Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь на совещании директоров научных госбюджетных библиотек




 

Товарищи! Когда просматриваешь труды первой конференции научных библиотек, состоявшейся в 1924 г., и второй конференции (1926 г.), то видишь, что вопросы, которые на них обсуждались, в сущности в значительной мере были те же, которые мы ставим теперь. Ставились вопросы об обслуживании читателя, о планировании. Но если посмотришь на окружающую жизнь, то видишь, как колоссально все изменилось за эти восемь лет, которые прошли с 1926 г. Как-то весь стиль обсуждений был совсем другой, совсем в другом разрезе, чем теперь, обсуждались тогда библиотечные дела.

Сейчас мы видим, как на базе наших достижений в экономической жизни, на базе развития крупной промышленности и в особенности коллективизации деревни изменились люди, массы, их культурные запросы.

Мне пришлось последнее время бывать на очень многих фабриках и заводах в связи с перевыборной кампанией, наблюдать женские собрания. Фактически эти собрания не были чисто женскими – женщины приводили с собой своих мужей, сыновей, приходила вся семья. И очень характерно, что основное ядро – работницы – заражало своим энтузиазмом домашних хозяек, домработниц, кустарок. На этих собраниях особо бросалось в глаза повышение сознательности женщин. И если нельзя еще сказать, что массы так же далеко продвинулись в части общеобразовательных знаний, то в смысле развития, в смысле сознательности, самодеятельности масс мы имеем громаднейшие успехи.

Вот выступает какая-нибудь работница с фабрики. Она замечательно говорит, совсем по-другому, чем раньше говорила. Сразу видишь, как выросли люди, как расширился их кругозор. Они не только хорошо говорят о вопросах нашей соцстройки, они увлекаются, загораются этими вопросами.

И советская интеллигенция стала другой, чем была в 1926 г. Характерно, в связи со смертью т. Кирова я получила письмо от одного беспартийного педагога. Я его давно знаю. Он исключительно хороший преподаватель, но не так уж близко стоял к партий. Теперь он пишет: «Во время похорон т. Кирова, когда мы стояли в зале и слушали мощное радио, передававшее речи, произносившиеся на Красной площади в Москве, все мы испытывали одно чувство – что всё, что есть честного, мыслящего, так же как и мы, переживает смерть С. М. Кирова и чувствует, как всем нам близка партия». И дальше он пишет: «Никогда я не видел такого единения в рабочей массе, единства в настроении. Видишь, что господствующая партия уже овладела массами». Это отношение советской интеллигенции к партии – показатель того, как изменилась, говоря словами Ленина, вся общественная ткань.

И библиотечные работники стали иными, чем были восемь лет тому назад. Их тоже захватывает и увлекает все по-другому, чем раньше. Сейчас каждый знает, что библиотечное дело – это фронт, серьезнейший фронт соцстройки.

Мы не замечаем иногда тех перемен, которые у нас происходят в работе. Недавно я собирала материал по библиотекам Москвы. У меня мало было времени для этого дела, поэтому я использовала только наиболее полный материал нескольких библиотек.

Нужно сказать, что мы не научились еще собирать материалы, действительно характеризующие работу той или другой библиотеки.

Возьмем научные библиотеки. Просматривая бланки переписи, видишь, как еще много дефектов имеется в учете нашей работы. Например, в опросной карточке есть такой вопрос: «Сколько книг на русском языке и сколько на других языках?» Те библиотеки, которые заведомо имеют иностранную, национальную литературу, отвечали часто, что имеют литературу исключительно на русском языке. Отвечают так потому, что не учли свои фонды. Об этом надо позаботиться.

Относительно читателей в некоторых библиотеках дело темно и неясно. Цифры даются, но чувствуется, что они даны на глазок. Нужен гораздо более тщательный, повседневный, полный и всесторонний учет – он еще не поставлен.

Все же собранный путем переписи материал показывает, что в наших научных библиотеках многое изменилось. Внешне библиотеки стали гораздо чище, больше порядку, лучше освещение. Вообще какая-то общая забота есть обо всем этом. Конечно, в Москве у нас тяжелые условия в смысле помещений, у нас еще мало читальных залов. Новые здания мы еще строим, пока приходится ютиться в старых зданиях, с перепутанными комнатушками, разбросанными по разным этажам. Все это очень затрудняет работу. Но все же то, что есть, нельзя сравнить с тем, что было года два тому назад в смысле чистоты и благоустройства библиотек. Этого нельзя сказать про все библиотеки, но' некоторые из них уже выросли в этом отношении.

