Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этими словами начинается толкование Мф.3:14. По синодальному переводу (русскому): Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 4 страница




Но вот хотя мы теперь, как бы на виду у всех, подобно Соломону, оказались среди общества женщин [то есть кровоточивой и грешницы], однако не потерпели, как Соло­мон, вреда от женщин, хотя, подобно Соломону, и вращались среди женщин. Ибо дочери языческие прелестями своими совратили Соломо­на от служения Богу к своим идолам (3Цар.11:1-8), а здесь веру доче­рей языческих мы объявляем больше веры дочерей еврейских. Жены Соломона здоровым своим телом сделали здоровую веру Соломона больной, – эти же нашей больной вере своим исцелением чудным образом возвращают здоровье.

Кто тот, который бы не исцелился верой этой женщины? Ее вера вдруг, как бы во мгновение ока, остановила течение крови, которое продолжалось двенадцать лет. Кроме того, многие врачи долгое время рассматривали ее, но Врач Единородный в одно мгновение времени призрел ее. В течение многих лет, когда женщина пользовалась врачами, было растрачено многое из ее имения, но когда одним мгновением она воспользовалась Врачом нашим, ее рассеянные помыслы соедини­лись в одной вере. Пока земные врачи заботились о ней, она давала им земное имение, когда же явился ей небесный Врач, она принесла Ему небесную веру. Дары земные остались на земле у обитателей земли, но дары духовные были вознесены к духовному Божеству.

Врачи старались успокоить страдания от болезни, как диких зве­рей, возбужденных яростью, потому и страдания, как яростные звери, рассеивали их и лекарства во все стороны. Когда же все люди стали убегать от таковых страданий, от края одежды поспешно изошла сила Господа, которая, приблизившись к ним (страданиям), оттоле укро­тила и восторжествовала над ними. От одного бесчестия проистекали эти страдания, коими многие поставлены были в бесчестие. Имя од­ного Врача прославлено было болезнью, которая по причине множе­ства призываемых на помощь врачей долго и повсюду бесславилась. Пока рука женщины многим давала вознаграждения, ее болезнь не получила даже небольшого облегчения, когда же ее рука протянулась пустой, ее недра наполнились здоровьем. Пока рука ее была наполне­на видимой платой, она оставалась пуста для невидимой веры, когда же видимая плата была вытряхнута из руки ее, она наполнилась неви­димой верой. Раздавая видимую плату, не получила видимого исцеления, отдав же невидимую веру, приняла тайное исцеление. Хотя до­верчиво уплачивала деньги, однако награды за уверенность не полу­чила, когда же дала в уплату хищением приобретенное, получила за него награду, именно – тайное исцеление.

Поскольку (одни) врачи умножали страдания женщины, так что она не исцелялась, то другие врачи, связанные товариществом, хитро обольщали души всех, чтобы общее им искусство не было кем-либо обесславлено. Но женщину, которая, подходя (к Господу) тайно, хитро обманывала всех, Господь подверг суровому порицанию, говоря: «кто прикоснулся ко Мне», – дабы вера, открыто возвещенная, получила похвалу от всех вместе. И те (врачи), хотя, применяя лекарства, не мог­ли помочь одной женщине, однако, давая ответы, врачевали души мно­гих, а Господь, хотя Своим врачеванием мог удовлетворить всех, одна­ко не хотел удовлетворять никого посредством данного ответа. Сие сделал не потому, чтобы не знал ответа, какой должна была дать жен­щина, но для того, чтобы в целях предотвращения обозначить тех, ко­торые сказали бы: «Ты приходишь и свидетельствуешь о Себе Самом, (а потому) свидетельство Твое неистинно». Потому, хотя сила Его ис­целила женщину, однако язык Его не убедил их. Но хотя язык Его умолчал об этом деле, однако (самое) дело Его, как труба, возглашало о Нем. Итак, молчанием Его были подавлены гордость их и превозношение, посредством же вопроса Его и дела истина Его была возвещена.

