Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НАШИ ЗАДАЧИ 2 страница




Я говорила как-то с одним иностранным товарищем, рассказывала ему, как Владимир Ильич настаивал на том, чтобы расширять политехнический кругозор рабочих. Рассказывала о том, как мы стараемся рабочему дать общее представление о народном хозяйстве в целом для того, чтобы, как ни узка была его профессия, он ясно себе представлял, какие отрасли промышленности существуют, какая между ними взаимозависимость, что от чего зависит, какую роль играет техника, об успехах техники и т. д. Рассказывала, как приходилось на практике видеть, с каким огромным интересом слушают эти доклады рабочие и работницы. И вот этот товарищ говорит мне о том, что это крайне характерно для нашей Страны Советов, что капиталисты, наоборот, всячески стараются замкнуть рабочего в его узкую профессию, надеть шоры на глаза.

И вот если бы мы сумели к нашим техническим библиотекам такие вводные библиотечки устроить, которые давали бы политехнический кругозор, знакомили бы с тем, что надо знать по физике, по химии, по математике, чтобы овладеть той или иной отраслью техники, давали бы популярное изложение некоторых основных вопросов этих наук, – мы этим самым сделали бы технические библиотечки доступнее массам. У нас над этим работает библиотека Политехнического музея, но надо, чтобы это дело ставилось шире, чтобы это входило в обычай, потому что сейчас часто техминимум – а мне приходилось говорить с товарищами, которые проводят этот техминимум, – представляет собой лишь узкопрофессиональные навыки. Надо овладение техминимумом связывать с чтением технической литературы. Техминимум должен сплетаться с лозунгом: «Технику – в массы».

Другой вопрос. У нас есть библиотеки, о которых даже мало кто знает. Один из товарищей тут выдвинул очень интересный вопрос – это о технических библиотеках, при которых имеется документация[135]. Я случайно знаю об этих библиотеках с документацией, потому что у меня есть товарищ, рабочий, который занимается историей заводов[136]. Он писал историю Семянниковского завода и рассказывал, как ходил по техническим библиотекам с документацией, какой там богатейший материал имеется, никому не известный, а между тем в конкретной форме показывающий до конца, что такое капитализм, рассказывающий о формах эксплуатации, где имеются договоры между капиталистами и видно, на основе чего они заключались. Пришел он в одну библиотеку – на него библиотекарь посмотрел презрительно: что это «рабочий» пришел в такую библиотеку, где только инженеры могут что-нибудь понять? Библиотекарь взял и заговорил с этим рабочим по-латыни. В другой раз приходит он в такую библиотеку и спрашивает, где такой-то материал можно найти. А ему библиотекарь говорит: «Ищите и обрящете». Естественно, что в специальных библиотеках были поставлены и соответствующие библиотекари, которые себе не представляли, что эта библиотека может быть близка и нужна широким массам. А вот сейчас, когда пишут «Историю заводов» (а история заводов – это интереснейший кусок истории), часто именно в отделах документации выявляются интереснейшие вещи, которые являются конкретной иллюстрацией истории пережитого.

Из воспоминаний детства я знаю, что была писчебумажная фабрика в Угличе англичанина Говарда, который был компаньоном либерального фабриканта Варгунина. Варгунин знал, какую роль в свое время в Англии сыграла фабричная инспекция, хотел улучшить порядок на Угличской фабрике и пригласил моего отца фабричным инспектором на эту фабрику. Было это в 1875 г. Отец вскрыл массу безобразий, но договор, который был заключен между либеральным капиталистом Варгуниным с его компаньоном Говардом, не позволил ему предпринять даже самые элементарные меры для охраны рабочих. Так закончилась ничем попытка либерального фабриканта при царизме пойти по пути Оуэна.

Я послала свои воспоминания об Угличской фабрике в Балахну на писчебумажную фабрику, хотелось связаться с балахнинскими рабочими. Оттуда я получила интереснейшее письмо одного рабочего Угличской фабрики, который рассказывает, как в 1912 г. владелец фабрики (Варгунин давно умер) организовал поджог фабрики, как был для этого организован весь персонал. Это было организовано явно в целях получить соответствующую сумму за страховку и уехать из России, потому что в России в 1912 г. уже нарастало рабочее движение, с одной стороны, а с другой стороны – в воздухе уже начинало попахивать войной.

