КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агенты, функции
XIII XII XI X IX лизации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Хаос впечатлений, неоформленность мышления, вытекающая отсюда противоречивость поступков — характерные черты ребенка, подростка, отрока. Даже в молодости далеко не все достигают четкости мыслей, действий и чувств. В какой-то, если не значительной, степени человек, с точки зрения своего сознания, остается парадоксальным всю жизнь. Но в наибольшей мере это проявляется у него в первой половине жизни. Начальный этап социализации — это не только мироустройство, обретение своего места в обществе, но и мыслеустройство, приведение в порядок разрозненных впечатлений, склеивание в единое целое личной картины мира. Представим себе, что этот ответственный этап жизненного цикла выпадает на кризисный период существования общества. Таковой в России наблюдался в течение всех 1990-х гг. Неустоявшийся человек в неустоявшемся обществе — это аномия. Индивид и общество одновременно переживают младенческую фазу поиска себя, своей идентичности, и помочь друг другу не могут. Если постоянство и ясность проистекают из общества, а общество дать их не может, где человеку набраться духовных сил? Если в обществе царят преступность, беззаконие и коррупция, то разве они не повлияют на начальную фазу социализации не одного человека, а целого поколения? Если основы общества — институты образования и семьи, экономики и государства — находятся в глубоком кризисе, а потому не могут подать достойный пример для подражания, укрепить пошатнувшуюся веру, поддержать человека морально и материально, то о какой социализации и о каком продукте этой социализации должен говорить социолог?
Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит. Сама по себе социализация — исключительно стихийный процесс. А вот входящие в него элементы или, скажем иначе, социокультурные практики, которые используются людьми для облегчения социализации, а именно образование, воспитание, обучение, — это уже искусственные процессы, заранее планируемые и выстраиваемые по определенным рецептам техники управления поведением людей, воздействия на их сознание, эмоции, мышление и социальные действия. Ни один человек не может выбрать ту или другую стратегию социализации, но он может выбрать университет, школу или колледж. И родители для ребенка не могут выбрать социализацию, ибо она — итог всей жизни, различимый лишь в конце пути. Правда, родители и сам человек могут повлиять на нее, например, переехав из неблагополучного города или района в более благополучный, поменяв страну, социальный статус или профессию. Можно выбрать карьеру, но выбрать социализацию нельзя. Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материал ьные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до '/ национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобретения в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее образование дает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой профессии. Школьное образование полипрофессионально, многовариативно. Выпускник школы может устроиться на любую работу, получив предварительно специальную подготовку. Средняя школа не должна давать узконаправленное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, должен узнать все плюсы и минусы этой профессии и свыкнуться с ними. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко направленную профессиональную ориентацию, она лишает человека юности, когда он узнает, какая профессия подходит именно ему. Социальный институт образования — это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. Важнейшими элементами системы образования являются школа, университет, студент, факультет, академия и некоторые другие. Образование приобрело статус важнейшего средства социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Образование как социальный институт возникло в тот момент, когда четко выделились субъект и объект образования, а также средства, место и цели. Если задаться целью и выяснить, когда появляется образование как институт, то, видимо, необходимо начать с появления раннего государства. Первые школы возникли в Древнем Египте приблизительно 2,5 тыс. лет назад. Они готовили чиновников для госаппарата. Именно тогда были заложены основы современной системы обучения, т.е. появились профессиональные учителя, предметы (например, ораторское мастерство, начала госуправления, правила поведения, начальные сведения об астрономии, правописание и т.д.).
Школа как институт прошла длительную эволюцию, на каждой ступени которой происходило улучшение методики и системы обучения. Каждая страна и каждая эпоха создавали свою определенную систему образования. Нам известны: древнегреческие, древнеримские системы, средневековые монастырские школы, университеты средневековья и Нового времени и современные системы среднего и высшего образования. Соответствующая постиндустриальному обществу модель пролонгированного обучения (средняя школа — вуз — аспирантура — защита диссертации) вынуждает большинство людей, независимо от материального достатка и социального происхождения, тратить гораздо больше времени и денег на обучение, чем это происходило в доиндустриальном и индустриальном обществе. Ныне стареющим родителям приходится ожидать своего кормильца гораздо дольше, чем раньше. В 23 года он только еще оканчивает вуз, в 26 лет он еще выходит на защиту диссертации. Социализация является одним из важных аспектов фундаментальной проблемы взаимодействия личности и социальной среды, но аспектом неуправляемым или малоуправляемым. Подобно тому как короля делает его окружение, так и на человека исключительно сильное влияние оказывают те люди или факторы, которые расположены в непосредственной близости от него. Удивительно, но в качестве социализаторов могут выступать совершенно неожиданные вещи, например игрушки или обстановка в квартире, и существа, в частности животные. Хотя нам известно множество примеров дружбы и привязанности, возникающих между различными видами животных — кошками и цыплятами, лошадьми и собаками, — только представители одного вида могут обучать друг друга «правилам жизни». Дети, воспитанные волками, переставали быть людьми. Дети одного вида должны учиться у взрослых представителей своего же вида, но не у взрослых другого вида или у детей своего вида.