Если бы в словах Писания был только один смысл, то первый ка­кой угодно истолкователь нашел бы его, и после того другим, слуша­ющим их, не было бы надобности с трудом и усилием разыскивать (смысл), и не оставалось бы никакого утешения после нахождения (его). Но каждое слово Господа имеет свое тело, и у каждого такового тела есть много членов, и у каждого члена в отдельности имеются свои каче­ства, и (потому) каждый, сколько может, слушает и, как дано ему, так и истолковывает. Таким образом, одна женщина явилась к Нему, и исце­лил ту, которая раньше являлась ко многим, не исцелявшим ее, то есть напрасно трудившимся над ней. Один, лице Коего было отвращено, исцелил ее, чтобы обличить тех, которые с великим прилежанием обра­щались к ней и не исцелили ее. «Немощное Божие, – говорит (Писа­ние), – сильнее человеков» (1Кор.1:25). Но хотя внешнее лице Господа могло видеть только в одном направлении, однако Его внутреннее Бо­жество было всевидящим оком, ибо взирало во все стороны.

Гибельное истечение в чреве женщины осушил, и поток проповеди о возвращении здоровья в устах ее открыл. Она прикоснулась к Боже­ству Его, и от Него получила здоровье. Скала в пустыне источила воды освящающие, которыми доставила питье двенадцати коленам народа, а сия двенадцать лет проливала нечистую кровь, осквернявшую все чле­ны своего тела. Скала рассечена была жезлом Моисея, знамением Жи­вотворца нашего, а кровотечение осушено краями одежды Врача на­шего; ту (скалу), конечно твердую, рассек твердый жезл, это же (тече­ние крови) осушила мягкая одежда. Однако, хотя жезл, на взгляд, и казался жестоким, на нем напечатлено было смирение Креста, и хотя одежда, по внешнему виду, являлась мягкой, но от нее изошла крепкая сила. Дивно сие исцеление! Прежде чем семя выпало из руки Христа, земля, для которой оно назначалось, уже приняла семена изобильно [т.е. прежде, чем были сказаны Христом слова: «вера твоя спасла те­бя», – женщина уже была здоровой]; и в то время, как семя оставалось еще в житнице Господа, оно уже успе­ло достигнуть до земли, которую должно было засеять, дабы из нее при- нести прибыль на то, что предоставлено ей, и полученный капитал воз­вратить с процентами. Вот – истинно Господнее семя! Ибо когда еще было сокрыто в житнице своей, уже собрало плод хлебный, и пока на­ходилось в руке своего Сеятеля, его мысленные зерна, как бы в мгнове­ние ока, были собраны от земли разумной в семя разумное.

«Сила изошла от Меня». Этими словами побудил недостойных зем­ледельцев, запирающих семя в житницах, к тому, чтобы твердо стояли в вере в Него. И дал залог верности Своей, поскольку и остальные се­мена, которые были посеяны, каждое в свое время должны будут воз­вратить сторичный плод. Ибо бывают семена, которые через некото­рое время делаются готовыми для жатвы, и бывают такие, которые бу­дут сжинаться в конце мира, а бывают и такие, жатва которых совершается при самом сеянии. Когда говорит: «в семь раз более полу­чит во время сие» (ср.: Мк.10:30), – то (в сих словах) означаются семе­на, которые сжинаются спустя недолгое время (после посева). И ког­да говорит: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону» (Мф.25:34), то (этим) указываются семена, которые сжинаются в кон­це (мира). Если же женщина сзади Его подошла к краю одежды Его, то это и есть семя, которое принесло свои плоды в житницу тотчас же, как только было посеяно. К хлебному зерну, которое сеется в утробу зем­ли, из терниев, в нем скрытых, присоединяются плевелы и вместе с ним произрастают; с семенем же веры, которое скрывалось в мужестве дерз­новенной души, соединена была сила Божия и вместе с ним возросла.

Кровоточивая, когда услышала, что Христос сказал начальнику синагоги: «веруй, и жива будет дочь твоя» (ср.: Лк.8:50), помыслила в себе, что Тот, Кто имеет власть возвратить в тело душу двенадцатилет­ней дочери, может удалить от тела и уничтожить также и двенадцати­летнюю язву. И когда услышала слова Его: «твердо веруй, и жива будет дочь твоя», то поняла, что в уплату Врачу она может отдать свою веру. Кто исцелял словом уст Своих, Тот определил награду и вере, которая есть плод уст. Исцеление изошло из уст Христа и купило веру из уст женщины. Явное исцеление дал, и явной награды потребовал. Исцеление, исшедшее из уст Его, ясно было слышимо; потому потребо­вал веры, ясно возглашенной устами. Однако, поскольку женщина вслух всех исповедала то, что произошло, и ей не поверили, преимуществен­но по той причине, что страдания ее были тайными (ведь и когда сле­пые открыли глаза, они (фарисеи) говорили, что Он действует силой беса, и когда Лазаря возвратил к жизни, некоторые из тех, которые ви­дели, не уверовали); поэтому двенадцатилетнюю девицу воззвал к жиз­ни. Ибо Кто двенадцатилетнюю жизнь тела непрерванную возвратил в место свое, Тот мог подавить и прогнать с места кровотечение, не пре­рывавшееся в продолжение двенадцати лет. Кто мог возвратить одно, Тот мог изгнать и другое, и Кто оживил все омертвевшие члены той дочери, Тот мог исцелить и чрево этой женщины.

