Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реконструкция Наркомпроса и библиотечный фронт




 

С этой осени проведена реорганизация Наркомпроса, давно уже назревшая. Раньше работа распределялась в Наркомпросе по функциям. Был, скажем, сектор школьный. Но он проводил главным образом то, что другие секторы решали. Методическую работу вел ГУ С, школьный сектор в методическом отношении должен был проводить то, что ГУС решил. Учебники, по которым ребята должны были учиться, составлялись учебно-методическим сектором, снабжение проводилось через сектор снабжения и т. д. и т. п. Такая организация работы требовала бесконечных согласований, рождала чисто формальное отношение к делу отдельных секторов, понижала ответственность заведующих за всю постановку дела. «Функционалка» теперь будет изживаться. Важно следить за тем, чтобы работа не дублировалась, штаты не разрастались, чтобы отдельные секторы не замыкались в себе, не обособлялись. Но объем штатов определяется РКИ, они не могут разрастаться стихийно, а увязка между секторами должна укрепляться их дружной совместной работой.

Теперь в Наркомпросе создана следующая структура: 1) Управление начальной и средней школой, 2) Управление подготовки учителей, 3) Управление университетами и научно-исследовательскими учреждениями, 4) Библиотечное управление, 5) Управление театральными и зрелищными предприятиями, 6) Главное управление по делам литературы и издательств, 7) Главный комитет по контролю над репертуаром.

Кроме вышеназванных управлений, создаются отделы, работа которых имеет свою специфику, которая не должна тонуть в общих задачах управления (таковы отделы: дошкольный, детских домов, учебных пособий); или эти отделы не примыкают по содержанию своей работы ни к одному управлению, требуют работников особого типа (таковы отделы: школ и курсов для взрослых, изб-читален, клубов, Домов культуры и парков культуры и отдыха, музейный отдел); или отделы, по сути своей работы требующие специального аппарата, работников со специфической квалификацией (таковы отделы планово-финансовый, строительный). Кроме, того, имеется еще Управление делами и секретариат Наркомпроса.

Выделение библиотечного дела в особое управление, куда войдут и научные и массовые библиотеки, и подготовка и переподготовка библиотечных работников, имеет особое значение. Создание такого управления вызвано особенностями переживаемого момента. Мы имеем громадные успехи в области развития промышленности, коллективизации сельского хозяйства, механизации его, широкое применение достижений агрономической науки. Социалистические установки изменяют всю организацию труда, широкие массы втягиваются в выработку, в создание нового типа хозяйствования, планового социалистического хозяйствования.

Но создание планового социалистического хозяйствования требует от масс ясного политического сознания, широты политехнического кругозора, профессиональных умений и знаний, требует определенной современной культуры труда, известного общеобразовательного уровня.

Наша страна в основном стала грамотной, но необходимо быстрое повышение уровня грамотности, уровня культуры. Во вторую пятилетку необходимо добиться овладения всеми поголовно знаниями в объеме программы четырехлетки. Комсомол выдвинул лозунг – все комсомольцы должны овладеть знанием в объеме среднего образования. Нельзя иначе. На плечах комсомола лежит задача молодыми силами дело социалистической стройки довести до конца. И комсомол, стоящий в гуще этой стройки, видит, понимает, как необходимы ему знания. Тяга к знанию громадна. Надо отдать себе отчет в том, что охватить все население молодежными школами и школами взрослых мы не сможем. Овладевать знанием придется путем самообразования, которое надо поднять на высокую ступень. Кроме того, учеба взрослых должна быть очень разнообразна и гибка, строиться по запросам дела, быть рассчитана на самый различный уровень подготовки. Поэтому самое важное теперь – научиться учиться самостоятельно. Самообразовательная работа будет сейчас, естественно, занимать очень большое место. Она все_ время играла большую роль. Возьмем старые времена. Попадая в тюрьму, в ссылку, люди упорно учились. Когда я делала недавно доклад в Обществе старых большевиков о необходимости помощи с их стороны работе Библиотечного управления, многие говорили: «Да, мы, старые большевики, много самостоятельно учились в тюрьмах и ссылках – это были наши университеты, и мы можем быть полезны на фронте самообразовательной работы, нам есть чем поделиться». Возьмем таких наших видных работников, как Ворошилов, Калинин, Петровский и ряд других: их жизнь – жизнь, полная большой самообразовательной учебы. Возьмем Горького. Его путь – также путь самостоятельной учебы. Кто не читал его книжки «Мои университеты»? О значении самообразования говорить не приходится. Но ясно, что без книг, без возможности ими пользоваться самообразовательная работа не может развиваться. Развитие библиотечного дела является необходимой предпосылкой развития самообразовательной работы в массовом масштабе. Вот почему предполагается, что самообразовательная работа тесно будет сомкнута с работой библиотечной, что при библиотеках будет организована широкая инструкторская работа по самообразованию.

Пользование библиотекой и широкая самообразовательная работа должны войти в быт, ею должны быть охвачены миллионы. И вот тут главные трудности. У насесть уже очень разительные примеры того, с какими трудностями связан переход от работы в узком масштабе к работе в масштабе широком. Это – пример школьного дела. В первые годы революции в опытном порядке был создан ряд школ с очень интересной постановкой работы. Приезжие иностранцы поражались достижениями этих школ, их коммунистическими установками, теми результатами, которые они давали. Долгое время эти школы были показом. Но сеть опытно-показательных школ была сравнительно невелика. Затем вопрос встал вообще о том, чтобы общее образование сделать всеобщим и обязательным. И оказалось – нет помещений, нет подготовленных учителей, нет стабильных программ, нет стабильных учебников – нет тех предпосылок, без которых невозможно развертывание настоящей учебы в массовом масштабе. Последние два года работа шла главным образом по созданию этих предпосылок.

То же и с библиотечным делом. И тут нужно провести очень большую работу.

Нужна в первую очередь забота о библиотекаре. Внимание, которое стали уделять партия и правительство библиотечному делу, сразу же подняло настроение библиотечных работников; библиотекарь почувствовал себя участником социалистической стройки.

7 октября Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял постановление «О снабжении библиотекарей», опубликованное в № 239 «Труда» от 16 октября 1933 г.

Это постановление гласит:

«Приравнять библиотекарей, работающих в системе органов народного образования и профсоюзов, в отношении норм и порядка снабжения продовольствием и промтоварами к учителям школ I и II ступени, а членов семей библиотекарей – к членам семей учителей.

Примечание. Снабжение хлебом библиотекарей, работающих на селе, производится за счет двухпроцентных начислений на обязательства по зернопоставкам».

Это постановление – ценный поворот в положении библиотекарей.

Развертывание соцсоревнования, которое уже началось по отдельным краям и областям, поставит работу библиотекаря в поле общественного внимания, откроет библиотекарю путь продвижения по линии его работы, что будет способствовать устранению той текучести работников, свидетелями которой мы являемся. Соцсоревнование только еще начинается; чтобы оно дало нужные результаты, нужна большая продуманность.

Библиотечное управление проводит постоянные собрания библиотекарей-практиков, которые делятся с нами своим опытом работы, своими соображениями по поводу того, какие, по их мнению, надо выдвинуть показатели, которые должны лечь в основу соцсоревнования.

Мы очень просим товарищей, работников библиотечного фронта, присылать материалы по соцсоревнованию.

Соцсоревнование надо организовывать так, чтобы оно помогало библиотекарю показать как можно лучше свою работу, то, что особенно ценно с общественной точки зрения, с точки зрения социалистической стройки, что может служить действительным показом. Надо делать свою работу общим достоянием, надо привлекать общественное внимание к росткам нового, окружать их общественной заботой.

Одно дело – буржуазная реклама, другое – социалистический показ. Соцсоревнование учит социалистически показывать свою работу.

Недаром в 1919 г. Ленин писал в отдел по внешкольному образованию о необходимости развернуть соцсоревнование. Напомним это его письмо:

«Библиотечное дело... больше всего требует вызова соревнования между отдельными губерниями, группами, читальнями и проч. и т. п.

Правильная постановка отчетности... должна служить трем целям:

1) правдивое и полное ознакомление как Советской власти, так и всех граждан, о том, что делается;

2) привлечение к работе самого населения;

3) вызов соревнования библиотечных работников...

... По-моему, формуляры отчетов должны быть изготовлены в центре, затем перепечатываться по губерниям, и рассылаться... во в с е библиотеки, читальни, клубы и т. п.

В этих формулярах должны быть выделены (и напечатаны, скажем, жирным шрифтом) те обязательные вопросы, за неответ на которые заведующие библиотеками и т. п. отвечают по суду. А затем к этим обязательным ответам прибавить очень много необязательных ответов...

... К необязательным §§ должны быть отнесены, в виде вопросов, все улучшения, применявшиеся в Швейцарии и Америке (и др. странах), чтобы можно было поощрять (выдачей премий ценными изданиями, комплектами и пр.) тех, кто наибольшее число улучшений и наилучше провел.

Например: 1) можете ли вы точными данными доказать рост обращаемости книг в вашей библиотеке? или 2) посещаемость вашей читальни? или 3) обмен книгами и газетами с другими библиотеками и читальнями? или 4) создание центрального каталога? или 5) использование воскресений? или 6) использование вечеров? или 7) привлечение новых слоев читателей, женщин, детей, нерусских и т. п.? или 8) удовлетворение вами справок читателя? или 9) простые и практичные способы хранения книг и газет? сбережения их? механические соединения при чтении и откладывании на место? или 10) выдачи на дом? или 11) упрощения" гарантий при выдаче на дом? или 12) при посылке по почте?

и т. д. и т. д. и т. под.

За лучшие отчеты и за успехи награждать премиями»[88].

Соцсоревнование проводить необходимо.

