Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полемика Каутского с Паннекуком




Паннекук выступил против Каутского, как один из представителей того «леворади­кального» течения, которое числило в своих рядах Розу Люксембург, Карла Радека и других и которое, отстаивая революционную тактику, объединялось убеждением, что Каутский переходит на позицию «центра», беспринципно колеблющегося между мар­ксизмом и оппортунизмом. Правильность этого взгляда вполне доказала война, когда течение «центра» (неправильно называемого марксистским) или «каутскианства» впол­не показало себя во всем своем отвратительном убожестве.

В затронувшей вопрос о государстве статье: «Массовые действия и революция» («Neue Zeit», 1912, XXX, 2) Паннекук охарактеризовал позицию Каутского, как пози­цию «пассивного радикализма», «теорию бездеятельного ожидания». «Каутский не хо­чет видеть процесса революции» (стр. 616). Ставя вопрос таким образом, Паннекук по­дошел к интересующей нас теме о


112__________________________ В. И. ЛЕНИН

задачах пролетарской революции по отношению к государству.

«Борьба пролетариата, — писал он, — есть не просто борьба против буржуазии из-за государствен­ной власти, а борьба против государственной власти... Содержание пролетарской революции есть унич­тожение орудий силы государства и вытеснение их (буквально: распущение, Auflösung) орудиями силы пролетариата... Борьба прекращается лишь тогда, когда, как конечный результат ее, наступает полное разрушение государственной организации. Организация большинства доказывает свое превосходство тем, что уничтожает организацию господствующего меньшинства» (стр. 548).

Формулировка, в которую облек свои мысли Паннекук, страдает очень большими недостатками. Но мысль все же ясна, и интересно, как опровергал ее Каутский.

«До сих пор, — писал он, — противоположность между социал-демократами и анархистами состояла в том, что первые хотели завоевать государственную власть, вторые — ее разрушить. Паннекук хочет и того и другого» (стр. 724).

Если у Паннекука изложение страдает неотчетливостью и недостатком конкретности (не говоря здесь о других недостатках его статьи, не относящихся к разбираемой теме), то Каутский взял именно намеченную Паннекуком принципиальную суть дела, и по ко­ренному принципиальному вопросу Каутский целиком покинул позицию марксизма, пе­решел вполне к оппортунизму. Различие между социал-демократами и анархистами оп­ределено у него совершенно неверно, марксизм искажен и опошлен окончательно.

Различие между марксистами и анархистами состоит в том, что (1) первые, ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма, ведущего к отмиранию государства; вторые хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничто­жения. (2) Первые признают необходимым, чтобы пролетариат, завоевав политическую власть, разрушил полностью старую государственную машину, заменив ее новой, со­стоящей из организации вооруженных рабочих,


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 113

по типу Коммуны; вторые, отстаивая разрушение государственной машины, представ­ляют себе совершенно неясно, чем ее пролетариат заменит и как он будет пользоваться революционной властью; анархисты даже отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, его революционную диктатуру. (3) Первые требуют подготовки пролетариата к революции путем использования современного го­сударства; анархисты это отрицают.

Против Каутского марксизм представлен именно Паннекуком, в данном споре, ибо как раз Маркс учил тому, что пролетариат не может просто завоевать государственную власть в смысле перехода в новые руки старого государственного аппарата, а должен разбить, сломать этот аппарат, заменить его новым.

Каутский уходит от марксизма к оппортунистам, ибо у него совершенно исчезает именно это разрушение государственной машины, совершенно неприемлемое для оп­портунистов, и остается лазейка для них в смысле истолкования «завоевания» как про­стого приобретения большинства.

Чтобы прикрыть свое извращение марксизма, Каутский поступает, как начетчик: он двигает «цитату» из самого Маркса. В 1850 году Маркс писал о необходимости «реши-

" " ПО гт т/- "

тельной централизации силы в руках государственной власти». И Каутский спраши­вает с торжеством: не хочет ли Паннекук разрушить «централизм»?

Это уже просто фокус, похожий на бернштейновское отождествление марксизма и прудонизма во взглядах на федерацию вместо централизма.

«Цитата» взята Каутским ни к селу, ни к городу. Централизм возможен и со старой и с новой государственной машиной. Если рабочие добровольно объединят свои воору­женные силы, это будет централизм, но он будет покоиться на «полном разрушении» государственного централистического аппарата, постоянной армии, полиции, бюрокра­тии. Каутский поступает совершенно мошеннически, обходя прекрасно известные рас­суждения Маркса и Энгельса о Коммуне и вытаскивая цитату, не относящуюся к во­просу.


114_______________________________ В. И. ЛЕНИН

«... Может быть, Паннекук хочет уничтожить государственные функции чиновников? — продолжает Каутский. — Но мы не обходимся без чиновников и в партийной и в профессиональной организации, не говоря уже о государственном управлении. Наша программа требует не уничтожения государственных чиновников, а выбора чиновников народом... Речь идет у нас теперь не о том, какой вид примет аппарат управления в «будущем государстве», а о том, уничтожает ли (буквально: распускает, auflöst) наша по­литическая борьба государственную власть, прежде чем мы ее завоевали (курсив Каутского). Какое ми­нистерство с его чиновниками могло бы быть уничтожено?» Перечисляются министерства просвещения, юстиции, финансов, военное. «Нет, ни одно из теперешних министерств не будет устранено нашей поли­тической борьбой против правительства... Я повторяю, чтобы избежать недоразумений: речь идет не о том, какую форму придаст «государству будущего» победоносная социал-демократия, а о том, как изме­няет теперешнее государство наша оппозиция» (стр. 725).

Это явная передержка. Паннекук ставил вопрос именно о революции. Это и в загла­вии его статьи и в цитированных местах сказано ясно. Перескакивая на вопрос об «оп­позиции», Каутский как раз и подменяет революционную точку зрения оппортунисти­ческой. У него выходит так: теперь оппозиция, а после завоевания власти поговорим особо. Революция исчезает! Это как раз то, что и требовалось оппортунистам.

Речь идет не об оппозиции и не о политической борьбе вообще, а именно о револю­ции. Революция состоит в том, что пролетариат/'аз/'^'шаеда «аппарат управления» и весь государственный аппарат, заменяя его новым, состоящим из вооруженных рабо­чих. Каутский обнаруживает «суеверное почтение» к «министерствам», но почему они не могут быть заменены, скажем, комиссиями специалистов при полновластных и все­властных Советах рабочих и солдатских депутатов?

Суть дела совсем не в том, останутся ли «министерства», будут ли «комиссии спе­циалистов» или иные какие учреждения, это совершенно неважно. Суть дела в том, со­храняется ли старая государственная машина (связанная тысячами нитей с буржуазией и насквозь пропитанная рутиной и косностью) или она разрушается и заменяется но­вой. Революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ_________________________ 115

разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины, — эту основ­ную мысль марксизма Каутский смазывает или он совсем не понял ее.

Его вопрос насчет чиновников показывает наглядно, что он не понял уроков Комму­ны и учения Маркса. «Мы не обходимся без чиновников и в партийной и в профессио­нальной организации...»

Мы не обходимся без чиновников при капитализме, при господстве буржуазии. Пролетариат угнетен, трудящиеся массы порабощены капитализмом. При капитализме демократизм сужен, сжат, урезан, изуродован всей обстановкой наемного рабства, ну­жды и нищеты масс. Поэтому, и только поэтому, в наших политических и профессио­нальных организациях должностные лица развращаются (или имеют тенденцию быть развращаемыми, говоря точнее) обстановкой капитализма и проявляют тенденцию к превращению в бюрократов, т. е. в оторванных от масс, в стоящих над массами, приви­легированных лиц.

В этом суть бюрократизма, и пока не экспроприированы капиталисты, пока не свергнута буржуазия, до тех пор неизбежна известная «бюрократизация» даже проле­тарских должностных лиц.

