Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Является ли душа тонкой материальной субстанцией или идеальной сущностью — все равно: она после смерти человека должна покинуть тело. 2 страница




«"Духовное тело состоит из трех аспектов, и каждый из них является отражением одного из трех лиц Троицы. Низший аспект духовного телатело причинности. Это тело сохраняется из жизни в жизнь, и в нем остаются все воспоминания прошлого. Из него исходят все причины, которые определяют качество остальных тел или проводников человека. Оно же сокровищница, в которой собран весь опыт нашей жизни на Земле, опыт нашего сознания, носитель нашей воли" (А. Безант)» (Там же, с. 137).

Уж сколько было разговоров о том, что Елена Петровна Блаватская не может рассматриваться как источник знаний о восточной мистике. Все ее домыслы о тайных хранилищах знаний либо не подтверждаются, либо выглядят так же дико, как поэма «Стансы Дзян». Про все это можно было бы сказать: слышал звон... Но язык не поворачивается, потому что за работой Блаватской есть истинное величие — она была тем человеком, который зажег жажду поиска.

Ее последовательница и продолжательница Анни Безант была очень сильной личностью, но знаниями она не обладала. Она их создавала сама. И эту слабость теософии понимает любой ученый. Почему же они используют их понятия?

По очень простой и действительно работающей причине: теософы создали язык, позволяющий современному ученому не признавать поражения перед лицом исконного врага — Религии, и в то же время исследовать то, Глава 2. Уточнения. Тихоплавы

что запрещает его собственная ревнивая хозяйка Наука. Теософия внерели-гиозна в силу своей всеядности. При этом она отчетливо стремилась выглядеть научной и всячески заимствовала из науки любые понятия, связанные с пограничьем, на котором буксовали в ту пору физики. Это же самое делали и Елена Рерих с ее извечной противницей Алисой Бейли.

В итоге родился странный язык — очень похожий на религиозный, но составленный, если заглянуть за слова, из вполне научных или, точнее, наукоприемлющих понятий. Иначе говоря, рассуждая теософски, ученый с удивлением обнаруживает, что может выразить как раз самые смелые свои предположения о природе действительности. Те самые, которые косным научным сообществом не принимаются и не поощряются.

Правда, ученые подходят и к этому творчески и давно уже вложили в теософские понятия собственное содержание, которое лишь внешне соответствует источнику. Впрочем, это не большее искажение, чем то, что сделали сами теософы с собственными заимствованиями. И как это все оценить?

Думаю, сама живучесть и этого языка и скрывающегося за ним явления однозначно показывают: источником всех этих представлений является действительность. Нисколько не сомневаюсь, что в Правящем представлении эта действительность искажена, поскольку пропущена через множество «передаточных устройств», по совместительству служивших еще и мозгами для людей разных культурных сред и эпох. И все же, наука сходится с древними мистическими учениями в пространстве теософских фантазий. Сходится и творит новые представления об устройстве мира и человека. Это место живо, а в силу этого свято. Ведь именно здесь продолжается творение в то время, когда остальные источники засыхают...

Вот именно поэтому я так придираюсь к самому способу изложения, которым пользуются наши мистические учителя. Читаю книгу за книгой, и складывается впечатление, что то же самое вполне могло быть подано как действительное исследование. Всего лишь чуточку поработать над рассуждением.

Например: если мы уже начали фиксировать окружающие человеческое тело поля и даже видеть, что они множественны и обладают разным качеством, их стоит сделать предметом исследования. И тогда ничто не мешает нам дать каждому из отличий свое имя, оговорив, конечно, что вот это полевое проявление мы условно (!) называем эфирным телом, а вот то — каузальным, то есть причинным...

Никаких условностей! Мистика — это широковещательное обращение Великих Учителей к непросвещенной публике. Иной раз источником вещания оказывается сам Господь Бог, разве Бог может быть неуверенным или сомневающимся в самом себе как источнике знаний?! Впрочем...

