Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово в Неделю Двадцать Четвертую по Троице




Образцы церковной проповеди.

Христос есть наш мир.

Тема VI.

" Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду " (Ст. 14).

1. Мир с Богом. (Ефес. 2:4-5; Рим. 5:1, 10; Кол. 1:20; 2 Кор. 5:19; Ефес. 2:13-14, 17; Лук. 3:14).

2. Мир с ближними. (Псал. 5:10; Рим. 3:16; Ефес. 2:14; Гал. 3:28; Иоан. 9:5; 13:35; 15:12; Мат. 12:12; 5:48),

3. Мир с самими собой. (Псал. 37:4; 1 Иоан. 2:1; Евр. 7:25; 2 Пет. 1:3).

 

" Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку,

возгласил: девица! встань.

И возвратился дух ее; она тотчас встала,

и Он велел дать ей есть. " (Лук. 8:54-55).

Евангельская история ныне повествует нам, в наше назидание и утешение, об одном из важнейших событий в земной жизни нашего Господа, благодетельнейших для человечества и служащих очевидным доказательством Его Божественного посланничества. Двенадцатилетняя девушка, единственная дочь y отца, пораженная тяжкой болезнью лежала при смерти. Растерзанный горестью отец, потеряв всю надежду на обыкновенные средства врачевания, прибегает к небесному Врачу, падает к ногам Его, и с полной верой во всемогущую Его доброту умоляет Его ο помощи. Божественный Друг человечества, которого низвели с небес на землю слезы и бедствия несчастных сынов Адама, немедленно является на помощь к страждущей, но жизнь уже оставила ее, и смерть положила страшную печать тления на ее челе. Дом наполняется слезами и рыданием. И тогда, как все утешения человеческие бывают напрасны, и более огорчают, нежели услаждают горесть - небесный Утешитель подает самое действительное, Божественное утешение. Всемощным словом: " Девица, встань! " Он возвращает отчаявшимся родителям единственную их дочь, - и глубокая печаль мгновенно сменяется торжественной радостью.

Какой несчастный страдалец, изнемогающий под бременем многолетних болезней, какой несчастный отец, осужденный оплакивать потерю детей своих, при этом трогательном повествовании не помыслит в своем сердце: Господи! Отчего же ныне не совершаются перед нами такие чудеса Твоей неизреченной доброты? Отчего самые слезные молитвы не исцеляют нас от болезней, не воскрешают возлюбленных умерших наших? Неужели доброта и любовь Твоя к страждущему человечеству ограничивалась только временем Твоего пребывания на земле?

Нет, христианин! Божественный Искупитель твой всегда один и тот же. Его всемогущая доброта, Его любовь к роду человеческому объемлет все времена. Конечно, мы не видим ныне, чтобы слезы отца, матери, слезы возлюбленных, пролитые перед ним, возвращали кого-либо от смерти к жизни, но мы знаем, слушатели, что и во время пребывания Своего на земле не для всех несчастных совершал Он такие чудеса всемогущей доброты, и что даже самые возлюбленнейшие Его были зачастую самыми горестнейшими в мире.

Отцы и матери! Чья скорбь может сравниться с той жестокой скорбью, которая, подобно оружию, пронзила нежное сердце возлюбленной Матери нашего Господа, когда она увидела Сына своего, умирающего позорной и ужасной смертью на кресте, посреди злодеев!

Несчастные страдальцы! Какие бедствия претерпевали в этом мире возлюбленные ученики Господа, которых весь мир был недостоин, и которые повсюду были преследуемы, как злодеи, пока святую, деятельную свою жизнь не окончили мученической смертью? Что же это значит, скажете вы?

To, что бедствия на пути к вечной жизни, пути нравственного усовершенствования необходимы и благодетельны, и что Господь наш не для того приходил на землю, чтобы исцелением больных, воскрешением мертвых доставить людям временную помощь и утешение, но для того, чтобы сделать нас наследниками вечной жизни, и как Своим учением, так и жизнью утвердить в наших сердцах веру в Бога-Промыслителя, с которой мы могли бы смотреть на все обстоятельства нашей жизни, и на счастливые и на неблагоприятные, как на определения небесного Отца, часто непостижимыми для нас путями ведущего нас к вечному блаженству. Чтобы эту благотворную истину насколько возможно больше приблизить к нашему уму и сердцу, подумаем в настоящие минуты ο том, какое спасительное действие имеют на нас несчастья?

Различные несчастья встречают нас на жизненном пути, и каждое из них более или менее возмущает спокойствие нашего духа, поселяет уныние и печаль в нашем сердце. Heвзирая на то, все они имеют самое благотворное влияние на внутреннего нашего человека, на усовершенствование и возвышение сил бессмертного нашего духа, наследника Божественных обетований, - так что там, где недальновидное, ограниченное чувственностью человеческое око усматривает одно только зло - там по действию всемогущей, непостижимой доброты созидается для нас высочайшее благо.

К примеру, тебя постигла тяжкая болезнь, ты молишь Бога ο выздоровлении, и Бог медлит даровать его тебе. Состояние самое неприятное, мучительное! Но вспомни, всегда ли ты, наслаждаясь цветущим здоровьем, чувствовал его истинную цену, почитал его великим Божьим благодеянием и из благодарности к всевышнему Подателю его старался употреблять его должным образом, или нередко и этот дар творческой доброты, подобно всем другим дарам, вместо того, чтобы служить тебе средством к большей общеполезной деятельности, служил средством и поводом к большей рассеянности, к беспорядочной, невоздержанной жизни? Всегда ли с такой усердной молитвой прибегал ты к Богу, как во дни болезней, чувствовал от Heгo совершенную зависимость, и в Нем одном полагал всю свою надежду, или нередко само здоровье твое служило для тебя идолом, который, обращая на себя твою надежду, ослаблял в твоем сердце упование на Бога? Всегда ли помнил ο том страшном, неизбежном и близком для каждого из нас часе разлучения души с телом, от забвения которого проистекают многоразличные пороки, или, надеясь на крепость своих телесных сил, откладывал его на многие годы, a с тем вместе откладывал и исправление многих плохих склонностей и привычек. Вспомни, как часто среди забот и рассеянностей жизни не находил ты свободного времени для исполнения священнейшей обязанности христианина - постом, размышлением и молитвой приготовить себя к истинному покаянию перед Богом и благоговейному принятию пречистого тела и крови Божественного твоего Искупителя? Теперь сам Бог, посещая тебя боолезнью, избирает тебе самое удобное для этого время.

Признайся вообще, когда суждения твои ο разных предметах были правильнее, мысли возвышеннее, желания чище и святее, - во дни ли цветущего здоровья, или во дни болезней? Ах, слушатели! Кто из нас будет отрицать ту познанную собственным опытом каждого истину, что дни болезней, как самое благоприятное для размышления и самопознания время, в настоящем греховном состоянии нашем чрезвычайно спасительны для нас, что в это время мы чувствуем себя в гораздо лучшем расположении духа, молитвы наши к Богу бывают пламеннее и усерднее, чувство собственного ничтожества и совершенной зависимости от Всевышнего сильнее, взор на мир и себя самих светлее, понятия ο настоящей жизни правильнее, мысли ο смерти, суде и вечной участи, столь благотворные для нравственности, гораздо живее, так что в той самой мере, как природа телесная слабеет, как внешний наш человек тлеет, в той самой мере природа духовная - наш внутренний человек - обновляется и укрепляется? Если же это так, слушатели, то на болезни, постигающие нас, мы должны смотреть не иначе, как на спасительные средства к нашему исправлению, как на школу благочестия и мудрости, и, следовательно, как на действия Божественной доброты.

To же самое должно сказать и ο других несчастьях, случающихся с нами в этой временной жизни. Все они в настоящем состоянии нашем, при усилившейся чувственности, при владычестве страстей, подавляющих и стесняющих силы нашего духа - благодетельны и необходимы для нашего нравственного совершенствования. Они то же в нравственном мире, что в мире физическом бури, ненастье и холод зимы, готовящие приход прекрасной весны. К примеру, ты лишился имущества, лишился почестей; это несчастье трогает тебя до глубины души и повергает в уныние и печаль. Но, предаваясь печали, подумай при этом: всегда ли ты употреблял эти блага по намерению Творца, к твоему собственному и твоих ближних благу? Всегда ли они служили тебе средством к приобретению благ небесных, вечных? С умножением твоих сокровищ, с возвышением почестей, расширился ли круг твоей благотворительности, возрастала ли деятельная любовь твоя к твоим собратьям? Небесный Отец, благословляя тебя богатством и почестями, не для того конечно даровал их, чтобы доставить тебе случай и способ удовлетворять чувственным вожделениям, и питать твои страсти; но для того, чтобы доставить тебе средство сделать жизнь свою благодетельной для твоих ближних, и правильным употреблением даруемых благ сделаться достойным услышать некогда в день всемирного воздаяния вожделенный приговор от небесного Домовладыки: "Добрый раб! Ты был верен в малом, теперь над многим тебя поставлю."

