Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агенты, функции




XIII

XII

XI

X

IX

лизации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Хаос впечатлений, неоформленность мышления, вытекающая отсюда противоречивость поступков — характерные черты ребенка, подростка, от­рока. Даже в молодости далеко не все достигают четкости мыслей, действий и чувств. В какой-то, если не значительной, степени человек, с точки зрения своего сознания, остается парадоксальным всю жизнь. Но в наибольшей мере это проявляется у него в первой половине жизни. Начальный этап социали­зации — это не только мироустройство, обретение своего места в обществе, но и мыслеустройство, приведение в порядок разрозненных впечатлений, склеивание в единое целое личной картины мира.

Представим себе, что этот ответственный этап жизненного цикла выпада­ет на кризисный период существования общества. Таковой в России наблю­дался в течение всех 1990-х гг. Неустоявшийся человек в неустоявшемся обще­стве — это аномия. Индивид и общество одновременно переживают младен­ческую фазу поиска себя, своей идентичности, и помочь друг другу не могут.

Если постоянство и ясность проистекают из общества, а общество дать их не может, где человеку набраться духовных сил? Если в обществе царят пре­ступность, беззаконие и коррупция, то разве они не повлияют на начальную фазу социализации не одного человека, а целого поколения? Если основы общества — институты образования и семьи, экономики и государства — на­ходятся в глубоком кризисе, а потому не могут подать достойный пример для подражания, укрепить пошатнувшуюся веру, поддержать человека мораль­но и материально, то о какой социализации и о каком продукте этой социа­лизации должен говорить социолог?

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и вос­производство социальных норм и культурных ценностей, а также самораз­витие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принад­лежит. Сама по себе социализация — исключительно стихийный процесс. А вот входящие в него элементы или, скажем иначе, социокультурные прак­тики, которые используются людьми для облегчения социализации, а имен­но образование, воспитание, обучение, — это уже искусственные процес­сы, заранее планируемые и выстраиваемые по определенным рецептам тех­ники управления поведением людей, воздействия на их сознание, эмоции, мышление и социальные действия.

Ни один человек не может выбрать ту или другую стратегию социализа­ции, но он может выбрать университет, школу или колледж. И родители для ребенка не могут выбрать социализацию, ибо она — итог всей жизни, разли­чимый лишь в конце пути. Правда, родители и сам человек могут повлиять на нее, например, переехав из неблагополучного города или района в более благополучный, поменяв страну, социальный статус или профессию. Мож­но выбрать карьеру, но выбрать социализацию нельзя.

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжи­тельное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех со­циальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в. Десятки ты­сяч лет оно накапливало для этого материал ьные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до '/ национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие пере­давали знания младшим в семье), только единицы имели возможность по­сещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостове­ряющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усо­вершенствовать себя в ней таким образом можно.

Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобрете­ния в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее обра­зование дает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой профес­сии. Школьное образование полипрофессионально, многовариативно. Вы­пускник школы может устроиться на любую работу, получив предварительно специальную подготовку. Средняя школа не должна давать узконаправлен­ное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, должен узнать все плюсы и минусы этой профессии и свыкнуться с ними. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко направленную про­фессиональную ориентацию, она лишает человека юности, когда он узна­ет, какая профессия подходит именно ему.

Социальный институт образования — это гигантская система, охватыва­ющая совокупность статусов и ролей, социальных норм, социальных органи­заций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. Важнейшими элементами системы образования являются шко­ла, университет, студент, факультет, академия и некоторые другие.

Образование приобрело статус важнейшего средства социальной мобиль­ности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Образование как социальный ин­ститут возникло в тот момент, когда четко выделились субъект и объект об­разования, а также средства, место и цели. Если задаться целью и выяснить, когда появляется образование как институт, то, видимо, необходимо начать с появления раннего государства. Первые школы возникли в Древнем Егип­те приблизительно 2,5 тыс. лет назад. Они готовили чиновников для госап­парата. Именно тогда были заложены основы современной системы обуче­ния, т.е. появились профессиональные учителя, предметы (например, ора­торское мастерство, начала госуправления, правила поведения, начальные сведения об астрономии, правописание и т.д.).

Школа как институт прошла длительную эволюцию, на каждой ступени которой происходило улучшение методики и системы обучения. Каждая страна и каждая эпоха создавали свою определенную систему образования. Нам известны: древнегреческие, древнеримские системы, средневековые мо­настырские школы, университеты средневековья и Нового времени и со­временные системы среднего и высшего образования.

Соответствующая постиндустриальному обществу модель пролонгиро­ванного обучения (средняя школа — вуз — аспирантура — защита диссерта­ции) вынуждает большинство людей, независимо от материального достат­ка и социального происхождения, тратить гораздо больше времени и денег

на обучение, чем это происходило в доиндустриальном и индустриальном обществе. Ныне стареющим родителям приходится ожидать своего кор­мильца гораздо дольше, чем раньше. В 23 года он только еще оканчивает вуз, в 26 лет он еще выходит на защиту диссертации.

Социализация является одним из важных аспектов фундаментальной про­блемы взаимодействия личности и социальной среды, но аспектом неуправ­ляемым или малоуправляемым. Подобно тому как короля делает его окру­жение, так и на человека исключительно сильное влияние оказывают те люди или факторы, которые расположены в непосредственной близости от него. Удивительно, но в качестве социализаторов могут выступать совершенно нео­жиданные вещи, например игрушки или обстановка в квартире, и существа, в частности животные.

