КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление национальными процессамиНациональная политика в Российской Федерации Задача современной национальной политики – достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия – это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа. Основа свободного национального развития и межнационального мира – установление оптимальных отношений между преобладающим русским народом и другими народами государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств населяющих Россию народов. От народов России требуется уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России. Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно-разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики. В СССР имелась концепция национальной политики, согласно которой стратегическим направлением развития наций признавалось действие двух взаимосвязанных тенденций – расцвет и сближение наций, а в перспективе достижение их полного единства. В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур. Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к [c.122] этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов и др. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства. Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов. В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи. В политической и государственной сфере: – упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений; В социально-экономической сфере: – реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов; В духовной сфере: – распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; На основе государственной национальной политики во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются комплексные целевые программы национального развития и межнационального сотрудничества народов, живущих на территории того или иного региона. В программах должны быть учтены социально-психологические изменения, происходящие в национальном самосознании, реальное состояние национального самочувствия разных народов. Таким образом, национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию национальных отношений, содержащая в своей основе теорию, принципы, главные направления, систему мер и механизмов по реализации. Разработка научно обоснованной национальной политики – сложный процесс, требующий внимательного, взвешенного подхода. [c.125] Управление национальными процессами – основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие национальных отношений с целью достижения определенных целей. Формирование и функционирование механизма управления социальными процессами и их проявлениями в сфере национальных отношений определяется законами общественного развития. Социальное назначение механизма управления – осуществление требований этих законов. Последние предопределяют структуру механизма научного управления, набор и использование составляющих его компонентов. Социальная действительность, сущность объективных законов, их требования глубже и богаче созданного в соответствии с ними механизма управления. Поэтому его “конструирование” должно максимально соответствовать законам развития управляемой системы – национальных отношений. [c.125] Механизм управления национальными процессами имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты: – управляемая система – объект управления (национальные процессы); Структура механизма управления национальными процессами во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов – творческие союзы, в механизм урегулирования межнациональных конфликтов – средства массовой информации, общественные организации, научные институты. Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития, механизм управления национальными процессами – это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой. В процессе управления современными национальными процессами выделяются такие фазы, как анализ и прогноз (определение главных проблем этнополитической ситуации, ее основных противоречий, доминирующих тенденций и перспектив развития национальных отношений); выявление управленческих целей, методов и средств их решения; определение факторов, влияющих на [c.126] принятие решений; разработка конкретного курса действий, организационно-массовое и идеологическое обеспечение реализации управленческих решений и т.п. Высокая динамичность национальных процессов, возможность непредвиденных поворотов и даже изломов в их развитии требуют от субъекта управления постоянно анализировать состояние национальных отношений и оперативно корректировать свои решения. Разработка, конструирование технологии управления имеет несколько этапов. Теоретический – связан с определением цели, объекта технологизации; расщеплением объекта на составляющие и выяснением социальных связей. Методический – с выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализом, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации. Процедурный – с организацией практической деятельности по разработке управленческой технологии. Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций: – диагностика реального состояния национальной сферы, выявление болевых точек, уточнение актуальных проблем, развития, целей и задач; Касаясь механизма принятия и реализации управленческих решений, следует отметить следующие стадии или циклы. Во-первых, теоретико-концептуальная стадия подготовки решения. В национальной сфере исключительно важное значение имеет концептуальная модель развития национальных отношений. Эта стадия управленческого процесса выполняется научными организациями, информационно-аналитическими центрами, экспертными группами, временными творческими коллективами. На основе концепции разрабатывается программа национально-этнического развития и межнационального сотрудничества. Во-вторых, стадия законодательного оформления принципов и норм национальной политики. На этой стадии принимаются законоположения, акты и установления, определяющие конкретные пути и средства решения поставленных задач. Эта процедура реализуется федеральной законодательной властью, президентской структурой, другими нормотворческими федеральными органами. В-третьих, практическая реализация принятых решений и законоположений. Эта стадия является непосредственной задачей исполнительных органов федерального, республиканского и регионального уровня. Здесь очень важным является согласованность органов управления на федеральном уровне и субъектов федерации. Государственная система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений, с ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Однако система федеральных