Теперь и следов не осталось в Угличе от этой фабрики, но остались живые люди. И вот когда я слушаю о библиотечной документации, я думаю, как хорошо было бы использовать ее в целях показа, что такое был капитализм, какие договоры заключались. Ведь это же ценнейший материал не только для инженеров, а и для общественника, для историка. Это чрезвычайно ценный материал, если он будет собран и освещен.

Меня чрезвычайно заинтересовали намеченные выступления товарищей по поводу того, как библиотеку надо сделать бол ее доступной, менее замкнутой. Мы часто не умеем показывать товар лицом. Вообще говоря, мы знаем, какие библиотеки есть, но не умеем до конца показать их социалистическую специфику. Мне, например, хотелось бы, чтобы докладчик о Библиотеке имени Ленина отразил именно социалистическую специфику ее работы: показал, какая громадная там ведется справочная работа, как она помогает делу планирования (а там есть такая работа), как ведется обмен книг, как ведутся выставки, как ведется помощь массовым библиотекам. Это и есть социалистическая специфика. У нас часто, делая доклады о библиотеках, этой социалистической специфики не замечают.

У нас в плане работы совещания стоит вопрос о каталоге. Можно к этому вопросу подойти с точки зрения узкого специалиста. А надо подойти так: каталог нужен для читателей.

Ведь сейчас у нас читатель приходит в библиотеку и должен пользоваться карточным каталогом. Не всякий к этому подготовлен. Обслуживать читателя приходится библиотекарю. А библиотекарь теперь уже не может обслуживать всех читателей. Когда читателей был какой-нибудь десяток, библиотекарь мог «обсасывать» каждого – ему устно все рассказывать, показывать и т. д., а извольте теперь обслужить читателя, когда библиотеки полны их. Теперь особенно нужны каталоги, справочники, вооружение читателя знанием, как выбирать книги, как их использовать. А у нас нет печатных каталогов. Они совершенно необходимы. Я это по себе знаю: когда мне что-нибудь надо, у Меня есть каталог от 1914 г. Общества педагогов. Мне надо просто вспомнить, какие есть произведения у Золя. Вот я смотрю и нахожу тотчас же, что мне нужно. – «Жерминаль». И сразу встают яркие воспоминания. Я помню, как в давно прошедшие времена, в 1890 г., приходилось изучать I том «Капитала» Маркса. Тогда я не очень знала еще рабочее движение, ходила только за Невскую заставу, наблюдала, но я взяла эту книгу – «Жерминаль», и на меня она произвела колоссальное впечатление. Самое большое впечатление произвела фигура анархиста, который, с одной стороны, ласково гладит ручного кролика, а с другой стороны, устраивает взрыв шахты и губит массу рабочих во время этого взрыва. Это соединение теоретической работы над I томом «Капитала» с чтением художественного романа Золя, который описывает рабочее движение, правда давнишнего времени, дало очень много – дало понимание того, как важна организация рабочего движения, как никуда не годна вся эта анархистская психология, которая не учитывает движения масс, их интересов. Потом, когда я поехала в ссылку к Владимиру Ильичу в 1898 г., смотрю – у него в альбоме были карточки разных политкаторжан, была карточка Чернышевского с надписью – и карточка Золя. Я спрашиваю: «Почему это у тебя карточка Золя?» А он говорит: «Он же по делу Дрейфуса вел борьбу, а потом у него очень интересные романы». И вот мы с ним тогда долго говорили о романах Золя, о «Жерминале», об анархизме. У меня осталось в памяти все то, что говорил тогда Ильич об анархизме. Интерес к вопросу об анархизме пробудила эта художественная книга. И вот как связывается беллетристическая книга с научной литературой – это мы должны знать. Ведь беллетристика влияет на чувства. У человека перед глазами возникает целый ряд живых образов. В этом сила художественной литературы.

В связи с этим встает вопрос о каталогах и группировке книг. Какой каталог у нас должен быть – разгороженный или неразгороженный, как этот каталог надо разгородить, по каким вопросам, – это будет один из вопросов, который вы тут будете обсуждать. Чрезвычайно важно также, как с марксистской точки зрения лучше расставлять книги. Можно взять произведения Маркса, Энгельса, Ленина и поставить их все на отдельную полку – не связывать их статьи и произведения с другими вопросами. А можно и так делать: дать все эти произведения на особых полках, а, кроме того, отдельные статьи Маркса, Энгельса, Ленина давать еще и в связи с освещаемыми вопросами. Например, собрать книги по технике и тут же дать высказывания Маркса, Энгельса, Ленина по технике. Это надо Делать в каталогах, надо делать при расстановке книг.

К какому бы вопросу вы ни подходили, надо продумать его с точки зрения теории марксизма-ленинизма, которая так блестяще доказала свою правоту на истории нашего Союза Советских Социалистических Республик.

Я бы хотела остановиться еще на одном вопросе. Вот стахановцы. В чем заключается задача библиотекаря? Только лишь в том, чтобы дать списки – список книг и статей по этому вопросу, материалы стахановских совещаний и т. д.? Это надо дать. Но, кроме того, надо самим работать по-стахановски.

Сидят библиотекари на работе не шесть и не восемь часов, а больше, но не в этом дело. Стаханов по-хозяйски подошел к своей работе и к вопросам организации собственного труда и тех, кто с ним работал. Если мы хотим быть стахановцами на библиотечном фронте, мы должны так всю нашу работу организовать, чтобы она была образцом организованности, и тут мы должны учесть старый опыт. У нас на этом собрании присутствуют товарищи, которые имеют огромный опыт в этом отношении. Я возьму хотя бы т. Григорьева, который дает ряд ценных указаний, практических, как нужно работать по-настоящему, организовать работу- так, чтобы она была как можно лучше. Это важно и для больших библиотек и для небольших библиотек. Вопрос, как организовать работу, как при определенных нормах труда получить максимум результатов, как использовать технику, – это большой вопрос.

Мы не можем считать, что только на плечах надо таскать книги: есть лифты, есть сигнальные знаки и тому подобное, библиотекарь это знает. Все это нужно ввести в библиотечный быт.

И, наконец, последнее, что я хотела сказать. Приближается XХ-летие существования Советской власти. Эти двадцать лет нашего Союза Советских Социалистических Республик, вся история, пережитая за эти двадцать лет, – это ведь неповторимый кусок жизни. На этой истории, на нашем опыте, учатся все рабочие других стран, учатся все сознательные марксисты, учится молодежь. Я смотрю, как ходят в Музей Ленина, как интересуются показом жизни и работы Ленина, с каким волнением говорят об этом иностранцы. Нам нужно учесть и показать пройденный путь также и на небольшом фронте – нашем библиотечном фронте. Показать, что нами сделано, как мы это сделали, как мы не умели сначала многое делать. Я помню, в 1919 г. я приехала в Казань. Там решили все библиотеки свезти вместе. Был какой-то барский дом, и туда сложили все книги, которые отобрали у населения. Сложили книги и не знают, что с ними делать, как их разбирать. Работники приводят меня туда и показывают: вот книг сколько набрали. «А что вы с этими книгами будете делать?» – «Об этом, – отвечают, – верно, будут директивы из Наркомпроса». И это вполне понятно, товарищи: было желание планомерно строить это дело. Но в каких условиях мы тогда жили? Нужно показать этот пройденный путь, и показать пройденный путь в нашем деле, может быть, легче, чем в каком-либо другом.

Позвольте, товарищи, пожелать вам, чтобы при обмене мнениями, при работе в секциях вы прощупали бы поглубже связь нашей работы с жизнью, поставили бы всю работу ближе к жизни с учетом всех возможностей и тех достижений, которые отмечены в Конституции. Повторяю – эта Конституция нас, библиотекарей, к очень многому обязывает, обязывает гораздо шире ставить нашу работу, гораздо теснее ее связывать с массами, и я бы хотела, чтобы наше совещание шло под этим углом зрения.

1936 г.