После же того, как женщина была исцелена, Господь сказал: «кто прикоснулся ко Мне?» – для того именно, чтобы сама она в слух их за­свидетельствовала о возвращении к ней здоровья. Потому так же и о девице сказал: «спит», чтобы сами они оказались свидетелями ее смер­ти, дабы, когда увидят ее возвратившейся к жизни, кощунники обрати­лись в свидетелей за Него. Ибо свидетельство, высказанное ими о смер­ти девицы, и воскрешение девицы стали свидетелями, предварившими смерть Господа, дабы не показалось им невероятным, когда увидят Его ожившим. Таким образом, дав возможность выбора, поставил им сле­дующих два условия. Так, если бы впоследствии они опять сказали, что девица спала, то этим, даже вопреки своему желанию, возвеличили бы Его, так как хотя все очевидцы полагали и утверждали, что девица умер­ла, Он, прежде чем увидел девицу, узнал, что она спит. А если бы сказа­ли, что она не спала, (а умерла), то жизнь, возвращенная девице, прину­дила бы их признать Господа Животворящим. И если бы, наконец, ска­зали, что она спала, то ведение Христа засвидетельствовало бы им о Божестве Его. Когда они стали бы отвергать одно, Господь изобличил бы их посредством того и другого [т.е. если бы они пожелали отрицать то одно, что требовало призна­ния, именно: Божество Его, – то Христос изобличил бы их посредством указан­ной дилеммы]. Далее, если она была объята глу­боким сном, то почему была пробуждена голосом только Христа? «И повелел дать ей что-либо съесть» (ср.: Лк.8:55), чтобы показать здоро­вье, которое она получила назад вместе с жизнью; ибо не была подобна больным, которые мало-помалу возвращаются к здоровью. Итак, те, которые сомневались в исцелении кровоточивой женщины, были по­стыжены, а через возвращение девицы к жизни подверглись порица­нию и изобличению гораздо более, чем присутствовавшие при воскре­шении девицы. Ведь исцеление чрева произошло втайне, оживление же тела было явным. Посему то, что произошло втайне, стало вероятным благодаря тому, что сделано было явно. Писание говорит: «в страхе и трепете прикоснулась сзади Его к краю одежды Его» (ср.: Мк.5:27,33) и пр. Если в страхе и трепете она прикоснулась к краю одежды Его, то тем более надлежит нам в страхе и трепете принимать [то, что принимается, святой Ефрем предполагает известным своим чита­телям], когда прика­саемся к Телу и Крови Его, составляющим залог нашей жизни.

 

 

ГЛАВА 8

 

«Послал их по два по подобию Своему (ср.: Мф.10:5. Лк.10:1), то есть как Сам безвозмездно проповедовал, так пусть и они делают по слову Его: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8), чтобы оказать­ся Его подражателями. Далее, послал их (для того), чтобы они пропо­ведовали истину, совершали чудеса и терпели бедствия, как и Сам Он делал, и, таким образом, знали бы, что Он отобразился в них, как бы (в Своем) отпечатке. «На путь к язычникам не ходите» (Мф.10:5), – то же самое, что затем говорит: «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.10:6). Когда же последние не приняли их, апостолы сказали им: «отселе мы обращаемся к язычникам» (ср.: Деян.13:46). «Итак, вот Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф.10:16), – так сказал, дабы на­учить их, что пока Пастырь с ними, (до тех пор) ничто не может повре­дить им. И чтобы укрепить их, говорит: «кто вас примет, Меня примет» (ср.: Мф.10:40). «Не берите..., говорит, золота» (Мф.10:9), – чтобы среди вас не оказалось Иуды и того, что лишило Ахана жизни (Нав.7:1-26), покрыло Гиезия проказой (4Цар.5:1-27) и весь народ совратило в пустыне (Исх.32:1-7). И серебро запретил им и удалил (от них), что­бы кто-нибудь не почел их за торговцев, а не за проповедников.

