Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему мы гневаемся




Обратим гнев против страстей

 

-Геронда, я хочу освободиться от гнева Вижу, на­сколько неуместен для монаха гнев.

- Гнев, чистый гнев - это сила души. Если чело­веку от природы кроткому это свойство его харак­тера помогает в духовном совершенствовании, то челове­ку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей вос­пользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают лю­ди, в которых есть искра сумасбродства

- Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

- Видишь ли, вначале человек гневается на других, по­том, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.

- Геронда, мои гнев и упрямство - это детские страс­ти?

- Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит "не хочу, не буду!" Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего до­ходят! Бьются в гневе головой о стенку - хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одеж­ду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

- Получается, что гнев - это вымещение злобы?

- Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

 

 

 

- Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздра­жаюсь.

- Это как? Если разражаешься, то должна посмот­реть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если че­ловек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: "Да от­стань ты!" - хотя ему ничего плохого не сказали, ска­зали только "здравствуй". Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

- Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

- Если у тебя нет мира с самой собой - значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реа­гируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходитель­ности.

- Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

- Гневаешься, потому что думаешь, что всегда винова­ты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты прини­маешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказа­ли и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

- Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

- Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гор­дость, нетерпение, наглость.

- Геронда, почему сегодня люди так легко раздра­жаются?

- Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, на­стойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит... Но правда и то, что сегодня и не­которые виды деятельности не только не помогают об­ретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным

- Почему теперь, когда живу в монастыре, не гне­ваюсь, а в миру сильно гневалась?

- Часто из-за внешних причин человек испытывает не­довольство и срывается, потому что не испытывает удов­летворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль,, оно исчезает, ког­да человек находит то, к чему стремится.

 

"Гневайтеся, и не согрешайте"'(Пс.4,5)

 

- Геронда, негодование происходит от эгоизма?

- Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Про­рок Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. "Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас". Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали це­лого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. "Он поведёт нас", - говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: "Иди скорее вниз, пото­му что народ изменил Мне". Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит "Что случилось? Пришли иноплеменники!" "Это не боевые крики, это веселье", - ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!... Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодо­вать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. "Гневайтеся и не согрешайте" - не так ли говорит ли пророк Давид?

 

"Уготовихся и не смутихся" (Пс.118,60)

 

- Геронда, как же мне преодолеть гнев?

- Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

- А как не доходить до гнева?

- Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдер­живай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топо­ром, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: "Уготовихся и не смутих­ся". Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: "Боже мой, сохрани меня от ис­кушений". Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт ис­кушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

- Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: "Промолчу", но под конец не выдерживаю, срываюсь.

- Что значит срываюсь? А сорванное потом куда де­вается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэ­тому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала "Верую" и потом открывала рот. Мирс­кие люди, а, видишь, как подвизаются!

- Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

- Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправ­дывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.