У Каутского выходит так: раз останутся выборные должностные лица, значит, оста­нутся и чиновники при социализме, останется бюрократия! Именно это-то и неверно. Именно на примере Коммуны Маркс показал, что при социализме должностные лица перестают быть «бюрократами», быть «чиновниками», перестают по мере введения, кроме выборности, еще сменяемости в любое время, да еще сведения платы к среднему рабочему уровню, да еще замены парламентарных учреждений «работающими, т. е. из­дающими законы и проводящими их в жизнь»

В сущности, вся аргументация Каутского против Паннекука и особенно великолеп­ный довод Каутского, что мы и в профессиональных и в партийных организациях не обходимся без чиновников, показывают повторение Каутским старых «доводов» Берн­штейна против марксизма вообще. В своей ренегатской книге «Пред-


116__________________________ В. И. ЛЕНИН

посылки социализма» Бернштейн воюет против идей «примитивной» демократии, про­тив того, что он называет «доктринерским демократизмом» — императивные мандаты, не получающие вознаграждения должностные лица, бессильное центральное предста­вительство и т. д. В доказательство несостоятельности этого «примитивного» демокра­тизма Бернштейн ссылается на опыт английских тред-юнионов в истолковании его супругами Вебб112. За семьдесят, дескать, лет своего развития тред-юнионы, развивав­шиеся будто бы «в полной свободе» (стр. 137 нем. изд.), убедились именно в непригод­ности примитивного демократизма и заменили его обычным: парламентаризм, соеди­ненный с бюрократизмом.

На деле тред-юнионы развивались не «в полной свободе», а в полном капиталисти­ческом рабстве, при котором, разумеется, «не обойтись» без ряда уступок царящему злу, насилию, неправде, исключению бедноты из дел «высшего» управления. При со­циализме многое из «примитивной» демократии неизбежно оживет, ибо впервые в ис­тории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении. При со­циализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял.

Маркс с его гениальным критически-аналитическим умом увидел в практических мерах Коммуны тот перелом, которого боятся и не хотят признавать оппортунисты из трусости, из-за нежелания бесповоротно порвать с буржуазией, и которого не хотят ви­деть анархисты либо из торопливости, либо из непонимания условий массовых соци­альных превращений вообще. «Не надо и думать о разрушении старой государственной машины, где же нам обойтись без министерств и без чиновников», — рассуждает оп­портунист, насквозь пропитанный филистерством и, в сущности, не только не верящий в революцию, в творчество революции, но смертельно боящийся ее (как боятся ее наши меньшевики и эсеры).

«Надо думать только о разрушении старой государственной машины, нечего вни­кать в конкретные уроки прежних пролетарских революций и анализировать,


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 117

чем и как заменять разрушаемое», — рассуждает анархист (лучший из анархистов, ко­нечно, а не такой, который, вслед за гг. Кропоткиными и К, плетется за буржуазией); и у анархиста выходит поэтому тактика отчаяния, а не беспощадно-смелой и в то же время считающейся с практическими условиями движения масс революционной рабо­ты над конкретными задачами.

Маркс учит нас избегать обеих ошибок, учит беззаветной смелости в разрушении всей старой государственной машины и в то же время учит ставить вопрос конкретно: Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую, пролетарскую, государст­венную машину вот так-то, проводя указанные меры к большему демократизму и к ис­коренению бюрократизма. Будем учиться у коммунаров революционной смелости, бу­дем видеть в их практических мерах намечание практически-насущных и немедленно-возможных мер и тогда, идя таким путем, мы придем к полному разрушению бюро­кратизма.

Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, по­зволяющие всем без изъятия выполнять «государственные функции», а это приводит к полному отмиранию всякого государства вообще.

«... Задача массовой стачки, — продолжает Каутский, — никогда не может состоять в том, чтобы раз­рушить государственную власть, а только в том, чтобы привести правительство к уступчивости в каком-либо определенном вопросе или заменить правительство, враждебное пролетариату, правительством, идущим ему навстречу (entgegenkommende)... Но никогда и ни при каких условиях это» (т. е. победа про­летариата над враждебным правительством) «не может вести к разрушению государственной власти, а только к известной передвижке (Verschiebung) отношений сил внутри государственной власти... И це­лью нашей политической борьбы остается при этом, как и до сих пор, завоевание государственной вла­сти посредством приобретения большинства в парламенте и превращение парламента в господина над правительством» (стр. 726, 727, 732).

