Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О женском профессиональном образовании




 

Всякий, кто хоть немного слышал об истории рабочего движения, знает, что в погоне за наживой капитал давно уже широко стал пользоваться детским и женским трудом. Основным кормильцем семьи искони считался отец семьи; заработок детей и жены был только подсобным, дополнительным заработком. Вот почему работница соглашалась на очень низкую плату за труд: она только «подрабатывала». И фабриканты и заводчики, пользуясь ее неорганизованностью, малой сознательностью, платили ей гроши и эксплуатировали ее труд без всякой меры. В горячо написанной книжке Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» всякий может прочесть красноречивое описание беззащитного положения эксплуатируемых капиталом работниц.

В настоящее время у нас в Советской России за одинаковую работу мужчина и женщина получают равную плату. Это, конечно, шаг вперед по пути установления в жизни настоящего, действительного равенства. Однако в большинстве случаев мужчина зарабатывает больше, чем женщина. Почему? Потому, что мужчина знает обычно какую-нибудь специальность, которой он учился более или менее долгое время: он является так называемым квалифицированным рабочим. Квалифицированная работа не всегда самая трудная работа. Например, на машиностроительном заводе работа чертежника считается работой квалифицированной, а работа чернорабочего, перетаскивающего целый день железо, – работой неквалифицированной, и первая оплачивается гораздо дороже. Чертежниками бывают обычно мужчины, а тяжелое железо таскают бабы. Чертежником может быть только тот, кто учился; для того же, чтобы таскать железо, не надо никакой науки. И так почти во всех отраслях производства: женщины только в исключительных случаях являются квалифицированными работниками.

Это происходит, само собой разумеется, не потому, чтобы женщина была неспособна к квалифицированной работе – это может относиться только к тем отраслям труда, где нужна большая физическая сила, но ведь и очень многие мужчины негодны для этой работы, – а происходит это благодаря тому, что женщина долгое время была привязана к домашнему очагу, не готовилась к заводской и фабричной работе и вошла туда почти против воли, гонимая нуждой, как конкурентка неквалифицированного рабочего.

Чтобы не быть обреченной на более трудную и хуже оплачиваемую работу, работнице необходимо профессиональное образование. Сейчас в Советской России ощущается громадный недостаток в квалифицированных рабочих. Чтобы восстановить промышленность и земледелие, поднять их на высокую ступень, нужны умелые руки. Их нужно так много, что не может быть и речи о какой-либо конкуренции в этой области между мужчиной и женщиной. Весь рабочий класс заинтересован в том, чтобы как можно большее число рабочих и работниц получили профессиональное образование. Важно только, чтобы при организации профессионального образования не имели силы старые традиции, чтобы работнице был открыт свободный доступ и к тем профессиям, которые до сих пор были закрыты для нее не потому, что они не были ей по силам, а из-за старых предрассудков.

Война, втянув женщину в новые отрасли промышленности, уже расшатала многие из этих предрассудков. Необходимо, чтобы с ними было покончено и в области женского профессионального образования. Не плетению кружев, не вышиванию носовых платков, не деланию дамских шляпок или цветов надо учить женскую молодежь – не до роскоши сейчас Советской России, – а учить надо агрономии, животноводству, санитарии, технике и т. п. Надо учить тем отраслям производства, где нехватка умелых рабочих рук грозит тяжело отразиться на республике рабочих и крестьян.

1921 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.