Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музей Ленина и его филиалы 2 страница




Вторая задача, которую поставила перепись, – это улучшение работы научных библиотек. тесная увязка их работы с работой массовых библиотек, овладение техникой библиотечного дела. Необходимо было осветить в печати ряд теоретических вопросов.

16 декабря 1936 г. открылось Всесоюзное совещание по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии.

Без обсуждения этих вопросов нельзя было поднять библиотечное дело на настоящую советскую высоту. Этого требовала от Библиотечного управления социалистическая стройка, этого требовал высокий уровень развития сознательности масс населения, этого требовала Конституция СССР.

Совещание по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии вскрыло, что не изжиты еще до конца буржуазные подходы к ряду вопросов библиотечного дела.

Пятилетки воспитали крепкие кадры библиотекарей. Материальные условия за вторую пятилетку выросли колоссально. Выросли колоссально сознательность и организованность населения городов и деревни, что блестяще показали выборы в Верховный Совет.

Осуществление Конституции СССР, развертывание подлинного социалистического демократизма делают возможным проведение до конца постановления ЦИК от 27 марта 1934 г., не формального проведения, а настоящего, большевистского...

1938 г.

 

БУДЕМ РАБОТАТЬ ПО-БОЕВОМУ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОВЕЩАНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ)

 

Товарищи, мы отмечаем сегодня пятнадцатилетие существования журнала «Красный библиотекарь». Это не ведомственный праздник. Библиотечное дело – один из важных участков нашей советской культуры, а журнал – это коллективный пропагандист, агитатор, организатор, неразрывно связанный со всей работой участка, обслуживаемого им. На библиотечном фронте мы имеем известные достижения, и мы, думая о них, не можем не испытать того чувства радости и гордости, которые испытывают граждане нашего великого Союза, отмечая тот или иной рост наших достижений. Дело в том, что колоссальный прогресс нашей хозяйственной и культурной жизни является показателем того, насколько верно учение Маркса – Энгельса – Ленина. Это показатель того, насколько верен тот путь, по которому шли мы за время существования Советской власти, путь, который указал Ленин.

Имя Ленина – это знамя борьбы за социализм, борьбы за высшие формы культуры, это знамя борьбы за коммунизм.

Товарищи, те достижения, которые мы имеем, все завоеваны в борьбе. Это не результат какого-то росчерка пера. Это результат осуществления диктатуры пролетариата. Вместе с массами строилась новая жизнь. Достижения были близки всем нам, волнуют всех нас. Мы видим, какой громадный шаг вперед сделан.

Работа на библиотечном фронте – это одна из иллюстраций того, как приходилось бороться за культуру. Если вспомним первые годы, годы гражданской войны, то тогда главная задача была в том, чтобы охранить библиотеки, охранить накопленные книжные богатства, чтобы сделать библиотеки помещиков и капиталистов общественным достоянием. Это были трудные годы. Библиотечное дело тогда было слабо развито, библиотеки были далеки от масс, массы еще не знали, как пользоваться библиотеками, библиотека еще не вошла в быт, на нее смотрели еще как на частную, а не как на общественную собственность. Когда вспоминаешь эти первые годы, годы гражданской войны, вспоминается, как растаскивались тогда библиотеки, как крестьяне увозили к себе книги из библиотеки какого-либо помещика и часто не знали, что с этими книжками им делать, причем брались все книги без разбора – и хорошие и плохие. А вредных, плохих книг, книг черносотенных было в этих помещичьих библиотеках более чем достаточно. Какие были книжки в тогдашних библиотеках, мы часто уже забываем. В Пушкино живет один рабочий, который был когда-то моим учеником в вечерне-воскресной школе, – т. Балашев, борец за культуру. Так вот он летом поехал отдыхать к своей дочери и зятю – агрономам в Куйбышевском крае. Он привык приглядываться к жизни, ходил по колхозным базарам, и на колхозном базаре в Сызрани он увидел, что какой-то крестьянин продает разный хлам и в числе этого хлама разные брошюры, видимо, взятые в свое время из помещичьей библиотеки. Он просмотрел одну брошюру и прислал ее потом мне, чтобы я отдала ее в музей. Брошюра помечена 1904 г., утверждена цензурой. Автор не подписан. Называется она «Китай или мы?». На первой же странице начинается разговор о том, что китайцы – это желтая раса, что нужна борьба с этой желтой расой, что эта желтая раса должна быть покорена, что «мы» должны завоевать Китай и сделать китайцев своими рабами. Товарищ, который прислал мне эту брошюру, пишет, что трудно представить себе, что еще четверть века назад могли выходить такие черносотенные брошюры. Брошюра выпущена в Курске и представляет собой просто бред сумасшедшего. Там говорится о том, что китайцев нужно обратить в рабство, что нужно отдать Китай помещикам и богатым крестьянам, – и с точностью расписано, кто имеет право покупать у правительства китайцев, сколько семейств; говорится, что помещик, который имеет столько-то десятин, имеет право купить столько-то семей китайцев, причем говорится, что за подростка нужно будет платить 100 рублей, за взрослого – 400 рублей, за женщину – 50 рублей, все расписано. Это все очень грубо и наивно, но вся брошюра, несомненно, проникнута духом фашизма. Эта черносотенная брошюрка говорила о национальностях, которые входили в состав тогдашней России, что это «пиявки, которые высасывают кровь из нашей страны», и пр.