И сказал: «посоха» (ср.: Мк.6:8), – то есть в знак власти и смире­ния, «ни жезла» (ср.: Мф.10:10), – потому что они пошли пасти не стадо необузданное, как некогда Моисей. Но заметь и то, что Моисей, когда стадо стало жестоковыйно поступать с пастырем своим, оставив жезл, взялся за меч (Исх.32:25-28); а так как это стадо [стадо, которое должны были пасти апостолы] жительствова­ло в мире, то сказал вместо жезла взять посох. Далее, не сказал: «сапог» (Мф.10:10), ибо если б они их носили, то всеми были бы отвергнуты, а «сандалии» (Мк.6:9), чтобы таким образом они могли бы получать награду за свои наставления. Но хотя они были из простого народа, однако возвысил их и уподобил Моисею, который носил с собой кости праведника [Иосифа, сына Иакова (Быт.50:24-26)], а они принимали и имели с собой Тело, оправдывающее все тела [Тело Евхаристическое]. И если Моисей тремя именами дома Авраамова [т.е. именами Авраама, Исаака, Иакова] примирил Бога с потомками, нарушившими закон, то насколько более они тремя именами Божества очистят всех людей, составляющих семью Адама.

«В какой дом не войдете, сначала приветствуйте дом» (ср.: Мф.10:12), чтобы Господь Сам вошел и поселился там, как он поселялся у Марии (сестры Лазаря), и (чтобы) тогда они, как ученики Его, были бы приняты там. Это приветствие есть таинство веры Его на земле, кото­рой сдерживается вражда, обуздывается война, люди взаимно призна­ют друг друга. Применение этого приветствия было скрыто под покры­валом заблуждения, хотя и ранее уже было предызображено таинство воскресения мертвых [«Воскресения мертвых» вместо «искупления», в отношении к которому оно является началом и концом. Мысль святого Ефрема, по-видимому, та, что до изъясняемой заповеди Господа приветствие миром, по заблуждению, не было при­меняемо в человеческом обществе], подобие которого выражают даже вещи нео­душевленные, когда (например) наступает свет и является заря, прого­няющая ночь. С этого же времени люди начали говорить друг другу приветствие и принимать сказанное, дабы это призывание (пожелание мира) (Мф.10:12-13) исцеляло говорящего (приветствие) и приносило благословение принимающему (его). А кто принимает только слова это­го приветствия, чувства же, им выражаемого, не имеет в своих членах, над тем как бы свет распространяется и им отталкивается, как лучи солнца землей.

Это приветствие проповедано по имени, сокровенно по силе, по­стигнуто ведением, установлено таинством и для всех людей вполне достаточное. Потому было послано Господом с учениками как глаша­тай, чтобы, облекшись быстрым гласом апостолов, которые были его насадителями, устроить мир и приготовить путь пред лицом их. Это приветствие посевалось в каждом доме, чтобы разделить и разлучить членов его, и проникало во всех слушателей, дабы детей сродных ему выделить, собрать около себя и остаться при них; тех же, которые были противоположного характера, обнаружить и после посева удалиться от них. Это приветствие, истекая от апостолов, не иссякло в их братьях, дабы ясно было, что сокровище Господа, пославшего его, не оскудева­ет. И в принявших его оно не изменилось, дабы засвидетельствовать, что дары его (суть) податели истины и веры. Ибо это приветствие пре­бывало у того, кто давал его, и у тех, которые получали его, не умень­шаясь и не удаляясь. Это приветствие явным сделало, что Отец по Сво­ей природе находится у всех, и во всех показало, что Сын от Отца по­слан, и что Он всецело находится у всех, и Свой конец имеет у Отца. Поскольку же Сын есть образ Отца, то отнюдь не прекращал пропове­довать и не уставал учить, доколе предзнаменования исполнились в самых делах, образы получили конец в истине, тени облеклись самым те­лом, и все таинства через осуществление в истине были завершены, окон­чены и исчерпаны.

