КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Установление контакта
Врезка УХОД, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ При появлении в доме кошки хозяевам приходится много потрудиться ради заботы о ней, уделяя ей как минимум час своего времени. Кроме этого, приходится затрачивать много дополнительного времени на купание кошки, подготовку ее к выставке, профилактическое ветеринарное обслуживание, не говоря уже об уходе за больной кошкой. В круг заботы о домашнем питомце входят такие виды услуг, как кормление, расчесывание шерсти, уход за зубами и глазами, подстригание когтей, гигиена и многое другое (табл. 7). Хозяин должен знать множество специальных правил, норм и обычаев содержания домашних питомцев, например, то, что смена обстановки и привычек может вызвать у животного стресс, так что лучше не менять сразу привычный для него корм, воду и наполнитель в туалете на новые. Придя домой, выпустите кошку около кошачьего туалета. Оставьте ее одну в запертой комнате — кошка должна привыкнуть и освоиться в новой обстановке и научиться ориентироваться в ней. Когда она освоится и успокоится, можете дать ей изучить оставшуюся часть квартиры, покажите, где ей предстоит есть и точить когти. По мнению психологов, котов не следует заводить одиноким женщинам, потому что кот эмоционально и энергетически вытесняет мужчин из ее жизни. Одинокой женщине нужны либо пара — кот и кошка, либо собака. Социализация животного, как и человека, предполагает выбор имени. Исследователи полагают, что на короткое имя, состоящее из двух слогов, животное начинает откликаться быстрее, чем на более длинное. Если собак Раннее обучение и установление контакта с человеком жизненно необходимо для нормального развития кошек. Первое — это приучение кошки к рукам. Всегда нежно берите вашего котенка на руки. Поднимайте его медленно и спокойно, взяв за конечности и придерживая под живот, после чего прижмите его к вашей груди или плечу — это придаст ему уверенности в себе, и он будет вести себя спокойно. Никогда не поднимайте кошку или котенка за шкирку. Кошка-мать делает это, перенося котят с места на место, но в этом случае они расслабляются. С возрастом этот инстинкт угасает. Человек же ни в каком возрасте не вызывает его. Взрослых животных переносят иначе: ладонь нужно подвести под грудь, пальцами придерживать передние лапы, другой рукой держать задние лапы, одновременно поддерживая заднюю часть туловища. Если кошка почувствует уверенность в ваших действиях, она не будет волно- ваться и позволит спокойно себя перенести. Во время переноски животное всегда следует держать чуть сбоку от себя. Если у кошки заметны малейшие признаки нервозности, его нельзя близко подносить к лицу: поступки кошки часто непредсказуемы и могут иметь весьма серьезные последствия. Никогда не поднимайте кошку за хвост, передние и задние лапы — они могут не только испугать- испокон веку было не принято называть человеческим именем, то традиционно кошки на Руси называются Мурками, Муськами, а коты — Васьками и Тимофеями. Для хозяев их животные выглядят по-разному, и имена, которые им дают, отражают их собственное восприятие. Например, кошкам, Таблица 7 Примерные затраты времени на ежедневный оптимальный уход за кошкой
ся, но и получить травму, а вы, скорее всего, будете поцарапаны и покусаны. Когда вы оба расслабитесь, посадите котенка себе на колени или рядом с собой. Нежно, но уверенно поглаживайте его. К этому животное следует приучить как можно раньше, тогда вы легко сможете регулярно ухаживать за ним и осматривать на предмет повреждений. Ласково разговаривайте со своим новым питомцем, гладьте его и ежедневно играйте с ним как минимум по 10-20 мин. Если кошка села и стала умываться, значит, она почувствовала себя как дома, и теперь вы можете предложить ей поесть. Регулярность кормлений следует установить с самого начала и строго ее придерживаться. У котенка не должно быть свободного доступа к еде, если вы хотите, чтобы он целиком зависел от вас и был вам предан. Вам следует самому кормить его, чтобы укрепить взаимные узы и любовь. Первое, с чего должен начаться односторонний речевой диалог с вашим питомцем, — приучение его к собственной кличке. Для этого во время кормления вы должны позвать его. Со временем он поймет, что вы делаете это для того, чтобы доставить ему приятное, и со всех ног будет бежать на зов. Это первый и самый важный шаг к взаимопониманию. Следующий — научить кошку «отвечать» вам во время диалога с ней. Обучение сводится к тому, что, позвав своего питомца и продолжая беседовать с ним, вы не сразу даете ему еду, а держите миску у него над головой и как бы ждете, чтобы он попросил ее у вас. Возможно, он приподнимется на задние лапы, но не сдавайтесь и продолжайте разговаривать с ним до тех пор, пока он вам не ответит. Во время еды не оставляйте котенка без присмотра, но не отвлекайте его, а просто стойте рядом и наблюдайте за ним. Источник: Веб-сайт http://ptichka.ru которые заменяют в семье детей, часто дают человеческие имена. В конечном счете, имена, которые человек дает кошкам, многое говорят о нем самом и наших отношениях с животными. Среди животных воспитывался Маугли и так называемые феральные люди. Правда, после своего возвращения в человеческое общество у фера-лов не могло быть и речи о процессе социализации. Но то речь идет о человеческой социализации. А как назвать процесс освоения, адаптации в сообществе стадных животных, которых ученые называют социальными животными? Освоение определенных ролей, функций и норм поведения, как и языка животных, происходит и в этом сообществе. Животных называют братьями меньшими, неявно полагая, что на иерархической лестнице они стоят на ступеньку ниже. Нередко ребенок просит именно собачку, причем большую и злобную. Это признак так называемой упреждающей агрессии: ребенок — возможно, даже бессознательно — стремится от кого-то защититься. Может быть, он слаб физически и его поддразнивают сверстники, может, он чувствует себя неуверенно оттого, что его чересчур зашпыняли дома, а может быть, собака ему нужна, чтобы защититься от слишком суровых наказаний мамы или папы? Где находится ребенок в семейной иерархии, даже если это любимое чадо? В самом низу, ибо им все командуют, ему приказывают, его заставляют делать то, что ему не нравится, его опекают. Но он никому не приказывает и никого не опекает. Занимать низшую позицию в течение 10—15 и более лет психологически изнурительно. Повзрослев, мы забываем о перенесенном дискомфорте, том времени, когда хотели побыстрее стать взрослыми. И социально, и психологически человеку несвойственно занимать нижние ступеньки. Он всегда стремится перебраться повыше. Но как это сделать, пока ты — младший брат или сестра в семье? В этом случае очень часто просят купить животное: необходимо, чтобы в семье появился кто-то, кто в семейной иерархии оказался бы на ступеньку ниже его. Другие просят младшего братишку или сестренку. Но в таком возрасте они уже наслышаны, что, как только в доме появляется маленький, внимание целиком переключается на него. Заботу и опеку над малышом ему никто не доверит. Стало быть, иерархическая проблема тем самым не решается. Могут ли животные выступать в роли социализатора? В 1930-е гг. психологи, супруги Кэллог, решились на отважный эксперимент — воспитать в домашних условиях шимпанзе по кличке Гуа одновременно со своим маленьким сыном Дональдом. Задача антрополога Уинтропа Кэллога заключалась в том, чтобы «очеловечить» животное, а вышло все наоборот — шимпанзе Гуа начал влиять на поведение его сына. У мальчика, который дни напролет играл с Гуа, задерживалось развитие речи: усевшись за обеденный стол, он кричал, как шимпанзе, при виде пищи и даже обгрызал кору с деревьев... Опыт пришлось прекратить, Гуа отправили в зоопарк. В начале XX в. российский психолог Н.Н. Ладыгина-Коте опубликовала интересную книгу «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях», где она, сравнивая поведение ребенка с поведением детеныша шимпанзе, заключает: «К концу исследования оказывается, что мост, который я старалась перекинуть через психическую бездну, разделяющую шимпанзе и человека, затрещал»20. В экспериментах с макакой она установила, что способность обезьяны к интеллектуальному развитию чрезвычайно низкая. Ученый приходит к выводу: основные психические процессы человека и приматов качественно различны; эти различия определяются существованием человека в социуме, т.е. качественно своеобразная психическая жизнь человека социальна по своему происхождению и по своей сущности. Многие горожане любят животных и не могут жить без домашних питомцев. Таких людей не могут остановить ни необходимость кормить и ухаживать за своими любимцами, ни даже злые комментарии «неозверевших» соседей. А что они получают в ответ? На этот вопрос попытались ответить специалисты из Техаса. Задача, которую поставили перед собой сотрудники одной из лабораторий Техасского колледжа ветеринарии, была поистине грандиозной. Им пришлось обследовать несколько тысяч жителей штата, имеющих домашних животных, и сравнить их с представителями контрольной группы по максимальному количеству параметров. Но полученные результаты оправдали затраченные усилия. Пожилые люди, имеющие собаку, посещают врачей на 21% реже, чем их коллеги, не имеющие лохматого друга. Гипертоники, общающиеся с животными хотя бы 10 мин в день, практически избавляются если не от болезни, то хотя бы от гипертонических кризов. Домашние питомцы помогают людям перенести смерть близкого человека — отца, матери, жены или мужа (в последнем случае особенно полезно общество кошек, причем желательно нескольких). Кошки и собаки снижают смертность от инфаркта миокарда на 3%. И даже ВИЧ-инфицированные в присутствии животных справляются со своими психологическими проблемами значительно лучше. «Каждый знает о том, что домашние животные помогают людям, — рассказала Бонни Биавер, специалист по взаимоотношениям между человеком и животными из Техасского ветеринарного колледжа. — Но вот в чем выражается эта помощь? Оказывается, практи- Лодыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М., 1935. С. 494. чески во всем — от снижения артериального давления до облегчения послеоперационного периода»21. Кинологи понимают социализацию как психологическую адаптацию животного, поэтапную осознанную помощь ему в знакомстве с окружающим и вживании в тот мир, в котором он должен безболезненно существовать. Удивительно, но в собаке специалисты рекомендуют развивать те же качества, что и в человеке. И закономерности почти те же: чем раньше начнешь учить собаку, тем больших успехов добьешься. Специалисты рекомендуют составить программу социализации щенка, сделать ее как можно разнообразнее, уделяя особое внимание тем чертам характера, которые надо развить у домашнего питомца, и искоренению тех, которые нежелательны. У собаки надо развивать стремление самостоятельно принимать решение, постоянно ставить перед щенком новые и все более сложные задачи. Щенок должен быть смелым, уверенным в себе. Собственно говоря, и родители, воспитывая своего ребенка, формируют у него те свойства и черты, которые считают приемлемыми и целесообразными. Даже этапы социализации во многом совпадают. Так, кинологи предлагают уделять максимальное внимание щенку с 2 до 5 мес, а педагоги — сосредоточить все усилия родителей на воспитании ребенка с 2 до 5 лет. Те и другие специалисты советуют делать так, чтобы занятия не были скучными и утомительными, строить их таким образом, чтобы они приносили воспитуемо-му радость познания, развития собственного «Я». Надо учить щенка сдер-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |