Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль сверху и контроль снизу в деле дошкольного воспитания




 

Двадцатилетие Великой Октябрьской революции мы встретили не только демонстрациями, торжественными заседаниями, мы встретили его делом – новой Конституцией СССР, которая поднимает советский, социалистический демократизм на еще более высокую ступень, будит, поднимает, организует активность самых широких масс.

Невольно вспоминаешь, что говорил Ильич, о чем писал перед Октябрем, первые недели после Октября, как он неустанно говорил о том, чтобы массы сами вплотную брались за дело строительства социализма. Все знают, в каких тяжелых условиях приходилось тогда работать, какие трудности приходилось преодолевать. Наша страна была нищая, разоренная, темная, особо темна была деревня, особенно задавлены были национальные области. Ильич все время говорил, что гвоздь строительства социализма – это организация. Он говорил, что в массах много организаторских талантов. «Их много в народе. Они только придавлены. Им надо помочь развернуться»[56], – писал он в статье «Как организовать соревнование?» Замечательная это статья. Она писалась в самом начале января 1918 г., когда Ильичу на четыре дня удалось оторваться от текущих дел и на свободе обдумать со всех сторон план практической работы Советов. На эти четыре дня мы с Ильичей уехали в Финляндию, и, гуляя по лесу, он вновь и вновь излагал то, о чем он думал, что его тогда так волновало. «Ни на минуту не забудут рабочие, что им нужна сила знания. Необыкновенное рвение, которое проявляют рабочие в деле образования, проявляют как раз сейчас, доказывает, что на этот счет заблуждений в среде пролетариата пет и быть не может. Но организаторская работа подсильна и рядовому рабочему и крестьянину, обладающему грамотностью, знанием людей, практическим опытом. Таких людей в «простонародье», о котором высокомерно и пренебрежительно говорят буржуазные интеллигенты, масса. Таких талантов в рабочем классе и в крестьянстве непочатой еще родник и богатейший родник»[57].

«Без совета, без руководящего указания людей образованных, интеллигентов, специалистов обойтись нельзя. Всякий сколько-нибудь толковый рабочий и крестьянин понимают это превосходно, и интеллигенты нашей среды не могут пожаловаться на недостаток внимания и товарищеского уважения со стороны рабочих и крестьян. Но одно дело – совет и руководящее указание, другое дело – организация практического учета и контроля. Интеллигенты сплошь да рядом дают великолепнейшие советы и руководящие указания, но оказываются до смешного, до нелепого, до позорного «безрукими», неспособными провести в жизнь эти советы и указания, провести практический контроль за тем, чтобы слово превращалось в дело.

Вот где без помощи и без руководящей роли практиков-организаторов из «народа», из рабочих и трудящихся крестьян ни в коем случае не обойтись. «Не боги горшки обжигают» – эту истину должны крепче всего зарубить у себя рабочие и крестьяне. Они должны понять, что сейчас все дело в практике, что наступил именно тот исторический момент, когда теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется практикой, проверяется практикой, когда в особенности верны слова Маркса: „всякий шаг практического движения важнее дюжины программ"[58]

Много лет прошло с тех пор, как обдумывал и написал эту статью Ильич, другой стала вся страна: она стала богатой, мошной. Нет уже разрыва между городом и деревней, люди стали другие, организованные, сознательные, путь к знанию открыт для всех, паука и техника помогают овладевать силами природы, культура страны стала совсем иной, иной стала советская интеллигенция. Но отмерли ли директивы Ильича о втягивании широчайших масс в практическую работу по соцстроительству? Конечно, нет. Это ведь установка и всей Конституции СССР.

На базе наших достижений, на базе развития нашей печати, работы радио, кино и пр. практической работе можно придать совсем иной размах, лучше подхватывать каждую инициативу, идущую с низов, шире, лучше можно и надо поставить инструктаж, крепче увязать контроль снизу и контроль сверху.

Чтобы поднять внимание масс к дошкольному делу, надо найти наилучшие формы учета сверху и снизу, сделать более массовым, простым, живым инструктаж, изгнать из работы по дошкольному делу следы бюрократизма, глубже поставить ряд вопросов.