Это уже чистейший и пошлейший оппортунизм, отречение от революции на деле при признании ее на словах. Мысль Каутского не идет дальше «правительства,


118__________________________ В. И. ЛЕНИН

идущего навстречу пролетариату», — шаг назад к филистерству по сравнению с 1847 годом, когда «Коммунистический Манифест» провозгласил «организацию пролетариа-

„ 113

та в господствующий класс».

Каутскому придется осуществлять излюбленное им «единство» с Шейдеманами, Плехановыми, Вандервельдами, которые все согласны бороться за правительство, «идущее навстречу пролетариату».

А мы пойдем на раскол с этими изменниками социализму и будем бороться за раз­рушение всей старой государственной машины, так чтобы сам вооруженный пролета­риат был правительством. Это — «две большие разницы».

Каутскому придется быть в приятной компании Легинов и Давидов, Плехановых, Потресовых, Церетели, Черновых, которые вполне согласны бороться за «передвижку отношений силы внутри государственной власти», за «приобретение большинства в парламенте и за всевластие парламента над правительством», — благороднейшая цель, в которой все приемлемо для оппортунистов, все остается в рамках буржуазной парла­ментарной республики.

А мы пойдем на раскол с оппортунистами; и весь сознательный пролетариат будет с нами в борьбе не за «передвижку отношений силы», а за свержение буржуазии, за. раз­рушение буржуазного парламентаризма, за демократическую республику типа Комму­ны или республику Советов рабочих и солдатских депутатов, за революционную дик­татуру пролетариата.

* * *

Правее Каутского в международном социализме стоят такие течения, как «Социали-


 

стический Ежемесячник» в Германии (Легин, Давид, Кольб и многие другие, вклю-


 

чая скандинавов Стаунинга и Брантинга), жоресисты и Вандервельд во Франции и

Бельгии, Турати, Тревес и другие представители правого крыла итальянской партии фабианцы и «независимцы» («независимая рабочая партия», на деле всегда бывшая в зависимости от либералов) в Англии и тому подобное. Все


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ___________________________ 119

эти господа, играя громадную, очень часто преобладающую роль в парламентарной ра­боте и в публицистике партии, прямо отрицают диктатуру пролетариата, проводят не­прикрытый оппортунизм. Для этих господ «диктатура» пролетариата «противоречит» демократии!! Они, в сущности, ничем серьезно не отличаются от мелкобуржуазных де­мократов.

Принимая во внимание это обстоятельство, мы вправе сделать вывод, что второй Интернационал в подавляющем большинстве его официальных представителей вполне скатился к оппортунизму. Опыт Коммуны был не только забыт, но извращен. Рабочим массам не только не внушалось, что близится время, когда они должны будут высту­пить и разбить старую государственную машину, заменяя ее новой и превращая таким образом свое политическое господство в базу социалистического переустройства обще­ства, — массам внушалось обратное, и «завоевание власти» представлялось так, что оставались тысячи лазеек оппортунизму.

Извращение и замалчивание вопроса об отношении пролетарской революции к госу­дарству не могло не сыграть громадной роли тогда, когда государства, с усиленным, вследствие империалистского соревнования, военным аппаратом, превратились в воен­ные чудовища, истребляющие миллионы людей ради того, чтобы решить спор, Англии или Германии, тому или другому финансовому капиталу господствовать над миром.

* В рукописи далее следует:

«ГЛАВА VII ОПЫТ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905 И 1917 ГОДОВ

Тема, указанная в названии этой главы, так необъятно велика, что об ней можно и должно писать томы. В на­стоящей брошюре придется ограничиться, разумеется, только самыми главными уроками опыта, касающимися не­посредственно задач пролетариата в революции по отношению к государственной власти». (На этом рукопись обры­вается.) Ред.


ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Настоящая брошюра написана в августе и сентябре 1917 года. Мною был уже со­ставлен план следующей, седьмой, главы: «Опыт русских революций 1905 и 1917 го­дов». Но, кроме заглавия, я не успел написать из этой главы ни строчки: «помешал» политический кризис, канун октябрьской революции 1917 года. Такой «помехе» можно только радоваться. Но второй выпуск брошюры (посвященный «Опыту русских рево­люций 1905 и 1917 годов»), пожалуй, придется отложить надолго; приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нем писать.

Автор Петроград. 30 ноября 1917 года.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К КНИГЕ «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ»




a^ysß^-

 


Обложка тетради В. И. Ленина «Марксизм о государстве» Январь — февраль 1917 г.

Уменьшено


I


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ



Стран иц ы119:


Предисловие 1872 г. к «Коммунистическому

Манифесту»....................................................................

Из «Гражданской войны во Франции»............................

Письмо Маркса 12ЯУ. 1871 г.

(Значение того, что «французские рабочие научились вла­
деть оружием»)...............................................................

Из «18 брюмера»................................................................

Письмо Маркса к Варлену и Франкелю 13. V. 1871......

Энгельс. Критика программы 1891 г................................

В Англии федеративная республика была бы прогрессом:
«4 нации» (NB)...............................................................

Ответ Энгельса молодым 13. IX. 1890............................


1 [126]

— 1 [126—128]

— 7—2 [128—130]

2 (сбоку) [132] 2 — ¥[134—138] стр. 4 [138—140]

5—5 [140—152] (и 10) [156]

С. 7 [146] Стр. 9 сбоку [154—156]


В рукописи имеется повторная запись этого же пункта в таком виде: «Ответ Энгельса молодым:

стр. 9 сбо к у». Ред.


124__________________________ В. И. ЛЕНИН

Страницы:

Энгельс о трестах и Planlosigkeit (NB).................................................... с. 10 [156]

7 7 (и 12) [160— 162 и 164—

Письмо Энгельса 1895 г. (и др.)............................................

166]

Маркс о Парижской Коммуне (дополнение)............................... 12 [130—132]

Письмо Энгельса к Бебелю (28. III. 1875)............................................ 13 [166—172]

Указание литературы M Beer об империализме....................................... с. 13 [172]

Маркс. «Критика Готской программы»..................................... 15—19 [172—186]

Письмо Энгельса (28/ΠΙ. 1875)......................................................... —20—21 [186—192]

«Elend der Philosophie» und «Kommunistische

Manifest»"........................................................................................... 22— 23 [192—198]

Энгельс о государстве (1887 г.)................................................................ —23 [200]

Энгельс о всемирной войне (1887 г.)......................................................... —23 [200]

«Zur Wohnungsfrage»"* (1872 и 1887)............................................... 23—26 [200—208]

Француз начнет, немец доделает (1887):............................................... стр. 24 [204]

«Bürgerkrieg in Frankreich»""............................................................... 27—31 [210—230]

Предисловие Энгельса к «Bürgerkrieg» (1891).................................. 32—35 [232—246]

Объявление религии частным делом «по отношению к го­
сударству»: (NB):....................................................................................... с. 32 [234]

«Ursprung des Staats etc.»*""............................................................... 33—37 [248—256]

— отсутствии планомерности. Ред.

— «Нищета философии» и «Коммунистический Манифест». Ред. — «К жилищному вопросу». Ред. — «Гражданская война во Франции». Ред. — «Происхождение государства и т. д.». Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 125

Страницы:

«Eroberungskonkurrenz» im heutigen Europa.................................................................. — 36 [250—252]

«Anti-Dühring»....................................................................................................................... 38 —39 [256—260]

Энгельс о демократии (1894)...................................................................... — 39 [260]

Engels. «Dell'Autorità»" (1873)............................................................... 39—41 [260—266]

Маркс о политическом индифферентизме (1873)............................... 41—42 [266—270]

— «Конкуренция завоеваний» в теперешней Европе. Ред. — Энгельс. «Об авторитете». Ред.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.