Но не только это интересно, а важно то, что работа библиотеки идет вглубь. И чувствуется иногда, что сама библиотека не замечает той большой работы, которую она проводит. В этом отношении очень интересна работа Ленинской библиотеки, о которой она не очень много пишет и не очень много говорит. Это – справочная работа, разные справки, которые даются различным учреждениям; иногда это исследовательская работа самого разнообразного типа. Вот это удовлетворение запросов разных ведомств, разных учреждений имеет уже огромное значение.

И не только Ленинская библиотека, но и ряд других библиотек проводит эту работу. Не только обслуживание учреждений, но и обслуживание отдельного читателя стало лучше, гораздо глубже, чем было раньше.

Затем почти каждая библиотека проводит большие исследовательские работы. Это имеет большое научное значение. Научная библиотека должна быть помощником разных отраслей наук. Наука-то у нас сейчас другая стала.

Я помню, как Ленин говорил на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г.:

«Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем, – и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил? И трудящиеся совершат эту титаническую историческую работу, ибо в них. заложены дремлющие великие силы революции, возрождения и обновления»[108].

И действительно, мы видим сейчас, как идет это изменение. Мы, например, знаем, что члены Академии наук СССР делают доклады на самых широких собраниях, они действительно стараются втянуть массы, передать массам те достижения, которые у науки имеются. Наша советская наука имеет очень много достижений, еще большие перспективы лежат перед ней. Научные библиотеки становятся на службу этой науке, перед которой громадное будущее.

Научные библиотеки сейчас ближе подходят к массе. Вот возьмем, например, библиотеку Московского государственного университета. Там чрезвычайно интересная выставка для вновь поступающих студентов. Им показывают всю научную, всю общественную работу библиотеки. Показывают роль библиотеки в революционном движении, в деле овладения знанием, техникой. Чрезвычайно интересная выставка. В помощь лекциям по изучаемым областям знаний подбираются книги. Это не только МГУ делает.

Если мы возьмем Ленинскую библиотеку, там сейчас выставка, по Китаю. Интереснейший вопрос. Читатель, осмотрев выставку, тотчас же будет спрашивать книжку о Китае, будет читать ее. Выставки вошли в быт научных библиотек.

Научные библиотеки развертывают шефство над массовыми библиотеками. Шефство сейчас особенно необходимо, потому что оно означает помощь по линии самообразования: составление рекомендательных списков всякого рода, затем всякого рода разъяснения к ним, освещение новых вопросов и т. д. Интересна работа библиотеки МГУ и ряда других библиотек: по фабрикам и заводам научные библиотеки устраивали выставки. Это до чрезвычайности будит новые интересы, ширит интересы рабочих. Литературная группа Ленинской библиотеки проводила летом на одном заводе выставку «Жизнь и революционный путь Горького».

Интересна работа библиотеки Политехнического музея, библиотеки Народного Комиссариата тяжелой промышленности по обслуживанию фабрик и заводов, по инструктажу читателей.

Научная библиотека перестает быть замкнутой, какой она была в старое время. Чувствуется, что в ее работе бьет новая, социалистическая струя. Как будто ничего особенного нет, но все вместе взятое в целом представляет что-то новое, какой-то новый тип библиотеки.

Конечно, и прорех у нас еще чрезвычайно много, и еще большая предстоит работа, но все же перспектива развития этой работы очень велика.

Необходимо лучше учитывать всю нашу работу и лучше ее планировать. Я очень рада, что тут стоит доклад о планировании. Поскольку пришлось знакомиться с материалами разных библиотек, видишь, что в их работе ужасно много дублирования: часто одни и те же темы разрабатываются в ряде библиотек. Одна библиотека не знает, что делает другая.

В смысле обменного фонда, по-моему, пока что лишь первые шаги делаются. Мы тут начинаем определенно продвигаться вперед. Но надо больше знать друг о друге, надо чаще собираться (не через восемь лет), почаще обсуждать вопросы, которые в процессе работы возникают.