 

БИБЛИОТЕКА – ДРУГ И ПОМОЩНИК ЧИТАТЕЛЯ (РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ПО РАБОТЕ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИХ БИБЛИОТЕК)

 

Мы являемся свидетелями громадного роста сознательности трудящихся нашей страны. Это чувствуется во всем, это особенно было заметно в последний год, когда шло всенародное обсуждение новой Советской Конституции.

В 1919 г. Владимир Ильич Ленин, который придавал очень большое значение всей культурной работе, выступал на внешкольном съезде. Он говорил там о том, как мы должны организовать всю нашу культурную работу, и в качестве примера указывал на ликвидацию неграмотности и библиотечное дело. Он говорил, какое значение для разрешения этих вопросов имеет правильная организация.

Те достижения, которые имеются у нас в стране, являются результатом грандиозной организационной работы, которая проведена под руководством нашей партии.

Мы видим на каждом шагу, как те установки, которые давал В. И. Ленин, сейчас осуществляются на практике, принимая конкретную живую форму. И когда мы читаем Конституцию, которая фиксирует то, что уже достигнуто в длительной борьбе, мы видим, как еще много надо сделать, чтобы еще лучше в повседневной работе закрепить завоеванное.

Конституция является громадным стимулом для еще более широкого культурного движения масс. Учитывая все это, мы должны понять, какая на всех нас лежит ответственность в деле построения культурной работы. Большинство библиотекарей это сознает, в особенности библиотекари профсоюзных библиотек, как правило, близко стоящие к массе.

Говоря об организации, Владимир Ильич подчеркивал необходимость единства действий, проводимых общими усилиями во всех областях работы и в области культуры в том числе. Эта установка Ильича обязательна для всех нас. Об этом единстве Библиотечное управление Наркомпроса заботилось все время. Не в том, конечно, смысле, что мы бы хотели взять себе библиотеки всех ведомств. Таких «империалистических» наклонностей у Библиотечного управления нет и не было. Интересы всех библиотек вне зависимости от того, какому ведомству они принадлежат, едины, и линия действия у них должна быть одна.

В области библиотечного дела есть определенные установки В. И. Ленина, которые нам очень помогают в работе. Следуя указаниям Ленина, мы особое внимание обратили на постановку учета в библиотеках. Мы всячески старались, чтобы библиотеки города были как можно теснее связаны с сельскими. Мы особенно стремились к тому, чтобы научные библиотеки помогали массовым.

Конечно, то, что есть, еще далеко не идеал. Нужно много и неустанно работать над тем, чтобы поднять библиотечную работу на ту высоту, которой требует наша эпоха и возросшая сознательность масс.

Мне приходилось бывать на ряде фабрик и заводов и знакомиться с работой профсоюзных библиотек. И у меня такое впечатление, что заводские библиотеки близко связаны с массой. Я была на «Шарикоподшипнике», видела, как хорошо заведующая библиотекой Троицкая знает своих читателей. Разговаривая с работниками профсоюзных библиотек, я чувствовала, что они живут жизнью завода, что их волнует все, происходящее на заводе. Именно это дает и возможность лучше обслуживать читателя. Обслуживание читателей – одна из самых трудных задач – в профсоюзных библиотеках решается гораздо проще, чем в городских.

Вы имеете дело, скажем, с двумя цехами – инструментальным и штамповочным. В одном цехе квалифицированные рабочие, в другом – вновь пришедшие. Рабочие одного цеха предъявляют одни требования, рабочие другого цеха – другие. И вам эти требования сравнительно легко учесть.

По инициативе Максима Горького сейчас проводится работа по собиранию материалов для «Истории заводов».

Кое-где есть выставки, освещающие прошлое завода. Все это увлекает библиотекарей, сближает их с читателями. Вам легче наладить помощь читателю, ибо вы знаете, кто сам сумеет разобраться в книге, а кому нужна помощь. Я всегда советую работникам городских библиотек знакомиться с постановкой дела в профсоюзных библиотеках. В Брянске, на заводе «Профинтерн», я видела, как работают книгоноши, как они живут жизнью своего завода, какую большую роль они играют. Я знаю те трудности, которые есть в вашей работе, ибо вам часто приходится отстаивать интересы библиотеки. И первым вашим помощником на заводе, конечно, должна быть молодежь. Если вы по-настоящему будете дружить с рабочей молодежью своего завода, то она вам многим поможет и никому не даст покоя: ни директору завода, ни завкому, – пока не добьется культурного обслуживания рабочих.