Прошедшие выборы в Верховный Совет показали, как выросла сознательность и активность масс.

Теперь особо важно организовать эту активность в области придания широкого размаха делу дошкольного воспитания.

1937 г.

 

БЕСЕДА С РАБОТНИКАМИ ДЕТСКИХ САДОВ БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Я хотела бы, товарищи, прежде всего остановиться на вопросах о воспитании дружбы среди ребят разных национальностей.

В 1919 г. я ездила на пароходе «Красная звезда». Остановились мы в окрестностях Казани. Мы с товарищами, которые там были, митинговали. И мне бросилось в глаза, как татары любят ребят. У нас, когда идет митинг, так ребят обыкновенно прогоняют, впереди стоят мужчины, потом женщины, а ребят вообще гонят. А тут сначала ребят пустят, потом женщин, а потом уже мужчины "стоят. Потом я там ходила по разным собраниям и обратила внимание, что идет татарка, а за ней целая куча ребятишек – все от мала до велика. Я этот случай рассказала на одном собрании, где было много восточных национальностей. Смотрю, все улыбаются. Я говорю: «Почему вы улыбаетесь?» А они мне: «Это и у нас то же самое».

Вот я и говорю: любовь к детям, внимание к детям – это то, чему россиянам надо учиться у восточных национальностей.

Я говорю нашим работникам детских садов: умейте втянуть родителей в работу каждого вашего дошкольного учреждения, создавайте родительские- комитеты, которые следили бы внимательно за тем, как поставлено дело, помогали. Тогда детский сад примет совсем другой характер. Это имеет большое значение. Это, по-моему, остается в силе и теперь. А у нас в детских садах иногда говорят родителям: «Ты держи построже своего ребенка, он шалит». А вот того, чтобы была сплоченность родителей вокруг детского сада, чтобы их выслушивала воспитательница, уборщица в детском саду, все, кто в этом детском саду работает, – вот этого у нас до сих пор еще мало. Вы должны добиться, чтобы каждый наш детский сад обрастал таким общественным вниманием. Это большая работа.

Или другой пример. Вот в Ингушетии еще в 1925/26 г. имели место пережитки родового быта. В школы II ступени родители привозили на конях своих ребят и следили за тем, чтобы ребята одного рода не общались с ребятами другого рода. Ну, что же тут было делать, как это было изжить! И мы говорили: надо дать детям побольше совместных каких-то переживаний; вот они видят сильную картину, они невольно друг с другом станут говорить; что-нибудь случилось – они сообща обсуждают вопрос, и в этом тонет родовая ненависть друг к другу.

Надо изжить эту рознь, придумывать совместные игры, давать картинки, обсуждать совместно целый ряд вопросов. Тогда эти родовые отношения изживутся у ребят. А дисциплинированность надо поддерживать, всячески переводя ее на другие рельсы.

Одна студентка мне рассказывала следующее. Она была около Астрахани на практике в детских садах. Она говорит русской матери: «Что же ты ребенка не посылаешь в детский сад?» Мать отвечает: «А там калмыки, грязные такие ребятишки». Тогда эта студентка отдельно поговорила с калмычками матерями, показала, как надо мыть ребят, стирать им рубашонки. А калмычки тоже своих ребят крепко любят. И вышло так, что в детском саду дети калмычек стали чище, чем русские дети. Вот как много дает такой дифференцированный, нешаблонный подход.

У нас есть методические кабинеты. Правда, часто они занимаются не тем, чем нужно заниматься. А эти кабинеты должны знать, например, линию Ильича в отношении к национальному вопросу, они должны уметь подходить к каждому вопросу, учитывая все особенности хозяйственной политики данного района, учитывая бытовые особенности. Все это очень поможет широко развернуть работу.

Я считаю, что коллектив детского сада должен быть очень дружный. Тут должна быть работа не только воспитателя детского сада, но и всех служащих. Каждый работник детского сада может сделать очень много. Когда мать в ожидании ребенка говорит с уборщицей, уборщица, если с ней велась надлежащая работа, может рассказать, как воспитывать детей.