Посему слово Христа в слушателей, которые могут его принять, мы влагаем как закваску, под действием которой они разделяются, но и соединяются; именно: отделяются и разлучаются от грубой массы мира, соединяются же со Христом, Который устрояет общение Церк­ви. У кого великий венец, у того должен быть также и великий подвиг. Хотя (обыкновенно) и бывает так, однако слава (нашей) победы не мо­жет быть сравниваема с незначительностью борьбы. Будем же остере­гаться, чтобы коварное заблуждение не проникло к нам и не облеклось нашим оружием, потому что оно подменяет свой вид под все цвета и всякого рода питьем растворяет свою чашу. Мы, христиане, таинствен­но являем собой Иудеев, будучи обрезаны духом, благословенны воз­рождением и пользуясь полным здоровьем ради Крови Христа и вслед­ствие исцеления.

«Отрясите прах от ног ваших» (Мф.10:14), чтобы показать, что Господь подвергнет их наказанию, поскольку даже прах, приставший к ним на пути, отбрасывают на них, дабы отсюда они знали, что те, кото­рые проходят по их пути, возвратятся к ним (в качестве судей). Кто при­нимает прах, отрясенный праведниками, тот, если не обратится, досто- ин становится отмщения за праведников, которые прахом, а не грязью их оскверняются. «Отраднее будет земле Содомской» (Мф.10:15), то есть так как Ангелы, явившиеся в Содом, не совершили знамения, но посредством самого города Содомского дали знамение всему миру. Эти (не принимающие апостолов) видели знамения, как написано: «слепые видят» (ср.: Мф.11:5), но в Содоме Ангелы сделали слепыми тех, которые (их) видели (Быт.19:11). Итак, отраднее будет городу Содомско­му, который совершил всякое зло этого рода. Далее, городу, не прини­мающему Его учеников, будет дан приговор более суровый, чем тем (Содомитянам), потому что Содом согрешил против Ангелов; этот же город, не принимающий учеников, отвергает Самого Господа: «отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк.10:16). «Итак, будьте просты, как голуби, и мудры, как змии» (ср.: Мф.10:16). Что говорит (далее): «Остерегайтесь людей» (Мф.10:17), – это значит (остерегайтесь) не тех людей, которые предадут вас, а тех, которые «приходят к вам в одеж­де овечьей, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15).

«В какой город войдете и не примут вас, бегите отсюда в дру­гой город, и если из него вас будут гнать, бегите опять в другой город» (ср.: Мф.10:23). Это не на всех людей распространил, но сказал об од­них учениках, потому что (тогда еще только) начиналась новая пропо­ведь, и числом их было мало. Чтобы против них не соединились и не истребили память о них от земли и (таким образом) не воспрепятство­вали бы насаждению благовестия Его в народах и учения, и наставления Его в тварях, для того сказал: «если вас изгонят из одной страны, то бе­гите в другую» (ср.: Мф.10:23). Если бы апостолы не убежали в то вре­мя, когда Стефан был побит камнями (Деян.7:57-60), то они сами, конечно, не избежали бы мучения. А если бы Господь распространил эту Свою заповедь на все поколения, то кто бы решился подвергать себя мученичеству ради Него? Далее, дабы показать, что не изъял и апосто­лов от мученичества, еще раз – хорошо сие уразумей – воодушевил их, дабы не страшились и не скорбели, если с ними случится нечто подобное тому, что Он показал им на Себе Самом, когда не убежал от тех, которые должны были вести Его на Крест, и об этом ясно сказал им в следующих словах: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20).

И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить» (ср.: Мф.10:28). И вот мы видим, что те, которым ска­зано было: «все бегите», – один за другим приносят себя в жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или: так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, то, чтобы они не возгордились этой властью, научил их смире­нию, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой». По­добным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чем они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь и истребит их?» (ср.: Лк.9:54).

И поелику ученики подумали в себе, ибо сказал: «к самарянам и язычникам не ходите» (ср.: Мф.10:5), и добавил: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой»: «Что мы будем делать, если не доста­нет городов?» – то посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам» (ср.: Мф.10:23). Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успе­ете обойти все города, как Я приду к вам». Именно, послал их в горо­да, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их» – означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А если хорошо вникнуть, (этими словами) сказал им, что (сначала) они будут изгнаны из многих горо­дов, а потом (уже) Он явится к ним; однако на самом деле так не сде­лал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию [по мысли святого Ефрема, между преследованием апостолов и явлением Христа должно было пройти продолжительное время, которое на самом деле сократилось милосердием Господа], ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением (Ин.20:21-23).