Человек становится человеком не потому, что родился от человеческого существа, а потому, что он взаимодействовал с другими людьми и учился у них культуре и языку, манерам поведения, профессиональным навыкам работы и многому другому, что требуется в жизни, но волк или слон, не важно, где они воспитывались, остаются полноценными представителями своего вида. Почему же с человеком не происходит подобного? Этот процесс обучения называется социализацией. Социализация — продолжающийся всю жизнь процесс, при помощи которого интернализирует-ся культура и вырабатывается чувство себя (Self). Он включает передачу культуры через речь и жесты. Одновременно через взаимодействие мы начинаем понимать, кто мы есть. Социализация — двойственный процесс: интернали-зация образа жизни общества идет параллельно с развитием идентичности. Социализация устанавливает связь между культурой и социальной структурой. Человеческая способность к социальной жизни и огромная потребность быть с другими людами — базис социализации. Науку давно интересует вопрос о том, что случится, если человеческого детеныша лишить всех контактов с людьми, если ребенок пропускает тот решающий этап, когда устаивается язык, его умственное развитие никогда не поднимется выше среднего уровня. Вне человеческих контактов в детский период он теряет возможность стать полноценным человеком. С создания культуры начинается общество, с социализации начинается подлинная личность. Для российской действительности это особенно актуально. Западное общество более плавное, стабильное, посредственное. Права человека там давно не попираются, достоинство личности строго охраняется судом, процесс социализации идет в целом без существенных отклонений. А у нас? Через какие только унижения не приходится проходить юноше в армии или тюрьме! Данные исследований показывают: страшны даже не физические истязания, а нравственное унижение. Больше всего человек боится потерять свою личность. И многие ее теряют. Промышленный брак опасен для группы потребителей, а социальный брак? Преступники, мошенники и прочие делинквентные группы — вот имя браку в социализации. А кто является «фабриками брака»? Неблагополучные семьи, родители-алкоголики. Кто такие брошенные дети, дети-сироты, отказницы? Это брак в глобальном процессе социализации. По количеству этого брака можно судить о степени цивилизованности страны. Особенность переходной России — широкомасштабная ломка привычных форм взаимодействия человека с социальной средой. На протяжении многих десятилетий наши соотечественники существовали в окружении неблагоприятных для нормального хода социализации факторов, а потому среди них много тех, кого мы называем неудачниками социализации. Две проблемы, или две переменных — дисфункции социализации и неудачники социализации — получат в этой книге достаточное освещение. Среди них и неблагополучные семьи, и наркоманы с проститутками, и беспризорники. Российское общество сегодня пребывает в состоянии глубокого идеологического вакуума: прежняя система ценностей — в руинах, новая — не сформирована. В школе ситуация усугубляется зачастую тем, что члены даже одной социальной группы — учителя, например — не имеют единства в вопросе системы ценностей. Итак, социализация представляет собой процесс, при помощи которого человек становится полноценным членом общества благодаря обретению социальных статусов, обучению социальным нормам и выполнению социальных ролей. По существу, на небольшом пятачке сосредоточились все базовые категории социологической науки — одни явно, другие скрываются за их спинами. Так, социальная структура — это всего лишь совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов. Расположим их по однородным группам в вертикальном порядке и получим стратификацию. Через социальные роли получаем выход на мобильность и миграцию. А все они вместе характеризуют место и роль личности в обществе. Таким образом, социализация, — если говорить о ней в теоретико-методологическом плане, т.е. пропустив ее сквозь строй социологических категорий и определив ее место в общем строю, — представляет собой социальную структуру, повернутую лицом к индивиду и приведенную в движение, ибо обучаться быть членом общества означает процесс встраивания в эту структуру и одновременно, если речь идет обо всех нас, выстраивания структуры общества. Панцирь черепашки растет вместе с ней — она прорастает сквозь него, а он вырастает и укрепляется благодаря ей. ♦ ♦ ♦ Авторы благодарят за помощь в работе преподавателей и студентов российских вузов, и прежде всего В.Я. Нечаева, Н.А. Троицкую, М.И. Нагапе-тян,А.А. Позднякова, В.С.Сычеву, В.В. Андреенкову, Л.В. Иорину, А.В. Сер-гину, И.А. Сарану, Д.М. Авербуха, ТВ. Кричевцову, Т.П. Резникову, Е.Ю. За-горулько, И.Г. Маркова, А.В. Иванову, Д.Н. Куколева, ТВ. Светушкину, A.M. Власенко, А.В. Горина. РАЗДЕЛ I
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |