Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление контакта




Врезка

УХОД, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

При появлении в доме кошки хозяевам приходится много потрудиться ради заботы о ней, уделяя ей как минимум час своего времени. Кроме это­го, приходится затрачивать много дополнительного времени на купание кошки, подготовку ее к выставке, профилактическое ветеринарное обслу­живание, не говоря уже об уходе за больной кошкой. В круг заботы о домаш­нем питомце входят такие виды услуг, как кормление, расчесывание шер­сти, уход за зубами и глазами, подстригание когтей, гигиена и многое дру­гое (табл. 7).

Хозяин должен знать множество специальных правил, норм и обычаев содержания домашних питомцев, например, то, что смена обстановки и привычек может вызвать у животного стресс, так что лучше не менять сра­зу привычный для него корм, воду и наполнитель в туалете на новые. При­дя домой, выпустите кошку около кошачьего туалета. Оставьте ее одну в за­пертой комнате — кошка должна привыкнуть и освоиться в новой обстанов­ке и научиться ориентироваться в ней. Когда она освоится и успокоится, можете дать ей изучить оставшуюся часть квартиры, покажите, где ей пред­стоит есть и точить когти. По мнению психологов, котов не следует заво­дить одиноким женщинам, потому что кот эмоционально и энергетически вытесняет мужчин из ее жизни. Одинокой женщине нужны либо пара — кот и кошка, либо собака.

Социализация животного, как и человека, предполагает выбор имени. Исследователи полагают, что на короткое имя, состоящее из двух слогов, животное начинает откликаться быстрее, чем на более длинное. Если собак

Раннее обучение и установление контакта с че­ловеком жизненно необходимо для нормального развития кошек. Первое — это приучение кош­ки к рукам. Всегда нежно берите вашего котен­ка на руки. Поднимайте его медленно и спокой­но, взяв за конечности и придерживая под живот, после чего прижмите его к вашей груди или пле­чу — это придаст ему уверенности в себе, и он будет вести себя спокойно. Никогда не поднимайте кошку или котенка за шкирку. Кошка-мать делает это, перенося котят с места на место, но в этом случае они расслаб­ляются. С возрастом этот инстинкт угасает. Че­ловек же ни в каком возрасте не вызывает его. Взрослых животных переносят иначе: ладонь нужно подвести под грудь, пальцами придержи­вать передние лапы, другой рукой держать зад­ние лапы, одновременно поддерживая заднюю часть туловища. Если кошка почувствует уверен­ность в ваших действиях, она не будет волно-


ваться и позволит спокойно себя перенести. Во время переноски животное всегда следует дер­жать чуть сбоку от себя. Если у кошки заметны малейшие признаки нервозности, его нельзя близко подносить к лицу: поступки кошки часто

непредсказуемы и могут иметь весьма серьезные

последствия.

Никогда не поднимайте кошку за хвост, передние

и задние лапы — они могут не только испугать-

испокон веку было не принято называть человеческим именем, то тради­ционно кошки на Руси называются Мурками, Муськами, а коты — Васька­ми и Тимофеями. Для хозяев их животные выглядят по-разному, и имена, которые им дают, отражают их собственное восприятие. Например, кошкам,

Таблица 7 Примерные затраты времени на ежедневный оптимальный уход за кошкой

 

Вид деятельности В день В неделю
Расчесывание шерсти: длинной короткой 10 мин 1,5 ч 5 мин
Уход за зубами и глазами 5 мин
Подстригание когтей 5 мин
Обработка от блох 15 мин
Гигиенический уход за предметами, мытье мисок мытье туалета 5 мин 5 мин 35 мин 35 мин
Кормление (2 раза в день со сменой воды) 10 мин 1 -1,5ч
Активные игры 10- 15 мин 1 -2ч
Дополнительная уборка (из-за линьки и проч.) 10-15 мин 1 -1,5ч
Итого: для короткошерстных для длинношерстных 1 ч 1,5 ч около 7 ч около 8 ч 45 мин.

ся, но и получить травму, а вы, скорее всего, бу­дете поцарапаны и покусаны. Когда вы оба расслабитесь, посадите котенка себе на колени или рядом с собой. Нежно, но уверенно поглаживайте его. К этому животное следует приучить как можно раньше, тогда вы легко сможете регулярно ухаживать за ним и осматривать на предмет повреждений. Ласково разговаривайте со своим новым питомцем, гладь­те его и ежедневно играйте с ним как минимум по 10-20 мин.

Если кошка села и стала умываться, значит, она почувствовала себя как дома, и теперь вы може­те предложить ей поесть. Регулярность кормле­ний следует установить с самого начала и стро­го ее придерживаться.

У котенка не должно быть свободного доступа к еде, если вы хотите, чтобы он целиком зависел от вас и был вам предан. Вам следует самому кормить его, чтобы укрепить взаимные узы и любовь.


Первое, с чего должен начаться односторонний речевой диалог с вашим питомцем, — приучение его к собственной кличке. Для этого во время кормления вы должны позвать его. Со временем он поймет, что вы делаете это для того, чтобы доставить ему приятное, и со всех ног будет бе­жать на зов. Это первый и самый важный шаг к взаимопониманию.

Следующий — научить кошку «отвечать» вам во время диалога с ней. Обучение сводится к тому, что, позвав своего питомца и продолжая беседо­вать с ним, вы не сразу даете ему еду, а держи­те миску у него над головой и как бы ждете, что­бы он попросил ее у вас. Возможно, он припод­нимется на задние лапы, но не сдавайтесь и продолжайте разговаривать с ним до тех пор, пока он вам не ответит. Во время еды не остав­ляйте котенка без присмотра, но не отвлекайте его, а просто стойте рядом и наблюдайте за ним.

Источник: Веб-сайт http://ptichka.ru

которые заменяют в семье детей, часто дают человеческие имена. В конеч­ном счете, имена, которые человек дает кошкам, многое говорят о нем са­мом и наших отношениях с животными.

Среди животных воспитывался Маугли и так называемые феральные люди. Правда, после своего возвращения в человеческое общество у фера-лов не могло быть и речи о процессе социализации. Но то речь идет о чело­веческой социализации. А как назвать процесс освоения, адаптации в со­обществе стадных животных, которых ученые называют социальными жи­вотными? Освоение определенных ролей, функций и норм поведения, как и языка животных, происходит и в этом сообществе.

Животных называют братьями меньшими, неявно полагая, что на иерархической лестнице они стоят на ступеньку ниже. Нередко ребенок просит именно собачку, причем боль­шую и злобную. Это признак так на­зываемой упреждающей агрессии: ре­бенок — возможно, даже бессозна­тельно — стремится от кого-то защититься. Может быть, он слаб фи­зически и его поддразнивают сверст­ники, может, он чувствует себя неуверенно оттого, что его чересчур зашпы­няли дома, а может быть, собака ему нужна, чтобы защититься от слишком суровых наказаний мамы или папы?

Где находится ребенок в семейной иерархии, даже если это любимое чадо? В самом низу, ибо им все командуют, ему приказывают, его заставля­ют делать то, что ему не нравится, его опекают. Но он никому не приказы­вает и никого не опекает.

Занимать низшую позицию в течение 10—15 и более лет психологически изнурительно. Повзрослев, мы забываем о перенесенном дискомфорте, том времени, когда хотели побыстрее стать взрослыми.

И социально, и психологически человеку несвойственно занимать ниж­ние ступеньки. Он всегда стремится перебраться повыше. Но как это сде­лать, пока ты — младший брат или сестра в семье? В этом случае очень ча­сто просят купить животное: необходимо, чтобы в семье появился кто-то, кто в семейной иерархии оказался бы на ступеньку ниже его. Другие про­сят младшего братишку или сестренку. Но в таком возрасте они уже наслы­шаны, что, как только в доме появляется маленький, внимание целиком пе­реключается на него. Заботу и опеку над малышом ему никто не доверит. Стало быть, иерархическая проблема тем самым не решается.