Я хотела бы сказать еще о самообразовательной работе. У нас сейчас укрепляются школы взрослых повышенного типа, где люди учатся без отрыва от производства. Покинуть производство и пойти учиться стахановцу, передовому производственнику, трудно. А в школе повышенного типа, где занятия идут без отрыва от производства, охватить все интересы и запросы учащихся весьма сложно.

Мы с самого начала поставили вопрос о том, что при библиотеках должна вестись самообразовательная работа. В ней особенно нуждается молодежь. Но сплошь и рядом помощь в деле самообразования превращается просто в самые обыкновенные занятия по школьной программе. Это не совсем то, что нужно. В профсоюзных библиотеках часто занимаются преподаванием русского языка, математики, физики. Это хорошо, но это не то, что надо. В самообразовательной работе прежде всего нужно учитывать запросы читателей.

У нас было совещание с дальневосточницами – женами командиров Красной Армии. Одна из них говорит: «У меня дети, мне нужен педагогический минимум, чтобы я знала, как из них нужно воспитать ленинцев». Посмотрите программу средней школы. Там нет этого педагогического минимума. Но он нужен. И тут необходима помощь библиотеки. Она должна указать, какие книги надо прочесть, в каком порядке.

Кроме того, у читателя возникает ряд политических вопросов. Сейчас все хотят знать, что делается в Испании, в Японии, в Китае. Политика и география вошли в жизнь, стали потребностью для каждого, и надо не только знать, где находится Мадрид, но и почитать историю Испании, узнать, что было раньше в Испании. Большую роль тут могут сыграть общеобразовательные кружки. В наших избах-читальнях, в клубах обыкновенно бывают только драматические, музыкальные и физкультурные кружки. Нужно, чтобы были и общеобразовательные.

Все хотят почитать о происходящих событиях, об интересных явлениях природы, о технике, науке, искусстве. Библиотека должна посоветовать, что следует прочесть по данному вопросу. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы во всех библиотеках были рекомендательные списки. Представители фабрично-заводских библиотек должны быть тесно связаны с Институтом библиотековедения и рекомендательной библиографии, ибо они хорошо знают запросы рабочих разных производств и могут посоветовать, что нужно порекомендовать.

Мне принесли как-то отзывы рабочих Электрозавода об отдельных книжках. И первое, что бросилось в глаза, – это характер отзывов. Отзывы короткие, деловые – не рассуждения вообще, мимоходом, обо всем понемногу. Если собрать на фабриках и заводах отзывы рабочих о книгах, они очень многому научат наших писателей.

У нас сейчас многие рабочие очень хотят писать – в художественных образах выражать свои мысли, – но как это сделать, они не знают. Если у них есть способности, им надо в этом помочь. Несколько месяцев назад я получила письмо от одной колхозницы. Она писала об огромном желании выразить свои мысли в четкой и ясной литературной форме. Видно, что этот человек много читал, может вырасти. Мы о ней написали в облоно. У нее четверо детей, уехать никуда она не может. Нужна была помощь на месте. Ей создали соответствующую обстановку, чтобы у нее было побольше свободного времени и она могла учиться и писать. Внимательное отношение к новым, поднимающимся писательским кадрам должно подбодрить тех, кому вы будете помогать.

В заключение я хотела бы сказать о некоторой однобокости в библиотечной работе. Спросите библиотекаря о художественной литературе. Он толково все объяснит, а вот по другим вопросам у него не хватает знаний. Рабочие обращаются и за технической литературой, и за книгами по истории, географии и т. д. Значит, нужно и самим учиться и привлекать к библиотечной работе общественный актив. На любом заводе много советской интеллигенции. Взять хотя бы специалистов и их жен. Их нужно обязательно привлечь к библиотечной работе, тогда и нам будет легче работать.

Каждый из нас понимает, какие большие задачи стоят перед нами. Давайте же общими силами, как хотел Ильич, поднимем библиотечное дело на ту высоту, на которой оно должно стоять в нашей социалистической стране.

1936 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.