Хотя нам известно множество примеров дружбы и привязанности, воз­никающих между различными видами животных — кошками и цыплятами, лошадьми и собаками, — только представители одного вида могут обучать друг друга «правилам жизни». Дети, воспитанные волками, переставали быть людьми. Дети одного вида должны учиться у взрослых представителей своего же вида, но не у взрослых другого вида или у детей своего вида.

Человек становится человеком не потому, что родился от человеческого существа, а потому, что он взаимодействовал с другими людьми и учился у них культуре и языку, манерам поведения, профессиональным навыкам ра­боты и многому другому, что требуется в жизни, но волк или слон, не важно, где они воспитывались, остаются полноценными представителями своего вида. Почему же с человеком не происходит подобного?

Этот процесс обучения называется социализацией. Социализация — про­должающийся всю жизнь процесс, при помощи которого интернализирует-ся культура и вырабатывается чувство себя (Self). Он включает передачу куль­туры через речь и жесты. Одновременно через взаимодействие мы начинаем понимать, кто мы есть. Социализация — двойственный процесс: интернали-зация образа жизни общества идет параллельно с развитием идентичности. Социализация устанавливает связь между культурой и социальной структу­рой. Человеческая способность к социальной жизни и огромная потребность быть с другими людами — базис социализации.

Науку давно интересует вопрос о том, что случится, если человеческого детеныша лишить всех контактов с людьми, если ребенок пропускает тот ре­шающий этап, когда устаивается язык, его умственное развитие никогда не поднимется выше среднего уровня. Вне человеческих контактов в детский период он теряет возможность стать полноценным человеком.

С создания культуры начинается общество, с социализации начинается подлинная личность. Для российской действительности это особенно акту­ально. Западное общество более плавное, стабильное, посредственное. Права человека там давно не попираются, достоинство личности строго охраняет­ся судом, процесс социализации идет в целом без существенных отклонений. А у нас? Через какие только унижения не приходится проходить юноше в армии или тюрьме! Данные исследований показывают: страшны даже не физические истязания, а нравственное унижение. Больше всего человек бо­ится потерять свою личность. И многие ее теряют.

Промышленный брак опасен для группы потребителей, а социальный брак? Преступники, мошенники и прочие делинквентные группы — вот имя

браку в социализации. А кто является «фабриками брака»? Неблагополуч­ные семьи, родители-алкоголики. Кто такие брошенные дети, дети-сиро­ты, отказницы? Это брак в глобальном процессе социализации. По коли­честву этого брака можно судить о степени цивилизованности страны.

Особенность переходной России — широкомасштабная ломка привычных форм взаимодействия человека с социальной средой. На протяжении мно­гих десятилетий наши соотечественники существовали в окружении небла­гоприятных для нормального хода социализации факторов, а потому среди них много тех, кого мы называем неудачниками социализации. Две пробле­мы, или две переменных — дисфункции социализации и неудачники социа­лизации — получат в этой книге достаточное освещение. Среди них и небла­гополучные семьи, и наркоманы с проститутками, и беспризорники.

Российское общество сегодня пребывает в состоянии глубокого идеоло­гического вакуума: прежняя система ценностей — в руинах, новая — не сфор­мирована. В школе ситуация усугубляется зачастую тем, что члены даже од­ной социальной группы — учителя, например — не имеют единства в вопросе системы ценностей.

Итак, социализация представляет собой процесс, при помощи которого человек становится полноценным членом общества благодаря обретению со­циальных статусов, обучению социальным нормам и выполнению соци­альных ролей. По существу, на небольшом пятачке сосредоточились все ба­зовые категории социологической науки — одни явно, другие скрываются за их спинами. Так, социальная структура — это всего лишь совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов. Расположим их по однородным группам в вертикальном порядке и получим стратификацию. Через социальные роли получаем выход на мобильность и миграцию. А все они вместе характеризуют место и роль личности в обществе.

Таким образом, социализация, — если говорить о ней в теоретико-мето­дологическом плане, т.е. пропустив ее сквозь строй социологических кате­горий и определив ее место в общем строю, — представляет собой соци­альную структуру, повернутую лицом к индивиду и приведенную в движение, ибо обучаться быть членом общества означает процесс встраивания в эту структуру и одновременно, если речь идет обо всех нас, выстраивания струк­туры общества. Панцирь черепашки растет вместе с ней — она прорастает сквозь него, а он вырастает и укрепляется благодаря ей.

♦ ♦ ♦

Авторы благодарят за помощь в работе преподавателей и студентов рос­сийских вузов, и прежде всего В.Я. Нечаева, Н.А. Троицкую, М.И. Нагапе-тян,А.А. Позднякова, В.С.Сычеву, В.В. Андреенкову, Л.В. Иорину, А.В. Сер-гину, И.А. Сарану, Д.М. Авербуха, ТВ. Кричевцову, Т.П. Резникову, Е.Ю. За-горулько, И.Г. Маркова, А.В. Иванову, Д.Н. Куколева, ТВ. Светушкину, A.M. Власенко, А.В. Горина.

РАЗДЕЛ I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.