Обсудить есть очень много чего. Скажем, отчеты. Это вопрос, который обсуждался и на предыдущих конференциях – ставился уже вопрос о том, что надо составлять отчеты по одному какому-то общему продуманному плану. А у нас каждый отчет написан по-своему. Что кого интересует, то он и пишет в отчете. Общего правильно продуманного плана отчета, который охватывал бы всю работу, плана, который был бы обсужден и сообща принят, – такого плана отчета у нас нет. А, по-моему, его необходимо было бы иметь. Необходимо обсудить те пункты, на которых надо сейчас останавливаться, чтобы сообщаемый материал можно было бы сравнивать.

Я не думаю, конечно, не хочу ни в малейшей мере сказать, что мы можем как-то подходить ко всем научным библиотекам с одной и той же меркой. Это я меньше всего думаю. Каждая научная библиотека, как и вообще каждая библиотека, имеет свое лицо и в смысле состава книжного фонда, и в смысле кадров, которые она обслуживает, и в смысле подбора работников.

Каждая из тех библиотек, с которыми приходится знакомиться, имеет свое лицо, свои особенности в работе, в обслуживании того или другого типа читателей. И нельзя всех под одну гребеночку остричь: тут и количество фондов много значит и то, какую общественность сумела вокруг себя сплотить библиотека. Все это имеет значение. Тут нельзя брать одну и ту же мерку. Но все же необходимо, чтобы библиотеки, учитывая свою работу, давали отчеты, которые давали бы возможность делать определенные выводы, обобщения.

Просматривая свое краткое выступление на втором библиографическом съезде[109], я вычитала там, что я тогда говорила. Там я говорила так: это хорошо – количественный учет фондов, но нужен и учет содержания фондов, оценка книги. А сейчас это особенно важно, и, по мере того как массы будут больше и больше расти и больше и больше интересоваться книжкой, этот качественный учет содержания фондов станет в центр внимания. Сейчас в какую библиотеку ни придешь – полным-полно народу. Мы недавно были в массовой библиотеке имени Пушкина. Что нам там рассказали? Год тому назад, даже несколько месяцев тому назад, работники библиотеки вербовали читателей, ходили по квартирам, чтобы завоевать читателя, а теперь читатели не вмещаются, места не хватает. Это общая картина в библиотеках.

Теперь не скучают по читателю, читатель есть. Сейчас вопрос о том, как его удовлетворить. Не только помещения читального зала не хватает – не хватает книг. Не «накормишь» книгами, не только «Цусимой», не только «Поднятой целиной» не накормишь, но и другими серьезными книжками. Спрос на них громадный. Страна учится. Вот что изменилось и что обостряет вопрос о большем и лучшем использовании фондов. Нельзя вразвалочку думать: «Да, надо учесть, надо сделать». Скоренько надо сделать и как можно лучше: массы спрашивают, напирают, требуют. В этом отношении массы – я говорю не только про низовые массы, но и про разные кадры, беру массы в широком смысле, – читают не только популярные книжки, но и серьезные.

Как удовлетворить этот спрос? Это большой вопрос. И, естественно, вопрос о фондах, об их использовании, о повышении оборачиваемости книг стал горячим вопросом.

Теперь у нас встает и вопрос об обслуживании читателя. Это один из основных вопросов. Теперь читателя иначе нужно обслуживать, чем раньше. Читатель раньше, бывало, придет в библиотеку и говорит: «Дайте мне книжку о жизни». И вот библиотекарь руководит – найдет книжку, даст читателю, а теперь читатель не желает, чтобы его опекали. Он желает, чтобы ему была предоставлена полная возможность найти то, что ему нужно, получить ту справку, которая ему нужна. Он гораздо больше сам знает, что ему надо. Ему, конечно, нужна помощь, но не такая элементарная помощь, которая ему давалась раньше. Нужна помощь гораздо более серьезная, и здесь нужно прислушиваться к запросам читателя больше, чем это делалось раньше.

Раньше делалось на глазок, а сейчас на фоне тех запросов, которые есть, требуется более внимательный подход к читателю. Это вопрос о том, как наиболее тактично, наиболее умело подходить к читателю, как нащупывать и изучать его интересы. Раньше было в моде изучение интересов, - но изучали индивидуального читателя. Выберут несколько человек и возятся с ними. А сейчас надо выбирать тот слой, который имеет в данный момент решающее значение, изучать, как, чем он интересуется, не только на основании читательского спроса, а изучать надо одновременно и жизнь, которая будит определенные интересы у читателя. Надо знать, чем в данную минуту масса интересуется, понимать сейчас глубже все оттенки запросов читателей, меньше их опекать, а более умело их обслуживать. Это очень большой вопрос.

Потом, конечно, вопросы техники, вопросы расстановки книг – все это вопросы, к которым библиотекарь часто подходит несколько свысока: «Ну, что такое расставить книги, - – это всякий умеет». Не представляет себе человек со стороны всей сложности этого дела. Библиотекарь это представляет, но все же иногда бывает так, что книжки по «крепостной» системе расставлены и ничего с ними не поделаешь. Надо много времени, чтобы разыскать нужную книгу. А как дальше с этим быть, как подходить к вопросу специальной обработки? Это вопрос обслуживания того же самого читателя, быстрого и более углубленного обслуживания.

И я думаю, что такие совещания, как это, должны повторяться не через большие промежутки времени, а через более короткие.

Большое значение на данном этапе имеет Ассоциация научных библиотек – ведь важно не через несколько лет дать ответ на тот или другой вопрос, а своевременно, сообща выработать ответ на тот или другой вопрос, который сейчас выдвигается жизнью. Часто нельзя ждать. Некоторые вопросы необходимо обсудить со всех сторон как можно скорее – жизнь требует. У нас жизнь бурно-стремительная, такая жизнь, что постоянно новые и новые вопросы возникают.

Посмотрите сейчас массовые библиотеки. Первый МГУ заключил договор с библиотекой Московского автозавода. В договоре библиотека МГУ в числе других пунктов пишет: «Мы, работники МГУ, будем учиться у вас, у профсоюзной библиотеки». И это хорошо сказано, потому что заводская библиотека чрезвычайно много дает, у нее тоже новые формы работы рождаются. Например, обслуживание в цехах массового современного читателя позволяет лучше прислушиваться к тому, что он говорит. И это имеет громадное значение.

Возьмем такой завод, как «Шарикоподшипник», который быстро вырос. Кстати, директор этого завода т. Бодров – племянник двух рабочих, которые когда-то учились у меня в вечерне-воскресной школе и одновременно ходили в кружок к Ильичу; отец его также ходил в кружок Ильича. Тов. Бодров заботится о заводской библиотеке. И интересно, библиотека «Шарикоподшипника» сумела так раскачать рабочих, что они написали коллективную работу «Как лучше использовать станок». А библиотека завода станкостроения имени Орджоникидзе организовала рецензии читателей – рабочих и некоторых инженерно-технических работников – для оценки этой коллективной работы. Получилось двадцать пять деловых отзывов. Профиздат, который издал брошюру «Как лучше использовать станок», выразил благодарность библиотеке и тем рецензентам, которые написали оценку этой книжки, потому что рецензии были чрезвычайно деловые и ценные по своему содержанию. Надо научным библиотекам учиться этому делу или не надо? По-моему, надо. Соревнуясь с такими библиотеками, у которых бьет ключом социалистическая струя, учишься очень многому и вносишь в свою библиотеку такое, что раньше и в голову не приходило.

Необходима связь с массовыми библиотеками, с теми библиотеками, которые близко стоят к рабочему, к работнице.

Вот был съезд писателей. Библиотека тоже сыграла тут известную роль в том отношении, что помогала выявить лицо читателя. Библиотека обыкновенно собирала отзывы читателей-рабочих. Мне приходилось видеть эти отзывы. Они тоже своеобразно написаны: коротко, деловым образом – рабочий человек берет, как говорят, быка за рога. Всему этому надо учиться. Надо посмотреть, надо поработать в такой библиотеке. Это заразит научные библиотеки новым духом. Они сумеют перестроить свою работу так, что она будет более живой. Книгохранилищный уклон, который иногда бывает у наших научных библиотек, который создавался благодаря целому ряду обстоятельств (благодаря старым помещениям, неразобранным фондам и т. д.), будет изживаться. Будут найдены пути, как это изжить, если будет близкая связь с массами.

Мне кажется, кроме больших совещаний, важно наладить работу Ассоциации научных библиотек таким образом, чтобы на все вновь зарождающиеся вопросы – а они постоянно возникают – она быстро давала бы ответы. Надо коллективно обдумывать и коллективно вырабатывать ответы на запросы жизни. Это сейчас совершенно необходимо. Ассоциация, мне кажется, должна начать интенсивно работать. Вот то немногое, что я хотела сказать. Я" хочу этим закончить и пожелать всем нам, чтобы наши научные библиотеки были действительно такими, которые должны быть в социалистическом строе. Кое-что начинает делаться. Пойдем дальше по этому пути.

1934 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.