деятельность кре стьянского банка. 12) Крестьяне в земстве. Земство в отношении к крестьяна!у Школы. Медицина. Ветеринария. Агрономия. 13) Сельское и волостное уп равление. Отношение к администрации волостного писаря. 14) Юридичес кая помощь населению. 15) Крестьянские волнения. Их мотивы и результа ты. 16) Крупное землевладение. Помещичье хозяйство. Сельскохозяйствен ные рабочие: условия найма, расплаты, быта. Арендные отношения. Аграр ные конфликты. В. Ремесленный труд: 1) Техника производства (орудия, инструменты Размеры ремесленных предприятий. 2) Приобретение сырья. Сбыт готовы изделий непосредственно потребителю или же торговцу (комиссионеру). Со держание лавок. Продажа на базарах и ярмарках. 3) Экономическое положе ние мастера (доход, производительность труда, жилищные условия). 4) Подма стерья, их заработок и формы оплаты, производительность труда, отноше ния между подмастерьями и хозяевами. 5) Ученики; их обязанности; услови найма; способ обучения; производительность ученика. 6) Организация ре месла. Цеховая или ремесленная управа и ее деятельность. Внутренняя жизн (обряды, обычаи, выборы); прием и увольнение мастеров и подмастерье! 7) Монополия производства и сбыта, принадлежащая цеху. 8) Права подма стерьев (разрешение наниматься на фабрику и работать самостоятельно, по мимо хозяина). 9) Регламентация производства цехами. 10) Пожизненные временные члены цехов. 11) Подати и повинности, взимаемые с ремеслен ников. 12) Разрешение споров между ремесленниками. 13) Ремесленная шко ла. 14) Кооперативы (промысловые, кредитные).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |