Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различают интервью




Опрос

Основной текст

СОЦИОЛОГИЯ

ОПРОС как Метод сбора социологической информации

 

 

 

 

 

Гродно 2005
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Пособие содержит информационно-обучающий материал, освещающий опрос как методы прикладной социологии. Практический материал позволит проверить свои знания, творчески осмыслить и практически адаптироваться по данной теме.

Социологический опрос один из методов СИ — это письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изучаемую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необходимой информации могут быть непосредственные участники изучаемых явлений и процессов. С помощью опросов получают сведения о событиях и фактах, о мнениях, оценках опрашиваемых, при изучении потребностей, интересов, ценностных ориентации людей.

Мнения о кандидатах, о марках сигарет, моющих средствах, о страховании, медицине. Какими сторонами жизни удовлетворены (зарплата, медицинское обслуживание, охрана окружающей среды)? Как оцениваете уровень благосостояния? Что осложняет жизнь? Мотивы вашего поведения? Почему остался жить в Чернобыльской зоне? Почему выбрал ту/иную специальность? Были ли случаи ухудшения отношений с органами власти? Принято считать, что… Каково ваше мнение?

Вербальная информация, высказанная респондентом, ярче и богаче, чем та, которую можно получить другими методами. Сбор ее можно многократно повторять, не затрачивая больших средств.

Виды социологического опроса:

· письменный (анкетный опрос);

· устный (интервью);

· заочный (почтовые, телефонные, с помощью прессы);

· очный;

· экспертный – опрос компетентных лиц.

· массовый.

· социометрический опрос – выявление социально-психологических проявлений межличностных отношений.

При анкетном опросе респондентыотвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса. Опрос проводят, как правило, анкетеры, т.е. подготовленные специалисты, прошедшие инструктаж у разработчиков проекта.

Недостатком заочного опроса является то, что он не гарантирует полного возврата всех анкет.

Центральная проблема анкетного опроса — формулирование вопросов, на которые будут отвечать респонденты.

Правила опроса:

1. Вопросы должны соответствовать культурному и образовательному уровню респондента, отвечать психологии его восприятия.

2. Вопросы должны быть сформулированы нейтрально, однозначно трактоваться респондентом

3. Текст вопроса не должен превышать 10-12 слов.

4. Смысловые блоки опросного листа не должны сильно различаться по объему

5. Сначала давать простые вопросы, потом все сложнее и сложнее и заканчивать паспортичкой - социально-демографической частью, т.е. сведениями о возрасте, поле, профессии, месте жительства и др.

Вопросы анкеты классифицируются в зависимости от:

· Содержания

· ( вопросы о фактах; о знаниях, информированности; о поведении; об установках)

· Характера ответов:

· открытые (без заранее сформулированных ответов);

· полузакрытые (наряду с вариантами ответов оставляется место для свободных ответов);

· закрытые (вопросы-«меню», «кафетерий», дихотомические, с заранее сформулированными вариантами ответов).

· выполняемых функций:

· содержательные, служащие непосредственно для сбора информации по теме опроса;

· вопросы-фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего вопроса тех респондентов, которым этот вопрос не предназначается;

· контрольные, предназначенные для контроля искренности, непротиворечивости ответов респондента;

Интервью это беседа, проводимая по заранее намеченной теме.

Главное отличие между анкетным опросом и интервью — форма контакта исследователя и опрашиваемого: при анкетировании оно осуществляется при помощи анкеты, а при интервью — путем беседы интервьюера и респондента. В этом преимущество интервью: если опрашиваемый затрудняется с ответом, то интервьюер может прийти ему на помощь.

· свободное (нестандартизированное) – проводится без строгой детализации вопросов с ответственными работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, ку3льтуры, образования, бизнеса, религии политики;

· стандартизированное – напоминает анкетный опрос, это беседа с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику с четко сформулированным вариантами ответов на них.

· индивидуальное – индивидуальная беседа «с глазу на глаз».

· групповое – общение с группой, но ответы выслушиваются от каждого поочередно, индивидуально.

· панельные – повторное интервьюирование одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени – через полгода, год, три года.

· глубинное (клиническое) – ориентированное на получение информации, насыщенной большим объемом содержания – о событиях, действиях, внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков, оценках опрашиваемых.

· фокусированное – сбор информации по сугубо конкретному вопросу (при изучении масштабов и степени влияния СМИ на опрашиваемых). Фокус-группа.

Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного анализа коллектива.

Его суть — сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанных членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображения индивидуального выбора проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д.

Выбираемые критерии должны:

· быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов):

· предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

· четко обозначают границы групп:

· каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

· респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

· на основе матрицы строится социограмма — графическое изображение схемы межличностных отношений.

Социограмма позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе; лидеров коллектива; микрогруппы.

 

Анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью и т.д., предназначены для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки явления трудно или невозможно выделить объект — носитель проблемы. Такие ситуации обычно связаны с прогнозом изменения социального процесса. Социальные последствия падения курса доллара и роста евро.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшими критериями отбора экспертов являются род занятий и стаж работы, уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов — их компетентность. Для ее определения применимы с той или иной степенью точности два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов— экспертными оценками.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Затем размножаются анкеты, договариваются о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, заключают соглашения с центрами машинной обработки данных, подготавливают отчет и т.д.

Словарь понятий

Анкетный опрос – один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом.

Вопрос анкеты – обращение к респонденту с целью получения информации по теме исследования.

Интервью – вид опроса, при котором используется непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью

Метод экспертной оценки – разновидность опроса, в котором респондентами являются эксперты – специалисты в определенной области деятельности

Методы социологического исследования – основные способы сбора, обработки и анализа доступной информации о социальных фактах

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке

Опрос - метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных объектов

Социограмма – диаграмма, которая указывает, кто с кем взаимодействует в группе и кто является лидером группы.

Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе.

Социометрия – процедура диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий и антипатий между членами малой группы.

 


Вопросы для предварительного контроля

1. Что такое социологический опрос?

2. Какова классификация вопросов анкеты?

3. Какова классификация вопросов анкеты по характеру ответов на них?

4. Какие типы опросов Вы знаете?

5. В чем состоят особенности каждого вида опроса?

6. Что такое интервьюирование?

7. Какие разновидности интервью применяются в социологии?

 

Тесты и задания для контроля

1. Выберите более точное определение социологического опроса:

a) обращение к респондентам с просьбой высказать мнение о понравившемся исполнителе

b) статистическое обследование общественного мнения

c) устное или письменное обращение исследователя к респондентам с целью фиксации их мнения по изучаемой проблеме

2. Закрытые вопросы в социологической анкете это:

а) вопросы со свободным ответом; б) вопросы-меню; в) вопросы с подсказками и свободным ответом.

3. Какие виды социологического опроса включены в список ошибочно:

а) раздаточные; б) почтовые; в) телефонные; г) социометрические; д) телеграфные; е) экспериментальные; ж) массовые; з) экспертные; и) компромиссные.

4. Самостоятельно сформулируйте по 2 открытых и 2 закрытых вопроса на следующие темы:

a) отношение студентов к преподавателю;

b) отношение преподавателя к студентам;

c) проведение студентами своего досуга;

d) отношение родителей к вашему досугу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.