29 Заказ № 1228 449

 

Круг шестой. Мистика — Слой первый. Русская мистика

Глава 3. Контактерское пограничье

Правящее представление, естественно, не охватывает всех возможных взглядов современных русских мистиков на природу души. Оно составляет сердцевину целого поля представлений, границы которого теряются, с одной стороны, в Науке, с другой — в прямом общении с Богом.

Правда, если раньше Бог являлся святым или аскетам, теперь он приходит к самым неожиданным людям, которых зовут контактерами. Соответственно, и Бог контактеров оказывается в их масштаб, прямо скажем, странный немножко их Бог! Впрочем, если бы богов творили лошади, боги были бы похожи на лошадей, как говорили в древности...

Вот передо мной книга с захватывающим названием «Душа и тайны ее строения». Я уже говорил, что слово «тайна» в названии книги вызывает у меня настороженность, поэтому я сразу становлюсь неумеренно придирчивым, и тут уж меня цепляет любая... назовем так, неточность в изложении.

Хотя бы такая: авторами книги стоят две дамы — Л. Секлитова и Л. Стрельникова. Однако во Введении, написанном от имени авторов, есть такие строчки: «Точно также и я не могу сказать, что данную книгу написала одна. Нас трое, которые постоянно на протяжении более десяти лет шли единым путем познания...» (Секлитова, с. 4).

Да... однако... Как на том старом русском лубке: Трое нас с тобой вдвоем шальных, блажных...

Впрочем, возможно, третьим был Бог. Уж больно у девочек с ним близкие и даже интимные взаимоотношения. Введение начинается сразу с такого заявления, за которое, будь оно ложью, Бог давно бы должен испепелить самозванок перунами. А раз не испепелил, значит, все написанное записано с его слов верно.

«В данной книге в диалоговой форме разговора с Богом мы передаем в популярном изложении информацию о том, что до настоящего момента было сокрыто от человечества.

Информация давалась в изложении Учителями человечестваВысшими Иерархами, входящими в состав Иерархического Содружества Систем, именуемого "Союзом ". В течение более десяти лет, проходя испытания и школу постижения трансцендентных знаний, мы контактировали с разными Уровнями, поднимались по ступеням Иерархии выше и выше в своем познании, пока не удостоились чести встречи с Самим Богом, тем, Который создал всё Мироздание и Великий проект восхождения души и возвышения ее через религию» (Там же, с. 3).

Как вы помните, православные священники очень настороженно относились ко всем попыткам общения с теми, кто являет нам свои знания «оттуда». Побаивались они этого и подозревали, что без достаточного уровня святости можно ошибиться... Но то святые! Что с них взять! Да и как можно сомневаться, если десять лет карабкался, а потом был удостоен общения с тем, кто назвал себя Богом! Не сомневаться же? А вдруг обидится? Глава 3. Контактерское пограничье

Тем не менее, я все-таки сначала соберу несколько черт, так сказать, портрета Бога, чтобы было из чего исходить в оценке его откровений о душе. Думаю, кое-что о взаимоотношениях наших любознательных девчонок с Господом, а значит, и о нем самом, станет ясно из вот такого разговора:

«— Из какой материи создается сама душа?

Из набора разных энергий.

Откуда берутся эти энергии?

У нас они есть,Бог ответил уклончиво, но попробовали докопаться до истины и поэтому деликатно, стараясь не выглядеть навязчивыми, продолжали:

Но данные энергии специально создаются или добываются каким-то определенным путем?

Они берутся от других душ,снова уклончиво ответил Он.

Каким образом?

Души в процессе жизни набирают своеобразную энергию. Она (энергия) бывает разной, то есть делится на разные виды. Каждый вид можно обособить и после специальной обработки снова соединить определенным образом в единое целое, составив новую Единицу. Но не все души нарабатывают за жизнь требу емые энергии подобного качества, есть и такие, которые недорабатывают, то есть не выполняют свою программу вследствие предоставляемой им свободы выбора.

Но те души, у которых берут эту добавочную энергию, продолжают существовать?

Если говорить откровенно,наконец пошел Он на признание,то эта энергия берется от раскодируемых душ, которые деградируют и дальше в эволю цию не пускаются. У нас ничего не пропадает, безотходное производство...» (Там же, с. 11—12).

Кажется, над кем-то подшутили...

Боюсь, что надо мной. Хуже, если над девчатами, все-таки десять лет... В книге триста страниц, и все они плотно насыщены подобными техническими подробностями производства и выращивания душевного сырья. Мне даже вспомнились строчки Александра Еременко:

В густом металлургическом лесу, Где шел процесс созданья хлорофилла, Сорвался лист... Уж осень наступила В густом металлургическом лесу.

Поэтому я опущу технологию и приведу определение души из Словаря, которым завершается книга.

«Душа — матрица с определенным содержанием энергии, которое меняется в процессе совершенствования. Матрица соединена с постоянными и временными конструкциями, предназначенными для земного мира» (Там же, с. 296).

Об энергиях, мощности души, карме и всяческих гнусных плазмоидах я говорить пока не буду, потому что это действительно выходит за рамки Круг шестой. Мистика — Слой первый. Русская мистика

начального определения понятия «душа». Впрочем, девочки сами предупредили в начале книги, что все это не для начинающих:

«Понятие о душе вводят осторожно, чтобы не шокировать человека, находящегося в плену старых догм и консервативных понятий, раскрывают постепенно основы ее конструктивного построения, процессы, связанные с ее функционированием, медленно подводя наше сознание к осмыслению Божественного творения» (Там же, с. 8).

Что ж, я явно ощущаю себя шокированным и даже слегка травмированным, но зато мне есть к чему возвращаться в своем поиске, если окажется, что в других местах ответов нет. К тому же, как знать, где лежит истина!..

Глава 4. Мистический постмодернизм. Гантимуров

Подтверждением того, что в основе Правящего мистического представления о душе живет какая-то действительность, являются для меня две вещи. Спрос и то, что оно не только живет, но и как-то постоянно развивается.

Спрос виден в том, что на основе Правящего представления издается множество эзотерической литературы самого разного пошиба. И она вся покупается. Многие люди разочаровываются в эзотерике и отходят от нее полностью. Но точно так же они отходили и от религии или переходили в другую, гоняясь за модой. Разочарование — не знак, что там ничего нет, оно знак того, что там больше ничего нет для тебя. Иначе говоря, вначале ты определенно ощущаешь, что какую-то часть знаний о мире можно получить только здесь, потому что Религия и Наука этого тебе не дали. Потом вычерпываешь и этот источник и ищешь новый...

Очень даже возможно, что это соответствие мистических представлений действительности вовсе даже не глубоко. Поэтому многим удается пройти весь этот поверхностный слой очень быстро, а за ним они обнаруживают пустоту и невозможность дальнейшего движения. Лично для меня ярким примером подобного самообмана было увлечение магией Кастанеды и Роджера Желязны.

Когда-то я взахлеб прочитал обоих, и какое-то время мне казалось, что Кастанеда действительный маг. И действительно описывает школу того, как стать колдуном. К этому времени я уже знал настоящих русских колдунов и мог сравнивать. Действительно, многое было похоже. Кастанеда совершенно определенно был этнологом и изучал то, о чем писал. Вот это бесспорно. Но первое, что меня насторожило, — это рассказ о том, как простой мексиканский парень за год сделал пересмотр жизни, так что это повело к сущностным изменениям его личности. Кастанеда явно этого не делал сам.

В итоге я насторожился и стал наблюдать. Мне недоступны были американские последователи Кастанеды, но за русскими можно было и последить. Признаюсь честно, я не знаю тех, кто чего-то достиг на пути тольтекской магии, потому что все, кого я знал, освоив начальные упражнения, вроде Глава 4. Мистический постмодернизм. Гантимуров

осознанного сновидения, затем налетели на громадный разрыв между своими возможностями и тем, что предлагалось. В точности такой же, как если бы они попытались играть с перемещением по теням по школе Желязны.

Вот этим же болеют и все остальные мистики, которые, освоив Правящее представление, не уходят с этого пути. Поскольку дальше ступеней обучения нет, приходится превращаться в учителей и разрабатывать их. И они разрабатывают, обучая новичков. Обучение это, чаще всего, либо уже не связано с действительностью, либо чрезмерно сложно, так что не удается даже проверить, имеет ли оно эту связь. Но Великий разрыв между Правящим представлением и описанной в книгах по мистике Магией существует и выбрасывает искателей легкого пути обратно в обычную жизнь.

Оставшиеся же ищут и творят Школу, изображая из себя учителей, а на самом деле являясь лишь исследователями. Изображать учителей необходимо затем, чтобы исследования были поддержаны экономически. Чтобы исследования продолжались, общество должно их оплачивать. И оно оплачивает. Но проще всего людям платить за понятный им товар, например, за знания и умения, то есть за учебу. Поэтому наши исследователи называются учителями и выглядят учителями. Возможно, это личная слабость, но в основе ее все-таки лежит необходимость. И вполне оправданная.

Кстати, именно эта экономическая необходимость определяет и развитие мистической школы. В том числе, и ее действенность или недейственность. Спрос поощряет предложение. Если мы выясним, за что люди платят охотнее: за науку о действительной жизни или за науку сбегания из нее, то мы поймем и то, что пишут наши мистики: настоящую магию или сказки. Ответа у меня нет, но Желязны или Коэльо — самые читаемые и богатые мистики этой планеты...

Мне кажется, что в России все не так, как в Америке. И наши мистические писатели все немножко сумасшедшие. Выражается это в том, что они, за очень малым исключением, все-таки не могут заставить себя служить деньгам, как требует правящее имперское мировоззрение, насаждаемое американцами. Они все действительно верят в свое призвание и пытаются спасать мир. Ну, не все, конечно, есть и откровенные шарлатаны американско-ки-тайского образца, но о них я и не рассказываю. Американские дельцы и таинственные восточные дедушки — это для другого исследования — психологического. Но не о душе...

Поэтому я расскажу еще об одном авторе, который, может быть, тоже вызовет у меня придирки и нарекания, но который мне так же нравится, как и предыдущие. Я не люблю писать о тех, кого не люблю!

Евгений Гантимуров издал трактат «Очерки бессмертия», для оформления которого художник Бакушина изящно использовала живопись некоего Р. Гонзалеса. Надо отдать должное, книга производит впечатление и снаружи и внутри. Меня до корней волос потрясла, к примеру, попытка наложить каббалистическое древо Сефирот на схему Чаши Грааля и Копье Лонгинуса, о существовании которого я даже не подозревал. И все это с заменой кабалистических имен на символику рыцарей Круглого Стола Артура! Круг шестой. МистикаСлой первый. Русская мистика

Примерно такие же потрясения я испытываю, когда читаю работы Антона Платова по рунической магии или Русские веды Асова. Я историк по первому образованию и постоянно чувствую на себе оковы тех требований, которые наложила на меня эта наука. Чувствую довольно болезненно, почему и прихожу в восхищение, видя, как кому-то удается их преодолеть...

Поскольку я ничего не знаю о большей части того предмета, который исследует Евгений, я ему доверяю, восхищаясь его эрудицией, но оставляю в стороне все, кроме того, как он видит душу. И первое, что я должен отметить, для него Душа пишется с большой буквы!

Собственно исходным посылом явился для него вопрос о возможности воскрешения, о котором говорит Евангелие, Нострадамус, наши космис-ты, начиная с Федорова. Он пытается понять именно эту «сумасшедшую идею». Этот путь приводит его вот к такому рассуждению:

«Но во все времена человек не оставлял попыток прямого продления своего земного существования. Это были и усилия непосредственного продления биологической жизни, были и более экзотические — связанные с попытками сохранения Души, но уже вне тела.

Сюда же надо отнести и религиозные усилия, направленные на непосредственное посмертное спасение Души, оставшейся вне тела. Можно думать, что творческие усилия, по сути, всегда были направлены на достижение того же результата.

Сам художник, конечно, мог и не отдавать себе в этом отчета; он мотивирует свое творчество потребностью Души. Но причины таковой потребности Души далее уже не анализировались.

Помимо всего этого, истории известны и мистические практики, направленные на магическое сохранение целостности Души.

Одни из практик были направлены исключительно на внетелесное существование Души, причем только за счет собственных усилий адепта.

Другие же, не столь разборчивые, использовали для этого не только не свои жизненные силы, но даже и чужие тела» (Гантимуров, с. 39—40).

Что мне очень нравится у Гантимурова — он свободно перемешается между Наукой, Философией и Мистикой, действительно владея их методами. Я пропущу идущее далее «Введение научное», потому что о душе он рассказывает во «Введении метафизическом», но отмечу, что он выводит себя на этот разговор, показав, что видит все возможные возражения. И если человек продолжает свой рассказ, учитывая возможные возражения, значит, он хотя бы как следует продумал то, о чем говорит.

Правда, мне не нравится та изощренная наукообразная казуистика, которую вынужден автор помещать в основание своих представлений. Впрочем, может быть, это только на мой взгляд.

«Человексущество многослойное, как по своей организации, так и по числу наук, при помощи которых помещает себя в самый центр мироздания.

Слои эти, в свое время, были выделены различными дисциплинами, пытавшимися понять устройство человека. Но выделяли их они, исходя исключительно Глава 4. Мистический постмодернизм. Гантимуров

из собственных нужд, без учета деления, сложившегося в смежных областях. В итоге возникли всевозможные наслоения,например слой, понимаемый как "психическое ", во многом перекрывается со слоем "бессознательного " и т. п.

Здесь мы предполагаем обратиться к модели человека, которая весьма далека от так называемой современной научной модели.

В основе предлагаемой модели лежит парадигма первичности духовной составляющей как Вселенной, так и человека. В рамках этой парадигмы человек рассматривается, прежде всего, как триединое телесное, одушевленное и духовное существо.

Мы будем использовать упрощенную модель в виде системы, субстрат которой состоит из трех атомов: атом телесности, атом одушевленности и атом духовности» (Там же, с. 49).

Если убрать из этого рассуждения всяческие непонятные «парадигмы», то оно окажется вполне обоснованным предположением: если все-таки мир сотворен Богом, и наша Вселенная истекает из него, как источника творения, то как-то это устройство должно было отразиться во мне? Не должен ли я считать, что и сам в таком случае подобен лестнице нисхождения духа в вещество, или лестнице восхождения, ведущей к предельной одухотворенности?

Естественно, это всего лишь предположение, которое надо проверять. Но оно не менее оправданно, чем исходное предположение материализма о том, что нет ничего, кроме вещества, пусть в виде атомов. Именно поэтому Гантимуров и говорит здесь об «атомах» телесности, души и духа. Этим он всего лишь хочет показать, что обратный материализму способ видеть мир имеет не меньшие права на существование, а научный способ обосновывать свою истинность научными словами, вроде «атомов» и «парадигм» — не более, чем способ говорить или обманывать. Пожалуйста, мы тоже можем использовать любые слова! Слова ничего не значат, если ищешь истину.

Далее он говорит еще об одном «нечто» всех мистических наук. Это «нечто» или есть или должно быть, потому что без него уравнения мистиков не работают. Очень похоже на поиск недостающей планеты астрономами: она обязана быть, иначе определенные возмущения и отклонения в траекториях других планет необъяснимы.

«Мы будем также учитывать феномен витальности или жизненной энергии. Востоку она известна как Ирана или энергия Ци. Сейчас ее предпочитают называть энергией биополя» (Там же).

Весьма уязвимое заявление, поскольку никем не доказано, что Ци — это Прана, а Прана — это Энергия. Мистики предпочитают не вдаваться в такие тонкости именно потому, что подразумевают под всем этим «нечто», на что все слова, вроде Ци, Эфир, Мана и тому подобных, лишь указывают, как персты на луну.

Сам Гантимуров приводит далее и самое модное из современных определений этого «нечто»:

«Предполагается, что в основе этих феноменов лежит физическая реальность, именуемая торсионными полями, то есть подразумевается принципиальная сводимость к физике форм» (Там же, с. 50). Круг шестой. Мистика — Слой первый. Русская мистика

Критики от науки могут отдыхать! Действительно, сами ведь постоянно пробалтываются, что многие разделы современной физики, вроде той же квантовой механики, необъяснимы без допущения неких неведомых величин и без включения в них сознания.

Вот теперь можно перейти к описаниям самой лестницы. Душа в ней оказывается средним, соединяющим верх и низ звеном.

«Европейская мистическая традиция рассматривает человека, состоящего из трех качественно различных "атомов" — Духа, Души и Тела. В рамках этой концепции человек состоит из иерархии названных трех подсистем, ими же он и исчерпывается.

Иерархия этих атомов предполагает примат духовности,атом Духа "выше" атома Души, а душа, соответственно, "выше" Тела.

Эти три подсистемы мы отличаем друг от друга по "тонкости " (по степени нематериальности) их образующей субстанции, которая "утончается " по мере подъема от Тела к Душе и от Души к Духу. Атом Души в этой иерархии занимает промежуточное положение, являясь "синтезирующим" элементом в триаде Тела, Души и Духа. Внутри каждого из атомов плотность субстанции тоже уменьшается по мере "подъема ". Атомы, именуемые Душа и Дух, реальны и материальны, но уже невещественны в обычном смысле слова» (Там же).

Реальность не может быть невещественной, если мы точны в выражениях. Латинское слово «реальность» и происходит от слова «вещь». Да и утверждение, что внутри «атомов», то есть «неделимых», «плотность субстанции уменьшается», стоило бы доказать. Но Гантимуров тут вынужден быть учителем, который перекрывает многие вопросы авторитетностью изложения. Думаю, потому, что всего лишь разворачивает исходное предположение: что если мир устроен от Бога, тогда лестница должна иметь не три, а множество ступеней восхождения. И действительно:

«Восточная мистическая традиция рассматривает человека, как единство уже семи качественно различных своих "атомов" или тел» (Там же, с. 52).

Мне очень любопытно это утверждение, что Восток говорил о множестве тел. Я все ищу источник, откуда берет начало это убеждение, и очень сожалею, что Гантимуров его не приводит. Впрочем, он ведь не так однозначен, и позволяет понять себя лишь условно говорящим об этих «атомах» как о телах.

Но если мы будем говорить о них как о неких ступенях, то их окажется даже не семь, а девять, потому что:

«...здесь число семь есть лишь практическое соглашение.

В действительности же этих подсистем девять. Они объединены в три самоорганизующиеся триады. Их, в соответствии с первой моделью, можно назвать: "Триада Духа", "Триада Души", "Триада тела".

Триады граничат одна с другой и "пересекаются ", то есть, пограничные тела соседних триад "сливаются ", — они совпадают, образуя общие тела, пограничные между Триадами. Можно сказать, что они представляют собой интерфейсные тела, через которые осуществляется взаимодействие между Триадами» (Там же). Глава 5. Научное пограничье. Искаков

Далее Гантимуров дает рисунок, на котором изображены семь «тел» в полном соответствии с теософской традицией и соответствующими западно-восточными названиями: Физическое, Эфирное, Астральное, Ментальное, Каузальное, Буддхическое, Атманическое. А потом они же, но с удвоенными Астральным и Каузальным телами. Всего девять.

В итоге Душа оказывается состоящей из Астрального, Ментального и Каузального тел. Иудаистически-индуистские объяснения, что это такое, которыми автор завершает эту главу, я, к сожалению, плохо понял, и опускаю.

Опускаю я и рассказ о том, чем отличается душа человека от души животной. Кратко это не перескажешь, тем более, что объяснения свободно берутся из всех возможных культур, философий и религий.

Честно скажу, это красиво. Но я бы назвал направление, которое развивает в мистике Евгений Гантимуров мистическим постмодернизмом. А постмодернизма я не понимаю ни в литературе, ни в философии. Уж очень он мудрен, хотя это может быть и признаком глубины...

Глава 5. Научное пограничье. Искаков

Возможно самое полное и грамотное описание мистико-научного понятия души было сделано Борисом Ивановичем Искаковым. Доктор экономических наук, профессор, окончивший Московский физико-технический институт, Искаков для меня является человеком, который показал действительно научные возможности изучения души.

Это, конечно, неверно, если посчитать, что я назвал Искакова основоположником этого научного направления. Нет, он пришел в эти исследования, когда они были уже в разгаре. Я сейчас говорю лишь о его работе «Жизнь параллельных миров» и о том, насколько она показательно представляет научный подход. Иными словами, это пример еще одного учебника современной мистики, хорошо строящей свои основания на личном опыте и переживаниях, выходящих за рамки научной картины мира, но сохраняющей все возможности качественного научного метода в своих исследованиях.

Собственно говоря, Искаков очаровал меня уже вот с этого заявления:

«...подлинную науку не устраивают обе слепые и фанатичные крайности. Нужна ясная доказательность, и научная, и духовная» (Искаков, т. 1, с. 21).

Обе крайности — это фанатизм ученых и фанатизм священников. О священниках Искаков говорит мало, а вот то, как болел Наукой, переживает до сих пор очень болезненно. Это его переживание было для меня вторым доводом в его пользу, потому что, осознанно или нет, но он применил при написании своей работы исходный прием культурно-исторической психологии: прежде чем излагать выводы или даже просто строить исследование, он подробно описал среду, в которой рождались его понятия о душе, и описал свой путь к обретению этих понятий. Это чрезвычайно важно, потому что теперь я могу и представлять его понятие о душе в достаточной полноте и судить, насколько оно чисто. Круг шестой. Мистика — Слой первый. Русская мистика

Это историческое введение в психологию предмета важно и тем. что дает читателям очень ясное и точное представление о том, как эта наука у нас развивалась. Точность же описания, насколько мне доступно судить, совершенная. Все было именно так и исторически и психологически. Поэтому я приведу некоторые из его исторических зарисовок, чтобы они не были утрачены и чтобы стал понятнее сам Искаков. Их много, и я вынужден пропустить самые ранние, и начну с той, где Борис Иванович рассказывает, как начались его первые исследования.

«С 1974 года, будучи уже доктором экономических наук и профессором, аттестованным в ВАК, я стал заведовать кафедрой статистики МИНХ (Московского института народного хозяйства) им. Г. В. Плеханова. <...>

Как-то я встретил заведующего кафедрой физики МИНХ ныне покойного профессора Чернетского А. В., с радостью узнал в нем одного из лекторов МФТИ, подошел к нему и напомнил о его курсе лекций по физике на физтехе, сообщил, что кандидатскую и докторскую диссертации я защитил по экономико-математическим и статистическим методам, а теперь стал заведующим кафедрой статистики МИНХ.

Он обрадовался и предложил мне заниматься с ним по очень интересной проблеме исследования паранормальных явлений, экстрасенсорике и биоэнергетике. Я считал все это направление лженаукой, но огорчать любимого профессора не хотелось, и ответил уклончиво. Профессор Чернетский А. В. года три упорно убеждал меня, что я должен заняться этой проблемой, что ему нужна помощь статистиков для обработки результатов экспериментов, проводимых под его руководством в физической лаборатории при кафедре физики, а я все эти годы избегал его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.