органов управления имеет недостатки. Одним из них является рассредоточенность и множественность структур, регулирующих и контролирующих национальную сферу. На федеральном уровне к ним относятся президентские структуры, в том числе Совет безопасности; соответствующие структуры при Правительстве Российской Федерации; соответствующие комитеты Государственной Думы и Совета Федерации; Комитет РФ по делам Севера; Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. Между этими структурами отсутствует должная координация, полномочия каждого из них определены нечетко. Это ведет к ненужному дублированию, многочисленным и длительным [c.128] согласованиям, усложнению процедуры принятия управленческих решений. В этой связи обоснованным является предложение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по межнациональным вопросам. Практика последних лет показывает, что соперничество властных органов, разнобой в подходах сыграли не лучшую роль на этапе зарождения “чеченского кризиса”, при принятии правовых актов по реабилитации казачества. Наблюдалась несогласованность в их действиях в период разрастания грузино-абхазского, а затем урегулирования осетино-ингушского вооруженного конфликта. Число таких примеров можно увеличить. Но вывод и так ясен: нужна четкая координация и согласованность в подготовке и принятии управленческих решений. Особо следует сказать о специальном государственном органе ведающем национальными отношениями. Нужда в таком органе возникла давно. Это связано с комплексным характером национальных проблем, что требует необходимость координации и оперативного принятия решений. Кроме того, необходимость в специальном аппарате продиктована тем, что только в недрах такого органа, где работают высококвалифицированные специалисты, можно разработать и принять компетентное решение. О специальных структурах, регулирующих сферу межнациональных отношений, всерьез зашла речь в конце 80-х годов, т.е. в последние годы существования СССР, когда стало очевидным, что национальный вопрос может явиться ключевым при решении судьбы и общественно-политического строя, и самой страны. В ЦК КПСС появляется отдел национальных отношений, затем создаются соответствующие структуры в аппарате Президента СССР и в Совете Министров СССР. После распада СССР в суверенной Российской Федерации был создан Госкомитет по делам федерации и национальностей, который несколько раз реорганизовывался и был затем преобразован в Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. Конечно, Министерство само по себе какими бы компетентными не были его работники не в силах объять необъятное и взять на себя те проблемы и функции, которыми должны заниматься другие властные структуры. Вместе с тем оно не должно превращаться в своего рода [c.129] “пожарную команду”, некий инструмент “тушений” межэтнических конфликтов. Министерство или Комитет (как бы ни назывался специальный орган по делам национальностей) должен быть органом, осуществляющим на федеральном уровне в области практической национальной политики прежде всего организационно-управленческую и координационную политику. Но самое главное заключается в том, чтобы расширить полномочия федеральных исполнительных органов и прежде всего министерства, в регулировании межнациональных отношений. Дело в том, что одним из острых углов межэтнической напряженности являются взаимоотношения титульного и нетитульного населения республик и других национально-государственных образований. Фактически ни министерство, ни другой федеральный орган не может регулировать и нормализовать эти отношения. Суверенные (как они именуются в своих конституциях) республики не допускают “вмешательства” федеральных органов во внутренние дела. Соответствующие органы субъектов федерации эти проблемы не замечают или вообще не считают, что существуют проблемы между титульными и нетитульными национальностями. Национальные отношения – динамично развивающаяся система, требующая к себе постоянного внимания, целенаправленного воздействия субъекта управления, обеспечивающее создание условий для достижения оптимальности функционирования и развития. Научный, творческий подход к этому делу не терпит косности, приспособления к устоявшимся, привычным формам. Необходимо совершенствование организационных структур управления, повышения эффективности применяемых методов и средств управления. [c.130] Глава VIII. Основные понятия: национальный вопрос, межнациональные отношения, национальная политика, суверенитет национальный, государственный, право наций на самоопределение, этническое большинство, национальные меньшинства, интернационализм. [c.130] Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания: 1. Какие исторические формы общности людей Вы знаете? 2. По каким признакам личность определяет свою национальность? 3. Что такое “национальный вопрос”? Может ли он быть решен? В чем суть политического аспекта национального вопроса? 4. Тождественны ли понятия “национальные” и “межнациональные” отношения? 5. Каковы политические основы (принципы) решения национального вопроса? 6. Является ли сущность национального вопроса постоянной, неизменной и одинаковой для всех наций и народностей? 7. Могут ли нации мирно жить в едином государстве? Что для этого нужно? 8. На достижение каких общих целей должна быть направлена национальная политика? Чем определяется существование различных форм объединения наций: содружество, ассоциация содружеств, конфедерация, федерация, автономия и др. Какую роль играет религия в развитии этноса, наций и в национальной политике государств? Под влиянием каких факторов формируется национальное самосознание личности и наций. Каково его значение при выработке практической реализации национальной политики? Литература: 1. Бердяев Н.А. Проблемы национальности. Восток-Запад // Бердяев Н.А. Судьбы России. – М., 1990. ГЛАВА IX. ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ Религия – часть культуры человека, живущего на земле. Поэтому все попытки борьбы против религии неизменно заканчивались провалом. В недалеком прошлом в нашей стране господствовало мнение, что религии нет места в рамках общественной системы. Как известно, марксизм был враждебен религии (1 и 6). В связи с этим проблема взаимосвязи политики и религии не составляла предмета научного анализа. Сегодня ситуация изменилась. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”. Наша задача раскрыть в этой главе влияние религии на политику, политические процессы и политическую деятельность, а также воздействие политики на религию. [c.132]
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |