Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковое сознание есть не сознание, а способность языкового коллектива рефлектировать, то есть созерцать




Но «языковой коллектив» состоит из людей, а люди могут «рефлектировать» только если у них есть сознание. Это вытекает из первого определения.

Как я уже говорил, при определении понятия «язык» этот уход в психологию дает дополнительную глубину. Но я гляжу на него как раз из психологии, и у меня возникают вопросы относительно сознания. Языковое сознание — это совсем не сознание. Это просто не очень продуманно использованное слово, которым языковеды обозначают что-то им очень нужное, какую-то способность сознания.

Какую способность? В уточнении сказано: «языковое сознаниеэто осознание возможностей языка». Иными словами, Гумбольдт, говоря о сознании, понимает под ним осознавание. И похоже, точно так же Портнов.

Ну и что? А то, что при этом они не говорят об осознавании! И означает это, что для философов языка понятия «сознание» и «осознавание» либо смешиваются, либо для них вообще никакого собственно сознания нет, а есть лишь способ говорить, называя сознание, а подразумевая осознавание.

Если бы приведенные мною определения были единичными примерами подобного понимания сознания, я бы мог усомниться в своих выводах. Но понимание сознания философами языка вызывает у меня множество сомнений. Особенно смущают меня определения вроде этого:

«Сознание носит диалектический характер, оно одновременно и субъективно и интерсубъективно, осознанно, но опирается на бессознательные механизмы» (Портнов, Сознание. Язык. Смысл, с. 73).

Глава 10. Гумбольдт. Языковое сознание

Сознание — осознанно, уже одно это утверждение приводит в замешательство. Кем или чем можно осознать нечто, кроме самого же сознания? Но оно еще и опирается на «бессознательные механизмы»! Как это? Конечно, автор мог просто оговориться или у него не хватило места в короткой публикации развернуть какое-то иное понимание сознания. Но уж раз зашла речь о бессознательном, то оправданным становится вопрос: а почему стала возможна бессознательная оговорка? Нет ли у нее причины, корешка, скрывающегося в неосознаваемой части сознания? В любом случае, именно такие оговорки на каком-то этапе исследования и становятся для него основным материалом. Сквозь них видно, как в действительности устроено наше сознание. Нужно только не пропустить их и задать вопросы.

Кто носитель осознавания, осознающий сознание"? Наверное, я? А что в таком случае есть сознание, которое я осознаю? И из чего сделаны, из чего состоят «бессознательные механизмы»? Из того же, что и фрейдистское бессознательное? Иначе говоря, это действительно «механизмы»? Или тут опять надо понимать широко: и «механизмы» и некие содержания, которые они создают? А когда они их создают, то эти содержания становятся собственностью сознания или сохраняются неосознанными, пока некто их во мне не осознает? Но если такое возможно, то из чего они сделаны?

Это разговор обо всей философии языка и о Гумбольдте в частности, потому что он сам именно так и говорит, когда дело касается сознания.

К примеру, выражение «языковое сознание» он употребляет сплошь и рядом как само собой разумеющееся и понятное читателю по очевидности. Для того, чтобы создать те два определения, Портнову пришлось извлекать свое понимание из высказываний вроде вот такого:

«Поэтому слоговые размеры, подобно гекзаметру и шестнадцатисложному стиху шлок, дошедшие до нас из тьмы веков, но до сих пор неподражаемо чарующие слух одной только последовательностью своих слогов, являют собой, может быть, еще более сильное и надежное доказательство глубокого и тонкого языкового сознания породивших их наций, чем сами сохранившие их стихотворения» (Гумбольдт, О буквенном письме, с. 413).

Это хорошее высказывание, в нем отчетливо видно, что Гумбольдт действительно говорит о некой нашей способности, наверное, способности сознания к тонкому различению. Вероятно, это различение можно считать осознаванием, а в целом называть языковым сознанием. Но таких отчетливых высказываний у Гумбольдта немного, и Портнову пришлось поработать, чтобы извлечь свое понимание.