Могут ли животные выступать в роли социализатора? В 1930-е гг. психо­логи, супруги Кэллог, решились на отважный эксперимент — воспитать в домашних условиях шимпанзе по кличке Гуа одновременно со своим ма­леньким сыном Дональдом. Задача антрополога Уинтропа Кэллога заклю­чалась в том, чтобы «очеловечить» животное, а вышло все наоборот — шим­панзе Гуа начал влиять на поведение его сына. У мальчика, который дни на­пролет играл с Гуа, задерживалось развитие речи: усевшись за обеденный стол, он кричал, как шимпанзе, при виде пищи и даже обгрызал кору с де­ревьев... Опыт пришлось прекратить, Гуа отправили в зоопарк.

В начале XX в. российский психолог Н.Н. Ладыгина-Коте опубликова­ла интересную книгу «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмо­циях, играх, привычках и выразительных движениях», где она, сравнивая поведение ребенка с поведением детеныша шимпанзе, заключает: «К кон­цу исследования оказывается, что мост, который я старалась перекинуть че­рез психическую бездну, разделяющую шимпанзе и человека, затрещал»20. В экспериментах с макакой она установила, что способность обезьяны к ин­теллектуальному развитию чрезвы­чайно низкая. Ученый приходит к вы­воду: основные психические процес­сы человека и приматов качественно различны; эти различия определяют­ся существованием человека в социу­ме, т.е. качественно своеобразная пси­хическая жизнь человека социальна по своему происхождению и по своей сущности.

Многие горожане любят животных и не могут жить без домашних пи­томцев. Таких людей не могут остановить ни необходимость кормить и ухаживать за своими любимцами, ни даже злые комментарии «неозверев­ших» соседей. А что они получают в ответ? На этот вопрос попытались от­ветить специалисты из Техаса.

Задача, которую поставили перед собой сотрудники одной из лаборато­рий Техасского колледжа ветеринарии, была поистине грандиозной. Им пришлось обследовать несколько тысяч жителей штата, имеющих домаш­них животных, и сравнить их с представителями контрольной группы по

максимальному количеству параметров. Но полученные результаты оправдали затра­ченные усилия.

Пожилые люди, имеющие собаку, посе­щают врачей на 21% реже, чем их коллеги, не имеющие лохматого друга. Гипертоники, общающиеся с животными хотя бы 10 мин в день, практически избавляются если не от болезни, то хотя бы от гипертонических кризов. Домашние питомцы помогают лю­дям перенести смерть близкого человека — отца, матери, жены или мужа (в последнем случае особенно полезно общество кошек, причем желательно нескольких). Кошки и собаки снижают смертность от инфаркта миокарда на 3%. И даже ВИЧ-инфициро­ванные в присутствии животных справляются со своими психологически­ми проблемами значительно лучше. «Каждый знает о том, что домашние жи­вотные помогают людям, — рассказала Бонни Биавер, специалист по взаи­моотношениям между человеком и животными из Техасского ветеринарного колледжа. — Но вот в чем выражается эта помощь? Оказывается, практи-

Лодыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М., 1935. С. 494.

чески во всем — от снижения артериального давления до облегчения пос­леоперационного периода»21.

Кинологи понимают социализацию как психологическую адаптацию животного, поэтапную осознанную помощь ему в знакомстве с окружаю­щим и вживании в тот мир, в котором он должен безболезненно существо­вать. Удивительно, но в собаке специалисты рекомендуют развивать те же качества, что и в человеке. И закономерности почти те же: чем раньше нач­нешь учить собаку, тем больших успехов добьешься.

Специалисты рекомендуют составить программу социализации щенка, сделать ее как можно разнообразнее, уделяя особое внимание тем чертам характера, которые надо развить у домашнего питомца, и искоренению тех, которые нежелательны. У собаки надо развивать стремление самостоятельно принимать решение, постоянно ставить перед щенком новые и все более сложные задачи. Щенок должен быть смелым, уверенным в себе. Собствен­но говоря, и родители, воспитывая своего ребенка, формируют у него те свойства и черты, которые считают приемлемыми и целесообразными. Даже этапы социализации во многом совпадают. Так, кинологи предлагают уде­лять максимальное внимание щенку с 2 до 5 мес, а педагоги — сосредото­чить все усилия родителей на воспитании ребенка с 2 до 5 лет. Те и другие специалисты советуют делать так, чтобы занятия не были скучными и уто­мительными, строить их таким образом, чтобы они приносили воспитуемо-му радость познания, развития собственного «Я». Надо учить щенка сдер-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.