И не только заведующая детским садом или воспитательница, а весь коллектив детского сада должен заботиться, чтобы у родителей воспитывать правильный подход к ребятам. Мы видим, что лучшие наши детские сады ведут широкую работу среди населения, объясняют, как надо воспитывать детей.

Вот мой отец заботился, чтобы с детства воспитать во мне дружеские чувства к другим нациям, он нашел правильный подход в этом вопросе. Одно время он работал в Польше. Я помню, когда мы жили в Варшаве, а мне было лет пять, он все меня посылал во двор играть с ребятами. А там были польские ребята, еврейские, татарские. Я дружила с каким-то еврейским мальчиком, который угощал меня хлебом со смальцем, потом татарские ребята меня угощали кониной. Мы все дружно жили, не было так. что вот – еврейский мальчик, вот – татарский мальчик, а это – польский.

В Варшаве во дворе был деревянный навес с деревянными лесенками, и вот на этих лесенках мы, дети, постоянно играли. И когда я приехала потом, уже взрослая, в Галицию, в эмиграцию, смотрю – во дворе такое же крылечко. Так я даже от радости покраснела, вспомнила, как я с ребятами еврейскими, польскими, татарскими дружила и как мы играли на таких ступеньках.

Надо устраивать общение ребят разных национальностей, надо, чтобы они с детства дружили между собой.

Я хочу еще остановиться на вопросе о питании в детских садах. Знаете, надо попроще, не очень мудрить, чтобы питание здоровое было, а то у нас иногда думают, как бы дать пожирнее, слоеное что-нибудь и т. п., а ребятам это не полезно. Есть у нас большая фабрика «Трехгорка». Когда я читала, чем там кормят ребят, я думала: бедные ребята, – потому что им дают самую жирную, тяжелую пищу. Конечно, это вкусно приготовлено, ребята едят, а потом только лечи их. И тут не в поварихе дело, а в том, как ее инструктировать. Конечно, ей иногда хочется свой вкусный пирожок сделать, но надо обсудить, чтобы пирожок был такой, чтобы ребятам это не было вредно. Тут Наркомздрав должен вести работу, а заведующая должна говорить с поварихой, родителям рассказать. Я думаю, что и уборщица, и повариха, и прачка могут многому научить родителей, если с ними предварительно побеседовать. Я помню, как в 1919 г. из города ездили в село работницы. Вот работница придет к крестьянке, станет ей помогать стирать и т. п., крестьянка сразу почувствует – свой человек, значит, если она говорит, поверить можно.

Я считаю, что всем работающим в детском саду надо вести с населением очень большую разъяснительную работу по вопросам воспитания детей.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Мне пришлось наблюдать предвыборную кампанию, выборы в Верховный Совет. Я ходила по собраниям домашних хозяек в Москве. Ведь домашние хозяйки часто оторваны бывают от жизни. Нам многое еще надо сделать, чтобы перестроить быт. Но все отмечают, что эта выборная кампания чрезвычайно втянула домашних хозяек в общественную работу. У меня такое впечатление, что выборная кампания вообще чрезвычайно подняла общественную работу. У нас в Москве есть «болезни роста», как мы говорим, – это тяжелые жилищные условия. Характерно, что последнее время на заведование жилищами выдвигаются домашние хозяйки. Вообще сейчас идет перестройка всей советской работы, жестокая борьба идет с бюрократизмом, с невниманием к людям. И тут вам, дошкольницам, надо засучить рукава и за это дело взяться поосновательнее.

Меня волнует, что часто говорят: лучше поменьше детских садов, да пошикарнее. Это неверно, надо, чтобы было попроще, за роскошью не гнаться, а охватить как можно больше ребят. Конечно, надо сделать так, чтобы детские сады были уютны, чтобы в них детям было удобно, чтобы было чисто и опрятно, а роскошь не нужна.

Я думаю, что, если все по-настоящему, засучив рукава, возьмутся за работу, мы придем к тому, что в следующий раз, когда мы встретимся, так вы расскажете мне о детских садах много хорошего. А пока позвольте пожелать вам- успеха в работе.

1937 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.