Но как часто эти блага, вопреки намерению их вышнего Дарователя, служили для тебя поводом и побуждением к роскоши, суетности, самонадеянности, надменности и презрению других, менее тебя счастливых, но, быть может, гораздо более достойных уважения; и следственно, как часто они служили для тебя камнями преткновения на пути христианской жизни, и преграждали тебе путь к жизни вечной! Бог видел твои опасности и, как исполненный любви Отец, из любви к тебе отнял y тебя то, что стало для тебя вредно. Ты лишился имущества, почестей, но вместе с тем освободился и от многих пороков, неизвестных в бедном и низком состоянии. Бедность посетила тебя, но заметь, что вместе с ней посетили дом твой, а тем более твое сердце, различные добродетели, составляющие драгоценное украшение человечества, необходимую принадлежность христианства. Ты сделался теперь смиреннее, благоразумнее, благочестивее, снисходительнее к слабым, сострадательнее к несчастным, познав опытом суету и ничтожность преизбыточных земных благ, больше стал прибегать к Богу и на Heгo единого возлагать свое упование, и, таким образом, ближе стал к Богу и людям - сделался тем, чем должен быть, и чем не мог быть в дни земного счастья. Поэтому вместо того, чтобы жаловаться на свои несчастья, принеси благодарение Всевышнему, повторяя в сердце своем слова Псалмопевца: " Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим," ибо " прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню. " (Псал. 118:71, 67).

Наконец, тебя постигло самое величайшее несчастье - лишение твоих возлюбленных, которых преждевременная смерть забрала от тебя, и которые составляли единственную опору твоего благосостояния на земле, единственное утешение в жизни. Лишившись их, ты лишился всего, что привязывало тебя к жизни. Жестокая скорбь раздирает твое сердце, отравляет горестью твои дни, и свет становится тебе не мил, - все утешения человеческие напрасны. Но, христианин! И это величайшее несчастье, исторгающее из глаз твоих горькие слезы, не есть действие гнева или оставления Божия, но действие непостижимой Его доброты. И здесь Бог является тебе Богом любви и милосердия, разрушая твое счастье на земле, и в то же время созидая его на небе. Мы здесь странники и пришельцы, там - на небесах наше отечество. Настоящая жизнь наша есть только время воспитания и приготовления для жизни будущей, совершеннейшей. Здесь верой и добродетелью мы должны приобрести себе сокровище небесное, вечное. Земля со всеми своими благами и бедствиями для бессмертного духа нашего не более значит, как скоропреходящее явление, которое в минуту смерти для каждого из нас навсегда исчезнет.

Вот важные мысли, с которыми христианин должен проходить поприще жизни, и которые должны давать направление всем его мыслям, желаниям и поступкам, если только он не напрасно хочет носить на себе священнейшее имя последователя Христова. Чем глубже укореняются в нем такие высокие мысли, чем больше занимают его, тем свободнее деятельность его духа, тем чище и возвышеннее его нравственность, тем искреннее любовь к ближним и тем более уподобляется он по своим чувствам великому своему Учителю и Господу. Сокровища земли тогда не обольщают его, отличия и пoчести не надмевают, бедствия не повергают, его дух, устремленный в небеса, уже в этом бренном теле начинает предвкушать радости небесные, при которых блага земли теряют всю свою цену, и которые достаточны к услаждению всех горестей жизни.

Но, слушатели, что больше может возбуждать и укоренять в душе нашей такие высокие, спасительные мысли? Что удобнее может ознакомить нас с миром высшим, блаженным отечеством бессмертного нашего духа, как не смерть возлюбленных наших, которые, отходя в иной мир, как бы увлекают вместе с собой и сердце наше от земли к небу? Туда скрылось наше сокровище, туда естественно стремится и наше сердце. Припомним, какие мысли занимали нашу душу, какие разговоры были между нами, когда мы оплакивали смерть наших возлюбленных. Мы мыслили тогда ο небе, рассуждали ο вечной участи, которая ожидает всех нас за пределами гроба. Напротив, в дни счастливые, в кругу возлюбленных, под кровом сильных благодетелей, как часто теряем мы из виду высокое наше назначение, забываем ο будущей жизни, увлекаясь радостями жизни настоящей, и начертывая в уме своем обширные планы для созидания земного счастья.

Итак, слушатели, испытывая различные несчастья, не будем жаловаться на нашу жестокую участь, но, взирая оком веры на Божественного Искупителя, путем страданий и скорбей вошедшего в вечную славу свою, будем стараться обращать их к нашей пользе. Небесный Отец не для того попускает болезням и другим несчастьям случаться с нами, чтобы причинить нам мучение и печаль, но для того, чтобы посредством их исправить нас и сделать способными к наслаждению высшими, небесными радостями. По своей бесконечной доброте, Он никогда не попустил бы несчастьям помрачать светлых дней нашей жизни, и дозволил бы нам наслаждаться чистыми, невозмущаемыми печалью радостями, если бы это соответствовало нашему настоящему состоянию и поведению, если бы мы могли быть столь мудры и добродетельны, сколько должны быть такими. Поэтому будем принимать от Heгo с благодарностью как доброе, так и злое, и молить Его не столько ο том, чтобы Он предотвратил от нас несчастья, но ο том наиболее, чтобы даровал нам силы и крепость к благодушному перенесению их, даровал такой дух, с которым мы могли бы, подобно Иову, благословлять Его и во дни злополучия, и, рыдая над гробом возлюбленных наших, воспевать Ему: "Аллилуия."

Аминь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.