Наряду с этим надо заботиться и о другом – о поднятии квалификации молодого библиотекаря. Недавно пришлось говорить с курсантами заочных курсов для библиотекарей из Ивановской области, Северо-Кавказского края и Башкирской республики. Число заочников совершенно ничтожно. Почему? Потому что на заочные курсы не принимают с образованием ниже семилетки и, кроме того, берут за книги для учебы довольно большую сумму. Такого рода заочное образование бьет мимо цели, оставляя массу библиотекарей с тем уровнем подготовки, как и до сих пор. Необходимо повысить требования к библиотекарю и как раз для более отсталых слоев сделать эту подготовку обязательной. Тут предстоит очень большая работа, но эта работа особенно важна.

Другой важнейший участок работы – это учет.

За это дело надо взяться всерьез. Нам нужно знать библиотечное лицо каждого района. Сравнив его с хозяйственным лицом района, с его культурным лицом, мы получим ясную картину того, что надо делать в районе, какие участки и как надо усилить. Библиотечный паспорт района должен быть хорошо известен каждому члену райкома партии, райкома комсомола, каждому члену районного Совета; он должен висеть на стенке, на видном месте на каждом заводе, в каждом пункте, где собирается много народу. Где, какие библиотеки имеются, что это за библиотеки, в какие часы они открыты – об этом должен знать каждый житель района.

С учетом у нас дело обстоит неважно: у нас даже нет настоящего статистического учета, не говоря уже об учете того, насколько правильно построена сеть, насколько правильно построена работа. Часто библиотека профсоюзная не знает, что есть рядом с ней библиотека политпросветская – и наоборот.

Библиотечное управление будет проводить учет через соответствующие статистические органы, но это длительный путь. В общественном порядке можно учет провести скорее и полнее. Самый процесс общественного учета библиотек и библиотечной работы поднимет интерес к библиотечному делу.

Очередная задача – выработать самую простую карточку учета, согласовать ее с Институтом библиотековедения (это задача Библиотечного управления) и на основе этой карточки быстро провести общественный учет состояния дела {это задача краевых и районных организаций). Нельзя, чтобы каждый город, каждый район учитывал по-своему. То, что будет выявлено особенно ценного, надо выделить, зафотографировать, описать в печати. В городских районах это можно проделать сравнительно легко. Гораздо труднее будет в сельских местностях. Но сделать это необходимо. Тут очень много могут помочь политотделы МТС.

Нам нужен учет для того, чтобы правильно планировать. Планирование на глаз никуда не годится. Необходимо, чтобы каждый район на основе имеющегося у него учета библиотечной работы и учета хозяйственного и культурного лица района обдумал, что ему надо делать. Я знаю – это дело нелегкое, но за него надо браться. Тут особенно будет важен обмен опытом. Будем учиться планировать, исходя из конкретного состояния дела, широко обсуждая наши планы, используя все имеющиеся на месте возможности.

Итак, учет, планирование – это очередные наши задачи.

Но этого мало, нужен контроль над выполнением плана. Если в процессе учета и планирования мы добьемся того, что партийные, советские, профсоюзные организации будут знать, что есть, что надо делать, можно будет через советы культурного строительства организовать и деловой общественный контроль.

Конечно, из сказанного не следует, что, пока мы не наладим учета, планирования и контроля, мы не должны делать ничего другого. Нам надо одновременно с этим сейчас же начать работу по вытаскиванию библиотек из подвалов, по подыскиванию для них лучших помещений, по наведению чистоты, порядка в библиотеках, по улучшению снабжения их, по улучшению методической работы, по организации переподготовки библиотекарей.

Улучшение методов массовой библиотечной работы – одна из очередных задач. Необходима большая работа по популяризации библиотек, по вовлечению в них широких слоев трудящихся.

И затем необходимо, чтобы вокруг библиотек сплачивался большой актив не только читателей, но и писателей, людей науки, широкие кадры соцстроителей. Тогда библиотека действительно станет тем центром вооружения масс знанием, каким хотел ее видеть Ленин.

При правильной постановке дела библиотека может превратиться в своеобразную лабораторию, в которой будет развертываться большая работа. Сейчас писатель должен учиться писать для масс. И ему надо постоянно проверять себя, проверять, как его писания воспринимаются различными слоями населения. Тут библиотека может оказать ему большую услугу, подобрав группы читателей разных слоев населения, организуя общение читателей и писателей, – библиотека может дать чрезвычайно много и тем и другим. Возьмем ученого-популяризатора. Следя за тем, как и что читают библиотечные читатели по данной отрасли науки, какие у них являются вопросы, вслушиваясь в их оценку книжек, он будет вырабатывать у себя умение популяризовать интересующую его область науки.

Вопрос, что может дать библиотека примкнувшим к работе, требует большой подработки.

Надо сплачивать силы, чтобы поднять библиотечное дело на ту высоту, которой требует сейчас жизнь, которой требует весь советский уклад, которой требует поднявшаяся самодеятельность масс.

1933 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.