Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественной психологической практике 3 страница




Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология — М.: Прогресс, 1978. — 302 с.

Ханин Ю.А. Краткое руководство к применению шкалы реактивной тревожности Спилбергера. — Л., 1976.

Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие — М.: ВПА, 1989. — 62с.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 512 с.

Шихирев П.Н. Об особенностях методов социально-психологического исследования в США // Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М., 1983.

Штангль А. Язык тела. — Баку, 1992.

Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. — № 1. — 1979.

Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. — 575 с.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М.: Политиздат, 1974. — 447 с.

Clark-Carter D. Doing quantitative psychological research: From design to report. East Sussex: Psychology Press, 1997. — 666 p.


* См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 303.

** Ивановский В.Н. Очерк о жизни и деятельности Н.Я. Грота //Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900.

* Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию ХХ столетия // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4.— С. 10.

 

* Общая психодиагностика. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 23 -24.

 

* См. Долин А., Попов Г. Традиции у-шу. — Красноярск: Прометей, 1990.— С. 104-106.

** Общая психодиагностика. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 23-26.

* См.Cattell D., Farrand I. Phisical and mental measurement of the students of Columbia University // Psychol. rev. 1896. Vol. 3. № 6. (Цит. по: Общая психодиагностика. Учебное пособие. — М.: Изд. МГУ, 1987. С. 28).

** Иногда данные термины употребляются как синонимы. См.: Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 6.

*** Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — С. 41.

* Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. С. 43-44.

** Там же, с. 46.

*** См.: Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 6.

* Моцарт психологии? // Психологическая газета. — № 12(15). — 1996. С. 4-5.

** Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — С. 46-48.

*** Мунипов В.М. Предисловие // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). Под ред В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой.— М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 11. В связи с этим вызывает интерес опубликованное мнение о том, что в те годы, во-первых, исследование социально-психологических аспектов организации труда не получило должного развития (Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. — Л., 1986. С. 18), во-вторых, буквально до 80-х годов ХХ века лишь незначительная часть психологов занималась прикладными разработками (Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1977. С. 5.).

**** История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 45.

* Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М.: Политиздат, 1974. — С. 172.

** Там же, с. 173.

*** См.: Солженицин А.И. Двести лет вместе. — М.: Русский путь, 2001. С. 162, 164, 212, 217, 272-274, 276, 277, 435, 456, 505, 506.; Моцарт психологии? // Психологическая газета. — № 12(15). — 1996. — С. 4.

**** История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 9-10.

* Батыгин Г.С. Предисловие // И.Ф. Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 4-7.

** Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. — С. 269.

*** Там же, с. 268.

**** Гельмгольц Г. Счет и измерение. — Казань, 1893 // Цит. по: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. С. 55.

***** Holder O. Цит. по: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. С. 55.

****** Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. — М.: Наука, 1989.— С. 97.

 

* Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. — С. 266-267.

** См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 25-26.

*** В частности, в 20-е годы С. Райс отмечал, что метод Л. Терстоуна отрабатывался на выборке, состоящей из студентов колледжа и членов дискуссионного клуба; по свидетельству Дж. Конверса, шкала Р. Ликерта разработана на «материале» студентов-добровольцев; в обзоре Г. Мерфи, Л. Мерфи и Т. Ньюкома за 1931 год указывалось, что из 105 социально-психологических исследований лишь 5 были проведены вне колледжа; в обзоре Г. Оллпорта 1935 года он не упоминает, что исследования проводились на выборке студентов и школьников, которые были представлены не как специфическая выборка, а как «люди вообще» // См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 12, 24, 26.

**** В частности, Р. Парк, Г. Блумер, У. Томас выступали против излишней стандартизации и сверхрационализации методов исследования, против «методологической ортодоксии» // См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 17.

* См.: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 25-26.

** Стивенс С. Экспериментальная психология, т. 1, С. 51. // Цит. по: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. С. 59.

*** Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 59-63.

**** См. И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 30-32.

* Сonverse J.M. Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890-1960. Berkley: University of California Press, 1987// Цит. по: И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 33.