«Что говорю вам в темноте, говорите при свете» (Мф.10:27), то есть что говорю вам втайне, то возвещайте громким гласом, что и изъяс­няет, говоря: «что на ухо слышите, проповедайте на кровлях». Или: го­воря «в темноте», обозначил народ (Иудейский), а говоря «при свете», (означил) народы (языческие). И говорит: «не бойтесь тех, которые убивают тело» (ср.: Мф.10:28), дабы научить, что люди имеют власть только над телом; Бог же (властвует) также и над душами, так что мо­жет послать их в геенну. И если возразят: «Каким образом души погуб­ляются в геенне, когда тление и смерть не имеют над ними власти?» – и если спросят: «Каким образом тело там погибает, когда, без сомнения, там есть червь и скрежет зубов?» – то в этом месте Писания дан ясный ответ (на это): потому что не только бессмертная душа не умирает, но также и тело, ибо и оно пребывает, не погибая [души погибают в геенне так же, как погибают в ней и тела, то есть муча­ются]. Слова же: «кто погуб­ляет тело» (ср.: Мф.10:28), сказаны о временной смерти. Ведь, если бы тело действительно погибало, то оно не было бы в геенне, потому что геенна мучит живые тела, а не истлевшие тела умерщвляет.

Так как многие боятся тления и по причине временной смерти со­крушаются духом, то Господь хотел этим словом воодушевить и на­учить их, что должно более бояться Того, Кто душу и тело погубляет в геенне. Итак, души не умирают, так чтобы они (при этом) истреблялись смертью, равно как и Бог не отнимает дары Свои, которые даются (Им) без раскаяния, и верное обетование воскресения тела никогда не ока­жется тщетным. «Не бойтесь», потому что ведь душа не умирает; ибо если бы она подлежала смерти, то нам следовало бы бояться. При та­ком (же) положении дела (нам) не должно бояться и за тело наше, которое разрушается, так как не душа, но Бог (только) может произвести разрушение тела. Значит, как тело, которое разрушается, образует Бог, так Он же устрояет и душу; и Кто тело и душу из ничего создал, Тот может также и оживить их (по смерти) после того, как они начали суще­ствовать. Ибо бессмертная душа не может оживить мертвых тел, но только Бог есть Тот, Кто это делает. Не бойтесь, говорит, тех, которые погубляют эту вашу жизнь, той же вашей жизни не могут погубить. Это сказал потому, что ученики слышали и могли услышать от саддукеев и других, что воскресения (мертвых) не будет.

«Две... малые птицы продаются за ассарий» (Мф.10:29). Две, не одна. Хотел показать ничтожность малой птицы. Ибо что имеет боль­шую цену, то продается в одиночку, а что дешево, то продается вместе, как трава. «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф.10:29). Если малые птицы, которые ничтожны по цене и пред­ставляют собой как бы тень, не ловятся, то не сказал: «без воли Бога», – но: «без воли Отца вашего», – что есть промышление Отца о ничтож­ных вещах не служит ли и для нас прекрасным доказательством боль­шей заботливости и любви, какую Он имеет относительно нас?