Сам же Гумбольдт, когда пытается дать определения своим понятиям, звучит отнюдь не так чарующе, как древние:

«В языке, в той мере, в какой он является реальным достоянием человека, различаются два конститутивных принципа:

внутреннее языковое сознание (под которым я понимаю не особую силу, но всю совокупность духовных способностей относительно к образованию и употреблению языка, то есть лишь направление)

и звук» (Гумбольдт, О различии строения человеческих языков, с. 227).

Основное— Море сознания— Слои философии— Слой 4

Вот и все определение языкового сознания, из которого ясно, что слово «сознание» Гумбольдт употребил если уж не совершенно случайно, то по наитию, по чувству языка, показавшему ему, что способность человека к созданию и использованию языка как-то связана с его сознанием. Вероятно, это глубокая мысль, и если постараться, то действительно можно доказать, что, говоря о «языковом сознании», Гумбольдт говорит о сознании.

И я даже допускаю, что если постараться еще больше, то можно найти и то, как это использовать для очищения. Вероятно, я когда-нибудь постараюсь и сделаю это.

Выводы: Ранняя метафизика сознания — это философия разума

Метафизика Нового времени считалась философией сознания. Как вы, я надеюсь, увидели, это была философия ума, считавшая себя Наукой о Разуме. Скрытой целью этой Науки была борьба с Церковью и отмена всех тех оснований, на которых строился религиозный образ мира. И если вся Естественная Наука Нового времени объявила своей основой физические законы, а точнее, физическую Механику, как ее разработал Ньютон, то философия той поры попыталась проделать ту же революцию в духовных науках. Для этого она отвергла Обычай, который тысячелетиями правил людьми, и заменила его на Разум.

Что такое Разум, в сущности, не определялось. Предполагалось, что это то, чем обладают люди Науки. Именно исходя из такого неявного понятия Разума, Метафизика пыталась обосновать власть Науки над умами, для себя же пыталась отвоевать у Физики трон царицы всех Наук. Поэтому философы той поры творили бесконечные наукоучения — учения, объясняющие остальным Наукам, как они должны строиться и в каком порядке располагаться относительно трона царицы.

Эта составляющая философии сохранится и в следующем столетии. Каждый новый век будет начинаться с очередной попытки Философии уговорить остальных ученых слушаться ее. Но при этом каждая новая попытка захватить трон будет делаться новым поколением философов как низвержение предыдущего поколения. Раз отцы не смогли обеспечить нам достойное место в мире, значит, они в долгу и виноваты. Поэтому их самих и их учения надо отвергнуть.

Учения предшественников отвергались и объявлялись причиной всех неудач сообщества. Это стало обычаем, и начало ему было положено именно войной молодежи философского сообщества против ранней Метафизики. Война эта началась в XIX веке и шла сразу на двух фронтах.

С одной стороны на Метафизику напали действовавшие каждый сам по себе, но одновременно, Позитивизм, Материализм, Марксизм и, как это ни странно, воинствующий Идеализм.

Выводы: Ранняя метафизика сознания— это философия разума

С другой же, сами философы, в поиске выхода из тупика, каким им казалось положение дел в философии, из философов сознания стали дружно переходить в психологов сознания.

Исходное поветрие — стать естественной Наукой, что было совершенно немыслимо для философии, повело к искрометному решению: тогда мы станем психологами, потому что Психология наука естественная! Почему вдруг психология оказалась естественной Наукой? Да по той простой причине, что она превратилась в психофизиологию, то есть, по существу, в ней-рологию. Естественно, что создатель наиболее удачного варианта этой новой, с позволения сказать, науки Вильгельм Вундт был объявлен отцом современной психологии.

Каким чудом его психофизиология стала восприниматься наследницей предыдущей философии сознания — немалая загадка. Но научная, естественная, экспериментальная психология Вундта называется психологией сознания. Так закрепилось в истории Психологии.

Однако прежде чем перейти к психологии сознания, я вынужден буду сделать два отступления. Сначала расскажу о том, как убивали философию сознания, то есть Метафизику. Это убийство отразилось в нашей культуре и живет в сознании любого современного человека, даже если он об этом и не подозревает.

А потом я расскажу о тех корнях, из которых, или отрицая которые, вырастает Философская психофизиология сознания. Это скелет в шкафу всей современной Психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.