** И.Ф. Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 37.

*** Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика, 1974.

**** И.Ф.Девятко. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 43-44.

***** См.: Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 6.

* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — С. 56.

** Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование / Под ред. С. Андреаса. — Пер. с англ. М. Миникеса. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. — С. 12.

*** См.: Барабанщиков А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика: Теория, опыт, проблемы. — М.: ВУ, 1995. — С. 6.

* См. например, рекомендуемую литературу в следущих изданиях: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999. — С. 468-495; Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — М.: Братство, 1994. — С. 355-364; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: Изд-во «КСП+», 1999. — С. 301-304; Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 292-303.

** См.: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — С. 304.

*** Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981. — С. 42.

**** С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — С.42.

***** Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — М.: Братство, 1994. — С. 5.

 

* Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999. — С. 255-263.

** Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 3-9.

*** Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 5-12.

* См.: С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — С. 27-46.

** Под экспериментом Рубинштейн понимал искусственное воздействие на объект, то есть речь идет о так называемом формирующем эксперименте.

*** Здесь автор имеет в виду констатирующий эксперимент, который впервые предложил А.Ф. Лазурский (Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. — П., 1918).

**** См.: Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 7-8.

* Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — С. 15-22.

** См.: Барабанщиков А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика: Теория, опыт, проблемы. — М.: ВУ, 1995. — С. 25-26.

* См.: Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993.— 120 с.

* Г.С. Батыгин. Предисловие / Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. С. 3-9.

** Там же, с. 5.

*** Там же, с. 7.

**** См.: Оллпорт Г.У. Тенденции в теории мотивации / Проективная психология. — М.: ЭКСИМО-Пресс, 2000. — С. 61.

***** Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 5-12.

 

* Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: «КСП+», 1999. — С. 12-27.

 

* Gulliksen H. Theory of Mental Tests. N.Y., 1950, p. 20.

** Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.

 

*Таблица из книги: Б.В.Кулагин. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, 1984. — С. 14.

** См.: Жуков Ю.М. Применение шкалирования в социально-психологических исследованиях // Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977. С. 129.

*** См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 179-189.

* См.: Носс И.Н. Разработка рекомендаций по военно-профессиональной ориентации и методических подходов к первоначальной психологической оценке допризывников. Отчет о НИР. — М., 1992. — 191 с.

* См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 189.

** См.: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 121-164; Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. — М.: Наука, 1989. — С. 12-60; Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Владос, 1998. — С. 129-130; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: «КСП+», 1999. — С. 137-142.

* Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 75.

** См.: Анастази А.,Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 79.

* О критериях согласия подробнее см.: Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962. — С. 265-278.

** См.: Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1972; Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.

*** Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. — М.: Наука, 1989. — С. 95 — 120.

* Данные из статьи Игнаткина В.Н., Носса И.Н. Исследование валидности графического теста Коха (рисунок дерева) // Психологическое обозрение. — № 2. — 1998. — С. 20-25.

 

* Прикладная математика. — М.: ВПА, 1986. — С. 125-129.

** На практике для определения критерия данного типа связи пользуются суждением о вероятности совпадения признаков Р≥0.05. Но в книге А.И. Карасева «Основы математической статистики» (М.: Росвузиздат, 1962) на стр. 268 изложено названное выше правило: Р ≥ 0.01.

* Прикладная математика. — М.: ВПА, 1986. — С. 125-129.

** ТАХ — тест адекватных характеристик объекта; ДДО — дифференциально-диагностический опросник.

 

* См. доверительный интервал психологических измерений.

* Среднее квадратическое отклонение иногда обозначается в литературе как среднеквадратичное отклонение или стандарт. См.: Прикладная математика. — М.: ВПА, 1986. — С. 122; Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 74.

** САД — психодиагностическая методика "Семантический анализ деятельности".

* См.: БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — С. 47-48.

* Расчет конкретного уровня значимости по t-критерию производить не обязательно. Достаточно определить, что он находится в рамках доверительного интервала р≤ 0.05.

** См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 86.

* См.: Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев, 1989. — С. 101.

** Процентили не следует смешивать с процентными показателями. (См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 75.

*** Там же, с. 81.

* Словарь-справочник по психологической диагностике // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.

** Шведин Б.Я. Диагноз или приговор // Знание — сила. — № 5. — 1990.

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 583-608.

 

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 133-193.

** Там же.

*** Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962. — С. 172.

**** Введение в профессию. — М.: Воениздат, 1992; Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962; Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер-Ком, 1999 и др.

***** Введение в профессию. — М.: Воениздат, 1992; Москвин С. Выборка в социологическом исследовании // Военно-социологическое исследование, 1993. С.27-30; Гончаров А.И. Методы изучения общественного мнения и социальной информации (Лекция). — М.: ГА ВС, 1993.

* Карасев А.И. Основы математической статистики. — М.: Росвузиздат, 1962. — С. 213.

** Там же, с. 212.

*** Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер-Ком, 1999. — С. 64-65.

* ОСО — тест "Оценка общей способности к обучению".

** Экспериментальные выборки значимо не различаются на уровне p≤0.05.

*** Экспериментальные выборки значимо различаются на уровне p≤0.05.

* Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х книгах. — М.: Педагогика. Т. 1. С. 140.

** Текущая, диагностическая и конкурентная валидности здесь употребляются как синонимы.

*** Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х книгах. — М.: Педагогика. Т.1. С. 180-182.

* См. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Киев, 1989. — С. 47-48.

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. С. 103-132.

** См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. С. 120-121.

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 127-131.

* В процессе разработки и использования, как это часто случается, пока тест не закончил свое становление, методика «Семантического анализа деятельности» (САД) несколько раз меняла свое название. В настоящее время полное наименование методики следующее: «Технология психосемантического анализа — САД» (ТПА-САД), но вполне законно употребление следующих наименований: «Семантический анализ деятельности», «Тест-технология САД», «Технология САД» или просто «Методика САД», «Тест САД».

** Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976; Теория поэтапного формирования умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.

* Схема ориентировочной основы действий.

** Первоначально методика САД разрабатывалась для испытуемых подросткового возраста.

* Вл. Соловьев. Теоретическая философия. 1899. С. 142-146.

** Существуют полный и сокращенный варианты САД.

* В качестве стимульных единиц взяты слова (словосочетания) без контекста. Известно, что контекст направляет и конкретизирует мышление, поэтому испытуемому предлагаются относительно абстрактные понятия. Он сам неосознано конкретизирует их и определяет, какое из понятий относится к области, скажем, технической, какое — к гуманитарной.

 

* См.: Житецкий П.И. В.Гумбольдт в истории философского языкознания // Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900.

* Цит. по: Житецкий П.И. В.Гумбольдт в истории философского языкознания// Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900. С. 22-23.

* Цит. по: Житецкий П.И. В. Гумбольдт в истории философского языкознания // Вопросы философии и психологии. Т. 51(I), 1900. С. 26.

** Там же, с. 13.

* Относительно генезиса взглядов Л.С. Выготского следует заметить, что «гениальных самоучек, начинающих с «нуля», не бывает [...] Корни взглядов Выготского, по существу, остаются не проанализированными». См. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского // Психологический журнал. — Т. 22. — № 4. — 2001. — С. 10.

** См. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского // Психологический журнал. — Т.22. — № 4. — 2001. — С. 9.

* Профессиональная ориентированность представляет собой синтез склонности испытуемого к определенной деятельности и операциональной успешности профессиональных действий. Чем адекватнее индивидуальная логика испытуемого традиционной логике, тем более он ориентирован на данную область деятельности и тем успешнее будет его профессиональное поведение. На этот факт указывал М. Вертгеймер (М. Вертгеймер. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. С. 33).

** В скобках указан процент совпадений результатов работы испытуемых с правильными ответами по «ключу» ТПА-САД.

 

* См.: Дружинин Психология способностей. — М.: ЭКСИМО-Пресс, 2000. — С. 249; Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 56.

* Вероятность регистрации психологического признака тестом.

** Уровень значимости критерия или величина границ доверительного интервала измерений.

 

* Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.

** Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.

*** Там же, с. 55.

**** Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1937-1941. Vol. 1-4.

***** Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. — М., 1988.

****** Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976.

* Зиновьев А.В. Тайна откровения. — Владимир, 1990. — 175 с.

* В скобках указаны условные сокращения для удобства формализации переменных.

** Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. — 190 с.

* Кулагин Б.В. Профессиональный психологический отбор и распределение молодого пополнения для обучения военным специальностям в ОУЦ подготовки младших специалистов и учебных мотострелковых и танковых частях Сухопутных войск. — М.: Изд-во МО, 1988.— С. 177.

** См.: Личность воина. Методики психологического и психофизиологического обследования. — М.: ВПА, 1990. — С. 33-35.

* См.: Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова.— М., 1981. С. 309-312; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. С. 122-123.

** Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова. — М., 1981. С. 331-338; Психологическая оценка и прогнозирование профпригодности военных специалистов. — М.: Воениздат, 1988.

 

* Методы социальной психологии // Под ред. Е.С. Кузьмина.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 175 с.

** Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. С. 112-114.

*** Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В.А. Пухова.— М., 1981. С. 296-298.

* Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — Т. 5. — 1984. — № 3. — С. 152-162.

 

* Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Петроком, 1992. — С. 172-177.

** Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2000.— С. 197-202.

* Авторы варианта формализации теста Носс И.Н., Суслова М.В., 1994.

** Автор варианта формализации Носс И.Н., 1994.

*** Носс И.Н., Игнаткин В.Н. Формализованный тест фрустаций С. Розенцвейга в профессиональном отборе кадров // Физиология человека. — 1997. — Т. 23. — № 2. — С. 150-153.

* Искренне жаль, что внедрение таких «ненаучных» методов воспринимается некоторыми психологами как форма аккультизма. См.: Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. — № 5. — 2001.— С. 4.

** См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 28-33.

* Использовался текст из инструктивного материала методических документов по профотбору кандидатов в вузы МО РФ.

* Методика наблюдения за поведением испытуемого подробно изложена у А. Кэйдис. См.: Проективная психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 361.

** Инструкцию испытуемым «для большинства индивидуальных тестов важно заучить наизусть», — пишет А. Анастази. (См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 28).

 

* В качестве примера приводится практическая диагностическая работа психолога на предприятии.

* Имена и личные данные испытуемых, а также наименование фирм вымышлены. Тексты характеристик и исследованные события подлинные.

* Номер слова-понятия в тесте.

* ЦТО — цветовой тест отношений А.М. Эткинда (1980).

* Порядок членов микрогрупп соответствует внутригрупповому статусу сотрудников — членов данной микрогруппы.

* Отмечены показатели авторитета до 9-го ранга.

* Для сравнения: средний уровень концентрации внимания у специалистов гуманитарного профиля колеблется в пределах от 67 до 69 баллов (по результатам данного теста).

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 30.

** Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Братство, 1994. — 364 с.

*** Тихомиров О.К., Бабин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии.— М.: Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.

* Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. — С. 7.

** Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950. — С. 301.

*** Гоббс Т. Избранные произведения, т. 2.— М., 1964. — С.76.

**** Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. — С. 7.

***** Кант И. Соч., т. 1. — М., 1963. — С. 269.

****** Гегель Г.В.Ф. Соч., т. VI. — М., 1939. — С. 132.

* Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. — С. 12-14.

* "IEEE Transactions on Sistems, Man and Cybernetics," 1974, vol. 4, № 1, p. 88-103. (Цит. по: Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. С. 16).

* Имеется в виду дискуссия по "проблеме идеального". См.: Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. — №№ 6, 7. — 1979; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984; Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. — М., 1984. С. 319-358; Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М., 1969; Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. — М., 1971; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг.— М., 1980; Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М., 1983; Амиров А.Х., Носс И.Н. Идеальное и творчество // Историзм и творчество. Ч. 1., ФО АН СССР. — М., 1990. С. 288-294.

* Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1-6. — СПб., 1997-1999.

** Гаазе-Рапопорт М.Г. О некоторых философско-методологических проблемах искусственного интеллекта // Вопросы философии. — 1979. — № 3. — С. 85-88.

*** См. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984. — С. 30-31.

**** Бердяев Н. Дух и машина // Судьба России. — М., 1990. С. 216.

* Там же, с. 219.

** Там же, с. 222.

*** Ильенков Э.В. Диалектическая логика. — М., 1984. С. 30-31.

**** Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: человек в разных аспектах. — М.: Наука, 1985. — С. 29-42.

* Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. С. 20-22.

** См.: Д.И.Дубровский Расшифровка кодов // Вопросы философии. — № 2. — 1979.

*** Брушлинский А.В. Почему невозможен искусственный "интеллект"// Вопросы философии. — № 2. — 1979. — С. 61-63.

**** Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". — М., 1978. С. 22.

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.— С. 59.

** См. Касчеев Ю.С. Групповое комплексное обследование и автоматизированные экзамены с использованием ЭВМ. Методические рекомендации для поступающих. — Владивосток, Изд-во ТОВВМУ, 1986. — 52 с.

* См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 30, 93.

* См.: Тихомиров О.К., Бабин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1986.

 

* Этот факт имеет место и в ситуации обычного тестирования, а не только в ходе компьютерной психодиагностики.

* См.: Тихомиров О.К., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П., Гарбер Е.И. Отношение к компьютеризованному тестированию различных социальных групп // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 117-118.

* Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 143.

** См.: Захаров И.В., Говоруха О.С., Носс И.Н., Суслов Е.В., Круглый И.Б. Оценка психологического статуса военнослужащих-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС при помощи диагностической ситуационной игры «Тест» // Военно-медицинский журнал. — № 7. — 1994. — С.42–44; Носс И.Н. О разработке автоматизированных диагностических ситуационных игр в целях профотбора и психологического сопровождения учебного процесса в академии // Научно-методический сборник. № 44. 1994. — М.: Воениздат, 1996. — С. 51-54.

* Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностики. — СПб.: Питер, 1999. — С. 257-258.

* Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики: Методические рекомендации. В 2-х частях. — СПб., 1992.; Соловьева С.Л. Тест дерева и его применение в психодиагностике. — МГПП "Курс"

* Игнаткин В.Н., Носс И.Н. Исследование валидности графического теста К. Коха (рисунок дерева) // Психологическое обозрение. — № 2. — 1998.

* Автоматизированные ситуационные игры диагностические — АСИД. См. Захаров И.В., Говоруха О.С., Носс И.Н., Суслов Е.В., Круглый И.Б. Оценка психологического статуса военнослужащих-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС при помощи диагностической ситуационной игры "Тест" // Военно-медицинский журнал. — № 7. — 1994. — С. 42-44.

** Автоматизированные ситуационные игры обучающие — АСИО. См.: Носс И.Н. О разработке автоматизированных диагностических ситуационных игр в целях профотбора и психологического сопровождения учебного процесса в академии // Научно-методический сборник. № 44. — М.: Воениздат, 1996. С. 51-54.

 

* См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 133.

* См.: Шмелев А.Г. История 16PF в России, или «каша из топора» // Психологическая газета. — № 4(43). — 1999. — С. 22-23.; Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Там же, с. 6-7.

** См.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Петроком, 1992; Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: КСП+, 2000.

*** См. Психологическая газета, № 4 (43), 1999. С. 6-7.

**** См.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. — С. 249.

**** Цит. по: Бурлачук Л.Ф. ТАТ — старейшина проективных тестов // Психологическая газета. — № 2(53). — Февраль 2000 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.