Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мученик Самон. Фреска. XIV в. Церковь Спаса. Цаленджиха. Грузия




Мануил Евгеник.

Архангел Михаил. Мозаика. XII в. Храм в Гелати. Грузия.

Монастырь в Гелати. XII в. Грузия.

Храмы Джвари (VI в.) и Светицховели (XI в.). Мцхета. Грузия.

Церковь Иоанна Крестителя. VI в. Мцхета. Грузия.

 

константинопольского универси­тета; на грузинский язык переводи­лись сочинения греческих филосо­фов и даже древнегреческие мифы и поэмы Гомера. Неудивительно, что мозаика, украшающая апсиду собора в Гелати, также имеет нема­ло общего со столичным византий­ским искусством. Историки предпо­лагают, что эта мозаика — работа византийских живописцев. Фрески в западной части храма, значитель­но более скованные и как бы за­стывшие, принадлежат местным ма­стерам, а может, и монастырским художникам.

В 40-е гг. XIII в. Грузию завоева­ли монголы. Однако уровень худо­жественной культуры, достигнутый к тому времени, позволил грузинскому искусству сохраниться и продолжить развитие по однажды из­бранному пути. В монументальной живописи XIV столетия заметны родство с константинопольской школой, воздействие «палеологовского ренессанса». В конце столетия мастер из Константинополя Кир Мануил Евгеник по заказу гру­зинского правителя Вамека Дадиани расписал храм в Цаленджихе, продемонстрировав виртуозное мастерство и дав образец для под­ражания будущим грузинским ху­дожникам. Некоторые местные живописцы тем не менее ориенти­ровались не на изыски столичного мастера, а на грузинские росписи X—XI вв. и даже на более ранние об­разцы. Таким образом они стара­лись сохранить собственную право­славную традицию.

Тысячелетняя судьба самой Византийской империи (V—XV вв.) и боль­шинства связанных с ней стран оказалась печальна. Однако в годы расцве­та в Византийском регионе успел сложиться особый мир (куда входила и Русь), называемый в научной литературе византийским кругом. В этом на­звании можно видеть не просто определение некоей общности. Крут по­нимался византийскими мыслителями как совершенная Божественная форма, идеал гармонии, символ единства всего мироздания. Круг бесконе­чен и потому является символом вечности. Великие достижения византий­ской культуры, в которой немеркнущие отблески античности соединились с высочайшими порывами духа, навечно вошли в историю всего челове­чества, составив его драгоценное богатство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.