Такие вот брошюры попадали из помещичьих библиотек в руки крестьян, которые не знали, что с ними делать, выбрасывали их в хлам. Теперь такие брошюры уже не опасны, потому что нет в нашей Стране Советов таких людей, которые не поняли бы, что это черносотенные брошюры, потому что всякий крестьянин понимает теперь, что это писали помещики-рабовладельцы. В годы гражданской войны среди темной крестьянской массы такого сознания еще не было, и надо было конфисковать библиотеки помещиков не только в целях охраны книжного имущества, но и в целях охраны темного населения от таких книг. Книги конфискованных библиотек надо было разобрать – это сразу трудно было сделать: не было времени, не было сил.

Я помню, в 1919 г. мне пришлось быть в Казани. Там в то время все библиотеки из деревень, усадеб и прочего были свезены в одно большое помещение. Я спросила: «Что же вы думаете с этими книгами делать?» Мне ответили: «Мы будем ждать директив от Наркомпроса, будем ждать, что скажет Наркомпрос». Нужно было освоить эти богатства, нужно было их разобрать, нужно было выбросить все черносотенные и одиозные книжки, которые, вместо того чтобы давать знания, затемняли сознание масс. И вот вопрос об оценке книг, о рекомендательных каталогах, о справочно-консультационной работе встал тогда во весь рост.

Когда окончилась гражданская война, когда восстанавливалось наше хозяйство (в 1921 – 1925 гг.), основное внимание на культурном фронте было обращено на общеобразовательную работу, необходима была широкая разъяснительная работа. Нужно было сделать библиотеку бытовым явлением, нужно было разъяснить задачи библиотек.

Если мы возьмем литературу того времени, мы увидим очень много интересных брошюр, написанных на тему, что читать, как читать, как пользоваться библиотекой, как нужно беречь свое и чужое время. Когда просматриваешь эти брошюрки 1922 – 1924 гг., видишь, что главным тогда было сделать библиотеку доступной массовому читателю.

Тогда страна была наполовину безграмотна, да и многие из тех, которые были грамотными, не умели пользоваться книжкой, не то что библиотекой. Тогда – в 1925 г. – было постановление партии, где говорилось о том, как нужно строить эту самообразовательную работу[144]. Мы знаем, как много делалось в то время в этом отношении, как много популярных брошюр тогда издавалось.

«Красный библиотекарь» зародился как раз в этот период: он начал выходить в 1923 г. Когда перечитываешь его номера за 1924 – 1925 гг., видишь очень богатый материал: там есть много интересного относительно популярной литературы, справочной литературы и пр. Сейчас очередной задачей у нас опять стоит широкое развертывание общеобразовательной работы. Многое из того, что у нас было издано тогда, можно было бы переиздать, только поработав основательно над тем, чтобы это было написано более обоснованно, более научно, с ориентировкой на современного читателя.

Возьмем следующий период, период борьбы за социалистическую индустриализацию страны – годы 1926 – 1929. Мы видим, что тут очень много внимания обращалось на техническую пропаганду. Это как раз было то время, когда началось разделение культработы между Главполитпросветом и профсоюзами. Стали говорить, что профсоюзы поведут техническую пропаганду, поведут работу среди рабочих, а Главполитпросвет пусть занимается деревенской работой. В конце 1923 г. возник журнал «Помощь самообразованию», который примыкал к «Красному библиотекарю». Этот журнал очень интересно сейчас перечитывать: там вопросы самообразовательной работы крепко увязывались с вопросами библиотечного дела. В этом журнале было много созвучного с теми статьями, которые помещались в «Красном библиотекаре». Ведущую роль играл «Красный библиотекарь». Он помогал поднимать в этот период работу на должную высоту, не снижать общеобразовательной работы, ширить по-прежнему общеобразовательный и политический кругозор масс. Годы борьбы за коллективизацию сельского хозяйства, когда шла борьба за ликвидацию кулачества как класса, за сплошную коллективизацию (1930 – 1934), были острыми годами классовой борьбы, в том числе и на фронте просвещения, на фронте библиотечного дела.

В 1931 – 1932 гг. при реорганизации Наркомпроса были закрыты многие журналы, даже журнал «Коммунистическое просвещение» был превращен из политпросветского в школьно-административный. Но «Красный библиотекарь» удалось все же отстоять. Тут помогли прежде всего очень подробные указания Владимира Ильича о важности библиотечного дела, о том, как нужно его вести. Эти указания помогли журналу идти по правильному пути, помогли журналу стать именно тем, чем он должен быть, и когда этот журнал пытались уничтожить, то это оказалось невозможным, потому что партия придавала библиотечному делу исключительно большое значение и уделяла ему исключительное внимание. Тогда начались разговоры о том, что нужно переменить название «Красный библиотекарь» («при чем тут «красный»?»), назвать его просто «Библиотекарь» и пр. Мы отстояли название «Красный библиотекарь», мы ввели в редакцию «Красного библиотекаря» и представителя ВЦСПС и представителя РККА.

Годы 1930 – 1934 были годами, когда больше всего нареканий было на «Красного библиотекаря». Надо было развернуть низовую массовую работу. Надо было связаться с работой изб-читален. Это был период колхозного строительства, период, когда необходимо было поднять крестьянские массы, это были годы культпоходов. Все помнят культпоходы, все знают ошибки культпоходов. Но все же нужно признать, что культпоходы помогли обучить грамоте миллионы крестьян, а без этого было бы невозможно колхозное движение. Проводился культпоход и на библиотечном фронте. Просматривая брошюрки тех лет: «Культпоход и библиотеки», «Культпоход и самообразование», – мы видим, что они очень элементарны. Конечно, всякая библиотека должна давать план чтения, список книг для систематического чтения. Это необходимо для занимающихся элементарным самообразованием. Те, кто занимался самообразованием, носили в то время название самоучек. Выходил журнал «Деревенский самоучка», потом его переименовали в «Колхозного самоучку». Но дело в том, что все это было очень элементарно.

В 1933 г. было постановление ЦК ВКП(б) относительно того, чтобы глубже ставить самообразование[145]. «Красный библиотекарь» боролся за то, чтобы не дать снизить уровень библиотечной работы. Все это было отражено в «Красном библиотекаре». 27 марта 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР». Это постановление сыграло решающую роль в подъеме библиотечного дела. Библиотеки стали шире и глубже развертывать свою работу. Очень помогла развертыванию дела библиотечная перепись 1934 г. Необходимо было выяснить, насколько мы овладели книжным богатством. Оказалось, что тут дело обстоит не так уж хорошо. Оказалось, что низовые библиотеки еще недостаточно хорошо знают свои книжные фонды. Перепись должна была выяснить, насколько широко обслуживают библиотеки массы. Тут тоже оказалось не все благополучно: не везде широко были привлечены в библиотеки массы. Но сама по себе перепись имела очень большое значение, потому что она мобилизовала библиотечные кадры, заставила их внимательно посмотреть, что представляют собой книжные фонды, что представляют собой читатели. Учет, о значении которого так много говорил Ленин, показал, на что нужно обратить внимание. Все это прошло бы незамеченным, если бы не было «Красного библиотекаря», который все эти вопросы всесторонне освещал. Ведь это был орган, который отражал коллективную работу, над которым работала не только редакция, а сотни библиотекарей-практиков, присылавших в него свои корреспонденции, заметки, статьи, это была громадная коллективная работа.

В деле упорядочения всего библиотечного дела, направления его в правильное русло, тесной связи библиотечного дела с указаниями партии, со всей работой партии «Красный библиотекарь» сыграл большую роль. В процессе этой работы воспитались кадры. Эти кадры воспитывались не только в библиотечных вузах и техникумах, они воспитывались в ходе самой работы. Приходилось бороться за библиотеки чрезвычайно горячо. И вот, когда читаешь «Красный библиотекарь», видишь, что он действительно был коллективным пропагандистом основ марксизма-ленинизма.

Проделана была большая работа в области пропаганды. В то же время «Красный библиотекарь» был и коллективным агитатором. Это значит, что работа «Красного библиотекаря», который направлял деятельность библиотек, была тесно связана с очередными задачами социалистического строительства. «Красный библиотекарь» не был оторван от жизни, не был какой-то замкнутой в себе организацией. Нет, это была организация, связанная с местами, связанная с жизнью. Тут можно сказать прямо, что «Красный библиотекарь» был не только коллективным пропагандистом, но и коллективным агитатором. Он обсуждал на своих страницах те вопросы, которые выдвигались массами, которые требовали разъяснения. Каждый такой вопрос всесторонне обсуждался. Это помогало «Красному библиотекарю» быть действительно тесно связанным с жизнью.

Наконец, нельзя пройти мимо организационной работы «Красного библиотекаря». Это был орган, в котором принимали участие представители профсоюзов, представители культотдела Красной Армии. Тут была смычка всех ведомств, всех работников культурного фронта. Каждая организация вносила свое.

Наши работники многому научились у профсоюзных библиотек. Профсоюзные библиотеки имеют то преимущество, что они обслуживают определенные категории читателей. Вот, скажем, определенная фабрика – библиотекарь знает, в каком цехе чем интересуются, где более передовые читатели, где более отсталые, чем интересуются ткачихи, чем слесари и пр. Библиотекари Наркомпроса очень многому научились у профсоюзных библиотек. Но в то же время они иногда и воевали с профсоюзными библиотеками, у которых был уклон, стремление ограничить работу одним данным профсоюзом. Я помню, какое у нас было сражение с библиотекой в Кулебаках (Горьковская область), когда металлисты не хотели давать книги из своей библиотеки пекарям. Пришлось напомнить им о том, что ведь они живут в крае, связанном с именем Горького, и что Горький сам одно время был пекарем, и недопустимо пекарям отказывать в книжках.

С такими уклонами профсоюзных библиотек, с их стремлением замкнуться в рамках своего профсоюза мы всячески боролись. Но в то же время, повторяю, мы многому учились у профсоюзных библиотек.

Учились мы и у Красной Армии. Ведь Красная Армий у нас – культурный центр. Посмотрите на молодежь, когда она идет в Красную Армию: у нее часто еще не хватает навыков организованности, а приходит она из Красной Армии совсем другой. Чтение в библиотеках Красной Армии носит организованный характер. На тех совещаниях, которые у нас были с библиотекарями Красной Армии, мы также очень многому научились. Мы изучали, как относятся красноармейцы к чтению книг, какими книгами особенно интересуются.

Освещая в печати запросы рабочих и работниц профсоюзов, запросы красноармейцев, «Красный библиотекарь» помогал библиотекарям теснее связываться с массами. Смычка с массами, внимание к тому, что массы говорят, как они отзываются на те или другие книжки, – это имело очень большое значение.

Необходимо подчеркнуть и смычку с писателями. Писатель, который хочет писать по-настоящему, не зазнавшийся писатель, по выражению Горького, прислушивается к тому, что говорят рабочие, как отзываются рабочие на книжки. Поэтому чрезвычайно важной была та работа, которую проводил «Красный библиотекарь» по связи писателей с читателями. Правда, на практике иногда это делалось не так, как нужно. Бывало, что придет писатель, расскажет о своей книжке, о том, как он ее писал, а что думают читатели, писатель не слушал. То, о чем писал Владимир Ильич – о необходимости связи авторов популярных книг и беллетристов с массами, – никоим образом не должно быть забыто. «Красный библиотекарь» этому вопросу уделял большое внимание.

Много внимания уделялось и вопросу о национальных библиотеках, вопросу о том, как делать для них доступными те или другие книжки, как переводить их и пр.

Наконец, я должна напомнить, что в июле 1934 г. мы приступили к проведению конкурса на лучшую сельскую библиотеку. Когда мы начали проводить этот конкурс, то немного сомневались, получится ли что-нибудь из этого. Но, помня слова Ленина о соцсоревновании, мы решили все же этот конкурс провести и провели его в порядке соцсоревнования. Это дало очень много. Это подняло сельских библиотекарей, подняло массы. Я помню, как на заключительном совещании председатели сельсоветов и колхозов, рассказывали нам, как шла борьба за развертывание сети. Решающее указание Ленина и всесторонняя поддержка партии помогли нам развернуть этот конкурс как соцсоревнование, и это дало очень много. Все это было отражено в «Красном библиотекаре».

Наши библиотекари – отряд современной советской интеллигенции.

«Красный библиотекарь» был органом, воспитывающим эту советскую интеллигенцию. Теперь вопрос о советской интеллигенции поставлен во весь рост. Она действительно в корне отличается от интеллигенции буржуазной. Сегодня ко мне приходили наши ленинградские товарищи из Музея народного образования, и мы разговаривали на тему о том, как показать в музее как выковывались и росли кадры нашей интеллигенции культурного фронта: учителей, библиотекарей, политпросветчиков, музейных работников и пр. Рост очень большой. Наши библиотекари принадлежат к одному из передовых отрядов советской интеллигенции, той советской интеллигенции, которая в борьбе родилась и выросла. С каждым годом растут и крепнут кадры нашей библиотечной интеллигенции.

Три дня назад я получила письмо от девочки, ученицы VI класса, из города Саратова. Она пишет, что пару месяцев она работает в библиотеке, и решила, что она не будет ничем другим, кроме как библиотекарем. Обычно у нас молодежь больше всего мечтает стать летчиками, а вот эта девушка хочет быть библиотекарем. Я достала открытку, где Менделеев сидит, окруженный книгами, написала на ней «Привет будущему библиотекарю» и послала эту открытку нашей девочке, мечтающей стать библиотекарем.

Когда мы сегодня празднуем 15-летие «Красного библиотекаря», мы вместе с тем празднуем культурный рост нашей страны.

Много уделял внимания «Красный библиотекарь» и теоретической работе, которая на библиотечном фронте приобретает все большее значение.

Библиотечное дело в нашей стране социализма должно быть поднято и в теоретическом и в практическом отношении на очень большую высоту.

Мы не можем закрывать глаза на те недостатки, которые у нас имеются. Многое у нас улучшилось за эти годы, многое сделано. Мы должны все время показывать свои достижения, потому что это очень организует, помогает закреплять достигнутое, но в то же время мы не должны закрывать глаза и на наши недостатки. Я помню, в старое время, в годы эмиграции, приходилось слышать разговоры на тему о том, как скучно будет жить при социализме, потому что борьбы никакой не будет. Владимир Ильич, отвечая на это, говорил, что тут-то и начнется широкая настоящая углубленная работа по переустройству всей жизни. И вот сейчас наша Страна Советов стала страной социализма, – но разве мы можем сказать, что мы сделали уже все, что нужно? Конечно, нет. Правда, успехи наши колоссальны. Мы все их знаем, и мы должны о них говорить. Но мы не можем на этом успокаиваться. Возьмите наше библиотечное дело. Мы должны добиваться того, чтобы еще больше поднять библиотечное дело в деревне, в национальных областях и республиках, чтобы не было нигде никаких прорывов, чтобы все было «на ять». И тут я должна сказать, что за годы Советской власти библиотекари научились бороться. Я помню, как они приходили ко мне в первые годы и говорили, что того нет, этого нет, это плохо. А я им на это отвечала: «Помочь постараемся, помогать будем, но я хотела бы услышать, как вы сами боролись». И теперь, когда встречаешься с библиотекарями, они первым делом рассказывают, как и за что они борются. Конечно, у нас есть «болезни роста». Вот, например, вопрос о помещениях. Бывает, что мне целые дни приходится разбираться в том, «кто в кого въехал»: то школа въехала в библиотеку, то библиотека въехала в школу и т. д. Бывает так, что целый день этим занимаешься. Забудешь, как тебя зовут. Но мы понимаем, что это «болезни роста». Мы растем и растем быстро. Время сейчас такое, когда нельзя дремать, работать вразвалочку. Нам надо работать как можно лучше. Время сейчас на международном фронте острое. И мы на каждом участке работы должны работать как можно лучше, показывать, насколько верен путь Маркса – Энгельса – Ленина, – тот путь, по которому ведет нас партия. Дело «кто в кого въехал» хотя нервит, но это трудность временная, да и наши библиотекари поругаются-поругаются, а затем засучив рукава принимаются за работу.

В заключение, товарищи, я хочу сказать, что, с моей точки зрения, «Красный библиотекарь» шел в ногу с жизнью. Конечно, никак нельзя сказать, чтобы у него не было недостатков. Но сегодня вечером мы не будем детально о них говорить. «Красный библиотекарь», в общем, стоял на высоте, он был коллективным пропагандистом, коллективным агитатором, коллективным организатором, и кое-что он сделал. Конечно, особенно хвалиться не приходится. Делал он то, что надо, потому что его поддерживала партия. Но сейчас перед нами стоят еще большие задачи. Конкретно о них я сегодня говорить тоже не буду. Библиотекари лучше меня знают эти задачи. Им нужно работать по-боевому, стать еще более боевыми, чем они являются сейчас, все выше и выше поднимать знамя коммунизма и работать так, ' чтобы партия сказала: хорошо работаете!

1938 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.