«Исповедую того пред Отцем» (ср.: Мф.10:32), – как бы говорил: «приидите, благословенные Отца Моего» (Мф.25:34). И что говорит: «отрекусь от него» (ср.: Мф.10:33), – (то же самое), как и там; «не знаю вас» (Мф.25:12), – не потому, что они каким-либо образом были скрыты от Него, но потому, что Он не признает их Своими. Пойми, насколько хорошо их знал, ибо отвергает их, а не принимает.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» (Мф.10:34). Где же то, что всем говорят: «Христос пришел, чтобы умиротво­рить то, что на небе, и то, что на земле?» (ср.: Кол.1:20). Конеч­но, Господь возвестил мир, как и апостол говорит: «соделал нам мир» (ср.: Еф.2:14), и в другом месте: «которые Его приняли, мир над теми» (ср.: Гал.6:16). Но, с другой стороны, не принес мира вследствие того, что чрез Него верные были отделены от неверных. «Я пришел разде­лить человека с отцом его» и пр. (Мф.10:35). Разделяются, – гово­рит, – мыслью, потому что не помышляют правильно о вере, посколь­ку Один почитает Бога Так, а другой иначе. «Меч» (Мф.10:34) [т.е.: «пришел Я принести» ], говорит, чтобы им отсечь у душ вредную любовь и послать в них стре­лу сладостной любви Своей. «Кто хочет сберечь душу свою, потеря­ет ее» (Ср.: Мф.10:39). Как это понять, когда об одной и той же душе возвещается и сбережение, и потеря? Именно тот, кто исповедует (Гос­пода) пред гонителями, теряет душу свою, но находит (ее) у Господа. Говорит: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10: 39). Итак, кто теряет душу свою ради Христа, тот необходимо сбере­гает ее у Христа; ибо Бог, ради Которого теряется душа, печется о том, чтобы сберечь (ее), поскольку рука Его есть рука, простирающа­яся на все, и мышца Его сильнее всего, так что отовсюду может исторгнуть ее (душу). Любовь Свою, которой обнимает всех людей, сделал меньшей и повинной всем, дабы любовь людей, которой обнимают они Господа всяческих, представить превосходящей все. «Кто не лю­бит Меня более, чем душу свою» и пр. (ср.: Мф.10:37).

«Пришла Мария, и села у ног Иисуса» (ср.: Лк.10:39), то есть села как бы на твердую землю у ног Его, которые и жене грешнице дали проще­ние грехов. Поскольку она добыла себе украшение, чтобы войти в Цар­ство Единородного, то «избрала» одну только «благую часть», именно: Благого Христа, так что «вовек», как сказано, «не отнимется от нее» (Лк.10:42). Любовь же Марфы была более суетливой, чем любовь Ма­рии, потому что, когда в первый раз пришел Христос, Марфа служила Ему. «Нет Тебе нужды до меня; скажи сестре моей, чтобы помогла мне» (ср.: Лк.10:40). И в то время, как (Господь) пришел, чтобы воскресить Лазаря, она первая также вышла навстречу Ему (Ин.11:20).

 

ГЛАВА 9

 

«Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:3) Отнюдь не усомнился в Нем. Ибо тот, кто не умедлил взыг­рать во чреве и приготовил путь в пустыне, и крещение не вменил себе ни в какую похвалу, поскольку сказал: «мне надобно креститься от Тебя» (Мф.3:14), и: «вот Тот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (ср.: Ин.1:29), и: «я недостоин развязать ремни у обуви Его» (Ин.1:27), – кто все это возвестил во всеуслышание, каким обра­зом потом мог усомниться в Нем, во-первых, после свидетельства Духа, сошедшего в подобии голубя, и, во-вторых, после голоса явившегося с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и пр. (Мф.3:17)? Но эти слова мы изъясняем так. Как пророки говорили ради себя и ради тех, кото­рые должны были слушать их, и как Господь говорит: «ради народа го­ворю сие, чтобы поверили» (ср.: Ин.11:42), – так и Иоанн, когда уви­дел, что настало время переселиться ему из этого мира, и уразумел, что он должен так же и в смерти предшествовать Спасителю, как предшествовал Ему в рождестве в эту жизнь, то озаботился тем, чтобы не оста­вить своих учеников блуждать и рассеяться, как стадо без пастыря.

Иоанн послал учеников к Нему не для того, чтобы они допрашива­ли Его, но чтобы Господь, как бы печатью, подтвердил (им) то, что он сам ранее говорил, потому мысль учеников устремил к Нему. Когда, говорит Писание, другие ученики услышали его беседу о Господе и уви­дели Его, то, без печали оставив Иоанна, последовали за Ним (Ин.1:35-37). Как при крещении показал свою добрую волю, поскольку не присвоил себе священство дома отца своего, так и здесь пожелал ученикам передать сокровища, которых не похищал. Послал их к Хри­сту с той целью, чтобы, увидев чудеса, они укрепились в вере в Него. И сказал им Иисус: «пойдите и расскажите Иоанну» не то, что слышали, но «то, что видели. Вот, слепые видят и хромые ходят» (ср.: Мф.11:4,5), – то есть если бы дела, которые Я делаю, не подтверждали слов Иоанна, то его беседы (обо Мне) были бы совершенно ложны; а так как (на самом деле) они истинны и верны, то следуй не словам их, но пости­гай (их) смысл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.